Дискриминационные условия
Подборка наиболее важных документов по запросу Дискриминационные условия (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Правовой анализ запрета на создание дискриминационных условий при предоставлении субсидий в сфере сельского хозяйства
(Сайдашева М.В.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2024, N 4)"Российское конкурентное право и экономика", 2024, N 4
(Сайдашева М.В.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2024, N 4)"Российское конкурентное право и экономика", 2024, N 4
Путеводитель по судебной практике: Общие положения об аренде.
Можно ли по договору аренды взыскивать с арендатора дополнительную плату за сдачу имущества в субаренду
(КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с пунктами 2, 8 части 1 статьи 15 Федерального закона N 135-ФЗ органам местного самоуправления запрещается принимать акты, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам; создание дискриминационных условий.
Можно ли по договору аренды взыскивать с арендатора дополнительную плату за сдачу имущества в субаренду
(КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с пунктами 2, 8 части 1 статьи 15 Федерального закона N 135-ФЗ органам местного самоуправления запрещается принимать акты, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам; создание дискриминационных условий.
Нормативные акты
Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ
(ред. от 24.06.2025)
"О защите конкуренции"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)8) дискриминационные условия - условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами;
(ред. от 24.06.2025)
"О защите конкуренции"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)8) дискриминационные условия - условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами;
Статья: Комментарий к Решению ВС РФ от 18.04.2024 по делу N АКПИ23-1033 <В Общедоступных критериях оценки рисков не нашли противоречий закону>
(Веселов А.В.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2024, N 12)- пункт 7 Критериев противоречит статье 31 ключевого фискального документа, пункту 7 Положения о Федеральной налоговой службе (утв. Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506), пункту 8 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции". Дело в том, что законодательство не позволяет налоговикам закреплять цифровые относительные показатели между доходами и расходами коммерсантов. ФНС России в общем случае не может заниматься в своей сфере нормативно-правовым регулированием. Оспариваемое предписание создает дискриминационные условия по отношению к плательщикам с тем же видом деятельности, не имеющим статуса индивидуального предпринимателя;
(Веселов А.В.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2024, N 12)- пункт 7 Критериев противоречит статье 31 ключевого фискального документа, пункту 7 Положения о Федеральной налоговой службе (утв. Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506), пункту 8 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции". Дело в том, что законодательство не позволяет налоговикам закреплять цифровые относительные показатели между доходами и расходами коммерсантов. ФНС России в общем случае не может заниматься в своей сфере нормативно-правовым регулированием. Оспариваемое предписание создает дискриминационные условия по отношению к плательщикам с тем же видом деятельности, не имеющим статуса индивидуального предпринимателя;
Статья: Об оценке действий хозяйствующих субъектов - владельцев цифровых платформ в качестве монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции
(Ашфа Д.М.)
("Конкурентное право", 2025, N 4)При этом в феврале 2025 г. ФАС России в адрес Wildberries <18> и Ozon <19> снова были выданы предупреждения в связи с наличием признаков нарушения ст. 10.1 Закона о защите конкуренции, но в этом случае из-за автоматического включения товаров продавцов в категорию распродажи без предварительного согласования с ними и за их счет. Маркетплейсы, исполняя предупреждения, внесли следующие изменения в свои оферты: обязанность электронных торговых площадок получать добровольное согласие продавцов на участие в акциях, проводимых или предлагаемых к проведению за счет продавцов; недопустимость применения мер ответственности, а также создания иных дискриминационных условий продавцам, которые отказались от участия в акциях за их счет, по сравнению с продавцами, участвующими в таких акциях.
(Ашфа Д.М.)
("Конкурентное право", 2025, N 4)При этом в феврале 2025 г. ФАС России в адрес Wildberries <18> и Ozon <19> снова были выданы предупреждения в связи с наличием признаков нарушения ст. 10.1 Закона о защите конкуренции, но в этом случае из-за автоматического включения товаров продавцов в категорию распродажи без предварительного согласования с ними и за их счет. Маркетплейсы, исполняя предупреждения, внесли следующие изменения в свои оферты: обязанность электронных торговых площадок получать добровольное согласие продавцов на участие в акциях, проводимых или предлагаемых к проведению за счет продавцов; недопустимость применения мер ответственности, а также создания иных дискриминационных условий продавцам, которые отказались от участия в акциях за их счет, по сравнению с продавцами, участвующими в таких акциях.
Статья: Семья с редким (орфанным) пациентом как субъект правоотношений в сфере здравоохранения: миф или реальность?
(Посадкова М.В.)
