Дети сироты временно переданные в семью
Подборка наиболее важных документов по запросу Дети сироты временно переданные в семью (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Какие существуют гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В период нахождения в организации для детей-сирот ребенок может быть временно передан в семью на срок не более трех месяцев. В исключительных случаях, в частности при выезде на отдых в пределах территории РФ, на каникулы, для прохождения курса лечения, срок может быть продлен до шести месяцев (п. 4 ст. 155.2 СК РФ; п. 4 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.05.2009 N 432).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В период нахождения в организации для детей-сирот ребенок может быть временно передан в семью на срок не более трех месяцев. В исключительных случаях, в частности при выезде на отдых в пределах территории РФ, на каникулы, для прохождения курса лечения, срок может быть продлен до шести месяцев (п. 4 ст. 155.2 СК РФ; п. 4 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.05.2009 N 432).
Ситуация: В каких случаях необходимо заключение органа опеки и попечительства?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вправе осуществлять временную передачу детей в семьи граждан, постоянно проживающих на территории РФ (на период каникул, выходных или нерабочих праздничных дней и в иных случаях) (п. 3 ст. 155.2 СК РФ; пп. "щ" п. 51 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 24.05.2014 N 481; п. 2 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 19.05.2009 N 432).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вправе осуществлять временную передачу детей в семьи граждан, постоянно проживающих на территории РФ (на период каникул, выходных или нерабочих праздничных дней и в иных случаях) (п. 3 ст. 155.2 СК РФ; пп. "щ" п. 51 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 24.05.2014 N 481; п. 2 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 19.05.2009 N 432).
Нормативные акты
Приказ Росстата от 16.09.2024 N 410
(ред. от 15.10.2024)
"Об утверждении формы федерального статистического наблюдения N 1-ОД "Сведения об организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и указаний по ее заполнению"В строках 01 - 03 отражается численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, временно переданных в семьи граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, за отчетный год, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 19 мая 2009 г. N 432 "О временной передаче детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации". В данном показателе учитывается численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а не количество случаев передачи этих детей в семьи граждан.
(ред. от 15.10.2024)
"Об утверждении формы федерального статистического наблюдения N 1-ОД "Сведения об организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и указаний по ее заполнению"В строках 01 - 03 отражается численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, временно переданных в семьи граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, за отчетный год, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 19 мая 2009 г. N 432 "О временной передаче детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации". В данном показателе учитывается численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а не количество случаев передачи этих детей в семьи граждан.
"Семейный кодекс Российской Федерации" от 29.12.1995 N 223-ФЗ
(ред. от 23.11.2024, с изм. от 30.10.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 05.02.2025)1. Дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче в семью на воспитание (усыновление (удочерение), под опеку или попечительство, в приемную семью либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, в патронатную семью), а при отсутствии такой возможности временно, на период до их устройства на воспитание в семью, передаются в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов (статья 155.1 настоящего Кодекса).
(ред. от 23.11.2024, с изм. от 30.10.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 05.02.2025)1. Дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче в семью на воспитание (усыновление (удочерение), под опеку или попечительство, в приемную семью либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, в патронатную семью), а при отсутствии такой возможности временно, на период до их устройства на воспитание в семью, передаются в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов (статья 155.1 настоящего Кодекса).
"Комментарий к Федеральному закону от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Необходимо иметь в виду, что установление опеки или попечительства над несовершеннолетними гражданами является лишь одной из форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно п. 1 ст. 123 СК РФ (в ред. Закона 2013 г. N 167-ФЗ) дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче в семью на воспитание (усыновление (удочерение), под опеку или попечительство, в приемную семью либо в случаях, предусмотренных законами субъектов РФ, в патронатную семью), а при отсутствии такой возможности временно, на период до их устройства на воспитание в семью, передаются в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов (ст. 155.1 данного Кодекса). При этом в п. 1 ст. 124 данного Кодекса (в ред. Федерального закона от 27 июня 1998 г. N 94-ФЗ <91>) установлено, что усыновление или удочерение является приоритетной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Необходимо иметь в виду, что установление опеки или попечительства над несовершеннолетними гражданами является лишь одной из форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно п. 1 ст. 123 СК РФ (в ред. Закона 2013 г. N 167-ФЗ) дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче в семью на воспитание (усыновление (удочерение), под опеку или попечительство, в приемную семью либо в случаях, предусмотренных законами субъектов РФ, в патронатную семью), а при отсутствии такой возможности временно, на период до их устройства на воспитание в семью, передаются в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов (ст. 155.1 данного Кодекса). При этом в п. 1 ст. 124 данного Кодекса (в ред. Федерального закона от 27 июня 1998 г. N 94-ФЗ <91>) установлено, что усыновление или удочерение является приоритетной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
Статья: Жилье сиротам. Практика
(Шакирова Э.)
