Детская площадка мкд
Подборка наиболее важных документов по запросу Детская площадка мкд (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Важнейшая практика по ст. 36 ЖК РФ объекты благоустройства (детские площадки), возведенные при строительстве МКД, если расположены на муниципальном земельном участке >>>
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: О толковании законодательного понятия общественного контроля в деятельности отдельных местных общественных палат (советов)
(Кокотова М.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 1)Расширение предмета контроля в части круга подконтрольных субъектов. Наиболее принципиальным отличием можно назвать расширение предмета контроля <6>. В статьях 1 и 4 Закона об общественном контроле он определяется как деятельность органов публичной власти, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия. Однако в практике рассматриваемых общественных палат (советов), помимо деятельности названных субъектов, проверяются также, например, организации общественного питания <7>, управляющие организации <8>. Для осуществления этого контроля используется проведение осмотров проверяемых объектов: детских площадок, подъездов многоквартирных домов, мест сбора мусора, т.е. контролируется в том числе территория, обязанности по содержанию которой, в соответствии с ч. 1 и 9 ст. 55.25 Градостроительного кодекса РФ <9>, лежат на собственниках многоквартирных домов. Органы же местного самоуправления лишь осуществляют контроль за тем, надлежащим ли образом выполняются эти обязательства. Конечно, можно предположить, что общественные палаты (советы) оценивают в данном случае качество осуществления муниципального контроля, однако это представляется чрезмерно большой натяжкой. Для осуществления подобного контроля потребовалась бы проверка достаточного количества управляющих компаний, сопровождаемая анализом данных о количестве и периодичности проверок управляющих организаций, проведенных органами местного самоуправления, что не делается. Что касается общественного питания, то создание условий для обеспечения жителей такими услугами относится к вопросам местного значения тех же городских и сельских поселений.
(Кокотова М.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 1)Расширение предмета контроля в части круга подконтрольных субъектов. Наиболее принципиальным отличием можно назвать расширение предмета контроля <6>. В статьях 1 и 4 Закона об общественном контроле он определяется как деятельность органов публичной власти, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия. Однако в практике рассматриваемых общественных палат (советов), помимо деятельности названных субъектов, проверяются также, например, организации общественного питания <7>, управляющие организации <8>. Для осуществления этого контроля используется проведение осмотров проверяемых объектов: детских площадок, подъездов многоквартирных домов, мест сбора мусора, т.е. контролируется в том числе территория, обязанности по содержанию которой, в соответствии с ч. 1 и 9 ст. 55.25 Градостроительного кодекса РФ <9>, лежат на собственниках многоквартирных домов. Органы же местного самоуправления лишь осуществляют контроль за тем, надлежащим ли образом выполняются эти обязательства. Конечно, можно предположить, что общественные палаты (советы) оценивают в данном случае качество осуществления муниципального контроля, однако это представляется чрезмерно большой натяжкой. Для осуществления подобного контроля потребовалась бы проверка достаточного количества управляющих компаний, сопровождаемая анализом данных о количестве и периодичности проверок управляющих организаций, проведенных органами местного самоуправления, что не делается. Что касается общественного питания, то создание условий для обеспечения жителей такими услугами относится к вопросам местного значения тех же городских и сельских поселений.
Статья: Соотношение правовых механизмов участия граждан в обеспечении комфортной среды по месту их проживания: правовые конструкции "придомовая территория" и "прилегающая территория"
(Андреечев И.С.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2022, N 11)В судебной практике имеется пример признания не противоречащим федеральному законодательству указанного подхода. Так, Первый апелляционный суд общей юрисдикции отменил решение суда первой инстанции о признании недействующими норм правил благоустройства Домодедова Московской области, предусматривающих, что обязанность по содержанию дворовой территории МКД, земельные участки под которыми не образованы либо образованы по границам таких домов, возлагается на эксплуатирующие организации; границы таких территорий определяются постановлением местной администрации <20>. Позиция суда основана на разграничении понятий "дворовая территория" и "прилегающая территория", приведенных в законе Московской области. Дворовая территория - сформированная территория, прилегающая к одному или нескольким МКД и находящаяся в общем пользовании проживающих в нем лиц, или территория, прилегающая к общественным зданиям и обеспечивающая их функционирование. На дворовой территории МКД размещаются детские площадки, места для отдыха, сушки белья, парковки автомобилей, зеленые насаждения и иные объекты общественного пользования. Прилегающая территория - территория общего пользования, которая прилегает к зданию, строению, сооружению, земельному участку в случае, если такой земельный участок образован, и границы которой определены правилами благоустройства территории муниципального образования в соответствии с порядком, установленным законом Московской области.
