Деятельность по опеке и попечительству
Подборка наиболее важных документов по запросу Деятельность по опеке и попечительству (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Федеральному закону от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Статья 27. Контроль за деятельностью органов опеки и попечительства
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Статья 27. Контроль за деятельностью органов опеки и попечительства
Нормативные акты
Федеральный закон от 24.04.2008 N 48-ФЗ
(ред. от 29.09.2025)
"Об опеке и попечительстве"Статья 27. Контроль за деятельностью органов опеки и попечительства
(ред. от 29.09.2025)
"Об опеке и попечительстве"Статья 27. Контроль за деятельностью органов опеки и попечительства
Ситуация: Каковы особенности дарения имущества несовершеннолетнему?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Эмансипация - объявление достигшего 16 лет несовершеннолетнего полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, в том числе по контракту, или с согласия своих законных представителей занимается предпринимательской деятельностью. Эмансипация производится по решению органа опеки и попечительства - с согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя либо при отсутствии такого согласия - по решению суда (п. 1 ст. 27 ГК РФ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Эмансипация - объявление достигшего 16 лет несовершеннолетнего полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, в том числе по контракту, или с согласия своих законных представителей занимается предпринимательской деятельностью. Эмансипация производится по решению органа опеки и попечительства - с согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя либо при отсутствии такого согласия - по решению суда (п. 1 ст. 27 ГК РФ).
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Так, например, согласно ст. 2 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 17 ноября 2016 г. N 79-гоз "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры отдельными государственными полномочиями в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами" органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделяются государственным полномочием по контролю за исполнением правил осуществления деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами. Пунктом 11.1 ст. 2 Закона ХМАО-Югры от 20 июля 2007 г. N 114-гоз "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры отдельными государственными полномочиями по осуществлению деятельности по опеке и попечительству" предусмотрено осуществление органами местного самоуправления надзора за деятельностью опекунов и попечителей, деятельностью организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане; проверка условий жизни подопечных, соблюдения опекунами и попечителями прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также исполнения опекунами и попечителями требований к осуществлению ими прав и исполнению обязанностей опекунов или попечителей, определяемых в соответствии с федеральным законодательством; осуществление контроля за условиями жизни и воспитания усыновленного ребенка (детей). В соответствии с Законом ХМАО-Югры от 12 октября 2005 г. N 74-гоз "О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре и наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по созданию и осуществлению деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав" органы местного самоуправления должны контролировать выполнение планов индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними детьми, находящимися в социально опасном положении.
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Так, например, согласно ст. 2 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 17 ноября 2016 г. N 79-гоз "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры отдельными государственными полномочиями в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами" органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделяются государственным полномочием по контролю за исполнением правил осуществления деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами. Пунктом 11.1 ст. 2 Закона ХМАО-Югры от 20 июля 2007 г. N 114-гоз "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры отдельными государственными полномочиями по осуществлению деятельности по опеке и попечительству" предусмотрено осуществление органами местного самоуправления надзора за деятельностью опекунов и попечителей, деятельностью организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане; проверка условий жизни подопечных, соблюдения опекунами и попечителями прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также исполнения опекунами и попечителями требований к осуществлению ими прав и исполнению обязанностей опекунов или попечителей, определяемых в соответствии с федеральным законодательством; осуществление контроля за условиями жизни и воспитания усыновленного ребенка (детей). В соответствии с Законом ХМАО-Югры от 12 октября 2005 г. N 74-гоз "О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре и наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по созданию и осуществлению деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав" органы местного самоуправления должны контролировать выполнение планов индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними детьми, находящимися в социально опасном положении.
Готовое решение: Как работодатель предоставляет социальные вычеты по НДФЛ
(КонсультантПлюс, 2025)Право на получение вычета распространяется на опекунов или попечителей над бывшими подопечными в возрасте до 24 лет после прекращения опеки или попечительства, если они обучаются очно в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (пп. 7 п. 1 ст. 219 НК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Право на получение вычета распространяется на опекунов или попечителей над бывшими подопечными в возрасте до 24 лет после прекращения опеки или попечительства, если они обучаются очно в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (пп. 7 п. 1 ст. 219 НК РФ).
"Доверительное управление наследственным имуществом: монография"
("Проспект", 2025)Отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства над недееспособными или не полностью дееспособными гражданами, регулируются Федеральным законом от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" <1> (ст. 1). Согласно ст. 4 указанного Закона защита прав и законных интересов подопечных является одной из задач государственного регулирования деятельности по опеке и попечительству.
("Проспект", 2025)Отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства над недееспособными или не полностью дееспособными гражданами, регулируются Федеральным законом от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" <1> (ст. 1). Согласно ст. 4 указанного Закона защита прав и законных интересов подопечных является одной из задач государственного регулирования деятельности по опеке и попечительству.
Вопрос: Какие сведения необходимо представить в СФР в случае установления страховой пенсии лицу, осуществляющему деятельность по договору об осуществлении опеки или попечительства? Наступает факт утраты статуса застрахованного лица, но при этом договор ГПХ об осуществлении опеки или попечительства продолжает действовать.
("Официальный сайт Минпросвещения России", 2023)"Официальный сайт Минпросвещения России https://open.edu.gov.ru", 2023
("Официальный сайт Минпросвещения России", 2023)"Официальный сайт Минпросвещения России https://open.edu.gov.ru", 2023
Статья: Место органов опеки и попечительства над несовершеннолетними в системе органов публичной власти Российской Федерации
(Карпова О.А., Балаян Э.Ю.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 4)Из этого следует, что в большей части данное региональное министерство осуществляет лишь контрольные функции. Проводя анализ полномочий вышеуказанных органов, можно предположить, что в большей части субъектов Федерации они отнесены к компетенции органов местного самоуправления. Однако перечень полномочий органов опеки над несовершеннолетними значительно шире. Так, Законом Челябинской области от 27 сентября 2007 г. N 202-ЗО "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству" эта деятельность отнесена к полномочиям муниципальных образований. Законодательство Российской Федерации допускает подобную передачу <15>.
(Карпова О.А., Балаян Э.Ю.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 4)Из этого следует, что в большей части данное региональное министерство осуществляет лишь контрольные функции. Проводя анализ полномочий вышеуказанных органов, можно предположить, что в большей части субъектов Федерации они отнесены к компетенции органов местного самоуправления. Однако перечень полномочий органов опеки над несовершеннолетними значительно шире. Так, Законом Челябинской области от 27 сентября 2007 г. N 202-ЗО "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству" эта деятельность отнесена к полномочиям муниципальных образований. Законодательство Российской Федерации допускает подобную передачу <15>.
Статья: Взаимодействие органов опеки и попечительства с государственными и муниципальными учреждениями (организациями) для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
(Карпова О.А.)
("Социальное и пенсионное право", 2024, N 2)Ключевые слова: взаимодействие органов публичной власти, регламентация деятельности органов опеки и попечительства, учреждения для детей-сирот, реформирование системы защиты детства, деинституционализация, соглашение о взаимодействии.
(Карпова О.А.)
("Социальное и пенсионное право", 2024, N 2)Ключевые слова: взаимодействие органов публичной власти, регламентация деятельности органов опеки и попечительства, учреждения для детей-сирот, реформирование системы защиты детства, деинституционализация, соглашение о взаимодействии.