("Жилищное право", 2023, N 1)Часто сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, временно проживают у родственников. Лишать человека права на предоставление жилья на этом основании - нарушение.
(Шакирова Э.)
("Жилищное право", 2023, N 1)Часто сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, временно проживают у родственников. Лишать человека права на предоставление жилья на этом основании - нарушение.
Статья: Социально-правовые риски воспитания ребенка в приемной семье
(Ильина О.Ю.)
("Семейное и жилищное право", 2025, N 4)Однако эти изменения не учтены в действующей редакции п. 9 Правил временной передачи детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации. Нет там и уточнения относительно наличия гражданства РФ у лица, намеревающегося временно принять ребенка на воспитание в свою семью. В свете ужесточения в последнее время миграционного законодательства <11> заметим, что какие-либо уточнения, связанные с наличием гражданства РФ у лица, претендующего на статус опекуна (попечителя), приемного родителя, отсутствуют и в Правилах подбора, учета и подготовки соответствующих граждан.
(Ильина О.Ю.)
("Семейное и жилищное право", 2025, N 4)Однако эти изменения не учтены в действующей редакции п. 9 Правил временной передачи детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации. Нет там и уточнения относительно наличия гражданства РФ у лица, намеревающегося временно принять ребенка на воспитание в свою семью. В свете ужесточения в последнее время миграционного законодательства <11> заметим, что какие-либо уточнения, связанные с наличием гражданства РФ у лица, претендующего на статус опекуна (попечителя), приемного родителя, отсутствуют и в Правилах подбора, учета и подготовки соответствующих граждан.
"Актуальные проблемы эффективности частного права: монография"
(отв. ред. А.Н. Левушкин, Э.Х. Надысева)
("Юстицинформ", 2022)Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 123 Семейного кодекса Российской Федерации дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче в семью на воспитание, под опеку или попечительство, в приемную семью либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, в патронатную семью, а при отсутствии такой возможности временно, на период до их устройства на воспитание в семью, передаются в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов. При устройстве ребенка должны учитываться его этническое происхождение, принадлежность к определенной религии и культуре, возможность преемственности в воспитании и образовании.
(отв. ред. А.Н. Левушкин, Э.Х. Надысева)
("Юстицинформ", 2022)Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 123 Семейного кодекса Российской Федерации дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче в семью на воспитание, под опеку или попечительство, в приемную семью либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, в патронатную семью, а при отсутствии такой возможности временно, на период до их устройства на воспитание в семью, передаются в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов. При устройстве ребенка должны учитываться его этническое происхождение, принадлежность к определенной религии и культуре, возможность преемственности в воспитании и образовании.
Статья: Несемейные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей
(Косова О.Ю.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2025, N 5)Общепризнано, что "ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания"; а если он "временно или постоянно лишен своего семейного окружения или... не может оставаться в таком окружении", то вправе рассчитывать на "особую защиту и помощь, предоставляемые государством", которые обеспечивают замену семейного ухода <1>. Российское государство придерживается этого принципа и "берет на себя обязанности родителей" в отношении детей, оставшихся без попечения родителей (ч. 4 ст. 67.1 Конституции РФ). Конституционная установка конкретизируется семейным законодательством: дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче прежде всего в семью, "а при отсутствии такой возможности временно, на период до их устройства на воспитание в семью, передаются в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов (ст. 155.1 СК РФ).
(Косова О.Ю.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2025, N 5)Общепризнано, что "ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания"; а если он "временно или постоянно лишен своего семейного окружения или... не может оставаться в таком окружении", то вправе рассчитывать на "особую защиту и помощь, предоставляемые государством", которые обеспечивают замену семейного ухода <1>. Российское государство придерживается этого принципа и "берет на себя обязанности родителей" в отношении детей, оставшихся без попечения родителей (ч. 4 ст. 67.1 Конституции РФ). Конституционная установка конкретизируется семейным законодательством: дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче прежде всего в семью, "а при отсутствии такой возможности временно, на период до их устройства на воспитание в семью, передаются в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов (ст. 155.1 СК РФ).
Готовое решение: Какие расходы отражаются по подстатье 262 "Пособия по социальной помощи населению в денежной форме" КОСГУ
(КонсультантПлюс, 2025)выплата единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью; выплата гражданам, усыновившим (удочерившим) детей-сирот (Письмо от 05.03.2021 N 02-08-10/16081);
(КонсультантПлюс, 2025)выплата единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью; выплата гражданам, усыновившим (удочерившим) детей-сирот (Письмо от 05.03.2021 N 02-08-10/16081);