("Медицинское право", 2025, N 2)Автор обосновывает необходимость выделения самостоятельного статуса семьи с редким (орфанным) пациентом в правовом регулировании России в целях повышения качества жизни пациентов и их семей и упразднения сложившихся дискриминационных условий в зависимости от состояния здоровья.
(Посадкова М.В.)
("Медицинское право", 2025, N 2)Автор обосновывает необходимость выделения самостоятельного статуса семьи с редким (орфанным) пациентом в правовом регулировании России в целях повышения качества жизни пациентов и их семей и упразднения сложившихся дискриминационных условий в зависимости от состояния здоровья.
Статья: Привлечение к уголовной ответственности за воспрепятствование законной предпринимательской деятельности (ст. 169 УК)
(Лошкарев В.В.)
("Законность", 2025, N 6)Иными словами, в непосредственной близости от существующей котельной, управляемой не тем юридическим лицом, которое управляет всеми остальными котельными города <7>, строят новую котельную, подключают ее к той же линии, на которой находилась старая котельная, перераспределяют ее нагрузку на новую котельную, выводят из эксплуатации участок тепловой сети между старой и новой котельными. Действия должностных лиц муниципалитета были направлены именно на вывод из эксплуатации котельной ООО "Г", на устранение ее с городского рынка теплоснабжения и повлекли создание дискриминационных условий и необоснованное воспрепятствование осуществлению деятельности общества.
(Лошкарев В.В.)
("Законность", 2025, N 6)Иными словами, в непосредственной близости от существующей котельной, управляемой не тем юридическим лицом, которое управляет всеми остальными котельными города <7>, строят новую котельную, подключают ее к той же линии, на которой находилась старая котельная, перераспределяют ее нагрузку на новую котельную, выводят из эксплуатации участок тепловой сети между старой и новой котельными. Действия должностных лиц муниципалитета были направлены именно на вывод из эксплуатации котельной ООО "Г", на устранение ее с городского рынка теплоснабжения и повлекли создание дискриминационных условий и необоснованное воспрепятствование осуществлению деятельности общества.
"Уголовно наказуемое ограничение конкуренции: закон, теория, практика: монография"
(Тесленко А.В.)
("Проспект", 2023)Возможность квалификации соответствующих действий в качестве покушения на сегодняшний день находит подтверждение и при анализе судебной практики. Так, например, Новгородский районный суд в Приговоре от 10 марта 2021 года по делу N 1-18/2021 отмечает следующее: "Ф.И.О.1 и Ф.И.О.3 вступили в предварительный сговор о совершении ограничения конкуренции путем заключения между ОАО и группой компаний - ООО и ЗАО ограничивающего конкуренцию соглашения (картеля)... намереваясь совместными действиями установить выгодную для ОАО и ЗАО цену договора путем предоставления согласованных цен, указываемых в коммерческих предложениях, включить в конкурсную документацию положения, ограничивающие конкуренцию, путем создания иным хозяйствующим субъектам - конкурентам дискриминационных условий доступа к участию в торгах на право заключения договора... в результате чего ОАО получило бы преимущество при заключении договора... и в последующем извлекло бы доход в особо крупном размере, а ООО либо входящее с ним в одну группу ЗАО получили бы возможность в последующем с ОАО заключить договор субподряда при реализации работ... и тем самым тоже получить доход в особо крупном размере... Вследствие реализации картельного соглашения подсудимых в результате победы на торгах и заключения контракта по результатам участия в конкурсе доход должен был составить 733 422 967 рублей 30 копеек... Подсудимые не смогли довести до конца свой преступный умысел по независящим от них обстоятельствам, в связи с чем их действия верно квалифицированы органом предварительного расследования как покушение" <1>.
(Тесленко А.В.)
("Проспект", 2023)Возможность квалификации соответствующих действий в качестве покушения на сегодняшний день находит подтверждение и при анализе судебной практики. Так, например, Новгородский районный суд в Приговоре от 10 марта 2021 года по делу N 1-18/2021 отмечает следующее: "Ф.И.О.1 и Ф.И.О.3 вступили в предварительный сговор о совершении ограничения конкуренции путем заключения между ОАО и группой компаний - ООО и ЗАО ограничивающего конкуренцию соглашения (картеля)... намереваясь совместными действиями установить выгодную для ОАО и ЗАО цену договора путем предоставления согласованных цен, указываемых в коммерческих предложениях, включить в конкурсную документацию положения, ограничивающие конкуренцию, путем создания иным хозяйствующим субъектам - конкурентам дискриминационных условий доступа к участию в торгах на право заключения договора... в результате чего ОАО получило бы преимущество при заключении договора... и в последующем извлекло бы доход в особо крупном размере, а ООО либо входящее с ним в одну группу ЗАО получили бы возможность в последующем с ОАО заключить договор субподряда при реализации работ... и тем самым тоже получить доход в особо крупном размере... Вследствие реализации картельного соглашения подсудимых в результате победы на торгах и заключения контракта по результатам участия в конкурсе доход должен был составить 733 422 967 рублей 30 копеек... Подсудимые не смогли довести до конца свой преступный умысел по независящим от них обстоятельствам, в связи с чем их действия верно квалифицированы органом предварительного расследования как покушение" <1>.
