Деятельность по обращению с животными
Подборка наиболее важных документов по запросу Деятельность по обращению с животными (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 16.1 "Права органов местного самоуправления муниципального округа, городского округа, городского округа с внутригородским делением, внутригородского района на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения муниципального округа, городского округа, городского округа с внутригородским делением, внутригородского района" Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"Вопреки доводам кассационной жалобы, указание в пункте 4 части 1 статьи 18 Федерального закона от 27 декабря 2018 года N 498-ФЗ на то, что к числу мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, если иное не установлено законодательными актами субъектов Российской Федерации, относится возврат животных без владельцев, не проявляющих немотивированной агрессивности, на прежние места их обитания после проведения мероприятий, указанных в пункте 2 части 1 статьи 18 Федерального закона от 27 декабря 2018 года N 498-ФЗ, не свидетельствует о том, что органы местного самоуправления в порядке части 6.1 статьи 18 Федерального закона от 27 декабря 2018 года N 498-ФЗ не могут определись места, на которые запрещается возвращать животных без владельцев."
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 19 "Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями" Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации""Изучив содержание статей Закона области N 158-ЗО, суд усматривает, что данный Закон в нарушение приведенной части 2 статьи 19 Федерального закона N 131-ФЗ не содержит перечня отдельных государственных полномочий Ульяновской области по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, которыми наделяются органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Ульяновской области..
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Проблема осуществления муниципальными образованиями полномочий по организации деятельности в области обращения с животными без владельцев (по материалам судебной практики)
(Баженова О.И.)
("Местное право", 2025, N 2)4. Проблема надлежащей организации муниципальными образованиями деятельности по обращению с животными без владельцев. Статья 18 (ч. 1) Закона N 498-ФЗ содержит перечень мероприятий по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев. Иные мероприятия, а также порядок их осуществления закрепляются законом субъекта РФ (ч. 7 ст. 18 Закона N 498-ФЗ). Центральным для судебной практики предстает вопрос о том, надлежащим образом ли муниципальное образование организует осуществление указанных мероприятий.
(Баженова О.И.)
("Местное право", 2025, N 2)4. Проблема надлежащей организации муниципальными образованиями деятельности по обращению с животными без владельцев. Статья 18 (ч. 1) Закона N 498-ФЗ содержит перечень мероприятий по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев. Иные мероприятия, а также порядок их осуществления закрепляются законом субъекта РФ (ч. 7 ст. 18 Закона N 498-ФЗ). Центральным для судебной практики предстает вопрос о том, надлежащим образом ли муниципальное образование организует осуществление указанных мероприятий.
Статья: Административно-правовое регулирование надлежащего обращения с животными
(Якимова Е.М.)
("Административное право и процесс", 2024, N 8)Однако нельзя назвать такое регулирование системным: при возникновении какой-то ситуации, связанной с нападением животных на людей, оказывается, что привлечение виновных лиц к ответственности представляет определенную сложность, поскольку не закреплены их полномочия и обязанности. Необходимо подробно урегулировать на федеральном и региональном уровне такие вопросы, как условия содержания и выгула животных, деятельность по обращению с безнадзорными животными, порядок действий при захоронении или утилизации трупов домашних животных, порядок организации деятельности приютов для животных и норм содержания животных в них, порядок осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев.
(Якимова Е.М.)
("Административное право и процесс", 2024, N 8)Однако нельзя назвать такое регулирование системным: при возникновении какой-то ситуации, связанной с нападением животных на людей, оказывается, что привлечение виновных лиц к ответственности представляет определенную сложность, поскольку не закреплены их полномочия и обязанности. Необходимо подробно урегулировать на федеральном и региональном уровне такие вопросы, как условия содержания и выгула животных, деятельность по обращению с безнадзорными животными, порядок действий при захоронении или утилизации трупов домашних животных, порядок организации деятельности приютов для животных и норм содержания животных в них, порядок осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев.
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)Статья 8.54. Несоблюдение требований к осуществлению деятельности по обращению с животными владельцами приютов для животных и деятельности по обращению с животными без владельцев
(ред. от 04.11.2025)Статья 8.54. Несоблюдение требований к осуществлению деятельности по обращению с животными владельцами приютов для животных и деятельности по обращению с животными без владельцев
Федеральный закон от 27.12.2018 N 498-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
"Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"Глава 4. ТРЕБОВАНИЯ К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(ред. от 08.08.2024)
"Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"Глава 4. ТРЕБОВАНИЯ К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Статья: Особенности толкования юридически значимых признаков основного состава жестокого обращения с животными (ч. 1 ст. 245 УК)
(Щетинина Н.В., Аюпова Г.Ш.)
("Законность", 2024, N 9)В правоприменительной деятельности зачастую возникает вопрос, что следует понимать под "обращением", какие именно действия являются уголовно наказуемыми по рассматриваемой норме. Признак, характеризующий общественно опасное деяние, бланкетный. В соответствии с п. 9 ст. 3 Федерального закона N 498-ФЗ термин "обращение" с животными включает их содержание, использование (применение), осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев и осуществление иной деятельности, предусмотренной Федеральным законом N 498-ФЗ, а также совершение других действий в отношении животных, которые оказывают влияние на их жизнь и здоровье. Для того чтобы были основания для привлечения к уголовной ответственности, обращение должно быть жестоким.
