Дипломатическая неприкосновенность
Подборка наиболее важных документов по запросу Дипломатическая неприкосновенность (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Освобождение от обязанности давать свидетельские показания в современной уголовно-процессуальной регламентации
(Дикарев И.С.)
("Российская юстиция", 2025, N 6)В уголовном процессе имеются и другие модели свидетельского иммунитета, при которых решение о даче показаний принимает не сам допрашиваемый, а третье лицо. В частности, для допроса лица, пользующегося правом дипломатической неприкосновенности, требуется получение согласия на производство данного следственного действия от иностранного государства, на службе которого находится или находилось данное лицо, или международной организации, членом персонала которой это лицо является или являлось (ч. 2 ст. 3 УПК РФ). Иначе говоря, именно иностранное государство (в лице компетентных органов) или соответствующая международная организация в данном случае выступают тем субъектом, от усмотрения которого зависит дача свидетельских показаний <5>.
(Дикарев И.С.)
("Российская юстиция", 2025, N 6)В уголовном процессе имеются и другие модели свидетельского иммунитета, при которых решение о даче показаний принимает не сам допрашиваемый, а третье лицо. В частности, для допроса лица, пользующегося правом дипломатической неприкосновенности, требуется получение согласия на производство данного следственного действия от иностранного государства, на службе которого находится или находилось данное лицо, или международной организации, членом персонала которой это лицо является или являлось (ч. 2 ст. 3 УПК РФ). Иначе говоря, именно иностранное государство (в лице компетентных органов) или соответствующая международная организация в данном случае выступают тем субъектом, от усмотрения которого зависит дача свидетельских показаний <5>.
Статья: Государственный строй Града Ватикан и внутреннее устройство Святого престола в свете вопроса о международной правосубъектности папства
(Марзанов А.Ю.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 8)Это связано с признанием за Святым престолом как Италией <20>, так и другими государствами <21> различных привилегий и иммунитетов, охраняющих неприкосновенность Папы, сотрудников Римской курии, включая дипломатических представителей, а также имущества и архивов Святого престола - даже когда последние находятся за пределами государства Град Ватикан <22>. Более того, сложившийся статус Святого престола в принципе не обусловлен существованием Града Ватикан и в своих общих чертах возник задолго до появления последнего. Так, присоединение старого Папского (Понтификального) государства к Италии сопровождалось принятием правительством последней двух декретов от 9 и 19 октября 1870 г., положения которых сохранили за Папой достоинства, неприкосновенность и все личные прерогативы суверена, а также подтвердили неприкосновенность иностранных дипломатических представителей при Святом престоле (а не при упраздненном Папском государстве) <23>. Указанные положения были впоследствии доработаны и расширены в принятом итальянским правительством 13 мая 1871 г. Законе "О прерогативах Верховного понтифика и Святого престола и об отношениях государства с церковью" <24>.
(Марзанов А.Ю.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 8)Это связано с признанием за Святым престолом как Италией <20>, так и другими государствами <21> различных привилегий и иммунитетов, охраняющих неприкосновенность Папы, сотрудников Римской курии, включая дипломатических представителей, а также имущества и архивов Святого престола - даже когда последние находятся за пределами государства Град Ватикан <22>. Более того, сложившийся статус Святого престола в принципе не обусловлен существованием Града Ватикан и в своих общих чертах возник задолго до появления последнего. Так, присоединение старого Папского (Понтификального) государства к Италии сопровождалось принятием правительством последней двух декретов от 9 и 19 октября 1870 г., положения которых сохранили за Папой достоинства, неприкосновенность и все личные прерогативы суверена, а также подтвердили неприкосновенность иностранных дипломатических представителей при Святом престоле (а не при упраздненном Папском государстве) <23>. Указанные положения были впоследствии доработаны и расширены в принятом итальянским правительством 13 мая 1871 г. Законе "О прерогативах Верховного понтифика и Святого престола и об отношениях государства с церковью" <24>.
Нормативные акты
Указ Президиума ВС СССР от 23.05.1966 N 4961-VI
"Об утверждении положения о дипломатических и консульских представительствах иностранных государств на территории Союза Советских Социалистических Республик"Статья 12. Глава дипломатического представительства и члены дипломатического персонала представительства пользуются личной неприкосновенностью. Они не могут быть подвергнуты задержанию или аресту.
"Об утверждении положения о дипломатических и консульских представительствах иностранных государств на территории Союза Советских Социалистических Республик"Статья 12. Глава дипломатического представительства и члены дипломатического персонала представительства пользуются личной неприкосновенностью. Они не могут быть подвергнуты задержанию или аресту.