Статья: К вопросу о содержании и проявлении принципа недискриминации как отраслевого принципа конкурентного права
(Шмелева Д.В.)
("Журнал предпринимательского и корпоративного права", 2024, N 4)В то же время отметим, что п. 8 ст. 4 Закона о защите конкуренции содержит определение дискриминационных условий, под которыми понимаются условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами. При обращении к букве Закона о защите конкуренции, применительно к составам антимонопольных нарушений, мы видим запрет на дискриминацию в п. 8 ч. 1 ст. 10 и в п. 8 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции, т.е. применительно к антиконкурентным деяниям доминирующих хозяйствующих субъектов, а также к актам и деяниям органов государственной власти и местного самоуправления, Банка России и наделенных публичными полномочиями организаций.
(Шмелева Д.В.)
("Журнал предпринимательского и корпоративного права", 2024, N 4)В то же время отметим, что п. 8 ст. 4 Закона о защите конкуренции содержит определение дискриминационных условий, под которыми понимаются условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами. При обращении к букве Закона о защите конкуренции, применительно к составам антимонопольных нарушений, мы видим запрет на дискриминацию в п. 8 ч. 1 ст. 10 и в п. 8 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции, т.е. применительно к антиконкурентным деяниям доминирующих хозяйствующих субъектов, а также к актам и деяниям органов государственной власти и местного самоуправления, Банка России и наделенных публичными полномочиями организаций.
"Обзор судебной практики в сфере закупок по 223-ФЗ (июнь 2025 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Правовой подход Заказчика, предусматривающий право направлять уточняющие запросы, приводит к созданию дискриминационных условий и ограничивает количество участников Конкурса, поскольку порядок, а также случаи направления такого уточняющего запроса отсутствуют в требованиях Документации.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Правовой подход Заказчика, предусматривающий право направлять уточняющие запросы, приводит к созданию дискриминационных условий и ограничивает количество участников Конкурса, поскольку порядок, а также случаи направления такого уточняющего запроса отсутствуют в требованиях Документации.
"Обзор судебной практики в сфере закупок по 223-ФЗ (апрель 2025 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Таким образом, Заказчик предоставляет необоснованное преимущество ценовому предложению участника закупки, который находится на общей системе налогообложения, перед ценовым предложением участника, находящегося на упрощенной системе налогообложения и не являющегося плательщиком НДС, тем самым создавая дискриминационные условия, ограничивающие конкуренцию.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Таким образом, Заказчик предоставляет необоснованное преимущество ценовому предложению участника закупки, который находится на общей системе налогообложения, перед ценовым предложением участника, находящегося на упрощенной системе налогообложения и не являющегося плательщиком НДС, тем самым создавая дискриминационные условия, ограничивающие конкуренцию.
"Обзор судебной практики в сфере закупок по 223-ФЗ (декабрь 2024 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Правовой подход Заказчика, предусматривающий право направлять уточняющие запросы, приводит к созданию дискриминационных условий и ограничивает количество участников Конкурса, поскольку порядок, а также случаи направления такого уточняющего запроса отсутствуют в требованиях Документации.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Правовой подход Заказчика, предусматривающий право направлять уточняющие запросы, приводит к созданию дискриминационных условий и ограничивает количество участников Конкурса, поскольку порядок, а также случаи направления такого уточняющего запроса отсутствуют в требованиях Документации.
"Памятки по трудовым правам и обязанностям работника и работодателя, разъясняющие требования трудового законодательства Российской Федерации: Сборник памяток для работодателя"
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)Локальные акты работодателя, коллективные договоры, трудовые договоры не могут содержать положения, ухудшающие положение инвалидов или содержать дискриминационные условия.
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)Локальные акты работодателя, коллективные договоры, трудовые договоры не могут содержать положения, ухудшающие положение инвалидов или содержать дискриминационные условия.