(Андреечев И.С.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2022, N 11)В судебной практике имеется пример признания не противоречащим федеральному законодательству указанного подхода. Так, Первый апелляционный суд общей юрисдикции отменил решение суда первой инстанции о признании недействующими норм правил благоустройства Домодедова Московской области, предусматривающих, что обязанность по содержанию дворовой территории МКД, земельные участки под которыми не образованы либо образованы по границам таких домов, возлагается на эксплуатирующие организации; границы таких территорий определяются постановлением местной администрации <20>. Позиция суда основана на разграничении понятий "дворовая территория" и "прилегающая территория", приведенных в законе Московской области. Дворовая территория - сформированная территория, прилегающая к одному или нескольким МКД и находящаяся в общем пользовании проживающих в нем лиц, или территория, прилегающая к общественным зданиям и обеспечивающая их функционирование. На дворовой территории МКД размещаются детские площадки, места для отдыха, сушки белья, парковки автомобилей, зеленые насаждения и иные объекты общественного пользования. Прилегающая территория - территория общего пользования, которая прилегает к зданию, строению, сооружению, земельному участку в случае, если такой земельный участок образован, и границы которой определены правилами благоустройства территории муниципального образования в соответствии с порядком, установленным законом Московской области.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.12.2023)Пунктом 4 СанПиН 2.1.3684-21 установлено, что расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 20 м, но не более 100 м.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.12.2023)Пунктом 4 СанПиН 2.1.3684-21 установлено, что расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 20 м, но не более 100 м.
Статья: Обзор правовых позиций Верховного Суда Российской Федерации по вопросам частного права за октябрь 2021 г.
(Автонова Е.Д., Гвоздева С.В., Карапетов А.Г., Сбитнев Ю.В., Трофимов С.В., Фетисова Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2021, N 12)В таком случае иск об устранении препятствий в доступе к монтажным работам по устройству теневого навеса является ненадлежащим, поскольку теневой навес представляет собой обязательный элемент общего имущества многоквартирного дома, служит для удовлетворения потребностей неопределенного круга лиц, не создавая при этом каких-либо препятствий в пользовании детской площадкой собственникам помещений многоквартирного дома.
(Автонова Е.Д., Гвоздева С.В., Карапетов А.Г., Сбитнев Ю.В., Трофимов С.В., Фетисова Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2021, N 12)В таком случае иск об устранении препятствий в доступе к монтажным работам по устройству теневого навеса является ненадлежащим, поскольку теневой навес представляет собой обязательный элемент общего имущества многоквартирного дома, служит для удовлетворения потребностей неопределенного круга лиц, не создавая при этом каких-либо препятствий в пользовании детской площадкой собственникам помещений многоквартирного дома.
Статья: Два МКД на одном участке
(Кислов С.С.)
("Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 3)Застройщик указывал, что в соответствии с проектной документацией и разрешением на строительство на спорном частном участке было предусмотрено возведение имущественного комплекса из двух корпусов - четырехэтажных МКД с общей территорией, элементами благоустройства (детская площадка, проезды, автостоянка для автомобилей, въезд, озеленение, огораживание территории).
(Кислов С.С.)
("Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 3)Застройщик указывал, что в соответствии с проектной документацией и разрешением на строительство на спорном частном участке было предусмотрено возведение имущественного комплекса из двух корпусов - четырехэтажных МКД с общей территорией, элементами благоустройства (детская площадка, проезды, автостоянка для автомобилей, въезд, озеленение, огораживание территории).
"Строительство: бухгалтерский и налоговый учет"
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(Митюкова Э.С.)
("АйСи Групп", 2025)Подтверждает данный вывод ст. 36 ЖК РФ, а также Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491. Напомним, согласно подп. "ж" п. 2 Правил трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, входят в состав общего имущества многоквартирного дома. По окончании строительства они передаются застройщиком организации, обслуживающей данный дом.
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(Митюкова Э.С.)
("АйСи Групп", 2025)Подтверждает данный вывод ст. 36 ЖК РФ, а также Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491. Напомним, согласно подп. "ж" п. 2 Правил трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, входят в состав общего имущества многоквартирного дома. По окончании строительства они передаются застройщиком организации, обслуживающей данный дом.