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Кроме того, иногда в международном праве применяется термин "условная территория", к которой относят расположенные вне пределов государственной территории объекты: воздушные, морские, речные суда, космические корабли, станции и другие космические объекты, искусственные острова и сооружения в море, на его дне, в Антарктике, помещения дипломатических и консульских представительств <323>. Термин "условная территория" обычно не используется при определении территориальных пределов государственного суверенитета в налоговых целях, поскольку для решения вопросов, связанных с основаниями возложения налоговой обязанности в соответствующих случаях, используются иные инструменты и юридические конструкции (например, понятие "место эффективного управления" применительно к транспортной компании, осуществляющей международные перевозки, различные концепции резидентства получателя дохода, правила о налоговых иммунитетах дипломатов и консульских сотрудников и т.д.). Вместе с тем вопрос об "условной территории" может иметь значение для международного налогового права в контексте определения формальных (процессуальных) аспектов территориальных пределов налогового суверенитета, так как невозможно допустить реализацию принудительных мер по взысканию налога, например, на территории российского консульского или дипломатического представительства за рубежом (впрочем, неприкосновенность "условной территории" Российской Федерации в необходимых случаях обеспечивается неналоговыми нормами) <324>.
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Кроме того, иногда в международном праве применяется термин "условная территория", к которой относят расположенные вне пределов государственной территории объекты: воздушные, морские, речные суда, космические корабли, станции и другие космические объекты, искусственные острова и сооружения в море, на его дне, в Антарктике, помещения дипломатических и консульских представительств <323>. Термин "условная территория" обычно не используется при определении территориальных пределов государственного суверенитета в налоговых целях, поскольку для решения вопросов, связанных с основаниями возложения налоговой обязанности в соответствующих случаях, используются иные инструменты и юридические конструкции (например, понятие "место эффективного управления" применительно к транспортной компании, осуществляющей международные перевозки, различные концепции резидентства получателя дохода, правила о налоговых иммунитетах дипломатов и консульских сотрудников и т.д.). Вместе с тем вопрос об "условной территории" может иметь значение для международного налогового права в контексте определения формальных (процессуальных) аспектов территориальных пределов налогового суверенитета, так как невозможно допустить реализацию принудительных мер по взысканию налога, например, на территории российского консульского или дипломатического представительства за рубежом (впрочем, неприкосновенность "условной территории" Российской Федерации в необходимых случаях обеспечивается неналоговыми нормами) <324>.
Статья: К вопросу об особенностях рассмотрения дел об административных правонарушениях с участием дипломатических агентов
(Пашонина В.Е.)
("Административное право и процесс", 2025, N 9)На практике же багаж, перевозимый курьером, зачастую не досматривается в полном объеме несмотря на то, что согласно нормам международного права неприкосновенностью обладает только дипломатическая почта, посылки в специальных контейнерах.
(Пашонина В.Е.)
("Административное право и процесс", 2025, N 9)На практике же багаж, перевозимый курьером, зачастую не досматривается в полном объеме несмотря на то, что согласно нормам международного права неприкосновенностью обладает только дипломатическая почта, посылки в специальных контейнерах.
"Собирание электронных доказательств по уголовным делам на территории России и зарубежных стран: опыт и проблемы: монография"
(под общ. и науч. ред. С.П. Щербы)
("Проспект", 2022)<1> См.: Литвишко П.А. Электронные международно-правовые иммунитеты: вопросы теории и практики // Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации. 2021. N 3(83). С. 126 - 135; Перепелицын М.А. Дипломатическая неприкосновенность в условиях цифровой дипломатии // Молодой ученый. Международный научный журнал. 2020. N 20(310). Ч. IV. С. 307 - 309.
(под общ. и науч. ред. С.П. Щербы)
("Проспект", 2022)<1> См.: Литвишко П.А. Электронные международно-правовые иммунитеты: вопросы теории и практики // Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации. 2021. N 3(83). С. 126 - 135; Перепелицын М.А. Дипломатическая неприкосновенность в условиях цифровой дипломатии // Молодой ученый. Международный научный журнал. 2020. N 20(310). Ч. IV. С. 307 - 309.
Статья: Административная ответственность лиц, пользующихся международно-правовым иммунитетом
(Стенюшкина Э.А.)
("Административное право и процесс", 2025, N 3)Дипломатический агент наделен личной неприкосновенностью, неприкосновенностью частной резиденции, бумаг, корреспонденции и имущества <16>. А также не может быть привлечен к административной ответственности без официального согласия аккредитующего государства <17>.
(Стенюшкина Э.А.)
("Административное право и процесс", 2025, N 3)Дипломатический агент наделен личной неприкосновенностью, неприкосновенностью частной резиденции, бумаг, корреспонденции и имущества <16>. А также не может быть привлечен к административной ответственности без официального согласия аккредитующего государства <17>.