Депортация
Подборка наиболее важных документов по запросу Депортация (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 31 "Последствия несоблюдения иностранным гражданином срока пребывания или проживания в Российской Федерации" Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации""Помещение иностранного гражданина в специальное учреждение является механизмом реализации решения уполномоченного органа о депортации этого иностранного гражданина и при наличии такого решения, предполагающего принудительное перемещение иностранного гражданина через Государственную границу Российской Федерации за пределы Российской Федерации, само по себе не влечет нарушения прав, вызванного депортацией, и не может рассматриваться как ограничение его права на свободу и личную неприкосновенность, несоразмерным целям, указанным в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, поскольку данное ограничение свободы прямо предусмотрено статьей 31 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"."
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 27 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию""Действительно, положения подпункта 3 части 1 статьи 27 Федерального закона N 114-ФЗ, части 11 статьи 31 Федерального закона о N 115-ФЗ предоставляют право принимать решения о запрете на въезд в Российскую Федерацию и о депортации, если иностранный гражданин или лицо без гражданства имеют неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленного преступления на территории Российской Федерации.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Административное выдворение как вид наказания
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Основания и порядок применения.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Основания и порядок применения.
Нормативные акты
Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)3. Иностранный гражданин, не исполнивший обязанность, предусмотренную пунктом 1 или 2 настоящей статьи, подлежит депортации.
(ред. от 31.07.2025)
"О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)3. Иностранный гражданин, не исполнивший обязанность, предусмотренную пунктом 1 или 2 настоящей статьи, подлежит депортации.
Федеральный закон от 15.08.1996 N 114-ФЗ
(ред. от 23.07.2025)
"О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию"Иностранный гражданин или лицо без гражданства, не покинувшие территорию Российской Федерации в установленный срок, подлежат депортации.
(ред. от 23.07.2025)
"О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию"Иностранный гражданин или лицо без гражданства, не покинувшие территорию Российской Федерации в установленный срок, подлежат депортации.
Ситуация: Каков правовой статус лиц без гражданства на территории РФ?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)выехать из РФ по истечении срока, установленного для законного нахождения на территории РФ (в том числе в случае сокращения такого срока), при аннулировании разрешения на временное проживание, разрешения на временное проживание в целях получения образования или вида на жительство, а также в иных предусмотренных законодательством случаях. При неисполнении этой обязанности лицо подлежит депортации.
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)выехать из РФ по истечении срока, установленного для законного нахождения на территории РФ (в том числе в случае сокращения такого срока), при аннулировании разрешения на временное проживание, разрешения на временное проживание в целях получения образования или вида на жительство, а также в иных предусмотренных законодательством случаях. При неисполнении этой обязанности лицо подлежит депортации.
Статья: Контроль со стороны органов и подразделений МВД России за пребыванием и проживанием иностранных граждан на территории Российской Федерации: проблемы, инновации, перспективы
(Гольцман Е.В.)
("Российский следователь", 2025, N 5)Помимо этого, органами внутренних дел активизирована работа по ограничению въезда в страну иностранных граждан, не соблюдающих требования российского законодательства. В отношении данной категории лиц полицией направлено 267,2 тыс. представлений о неразрешении въезда в Россию, что на 93,8 тыс. больше, чем за 2023 г. По итогам 2024 г. принято 190,2 тыс. решений об удалении иностранных граждан с территории Российской Федерации (об административном выдворении, депортации и реадмиссии), что на 31,1% больше, чем за 2023 г. <4>.
(Гольцман Е.В.)
("Российский следователь", 2025, N 5)Помимо этого, органами внутренних дел активизирована работа по ограничению въезда в страну иностранных граждан, не соблюдающих требования российского законодательства. В отношении данной категории лиц полицией направлено 267,2 тыс. представлений о неразрешении въезда в Россию, что на 93,8 тыс. больше, чем за 2023 г. По итогам 2024 г. принято 190,2 тыс. решений об удалении иностранных граждан с территории Российской Федерации (об административном выдворении, депортации и реадмиссии), что на 31,1% больше, чем за 2023 г. <4>.
