Длительное отсутствие родителей
Подборка наиболее важных документов по запросу Длительное отсутствие родителей (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Каков порядок установления факта отсутствия родительского попечения?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)длительное отсутствие родителей;
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)длительное отсутствие родителей;
Ситуация: В каких случаях ребенок может быть передан на воспитание родственникам?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)По общему правилу к обстоятельствам, свидетельствующим об отсутствии (утрате) родительского попечения над несовершеннолетними детьми, в частности, относятся: смерть родителей, лишение родительских прав, ограничение в родительских правах, признание родителей недееспособными, длительное отсутствие родителей, уклонение родителей от воспитания детей (п. 1 ст. 121 СК РФ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)По общему правилу к обстоятельствам, свидетельствующим об отсутствии (утрате) родительского попечения над несовершеннолетними детьми, в частности, относятся: смерть родителей, лишение родительских прав, ограничение в родительских правах, признание родителей недееспособными, длительное отсутствие родителей, уклонение родителей от воспитания детей (п. 1 ст. 121 СК РФ).
Нормативные акты
"Семейный кодекс Российской Федерации" от 29.12.1995 N 223-ФЗ
(ред. от 23.11.2024, с изм. от 30.10.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 05.02.2025)1. Защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства.
(ред. от 23.11.2024, с изм. от 30.10.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 05.02.2025)1. Защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства.
"Обзор практики рассмотрения судами в 2012 - 2014 годах дел о взыскании задолженности по выплате денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством), за счет казны субъекта Российской Федерации"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 10.12.2015)На основании пункта 1 статьи 121 СК РФ (в редакции, действовавшей до 1 сентября 2008 г.) защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из воспитательных учреждений, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 10.12.2015)На основании пункта 1 статьи 121 СК РФ (в редакции, действовавшей до 1 сентября 2008 г.) защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из воспитательных учреждений, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства.
"Комментарий к Федеральному закону от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Случаи, когда ребенок по тем или иным причинам остался без попечения родителей, достаточно многочисленны. Примерный перечень причин, по которым ребенок может лишиться родительского попечения, дан в ст. 121 СК РФ, согласно которой защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Случаи, когда ребенок по тем или иным причинам остался без попечения родителей, достаточно многочисленны. Примерный перечень причин, по которым ребенок может лишиться родительского попечения, дан в ст. 121 СК РФ, согласно которой защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства.
Статья: Дополнительные гарантии в сфере труда и занятости детей-сирот и приравненных к ним лиц
(Голосова Н.С.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2021, N 4)Обстоятельства, в силу которых ребенок может быть отнесен к категории детей, оставшихся без попечения родителей, определены ст. 121 Семейного кодекса РФ (ред. от 2 июля 2021 г.): смерть родителей, лишение их родительских прав, ограничение их в родительских правах, признание родителей недееспособными, болезнь родителей, длительное отсутствие родителей, уклонение родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, создание действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, и др. Указанные обстоятельства легли в основу понятий "дети-сироты" и "дети, оставшиеся без попечения родителей", использующихся в Федеральном законе от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ (ред. от 17 февраля 2021 г.) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Закон N 159-ФЗ). Кроме того, Законом N 159-ФЗ введено понятие "лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". К ним отнесены лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, не стало обоих или единственного родителя. Также в названном Законе поименованы лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых в период их обучения по основным профессиональным образовательным программам и (или) по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих умерли оба родителя или единственный родитель.
(Голосова Н.С.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2021, N 4)Обстоятельства, в силу которых ребенок может быть отнесен к категории детей, оставшихся без попечения родителей, определены ст. 121 Семейного кодекса РФ (ред. от 2 июля 2021 г.): смерть родителей, лишение их родительских прав, ограничение их в родительских правах, признание родителей недееспособными, болезнь родителей, длительное отсутствие родителей, уклонение родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, создание действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, и др. Указанные обстоятельства легли в основу понятий "дети-сироты" и "дети, оставшиеся без попечения родителей", использующихся в Федеральном законе от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ (ред. от 17 февраля 2021 г.) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Закон N 159-ФЗ). Кроме того, Законом N 159-ФЗ введено понятие "лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". К ним отнесены лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, не стало обоих или единственного родителя. Также в названном Законе поименованы лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых в период их обучения по основным профессиональным образовательным программам и (или) по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих умерли оба родителя или единственный родитель.
Ситуация: В каких случаях ребенок может быть устроен в организацию для детей-сирот?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)длительного отсутствия родителей;
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)длительного отсутствия родителей;
"Комментарий к Федеральному закону от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Определение понятия "дети, оставшиеся без попечения родителей" следует из абз. 1 п. 1 ст. 121 СК РФ (к нему и отсылает пункт 1 ст. 145 данного Кодекса), согласно которому (в ред. Закона 2008 г. N 49-ФЗ, внесшего изменения в связи с принятием комментируемого Закона) защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на ООиП.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Определение понятия "дети, оставшиеся без попечения родителей" следует из абз. 1 п. 1 ст. 121 СК РФ (к нему и отсылает пункт 1 ст. 145 данного Кодекса), согласно которому (в ред. Закона 2008 г. N 49-ФЗ, внесшего изменения в связи с принятием комментируемого Закона) защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на ООиП.
Статья: Конституционно-правовое измерение репродуктивного здоровья: terra incognita?
(Шатилина А.С.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 3)Европейский суд расценил это как нарушение ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (далее - Конвенция, ЕКПЧ), поскольку не был соблюден справедливый баланс между частными интересами заявителей и интересами общества в поддержании эффективности и безопасности пенитенциарной системы. ЕСПЧ счел неубедительными доводы государства о том, что утрата возможности иметь детей является неизбежным и необходимым следствием лишения свободы; что авторитет уголовно-исполнительной системы был бы подорван при предоставлении доступа к искусственному оплодотворению осужденным за совершение тяжких преступлений и что длительное отсутствие родителя может иметь негативный эффект. Соответственно, при взвешивании конкурирующих интересов приоритет был отдан охране репродуктивного здоровья заявителей и реализации ими репродуктивной функции.
(Шатилина А.С.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 3)Европейский суд расценил это как нарушение ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (далее - Конвенция, ЕКПЧ), поскольку не был соблюден справедливый баланс между частными интересами заявителей и интересами общества в поддержании эффективности и безопасности пенитенциарной системы. ЕСПЧ счел неубедительными доводы государства о том, что утрата возможности иметь детей является неизбежным и необходимым следствием лишения свободы; что авторитет уголовно-исполнительной системы был бы подорван при предоставлении доступа к искусственному оплодотворению осужденным за совершение тяжких преступлений и что длительное отсутствие родителя может иметь негативный эффект. Соответственно, при взвешивании конкурирующих интересов приоритет был отдан охране репродуктивного здоровья заявителей и реализации ими репродуктивной функции.