Деятельность оператора по приему платежей
Подборка наиболее важных документов по запросу Деятельность оператора по приему платежей (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Административная ответственность за нарушение порядка регистрации, несвоевременную перерегистрацию ККТ
(КонсультантПлюс, 2025)"...По мнению заявителя... судами не учтено, что Общество является банковским платежным агентом, осуществляет только прием денежных средств и не осуществляет расчеты в понимании Закона N 54-ФЗ, следовательно, его деятельность не подпадает под действие Закона N 54-ФЗ; в таком случае законодатель предусмотрел иной способ соединения контрольно-кассовой техники (ККТ) с автоматическим устройством банковского платежного агента; Общество не является платежным агентом, осуществляет деятельность в соответствии с Законом N 161-ФЗ... [заявитель указывал на возможность - ред.] соединения ККТ с автоматическим устройством иным способом без включения ККТ в корпус каждого автоматического устройства путем соединения терминала защищенными каналами связи и его синхронизации с зарегистрированной по иному адресу ККТ посредством программно-аппаратного комплекса (фискального сервера), включающего фискальный накопитель и печатающее устройство.
(КонсультантПлюс, 2025)"...По мнению заявителя... судами не учтено, что Общество является банковским платежным агентом, осуществляет только прием денежных средств и не осуществляет расчеты в понимании Закона N 54-ФЗ, следовательно, его деятельность не подпадает под действие Закона N 54-ФЗ; в таком случае законодатель предусмотрел иной способ соединения контрольно-кассовой техники (ККТ) с автоматическим устройством банковского платежного агента; Общество не является платежным агентом, осуществляет деятельность в соответствии с Законом N 161-ФЗ... [заявитель указывал на возможность - ред.] соединения ККТ с автоматическим устройством иным способом без включения ККТ в корпус каждого автоматического устройства путем соединения терминала защищенными каналами связи и его синхронизации с зарегистрированной по иному адресу ККТ посредством программно-аппаратного комплекса (фискального сервера), включающего фискальный накопитель и печатающее устройство.
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 86 "Обязанности банков, связанные с осуществлением налогового контроля" НК РФ"Полномочия налоговых органов по истребованию выписок по счетам налогоплательщиков закреплены пунктами 2 и 4 статьи 86 Налогового кодекса Российской Федерации (при осуществлении функций контроля соблюдения законодательства о налогах и сборах), пунктом 8 статьи 14 Федерального закона от 27.06.2011 N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" (при осуществлении функции контроля в отношении организаций (индивидуальных предпринимателей), являющихся банковскими платежными агентами (субагентами), пунктом 5 статьи 7 Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" (при осуществлении функции контроля по использованию платежными агентами и поставщиками специальных банковских счетов), пунктом 3 статьи 7 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" (при осуществлении функции контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, а также за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей)."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Как осуществляется деятельность платежного агента?
(Консультация эксперта, 2025)Условия деятельности оператора по приему платежей
(Консультация эксперта, 2025)Условия деятельности оператора по приему платежей
Статья: Отчетность по форме 0409265 "Сведения о счетах клиентов кредитной организации и переводах денежных средств, проведенных кредитной организацией, а также о деятельности банковских платежных агентов (субагентов)"
("Официальный сайт Банка России", 2025)"Официальный сайт Банка России http://www.cbr.ru", 2025
("Официальный сайт Банка России", 2025)"Официальный сайт Банка России http://www.cbr.ru", 2025
Нормативные акты
Справочная информация: "Правовой календарь на IV квартал 2025 года"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Установлены обязанности СРО операторов по приему платежей, в частности собирать отчетность операторов по приему платежей и представлять ее в Банк России, информировать Банк России об устранении оператором нарушения установленных требований, направлять в Банк России ходатайство об исключении сведений об операторе из реестра операторов по приему платежей в установленных случаях.
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Установлены обязанности СРО операторов по приему платежей, в частности собирать отчетность операторов по приему платежей и представлять ее в Банк России, информировать Банк России об устранении оператором нарушения установленных требований, направлять в Банк России ходатайство об исключении сведений об операторе из реестра операторов по приему платежей в установленных случаях.