Статья: Незаконная трудовая миграция в Российской Федерации: проблемы и пути решения
(Паукова Ю.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 6)В случае выявления незаконно находящихся в нашей стране мигрантов уполномоченное должностное лицо призвано добросовестно исполнять свои служебные обязанности и применять в отношении таких лиц весь спектр предусмотренных российским законодательством мер: например, привлекать к административной ответственности с последующим административным выдворением, применять депортацию, выносить решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации (далее - решение о нежелательности пребывания).
(Паукова Ю.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 6)В случае выявления незаконно находящихся в нашей стране мигрантов уполномоченное должностное лицо призвано добросовестно исполнять свои служебные обязанности и применять в отношении таких лиц весь спектр предусмотренных российским законодательством мер: например, привлекать к административной ответственности с последующим административным выдворением, применять депортацию, выносить решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации (далее - решение о нежелательности пребывания).
Статья: Обеспечение миграционной безопасности в условиях современной России
(Хабибулин А.Г., Мурсалимов К.Р.)
("Миграционное право", 2025, N 3)Так, "в части реализации мер, предусмотренных административным законодательством в 2024 г., стал рост на 43,1% (с 2 348 561 до 3 360 311) количества составленных протоколов об административных правонарушениях в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства. По итогам 2024 г. принято 190,2 тыс. решений об удалении иностранных граждан с территории Российской Федерации (об административном выдворении, депортации и реадмиссии), что на 31,1% больше, чем за 2023 г. Удалено из России 157 тыс. иностранцев - нарушителей законодательства, что на 44,6% превышает результаты работы за 2023 г. Кроме того, в настоящее время активизирована работа по ограничению въезда в страну иностранных граждан, не соблюдающих требования российского законодательства. В отношении данной категории лиц полицией направлено 267,2 тыс. представлений о неразрешении въезда в Россию, что на 93,8 тыс. больше, чем за 2023 г." <11>.
(Хабибулин А.Г., Мурсалимов К.Р.)
("Миграционное право", 2025, N 3)Так, "в части реализации мер, предусмотренных административным законодательством в 2024 г., стал рост на 43,1% (с 2 348 561 до 3 360 311) количества составленных протоколов об административных правонарушениях в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства. По итогам 2024 г. принято 190,2 тыс. решений об удалении иностранных граждан с территории Российской Федерации (об административном выдворении, депортации и реадмиссии), что на 31,1% больше, чем за 2023 г. Удалено из России 157 тыс. иностранцев - нарушителей законодательства, что на 44,6% превышает результаты работы за 2023 г. Кроме того, в настоящее время активизирована работа по ограничению въезда в страну иностранных граждан, не соблюдающих требования российского законодательства. В отношении данной категории лиц полицией направлено 267,2 тыс. представлений о неразрешении въезда в Россию, что на 93,8 тыс. больше, чем за 2023 г." <11>.
"Гражданское процессуальное право. Особенная часть. Производство по отдельным категориям: учебник: в 2 т."
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. П.В. Крашенинникова)
("Статут", 2022)Глава 37. ПРОИЗВОДСТВО ПО АДМИНИСТРАТИВНЫМ ДЕЛАМ О ПОМЕЩЕНИИ
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. П.В. Крашенинникова)
("Статут", 2022)Глава 37. ПРОИЗВОДСТВО ПО АДМИНИСТРАТИВНЫМ ДЕЛАМ О ПОМЕЩЕНИИ
Статья: Зарубежный опыт применения мер административного принуждения государственными органами, входящими в систему обеспечения национальной безопасности
(Головина Ю.П.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 9)Затрагивая вопрос, связанный с полномочиями различных специализированных государственных органов зарубежных стран по применению тех или иных мер административного принуждения, следует отметить, что в отдельных случаях, когда речь идет о национальной безопасности государства, а также противодействии терроризму или шпионажу, судебная практика демонстрирует довольно широкие возможности ограничения прав и свобод граждан отдельными должностными лицами. Подобное, например, наглядно прослеживается в США. Так, согласно материалам дела "Абель против Соединенных Штатов" сотрудники Службы иммиграции и натурализации арестовали заявителя на основании административного ордера на депортацию, обыскали гостиничный номер и багаж, а также изъяли определенные предметы. После этого агент ФБР, с согласия администрации отеля, произвел обыск гостиничного номера без ордера и присутствия лица, чьи вещи он обыскивал, и изъял определенные вещи и документы, оставленные заявителем. Изъятые таким образом предметы были приобщены к уголовному делу в качестве доказательств. Верховный суд США постановил, что действия агента ФБР были правомочны и производимые им обыски и изъятия не нарушали Четвертую или Пятую поправку <16>.
