Депутатские расходы
Подборка наиболее важных документов по запросу Депутатские расходы (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 40 "Статус депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления" Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации""По смыслу ст. 40 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ установление такой гарантии осуществления полномочий депутата, как выплата денежных сумм, имеет цель компенсировать понесенные депутатами расходы."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: О налогообложении недвижимого имущества и транспортных средств; об НДФЛ при дарении; о плате за пользование природными ресурсами; о декларировании доходов и расходов сенаторов и депутатов Госдумы РФ.
(Письмо Минфина России от 30.04.2025 N 03-05-06-01/43860)Вопрос: О налогообложении недвижимого имущества и транспортных средств; об НДФЛ при дарении; о плате за пользование природными ресурсами; о декларировании доходов и расходов сенаторов и депутатов Госдумы РФ.
(Письмо Минфина России от 30.04.2025 N 03-05-06-01/43860)Вопрос: О налогообложении недвижимого имущества и транспортных средств; об НДФЛ при дарении; о плате за пользование природными ресурсами; о декларировании доходов и расходов сенаторов и депутатов Госдумы РФ.
Статья: Кодексы этики профессиональных сообществ: гарантия независимости или инструмент давления?
(Михайлов В.К.)
("Журнал российского права", 2021, N 2)Например, французским законодателем под угрозой колоссального штрафа введен запрет для органов публичной власти нанимать на работу близких родственников, в то время как для трудоустройства родственников "второго круга" требуется специальное разрешение; ограничены депутатские расходы; установлены дополнительные требования к прозрачности предвыборной деятельности, нарушение которой влечет запрет на избрание; уточнены положения о конфликте интересов; получил правовое оформление статус помощников и установлен запрет на принятие ими вознаграждений и т.д. <23>.
(Михайлов В.К.)
("Журнал российского права", 2021, N 2)Например, французским законодателем под угрозой колоссального штрафа введен запрет для органов публичной власти нанимать на работу близких родственников, в то время как для трудоустройства родственников "второго круга" требуется специальное разрешение; ограничены депутатские расходы; установлены дополнительные требования к прозрачности предвыборной деятельности, нарушение которой влечет запрет на избрание; уточнены положения о конфликте интересов; получил правовое оформление статус помощников и установлен запрет на принятие ими вознаграждений и т.д. <23>.
Нормативные акты
Федеральный закон от 08.05.1994 N 3-ФЗ
(ред. от 07.06.2025)
"О статусе сенатора Российской Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 06.09.2025)Статья 35. Возмещение расходов, связанных с материальным обеспечением деятельности сенатора Российской Федерации, депутата Государственной Думы
(ред. от 07.06.2025)
"О статусе сенатора Российской Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 06.09.2025)Статья 35. Возмещение расходов, связанных с материальным обеспечением деятельности сенатора Российской Федерации, депутата Государственной Думы
Паспорт проекта Федерального закона N 1035487-8
"О внесении изменения в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации" (в части уточнения положений, касающихся распределения судебных расходов)"
(внесен депутатом Государственной Думы ФС РФ С.В. Авксентьевой)ПАСПОРТ ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА N 1035487-8
"О внесении изменения в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации" (в части уточнения положений, касающихся распределения судебных расходов)"
(внесен депутатом Государственной Думы ФС РФ С.В. Авксентьевой)ПАСПОРТ ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА N 1035487-8
Статья: МРОТ "привяжут" к фактической зарплате
("Практическая бухгалтерия", 2024, N 2)Часть россиян, получающих зарплату в размере МРОТ, заняты в бюджетной сфере, поэтому уплата НДФЛ сверх этой суммы ляжет на бюджет, отметил Нилов. При этом точный объем расходов депутат не назвал.
("Практическая бухгалтерия", 2024, N 2)Часть россиян, получающих зарплату в размере МРОТ, заняты в бюджетной сфере, поэтому уплата НДФЛ сверх этой суммы ляжет на бюджет, отметил Нилов. При этом точный объем расходов депутат не назвал.
