Депортация лица без гражданства
Подборка наиболее важных документов по запросу Депортация лица без гражданства (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 31 "Последствия несоблюдения иностранным гражданином срока пребывания или проживания в Российской Федерации" Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации""Действительно, положения подпункта 3 части 1 статьи 27 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ, части 11 статьи 31 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ предоставляют право принимать решения о запрете на въезд в Российскую Федерацию и о депортации, если иностранный гражданин или лицо без гражданства имеют неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленного преступления на территории Российской Федерации."
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 27 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию""Действительно, положения подпункта 3 части 1 статьи 27 Федерального закона N 114-ФЗ, части 11 статьи 31 Федерального закона о N 115-ФЗ предоставляют право принимать решения о запрете на въезд в Российскую Федерацию и о депортации, если иностранный гражданин или лицо без гражданства имеют неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленного преступления на территории Российской Федерации.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)1) о помещении иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащих депортации или передаче Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, либо принимаемых Российской Федерацией иностранного гражданина или лица без гражданства, переданных иностранным государством Российской Федерации в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, но не имеющих законных оснований для пребывания (проживания) в Российской Федерации, в предназначенное для этого специальное учреждение, предусмотренное федеральным законом, регулирующим правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, и о продлении срока пребывания иностранного гражданина в специальном учреждении;
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)1) о помещении иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащих депортации или передаче Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, либо принимаемых Российской Федерацией иностранного гражданина или лица без гражданства, переданных иностранным государством Российской Федерации в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, но не имеющих законных оснований для пребывания (проживания) в Российской Федерации, в предназначенное для этого специальное учреждение, предусмотренное федеральным законом, регулирующим правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, и о продлении срока пребывания иностранного гражданина в специальном учреждении;
Нормативные акты
Приказ МВД России от 24.04.2020 N 239
(ред. от 28.11.2024)
"Об утверждении Порядка депортации иностранных граждан и лиц без гражданства Министерством внутренних дел Российской Федерации и его территориальными органами"
(Зарегистрировано в Минюсте России 25.06.2020 N 58761)Зарегистрировано в Минюсте России 25 июня 2020 г. N 58761
(ред. от 28.11.2024)
"Об утверждении Порядка депортации иностранных граждан и лиц без гражданства Министерством внутренних дел Российской Федерации и его территориальными органами"
(Зарегистрировано в Минюсте России 25.06.2020 N 58761)Зарегистрировано в Минюсте России 25 июня 2020 г. N 58761
Ситуация: По каким основаниям возможно запретить въезд на территорию РФ иностранца или лица без гражданства?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства вынесено решение об административном выдворении за пределы РФ, о депортации либо передаче его иностранному государству в соответствии с международным договором РФ о реадмиссии. Если указанное решение вынесено впервые, запрет действует в течение пяти лет со дня наступления соответствующего события, если же решение выносилось неоднократно (два и более раза) - в течение десяти лет;
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства вынесено решение об административном выдворении за пределы РФ, о депортации либо передаче его иностранному государству в соответствии с международным договором РФ о реадмиссии. Если указанное решение вынесено впервые, запрет действует в течение пяти лет со дня наступления соответствующего события, если же решение выносилось неоднократно (два и более раза) - в течение десяти лет;
Ситуация: Каков правовой статус лиц без гражданства на территории РФ?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Обратите внимание! В случае выдачи лицу без гражданства временного удостоверения личности лица без гражданства в РФ решение о его депортации подлежит отмене в течение пяти рабочих дней со дня поступления информации о выдаче этого удостоверения (п. 12.1 ст. 31 Закона N 115-ФЗ);
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Обратите внимание! В случае выдачи лицу без гражданства временного удостоверения личности лица без гражданства в РФ решение о его депортации подлежит отмене в течение пяти рабочих дней со дня поступления информации о выдаче этого удостоверения (п. 12.1 ст. 31 Закона N 115-ФЗ);
"Российские процессуалисты о праве, законе и судебной практике: к 20-летию Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации: монография"
(отв. ред. В.В. Молчанов)
("Статут", 2023)Ближе к 2015 г. становится очевидным увеличение количества "административных" дел. Появились дела, существенно отличающиеся от первоначально включенных в ГПК РФ, причем совместимость этих новых категорий дел с делами, для рассмотрения которых требуется гражданская процессуальная форма, была более чем сомнительна. Это дела о помещении иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащих депортации или передаче иностранному государству в соответствии с международным договором о реадмиссии в специальное учреждение <1>, и дела об установлении, продлении, досрочном прекращении административного надзора, а также о частичной отмене или дополнении ранее установленных ограничений <2> (абз. 5 и 6 ст. 245, в ред. от 29.12.2014).
