Деятельность органов опеки и попечительства
Подборка наиболее важных документов по запросу Деятельность органов опеки и попечительства (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Федеральному закону от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Статья 27. Контроль за деятельностью органов опеки и попечительства
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Статья 27. Контроль за деятельностью органов опеки и попечительства
Статья: Взаимодействие органов опеки и попечительства с государственными и муниципальными учреждениями (организациями) для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
(Карпова О.А.)
("Социальное и пенсионное право", 2024, N 2)Ключевые слова: взаимодействие органов публичной власти, регламентация деятельности органов опеки и попечительства, учреждения для детей-сирот, реформирование системы защиты детства, деинституционализация, соглашение о взаимодействии.
(Карпова О.А.)
("Социальное и пенсионное право", 2024, N 2)Ключевые слова: взаимодействие органов публичной власти, регламентация деятельности органов опеки и попечительства, учреждения для детей-сирот, реформирование системы защиты детства, деинституционализация, соглашение о взаимодействии.
Нормативные акты
Федеральный закон от 24.04.2008 N 48-ФЗ
(ред. от 29.09.2025)
"Об опеке и попечительстве"Статья 27. Контроль за деятельностью органов опеки и попечительства
(ред. от 29.09.2025)
"Об опеке и попечительстве"Статья 27. Контроль за деятельностью органов опеки и попечительства
Статья: Безвестное отсутствие гражданина и динамика обязательств и корпоративных правоотношений
(Останина Е.А.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2023, N 9)<3> См.: Михеева Л.Ю. Доверительное управление в деятельности органов опеки и попечительства. Барнаул, 1998; Цыбизова Н.А. Безвестное отсутствие граждан по российскому гражданскому праву. Томск, 2017; Юрченко А.К. Безвестное отсутствие по советскому гражданскому праву. Л., 1954.
(Останина Е.А.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2023, N 9)<3> См.: Михеева Л.Ю. Доверительное управление в деятельности органов опеки и попечительства. Барнаул, 1998; Цыбизова Н.А. Безвестное отсутствие граждан по российскому гражданскому праву. Томск, 2017; Юрченко А.К. Безвестное отсутствие по советскому гражданскому праву. Л., 1954.
"Гражданское право. Общая часть: учебник"
(под ред. Е.С. Болтановой)
("ИНФРА-М", 2023)Следует иметь в виду, что опека (попечительство) - это комплексный институт. С одной стороны, он представляет собой гражданско-правовой институт, направленный на восполнение недостающей гражданской дееспособности физических лиц. С другой стороны, нормы, регулирующие установление опеки (попечительства) в отношении несовершеннолетних, являются семейно-правовыми, поскольку опекун (попечитель) призван восполнить недостающее родительское попечение, обеспечить воспитание и социализацию ребенка. Наконец, нормы, устанавливающие процедуру подбора и назначения опекуна (попечителя), контроль за его деятельностью со стороны органов опеки и попечительства, основания и порядок отстранения (освобождения) опекуна (попечителя) от исполнения своих обязанностей, являются административно-правовыми.
(под ред. Е.С. Болтановой)
("ИНФРА-М", 2023)Следует иметь в виду, что опека (попечительство) - это комплексный институт. С одной стороны, он представляет собой гражданско-правовой институт, направленный на восполнение недостающей гражданской дееспособности физических лиц. С другой стороны, нормы, регулирующие установление опеки (попечительства) в отношении несовершеннолетних, являются семейно-правовыми, поскольку опекун (попечитель) призван восполнить недостающее родительское попечение, обеспечить воспитание и социализацию ребенка. Наконец, нормы, устанавливающие процедуру подбора и назначения опекуна (попечителя), контроль за его деятельностью со стороны органов опеки и попечительства, основания и порядок отстранения (освобождения) опекуна (попечителя) от исполнения своих обязанностей, являются административно-правовыми.
Статья: Особенности совершения сделок с недвижимостью опекунами несовершеннолетнего
(Верхова Д.В.)