Статья: Компенсационные выплаты депутатам региональных парламентов и муниципальных представительных органов в связи с осуществлением ими депутатской деятельности: проблемы правового регулирования
(Андреечев И.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 9)Основное предназначение рассматриваемых выплат предусмотрено в их наименовании - компенсация расходов, связанных с осуществлением депутатской деятельности, а не форма оплаты за распоряжение своими способностями к труду в случае реализации права на управление государством. Данные выплаты призваны возместить расходы депутатов, связанные с реализацией ими публичных функций в составе представительного органа. Избираясь, депутат реализует тем самым свое конституционное право на управление делами государства. Под выполнением данных функций подразумеваем несение депутатом дополнительных расходов, которых он не имеет при отсутствии данного статуса. Учитывая, что назначение выплат - возмещение расходов депутата, формирование их перечня в любом случае должно являться обязательным. Указанный вывод, по существу, подтверждается Уставным судом Санкт-Петербурга в Постановлении от 29 мая 2008 г. N 007/08-П, в котором оценивалось положение Закона Санкт-Петербурга, закрепляющее, что размер вознаграждения депутату муниципального совета, осуществляющему свои полномочия на непостоянной основе, за проделанную работу, связанную с осуществлением мандата, устанавливается муниципальным правовым актом и не может превышать 12 расчетных единиц в год. Как указал суд, в силу требования определенности, ясности и недвусмысленности правовых норм установление выплаты и ее предельного размера должно быть обусловлено ее правовой природой и назначением. Анализ практики позволил суду сделать вывод об отсутствии единообразного понимания природы и назначения выплат. В отдельных муниципальных образованиях указанные выплаты установлены в качестве вознаграждения за депутатскую деятельность, имеют фиксированный размер за единицу времени и зависят от качества и условий деятельности, т.е. фактически понимаются как зарплата за осуществление трудовой функции. Другими муниципальными образованиями выплаты понимаются как компенсационные, установленные для возмещения расходов за депутатскую деятельность.
(Андреечев И.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 9)Основное предназначение рассматриваемых выплат предусмотрено в их наименовании - компенсация расходов, связанных с осуществлением депутатской деятельности, а не форма оплаты за распоряжение своими способностями к труду в случае реализации права на управление государством. Данные выплаты призваны возместить расходы депутатов, связанные с реализацией ими публичных функций в составе представительного органа. Избираясь, депутат реализует тем самым свое конституционное право на управление делами государства. Под выполнением данных функций подразумеваем несение депутатом дополнительных расходов, которых он не имеет при отсутствии данного статуса. Учитывая, что назначение выплат - возмещение расходов депутата, формирование их перечня в любом случае должно являться обязательным. Указанный вывод, по существу, подтверждается Уставным судом Санкт-Петербурга в Постановлении от 29 мая 2008 г. N 007/08-П, в котором оценивалось положение Закона Санкт-Петербурга, закрепляющее, что размер вознаграждения депутату муниципального совета, осуществляющему свои полномочия на непостоянной основе, за проделанную работу, связанную с осуществлением мандата, устанавливается муниципальным правовым актом и не может превышать 12 расчетных единиц в год. Как указал суд, в силу требования определенности, ясности и недвусмысленности правовых норм установление выплаты и ее предельного размера должно быть обусловлено ее правовой природой и назначением. Анализ практики позволил суду сделать вывод об отсутствии единообразного понимания природы и назначения выплат. В отдельных муниципальных образованиях указанные выплаты установлены в качестве вознаграждения за депутатскую деятельность, имеют фиксированный размер за единицу времени и зависят от качества и условий деятельности, т.е. фактически понимаются как зарплата за осуществление трудовой функции. Другими муниципальными образованиями выплаты понимаются как компенсационные, установленные для возмещения расходов за депутатскую деятельность.