Федеральный закон от 03.06.2009 N 103-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами"4) оператор по приему платежей - платежный агент - юридическое лицо, сведения о котором внесены Банком России в реестр операторов по приему платежей и которое в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона заключает с поставщиками договоры об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц;
(ред. от 31.07.2025)
"О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами"4) оператор по приему платежей - платежный агент - юридическое лицо, сведения о котором внесены Банком России в реестр операторов по приему платежей и которое в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона заключает с поставщиками договоры об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц;
"Комментарий к Федеральному закону от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ "О национальной платежной системе"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Статья 14.2. Порядок осуществления контроля за деятельностью банковских платежных агентов (субагентов)
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Статья 14.2. Порядок осуществления контроля за деятельностью банковских платежных агентов (субагентов)
Готовое решение: Что должно быть в кассовом чеке
(КонсультантПлюс, 2025)Если кассовый чек выдают физлицу в соответствии с Законом о деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами, то он должен содержать:
(КонсультантПлюс, 2025)Если кассовый чек выдают физлицу в соответствии с Законом о деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами, то он должен содержать:
Статья: Приходный кассовый ордер и кассовая книга при работе в ночное время
(Моряк Е.Н.)
("Туристические и гостиничные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 1)В соответствии с п. 4.6 указанного документа поступающие в кассу наличные деньги, за исключением наличных денег, принятых при осуществлении деятельности платежного агента, банковского платежного агента (субагента), и выдаваемые из кассы наличные деньги юридическое лицо учитывает в кассовой книге (форма по ОКУД 0310004).
(Моряк Е.Н.)
("Туристические и гостиничные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 1)В соответствии с п. 4.6 указанного документа поступающие в кассу наличные деньги, за исключением наличных денег, принятых при осуществлении деятельности платежного агента, банковского платежного агента (субагента), и выдаваемые из кассы наличные деньги юридическое лицо учитывает в кассовой книге (форма по ОКУД 0310004).
"Комментарий к Федеральному закону от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ "О национальной платежной системе"
(постатейный)
(Арзуманова Л.Л., Рождественская Т.Э., Костюк И.В., Малунова З.А., Пушкин А.В., Ротко С.В., Рябова Е.В., Хоменко Е.Г., Байтенова А.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Статья 14.2. Порядок осуществления контроля за деятельностью банковских платежных агентов (субагентов)
(постатейный)
(Арзуманова Л.Л., Рождественская Т.Э., Костюк И.В., Малунова З.А., Пушкин А.В., Ротко С.В., Рябова Е.В., Хоменко Е.Г., Байтенова А.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Статья 14.2. Порядок осуществления контроля за деятельностью банковских платежных агентов (субагентов)
Статья: Ломбарды в Российской Федерации и методика анализа их деятельности
(Захаров И.В., Барабанов Н.Н.)
("Аудитор", 2025, N 9)- осуществление деятельности банковского платежного агента;
(Захаров И.В., Барабанов Н.Н.)
("Аудитор", 2025, N 9)- осуществление деятельности банковского платежного агента;
Статья: Оперативный контроль в системе государственного контроля (надзора): проблемы реализации и пути повышения эффективности
(Батарин А.А.)
("Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Право", 2024, N 4)Конечно, идея интеграции может не найти широкого отклика общественности, ведь здесь речь не идет о непосредственной выгоде налогоплательщиков: это не сужение сферы фискализации либо налоговой ставки. Иными словами, такая реформа не принесет явных политических дивидендов тем, кто должен будет принимать соответствующее решение и окажется перед непреодолимым и одновременно дилетантским вопросом: что будет с налоговой системой, если реализация идеи не произойдет? Наверное, с таким подходом в стране никогда не появился бы Налоговый кодекс, ведь ничего преступного нет в существовании вместо него законодательного акта о налогообложении и ряда законов о конкретных видах налогов. Вместе с тем недостаточное внимание к юридическому закреплению на своем месте темы регулирования применения ККТ может способствовать правовому затмению данного вида контроля. В качестве примера можно привести осуществляемый налоговыми органами контроль за специальными банковскими счетами, о котором не сказано ни слова не только в Налоговом кодексе РФ, но и в Положении о Федеральной налоговой службе. Налоговые органы наделены полномочиями по контролю в данной сфере Федеральными законами от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" и от 27.06.2011 N 161-ФЗ "О национальной платежной системе". Указанное полномочие закреплено и в абз. 4 п. 1 ст. 7 Закона РФ от 21.03.1991 N 943-1, целесообразность существования которого заслуживает отдельного исследования. Подчеркнем, что речь идет исключительно о полномочии осуществлять контроль за деятельностью платежных агентов (субагентов) и банковских платежных агентов (субагентов) при зачислении денег на специальный банковский счет. Ни о содержании соответствующих отношений, ни о методологическом и контрольном инструментарии там не говорится, т.е. такой контроль не имеет специализированного либо централизованного регулирования. Однако, в отличие от контроля за применением ККТ, ответственность за нарушение порядка ведения специальных банковских счетов установлена не "предпринимательской" гл. 14, а именно "налоговой" гл. 15 КоАП РФ.