(Щетинина Н.В., Аюпова Г.Ш.)
("Законность", 2024, N 9)В правоприменительной деятельности зачастую возникает вопрос, что следует понимать под "обращением", какие именно действия являются уголовно наказуемыми по рассматриваемой норме. Признак, характеризующий общественно опасное деяние, бланкетный. В соответствии с п. 9 ст. 3 Федерального закона N 498-ФЗ термин "обращение" с животными включает их содержание, использование (применение), осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев и осуществление иной деятельности, предусмотренной Федеральным законом N 498-ФЗ, а также совершение других действий в отношении животных, которые оказывают влияние на их жизнь и здоровье. Для того чтобы были основания для привлечения к уголовной ответственности, обращение должно быть жестоким.
Статья: Некоторые аспекты правового регулирования организации деятельности приютов для животных: постановка проблемы
(Хорьков В.Н., Курилех Ю.С.)
("Современное право", 2020, N 12)О муниципальном уровне правового регулирования деятельности приютов можно говорить лишь условно, исходя из содержания ст. 2 Федерального закона N 498-ФЗ, включающего правовые акты органов местного самоуправления в систему правового регулирования отношений в области обращения с животными. При этом Федеральный закон N 498-ФЗ, достаточно подробно детализируя в ст. 5, 7 полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области обращения с животными, в части соответствующих полномочий органов местного самоуправления в ст. 8 содержит лишь отсылочную норму к законодательству Российской Федерации об общих принципах организации местного самоуправления. С учетом этого регулирование на уровне правовых актов органов местного самоуправления предусматривает в основном закрепление в уставах муниципальных образований общих положений об осуществлении на территории соответствующего муниципального образования деятельности по обращению с животными без владельцев [23; 24].
(Хорьков В.Н., Курилех Ю.С.)
("Современное право", 2020, N 12)О муниципальном уровне правового регулирования деятельности приютов можно говорить лишь условно, исходя из содержания ст. 2 Федерального закона N 498-ФЗ, включающего правовые акты органов местного самоуправления в систему правового регулирования отношений в области обращения с животными. При этом Федеральный закон N 498-ФЗ, достаточно подробно детализируя в ст. 5, 7 полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области обращения с животными, в части соответствующих полномочий органов местного самоуправления в ст. 8 содержит лишь отсылочную норму к законодательству Российской Федерации об общих принципах организации местного самоуправления. С учетом этого регулирование на уровне правовых актов органов местного самоуправления предусматривает в основном закрепление в уставах муниципальных образований общих положений об осуществлении на территории соответствующего муниципального образования деятельности по обращению с животными без владельцев [23; 24].
"Государственный контроль (надзор): монография"
(Зырянов С.М.)
("КОНТРАКТ", 2023)<1> См.: Приказ Департамента ветеринарии Свердловской области от 14 июля 2020 г. N 236 "Об утверждении Порядка осуществления Департаментом ветеринарии Свердловской области контроля за исполнением органами местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, переданного им государственного полномочия Свердловской области в сфере организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев" // СПС "КонсультантПлюс".
(Зырянов С.М.)
("КОНТРАКТ", 2023)<1> См.: Приказ Департамента ветеринарии Свердловской области от 14 июля 2020 г. N 236 "Об утверждении Порядка осуществления Департаментом ветеринарии Свердловской области контроля за исполнением органами местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, переданного им государственного полномочия Свердловской области в сфере организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев" // СПС "КонсультантПлюс".
"Комментарий судебной практики. Выпуск 28"
(отв. ред. К.Б. Ярошенко)
("Инфотропик Медиа", 2023)В кассационной жалобе представитель истца просил принять по делу новое решение об удовлетворении требований, указывая, что в силу закона отлов и содержание животных без владельцев отнесены к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации - Республики Хакасия, которые могут быть переданы органам местного самоуправления. В силу Закона Республики Хакасия от 20 декабря 2016 г. N 106-ЗРХ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия отдельными государственными полномочиями по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев", с учетом положений Закона об ответственном обращении с животными, администрация района наделена отдельными государственными полномочиями по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, в частности по их отлову. Невыполнение администрацией полномочий, включающих в себя отлов животных без владельцев, передачу их в приюты и содержание в них животных без владельцев, привело, по мнению истца, к возникновению ситуации, связанной с дорожным происшествием и причинением вреда.
(отв. ред. К.Б. Ярошенко)
("Инфотропик Медиа", 2023)В кассационной жалобе представитель истца просил принять по делу новое решение об удовлетворении требований, указывая, что в силу закона отлов и содержание животных без владельцев отнесены к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации - Республики Хакасия, которые могут быть переданы органам местного самоуправления. В силу Закона Республики Хакасия от 20 декабря 2016 г. N 106-ЗРХ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия отдельными государственными полномочиями по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев", с учетом положений Закона об ответственном обращении с животными, администрация района наделена отдельными государственными полномочиями по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, в частности по их отлову. Невыполнение администрацией полномочий, включающих в себя отлов животных без владельцев, передачу их в приюты и содержание в них животных без владельцев, привело, по мнению истца, к возникновению ситуации, связанной с дорожным происшествием и причинением вреда.