(Головина Ю.П.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 9)Затрагивая вопрос, связанный с полномочиями различных специализированных государственных органов зарубежных стран по применению тех или иных мер административного принуждения, следует отметить, что в отдельных случаях, когда речь идет о национальной безопасности государства, а также противодействии терроризму или шпионажу, судебная практика демонстрирует довольно широкие возможности ограничения прав и свобод граждан отдельными должностными лицами. Подобное, например, наглядно прослеживается в США. Так, согласно материалам дела "Абель против Соединенных Штатов" сотрудники Службы иммиграции и натурализации арестовали заявителя на основании административного ордера на депортацию, обыскали гостиничный номер и багаж, а также изъяли определенные предметы. После этого агент ФБР, с согласия администрации отеля, произвел обыск гостиничного номера без ордера и присутствия лица, чьи вещи он обыскивал, и изъял определенные вещи и документы, оставленные заявителем. Изъятые таким образом предметы были приобщены к уголовному делу в качестве доказательств. Верховный суд США постановил, что действия агента ФБР были правомочны и производимые им обыски и изъятия не нарушали Четвертую или Пятую поправку <16>.
Готовое решение: Как оформить приглашение на въезд в РФ для осуществления трудовой деятельности
(КонсультантПлюс, 2025)письменное обязательство оплатить (возместить) расходы РФ, связанные с возможным административным выдворением за ее пределы или депортацией привлекаемого работодателем высококвалифицированного специалиста.
(КонсультантПлюс, 2025)письменное обязательство оплатить (возместить) расходы РФ, связанные с возможным административным выдворением за ее пределы или депортацией привлекаемого работодателем высококвалифицированного специалиста.
Статья: Иностранные граждане в сфере трудовой миграции: проблемы правоприменения
(Куликов Л.А., Куликова Е.А.)
("Миграционное право", 2025, N 4)Незаконно находящиеся в стране иностранцы подлежат включению в реестр контролируемых лиц <5> до их выдворения (депортации или самостоятельного выезда) из Российской Федерации либо до урегулирования правового положения на территории нашей страны.
(Куликов Л.А., Куликова Е.А.)
("Миграционное право", 2025, N 4)Незаконно находящиеся в стране иностранцы подлежат включению в реестр контролируемых лиц <5> до их выдворения (депортации или самостоятельного выезда) из Российской Федерации либо до урегулирования правового положения на территории нашей страны.
Ситуация: Каков правовой статус у временно пребывающих в РФ?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Временно пребывающий в РФ иностранный гражданин (лицо без гражданства) в общем случае обязан выехать из РФ по истечении срока, установленного для его законного нахождения на территории РФ. Также ему следует покинуть территорию РФ в случае сокращения срока временного пребывания в РФ, в противном случае он подлежит депортации (п. 2 ст. 2, п. 2 ст. 5, п. п. 1, 3 ст. 31 Закона N 115-ФЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Временно пребывающий в РФ иностранный гражданин (лицо без гражданства) в общем случае обязан выехать из РФ по истечении срока, установленного для его законного нахождения на территории РФ. Также ему следует покинуть территорию РФ в случае сокращения срока временного пребывания в РФ, в противном случае он подлежит депортации (п. 2 ст. 2, п. 2 ст. 5, п. п. 1, 3 ст. 31 Закона N 115-ФЗ).
Статья: Проблемы соблюдения Европейской конвенции по правам человека в делах о депортации из Российской Федерации
(Жаринов К.Г.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 5)"Актуальные проблемы российского права", 2022, N 5
(Жаринов К.Г.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 5)"Актуальные проблемы российского права", 2022, N 5