(Батарин А.А.)
("Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Право", 2024, N 4)Конечно, идея интеграции может не найти широкого отклика общественности, ведь здесь речь не идет о непосредственной выгоде налогоплательщиков: это не сужение сферы фискализации либо налоговой ставки. Иными словами, такая реформа не принесет явных политических дивидендов тем, кто должен будет принимать соответствующее решение и окажется перед непреодолимым и одновременно дилетантским вопросом: что будет с налоговой системой, если реализация идеи не произойдет? Наверное, с таким подходом в стране никогда не появился бы Налоговый кодекс, ведь ничего преступного нет в существовании вместо него законодательного акта о налогообложении и ряда законов о конкретных видах налогов. Вместе с тем недостаточное внимание к юридическому закреплению на своем месте темы регулирования применения ККТ может способствовать правовому затмению данного вида контроля. В качестве примера можно привести осуществляемый налоговыми органами контроль за специальными банковскими счетами, о котором не сказано ни слова не только в Налоговом кодексе РФ, но и в Положении о Федеральной налоговой службе. Налоговые органы наделены полномочиями по контролю в данной сфере Федеральными законами от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" и от 27.06.2011 N 161-ФЗ "О национальной платежной системе". Указанное полномочие закреплено и в абз. 4 п. 1 ст. 7 Закона РФ от 21.03.1991 N 943-1, целесообразность существования которого заслуживает отдельного исследования. Подчеркнем, что речь идет исключительно о полномочии осуществлять контроль за деятельностью платежных агентов (субагентов) и банковских платежных агентов (субагентов) при зачислении денег на специальный банковский счет. Ни о содержании соответствующих отношений, ни о методологическом и контрольном инструментарии там не говорится, т.е. такой контроль не имеет специализированного либо централизованного регулирования. Однако, в отличие от контроля за применением ККТ, ответственность за нарушение порядка ведения специальных банковских счетов установлена не "предпринимательской" гл. 14, а именно "налоговой" гл. 15 КоАП РФ.
"Жилищный кодекс Российской Федерации: постатейный научно-практический комментарий: учебное пособие"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)15, 16. Часть 15 комментируемой статьи (вступила в силу с 1 января 2010 г.) допускает возможность осуществления расчетов с нанимателями жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и собственниками жилых помещений и взимания платы за жилое помещение и коммунальные услуги не только самим наймодателем жилого помещения, управляющей организацией, товариществом собственников жилья, жилищным или иным специализированным кооперативом, а в указанных в ст. 164 ЖК РФ случаях - подрядчиком или ресурсоснабжающей организацией либо представителями указанных лиц, но и платежным агентом или осуществляющим деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности банковским платежным агентом.
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)15, 16. Часть 15 комментируемой статьи (вступила в силу с 1 января 2010 г.) допускает возможность осуществления расчетов с нанимателями жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и собственниками жилых помещений и взимания платы за жилое помещение и коммунальные услуги не только самим наймодателем жилого помещения, управляющей организацией, товариществом собственников жилья, жилищным или иным специализированным кооперативом, а в указанных в ст. 164 ЖК РФ случаях - подрядчиком или ресурсоснабжающей организацией либо представителями указанных лиц, но и платежным агентом или осуществляющим деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности банковским платежным агентом.