(отв. ред. В.В. Молчанов)
("Статут", 2023)Ближе к 2015 г. становится очевидным увеличение количества "административных" дел. Появились дела, существенно отличающиеся от первоначально включенных в ГПК РФ, причем совместимость этих новых категорий дел с делами, для рассмотрения которых требуется гражданская процессуальная форма, была более чем сомнительна. Это дела о помещении иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащих депортации или передаче иностранному государству в соответствии с международным договором о реадмиссии в специальное учреждение <1>, и дела об установлении, продлении, досрочном прекращении административного надзора, а также о частичной отмене или дополнении ранее установленных ограничений <2> (абз. 5 и 6 ст. 245, в ред. от 29.12.2014).
Статья: Реализация конституционного принципа равенства гражданства в законодательстве Российской Федерации
(Пирязева Н.Е.)
("Журнал российского права", 2022, N 6)Помимо отсутствия пресекательного срока ст. 22 Федерального закона N 62-ФЗ не устанавливает запрет на реализацию данной процедуры в отношении лица, у которого российское гражданство единственное. Отсутствие в указанном Законе соответствующей конкретизации приводит к тому, что после отмены решения о приеме в гражданство лицо может приобрести статус лица без гражданства <13>, что в некоторой степени противоречит нормам Конвенции о сокращении безгражданства. Несмотря на то что Конвенция о сокращении безгражданства 1961 г. не ратифицирована Российской Федерацией, согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью правовой системы и их положения необходимо учитывать в процессе законотворчества и правоприменения. Отсутствие запрета на применение отмены решений о приеме в гражданство в отношении гражданина, у которого российское гражданство единственное, приводит к необходимости повторной легализации нахождения на территории Российской Федерации путем приобретения удостоверения личности лица без гражданства или прохождения процедуры приема в гражданство. В случае отмены решения о приеме в гражданство натурализованного лица, совершившего преступление террористической или экстремистской направленности, которое приобретает статус лица без гражданства, депортация в страну гражданской принадлежности невозможна. Лица без гражданства, находящиеся в стране без законных оснований, могут быть помещены в специальные учреждения временного содержания иностранных граждан и лиц без гражданства. Отсутствие в административном законодательстве предельного срока нахождения в данных учреждениях может приводить к нарушению права на свободу и личную неприкосновенность лиц без гражданства <14>.
(Пирязева Н.Е.)
("Журнал российского права", 2022, N 6)Помимо отсутствия пресекательного срока ст. 22 Федерального закона N 62-ФЗ не устанавливает запрет на реализацию данной процедуры в отношении лица, у которого российское гражданство единственное. Отсутствие в указанном Законе соответствующей конкретизации приводит к тому, что после отмены решения о приеме в гражданство лицо может приобрести статус лица без гражданства <13>, что в некоторой степени противоречит нормам Конвенции о сокращении безгражданства. Несмотря на то что Конвенция о сокращении безгражданства 1961 г. не ратифицирована Российской Федерацией, согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью правовой системы и их положения необходимо учитывать в процессе законотворчества и правоприменения. Отсутствие запрета на применение отмены решений о приеме в гражданство в отношении гражданина, у которого российское гражданство единственное, приводит к необходимости повторной легализации нахождения на территории Российской Федерации путем приобретения удостоверения личности лица без гражданства или прохождения процедуры приема в гражданство. В случае отмены решения о приеме в гражданство натурализованного лица, совершившего преступление террористической или экстремистской направленности, которое приобретает статус лица без гражданства, депортация в страну гражданской принадлежности невозможна. Лица без гражданства, находящиеся в стране без законных оснований, могут быть помещены в специальные учреждения временного содержания иностранных граждан и лиц без гражданства. Отсутствие в административном законодательстве предельного срока нахождения в данных учреждениях может приводить к нарушению права на свободу и личную неприкосновенность лиц без гражданства <14>.
Статья: Правовой анализ мер принуждения, связанных с перемещением иностранных граждан и лиц без гражданства за пределы Российской Федерации
(Карпов О.В., Ледащев С.В., Рузевич О.Р., Дядькин О.Н.)