("Legal Bulletin", 2024, N 2)Федеральное законодательство, которое посвящено правовому статусу и деятельности органов опеки и попечительства, в своей основе не конкретизировало нормативные установки, отраженные в рамках Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), которые связаны с процедурой управления принадлежащего несовершеннолетнему имущества. Применительно к данным правоотношениям законодатель только осуществил дублирование соответствующих норм.
(Верхова Д.В.)
("Legal Bulletin", 2024, N 2)Федеральное законодательство, которое посвящено правовому статусу и деятельности органов опеки и попечительства, в своей основе не конкретизировало нормативные установки, отраженные в рамках Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), которые связаны с процедурой управления принадлежащего несовершеннолетнему имущества. Применительно к данным правоотношениям законодатель только осуществил дублирование соответствующих норм.
Ситуация: Каков порядок признания гражданина дееспособным?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Отметим также, что несовершеннолетний, достигший 16 лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору (в том числе по контракту) или с согласия родителей (усыновителей, попечителя) занимается предпринимательской деятельностью. Объявление его полностью дееспособным (эмансипация) производится по решению органа опеки и попечительства - с согласия обоих родителей (усыновителей, попечителя) либо при отсутствии такого согласия - по решению суда (п. 1 ст. 27 ГК РФ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Отметим также, что несовершеннолетний, достигший 16 лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору (в том числе по контракту) или с согласия родителей (усыновителей, попечителя) занимается предпринимательской деятельностью. Объявление его полностью дееспособным (эмансипация) производится по решению органа опеки и попечительства - с согласия обоих родителей (усыновителей, попечителя) либо при отсутствии такого согласия - по решению суда (п. 1 ст. 27 ГК РФ).
Статья: Специфика правового статуса несовершеннолетних как наследников
(Долинская В.В.)
("Цивилист", 2024, N 4)В целях определения специфики правового статуса ребенка, несовершеннолетнего в наследственных отношениях проведен сравнительный анализ норм общегражданского законодательства о субъектах, сделках и наследовании, правовых актов о нотариальной деятельности и судебных актов. Выделены основные права несовершеннолетних наследников и меры охраны их законных интересов. Обозначена связь медицинских вопросов о моменте рождения ребенка и правовых вопросов: очередности наследования в случае наследственной трансмиссии, реализации наследования по праву представления. Выявлен пробел в отечественном законодательстве в отношении включения в число наследников постмортальных детей. На основе анализа законодательства России и зарубежных стран, а также их судебной практики сформулировано семь вопросов, требующих решения. Определены проблемы участия в наследственных отношениях усыновленных и предложен путь их решения. Обращено внимание на отраслевые проблемы определения статуса иждивенца с учетом законодательства об образовании. Рассмотрены особенности принятия наследства несовершеннолетним, связанные с законными представителями, органами опеки и попечительства, фактическим принятием наследства. Оценена судебная практика по вопросам принятия наследства после истечения установленного срока (ст. 1155 ГК РФ). Уделено особое внимание деятельности органов опеки и попечительства, нотариата, кредитных организаций. Предложены рекомендации законодателю по восполнению пробелов, правоприменителям, обосновано в качестве направления развития обеспечение баланса прав и законных интересов несовершеннолетних и других участников гражданского оборота.
(Долинская В.В.)
("Цивилист", 2024, N 4)В целях определения специфики правового статуса ребенка, несовершеннолетнего в наследственных отношениях проведен сравнительный анализ норм общегражданского законодательства о субъектах, сделках и наследовании, правовых актов о нотариальной деятельности и судебных актов. Выделены основные права несовершеннолетних наследников и меры охраны их законных интересов. Обозначена связь медицинских вопросов о моменте рождения ребенка и правовых вопросов: очередности наследования в случае наследственной трансмиссии, реализации наследования по праву представления. Выявлен пробел в отечественном законодательстве в отношении включения в число наследников постмортальных детей. На основе анализа законодательства России и зарубежных стран, а также их судебной практики сформулировано семь вопросов, требующих решения. Определены проблемы участия в наследственных отношениях усыновленных и предложен путь их решения. Обращено внимание на отраслевые проблемы определения статуса иждивенца с учетом законодательства об образовании. Рассмотрены особенности принятия наследства несовершеннолетним, связанные с законными представителями, органами опеки и попечительства, фактическим принятием наследства. Оценена судебная практика по вопросам принятия наследства после истечения установленного срока (ст. 1155 ГК РФ). Уделено особое внимание деятельности органов опеки и попечительства, нотариата, кредитных организаций. Предложены рекомендации законодателю по восполнению пробелов, правоприменителям, обосновано в качестве направления развития обеспечение баланса прав и законных интересов несовершеннолетних и других участников гражданского оборота.