Статья: Формализм и реализм в действии избирательного права глазами Верховного Суда РФ
(Колюшин Е.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 1)Уклонение от обращения к юридической ответственности формально исключает саму постановку вопроса о наличии или отсутствии вины в действиях нарушителя избирательного закона. Если нет ответственности, то какие могут быть разговоры о вине. Однако в действительности эта проблема все-таки возникает в судебной практике. Так, например, Кассационное определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 15 июня 2021 г. по административному делу N 8Г-10766/2021 (88-12241/2021) и ряд других судебных решений по делам о возмещении расходов на муниципальные выборы положили начало изменениям ранее сложившейся судебной практики взыскания расходов на повторные выборы в соответствии с п. 7 ст. 70 Федерального закона. Норма говорит о том, что законом может быть предусмотрено возмещение расходов на повторные выборы, если кандидат без вынуждающих к тому обстоятельств не сложил с себя полномочия, несовместимые со статусом депутата, выборного должностного лица. При этом закон должен содержать перечень обстоятельств, при которых такое возмещение не производится. Многие законы субъектов РФ воспроизвели эту норму Федерального закона, но не включили в перечень обстоятельств, освобождающих от возмещения расходов на повторные выборы, отказ от второго (третьего и более) мандата при избрании гражданина депутатом в несколько представительных органов, вследствие чего проводятся повторные выборы. Суды апелляционной и кассационной инстанций, не поддержавшие идущее в русле прежней практики решение суда первой инстанции о взыскании с депутата расходов на повторные выборы, встали на позицию объективности характера заявления об отказе от депутатских мандатов с принятием допустимого по закону только одного и отсутствия вины в причинении убытков соответствующему бюджету <10>.
(Колюшин Е.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 1)Уклонение от обращения к юридической ответственности формально исключает саму постановку вопроса о наличии или отсутствии вины в действиях нарушителя избирательного закона. Если нет ответственности, то какие могут быть разговоры о вине. Однако в действительности эта проблема все-таки возникает в судебной практике. Так, например, Кассационное определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 15 июня 2021 г. по административному делу N 8Г-10766/2021 (88-12241/2021) и ряд других судебных решений по делам о возмещении расходов на муниципальные выборы положили начало изменениям ранее сложившейся судебной практики взыскания расходов на повторные выборы в соответствии с п. 7 ст. 70 Федерального закона. Норма говорит о том, что законом может быть предусмотрено возмещение расходов на повторные выборы, если кандидат без вынуждающих к тому обстоятельств не сложил с себя полномочия, несовместимые со статусом депутата, выборного должностного лица. При этом закон должен содержать перечень обстоятельств, при которых такое возмещение не производится. Многие законы субъектов РФ воспроизвели эту норму Федерального закона, но не включили в перечень обстоятельств, освобождающих от возмещения расходов на повторные выборы, отказ от второго (третьего и более) мандата при избрании гражданина депутатом в несколько представительных органов, вследствие чего проводятся повторные выборы. Суды апелляционной и кассационной инстанций, не поддержавшие идущее в русле прежней практики решение суда первой инстанции о взыскании с депутата расходов на повторные выборы, встали на позицию объективности характера заявления об отказе от депутатских мандатов с принятием допустимого по закону только одного и отсутствия вины в причинении убытков соответствующему бюджету <10>.
"Государство, общество и личность: пути преодоления вызовов и угроз в информационной сфере: монография"
(отв. ред. Л.К. Терещенко)
("Инфотропик Медиа", 2024)В указанные декларации включается широкий перечень сведений обо всех настоящих или потенциальных расходах как самих депутатов (государственных служащих), так и членов их семей (как правило, супругов и несовершеннолетних детей). В Великобритании согласно Кодексу по регулированию гражданской службы и Закону о парламентских стандартах 2009 г. декларирование является обязательным для государственных служащих и членов парламента.
(отв. ред. Л.К. Терещенко)
("Инфотропик Медиа", 2024)В указанные декларации включается широкий перечень сведений обо всех настоящих или потенциальных расходах как самих депутатов (государственных служащих), так и членов их семей (как правило, супругов и несовершеннолетних детей). В Великобритании согласно Кодексу по регулированию гражданской службы и Закону о парламентских стандартах 2009 г. декларирование является обязательным для государственных служащих и членов парламента.