("Современное право", 2021, N 5)Наиболее эффективными мерами принуждения выступают административное выдворение и депортация иностранных граждан (апатридов) за пределы Российской Федерации. Однако в теории и на практике термины зачастую подменяются, что приводит к трудностям в регулировании смежных отношений и препятствует дальнейшему развитию миграционного законодательства. Дискуссионной остается природа понятий "депортация" и "административное выдворение". Их реализацию нельзя назвать эффективной, поскольку на практике юрисдикционные органы часто неверно определяют основание и, как следствие, применяют иную меру административного принуждения. Указанные обстоятельства обуславливают потребность в совершенствовании механизма реализации административного выдворения и депортации.
(Карпов О.В., Ледащев С.В., Рузевич О.Р., Дядькин О.Н.)
("Современное право", 2021, N 5)Наиболее эффективными мерами принуждения выступают административное выдворение и депортация иностранных граждан (апатридов) за пределы Российской Федерации. Однако в теории и на практике термины зачастую подменяются, что приводит к трудностям в регулировании смежных отношений и препятствует дальнейшему развитию миграционного законодательства. Дискуссионной остается природа понятий "депортация" и "административное выдворение". Их реализацию нельзя назвать эффективной, поскольку на практике юрисдикционные органы часто неверно определяют основание и, как следствие, применяют иную меру административного принуждения. Указанные обстоятельства обуславливают потребность в совершенствовании механизма реализации административного выдворения и депортации.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Правовые основания для депортации иностранного гражданина обобщены и указаны в Приказе МВД России от 24.04.2020 N 239 "Об утверждении Порядка депортации иностранных граждан и лиц без гражданства Министерством внутренних дел Российской Федерации и его территориальными органами" <1> (далее - Приказ N 239), согласно п. 2 которого депортации подлежит иностранный гражданин:
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Правовые основания для депортации иностранного гражданина обобщены и указаны в Приказе МВД России от 24.04.2020 N 239 "Об утверждении Порядка депортации иностранных граждан и лиц без гражданства Министерством внутренних дел Российской Федерации и его территориальными органами" <1> (далее - Приказ N 239), согласно п. 2 которого депортации подлежит иностранный гражданин:
Статья: О критериях разграничения административного и гражданского судопроизводств: вопросы теории и практики
(Михайлова Е.В.)
("Администратор суда", 2021, N 3)ГПК РФ 2002 года содержал подраздел 3 "Производство по делам, возникающим из публичных правоотношений", который утратил силу 15 сентября 2015 года в связи с принятием Кодекса административного судопроизводства. Согласно статье 245 указанного подраздела 3, суд рассматривал следующие дела, возникающие из публичных правоотношений: по заявлениям граждан, организаций, прокурора об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части, если рассмотрение этих заявлений не отнесено федеральным законом к компетенции иных судов; по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих; по заявлениям о защите избирательных прав или права на участие в референдуме граждан Российской Федерации; по заявлениям о помещении иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащих депортации или передаче Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, либо принимаемого Российской Федерацией иностранного гражданина или лица без гражданства, переданных иностранным государством Российской Федерации в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, но не имеющих законных оснований для пребывания (проживания) в Российской Федерации, в предназначенное для этого специальное учреждение; по заявлениям об установлении, о продлении, досрочном прекращении административного надзора, а также о частичной отмене или дополнении ранее установленных поднадзорному лицу административных ограничений; иные дела, возникающие из публичных правоотношений и отнесенные федеральным законом к ведению суда <8>.
(Михайлова Е.В.)
("Администратор суда", 2021, N 3)ГПК РФ 2002 года содержал подраздел 3 "Производство по делам, возникающим из публичных правоотношений", который утратил силу 15 сентября 2015 года в связи с принятием Кодекса административного судопроизводства. Согласно статье 245 указанного подраздела 3, суд рассматривал следующие дела, возникающие из публичных правоотношений: по заявлениям граждан, организаций, прокурора об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части, если рассмотрение этих заявлений не отнесено федеральным законом к компетенции иных судов; по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих; по заявлениям о защите избирательных прав или права на участие в референдуме граждан Российской Федерации; по заявлениям о помещении иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащих депортации или передаче Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, либо принимаемого Российской Федерацией иностранного гражданина или лица без гражданства, переданных иностранным государством Российской Федерации в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, но не имеющих законных оснований для пребывания (проживания) в Российской Федерации, в предназначенное для этого специальное учреждение; по заявлениям об установлении, о продлении, досрочном прекращении административного надзора, а также о частичной отмене или дополнении ранее установленных поднадзорному лицу административных ограничений; иные дела, возникающие из публичных правоотношений и отнесенные федеральным законом к ведению суда <8>.