Статья: Осуществление и защита наследственных прав несовершеннолетних
(Воронина С.В.)
("Нотариальный вестник", 2022, N 6)Особый порядок реализации права на отказ от наследства и раздел наследства направлен на недопущение нарушения имущественных прав и интересов несовершеннолетнего. Достижение этой цели обеспечивается системным применением специальных норм наследственного права и общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) о дееспособности граждан с учетом норм, регламентирующих деятельность органа опеки и попечительства и нотариуса.
(Воронина С.В.)
("Нотариальный вестник", 2022, N 6)Особый порядок реализации права на отказ от наследства и раздел наследства направлен на недопущение нарушения имущественных прав и интересов несовершеннолетнего. Достижение этой цели обеспечивается системным применением специальных норм наследственного права и общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) о дееспособности граждан с учетом норм, регламентирующих деятельность органа опеки и попечительства и нотариуса.
Статья: Процессуальный статус гражданина, признанного недееспособным или ограниченно дееспособным, в делах искового производства: сравнительно-правовое исследование
(Останина Е.А.)
("Вестник гражданского процесса", 2024, N 5)Необходимо сделать оговорку: целью данной статьи не является критика деятельности органов опеки и попечительства. Не призывает автор и усилить контроль за деятельностью органов опеки и попечительства. Целью статьи является теоретическое исследование некоторых частноправовых механизмов, которые позволили бы защищать интересы недееспособного, в том числе и сравнительно-правовое исследование вопроса о том, всегда ли гражданин, признанный судом недееспособным, не вправе самостоятельно предстать перед судом.
(Останина Е.А.)
("Вестник гражданского процесса", 2024, N 5)Необходимо сделать оговорку: целью данной статьи не является критика деятельности органов опеки и попечительства. Не призывает автор и усилить контроль за деятельностью органов опеки и попечительства. Целью статьи является теоретическое исследование некоторых частноправовых механизмов, которые позволили бы защищать интересы недееспособного, в том числе и сравнительно-правовое исследование вопроса о том, всегда ли гражданин, признанный судом недееспособным, не вправе самостоятельно предстать перед судом.
Статья: О Концепции совершенствования законодательства, регулирующего отношения детей и родителей
(Тригубович Н.В., Хазова О.А., Чашкова С.Ю., Чефранова Е.А.)
("Закон", 2022, N 1)- в целом на протяжении длительного времени в Российской Федерации наблюдается снижение количества удовлетворенных исков по делам о лишении родительских прав. Вместе с тем продолжают подвергаться критике: некоторые недостатки процедуры рассмотрения судами дел о лишении родительских прав, а также деятельность органов опеки и попечительства при осуществлении защиты прав детей в делах данной категории; отсутствие продуманной системы мер по защите прав детей, в которой лишение родительских прав выступало бы лишь как крайняя (исключительная) мера защиты ребенка;
(Тригубович Н.В., Хазова О.А., Чашкова С.Ю., Чефранова Е.А.)
("Закон", 2022, N 1)- в целом на протяжении длительного времени в Российской Федерации наблюдается снижение количества удовлетворенных исков по делам о лишении родительских прав. Вместе с тем продолжают подвергаться критике: некоторые недостатки процедуры рассмотрения судами дел о лишении родительских прав, а также деятельность органов опеки и попечительства при осуществлении защиты прав детей в делах данной категории; отсутствие продуманной системы мер по защите прав детей, в которой лишение родительских прав выступало бы лишь как крайняя (исключительная) мера защиты ребенка;
Статья: Злоупотребление правом на распоряжение имуществом несовершеннолетнего
(Шереметьева Н.В.)
("Семейное и жилищное право", 2022, N 1)В соответствии с законодательством, регулирующим деятельность органов опеки и попечительства, вся система органов нацелена на защиту прав и законных интересов несовершеннолетних от злоупотреблений со стороны родителей, законных представителей, государственных органов <8>.
(Шереметьева Н.В.)
("Семейное и жилищное право", 2022, N 1)В соответствии с законодательством, регулирующим деятельность органов опеки и попечительства, вся система органов нацелена на защиту прав и законных интересов несовершеннолетних от злоупотреблений со стороны родителей, законных представителей, государственных органов <8>.
Статья: Разлучение родителей и детей в аспекте статьи 77 Семейного кодекса Российской Федерации
(Косова О.Ю.)
("Семейное и жилищное право", 2023, N 1)Безосновательное распространение внешнего насилия по отношению к взаимоотношениям родителей и детей способно негативно повлиять не только на конкретные семьи, но и на общество в целом. В сознании многих людей такое явление нередко связывается с термином "ювенализация" <9> права в негативном его смысловом варианте и расценивается как произвол со стороны органов опеки. Административный порядок отобрания ребенка (ст. 77 СК РФ) на первый взгляд противоречит п. 1 ст. 9 Конвенции, если исключить возможную неточность перевода. При обращении к его норме обнаруживается, что она связывает мнение "компетентного органа" относительно отобрания ребенка с уже вынесенным судом решением ("согласно судебному решению"). Но тогда трудно объяснить саму необходимость "постсудебного" мнения органа опеки с учетом устоявшегося соотношения административных и судебных процедур. В правовом регулировании и судебной практике по делам о воспитании детей деятельность суда неразрывно связана с деятельностью органа опеки и попечительства, выполняющего в рамках общей функции защиты прав и интересов детей специальные обязанности: проведения обследований их жизни в семье и подготовки соответствующих актов, заключений для судов по спорам о воспитании, а также участия в судебном заседании (ст. 78 СК РФ) и др. Такая соотносимость объективна, разумна и усиливает правовые гарантии в части интересов членов семьи, прежде всего, при лишении и восстановлении, ограничении родительских прав и его отмены. Полагаем, что она особым образом присутствует и при немедленном отобрании детей и характеризуется возможностью судебного контроля за соблюдением этой процедуры.
(Косова О.Ю.)
("Семейное и жилищное право", 2023, N 1)Безосновательное распространение внешнего насилия по отношению к взаимоотношениям родителей и детей способно негативно повлиять не только на конкретные семьи, но и на общество в целом. В сознании многих людей такое явление нередко связывается с термином "ювенализация" <9> права в негативном его смысловом варианте и расценивается как произвол со стороны органов опеки. Административный порядок отобрания ребенка (ст. 77 СК РФ) на первый взгляд противоречит п. 1 ст. 9 Конвенции, если исключить возможную неточность перевода. При обращении к его норме обнаруживается, что она связывает мнение "компетентного органа" относительно отобрания ребенка с уже вынесенным судом решением ("согласно судебному решению"). Но тогда трудно объяснить саму необходимость "постсудебного" мнения органа опеки с учетом устоявшегося соотношения административных и судебных процедур. В правовом регулировании и судебной практике по делам о воспитании детей деятельность суда неразрывно связана с деятельностью органа опеки и попечительства, выполняющего в рамках общей функции защиты прав и интересов детей специальные обязанности: проведения обследований их жизни в семье и подготовки соответствующих актов, заключений для судов по спорам о воспитании, а также участия в судебном заседании (ст. 78 СК РФ) и др. Такая соотносимость объективна, разумна и усиливает правовые гарантии в части интересов членов семьи, прежде всего, при лишении и восстановлении, ограничении родительских прав и его отмены. Полагаем, что она особым образом присутствует и при немедленном отобрании детей и характеризуется возможностью судебного контроля за соблюдением этой процедуры.