Департамент страхового рынка
Подборка наиболее важных документов по запросу Департамент страхового рынка (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Договор страхования жизни как субститут наследования: ключевые проблемы российского и зарубежного права
(Путинцева А.А.)
("Закон", 2021, N 10)Путинцева Алла Андреевна, ведущий эксперт департамента страхового рынка Банка России, аспирант кафедры гражданского права МГУ имени М.В. Ломоносова.
(Путинцева А.А.)
("Закон", 2021, N 10)Путинцева Алла Андреевна, ведущий эксперт департамента страхового рынка Банка России, аспирант кафедры гражданского права МГУ имени М.В. Ломоносова.
Интервью: Новые правила для устойчивости
("Современные страховые технологии", 2021, N 1)Габуния Филипп, директор Департамента страхового рынка Банка России.
("Современные страховые технологии", 2021, N 1)Габуния Филипп, директор Департамента страхового рынка Банка России.
Нормативные акты
Приказ Банка России от 10.09.2020 N ОД-1472
(ред. от 03.07.2025)
"О перечне должностных лиц Банка России, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, и об отмене отдельных приказов Банка России"1.9. Директор Департамента страхового рынка, его заместители рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 3 статьи 13.25, частями 1 и 1.1 статьи 14.4.1, частями 1 - 3 статьи 14.52 (если указанные правонарушения совершены саморегулируемыми организациями в сфере финансового рынка), статьями 14.52.2, 15.34.1, частью 9 статьи 19.5, частью 1 статьи 19.7.3 КоАП.
(ред. от 03.07.2025)
"О перечне должностных лиц Банка России, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, и об отмене отдельных приказов Банка России"1.9. Директор Департамента страхового рынка, его заместители рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 3 статьи 13.25, частями 1 и 1.1 статьи 14.4.1, частями 1 - 3 статьи 14.52 (если указанные правонарушения совершены саморегулируемыми организациями в сфере финансового рынка), статьями 14.52.2, 15.34.1, частью 9 статьи 19.5, частью 1 статьи 19.7.3 КоАП.
Указание Банка России от 22.05.2025 N 7061-У
"О перечне должностных лиц Банка России, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях"
(Зарегистрировано в Минюсте России 21.08.2025 N 83269)1.8. Директор Департамента страхового рынка, его заместители, начальники управлений, их заместители, начальники отделов, их заместители, заведующие секторами, консультанты, советники экономические и руководители экспертных групп в случаях выявления правонарушений, предусмотренных частью 3 статьи 13.25, частями 1 - 3 статьи 14.1, частями 1 и 1.1 статьи 14.4.1, статьей 14.36, частями 1 - 3 статьи 14.52 (если указанные правонарушения совершены саморегулируемыми организациями в сфере финансового рынка), статьями 14.52.2, 15.34.1, 17.7, 17.9, частью 1 статьи 19.4, частями 1 и 9 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7, частью 1 статьи 19.7.3, статьей 19.20, частью 1 статьи 20.25 КоАП.
"О перечне должностных лиц Банка России, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях"
(Зарегистрировано в Минюсте России 21.08.2025 N 83269)1.8. Директор Департамента страхового рынка, его заместители, начальники управлений, их заместители, начальники отделов, их заместители, заведующие секторами, консультанты, советники экономические и руководители экспертных групп в случаях выявления правонарушений, предусмотренных частью 3 статьи 13.25, частями 1 - 3 статьи 14.1, частями 1 и 1.1 статьи 14.4.1, статьей 14.36, частями 1 - 3 статьи 14.52 (если указанные правонарушения совершены саморегулируемыми организациями в сфере финансового рынка), статьями 14.52.2, 15.34.1, 17.7, 17.9, частью 1 статьи 19.4, частями 1 и 9 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7, частью 1 статьи 19.7.3, статьей 19.20, частью 1 статьи 20.25 КоАП.
Статья: Анализ и оценка нормативно-правового регулирования эффективности страховых продуктов, предлагаемых для граждан в Российской Федерации
(Цыганов А.А., Языков А.Д.)
("Банковское право", 2023, N 3)- Банк России в лице Службы Банка России по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг и профильного (для конкретного сегмента финансового рынка) надзорного департамента (для страхового рынка - это Департамент Страхового рынка). При этом Банк России обладает обширными полномочиями по регулированию и надзору, включая вопросы защиты прав потребителей финансовых услуг (проведение контрольных закупок, реализация мер поведенческого надзора и т.п.);
(Цыганов А.А., Языков А.Д.)
("Банковское право", 2023, N 3)- Банк России в лице Службы Банка России по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг и профильного (для конкретного сегмента финансового рынка) надзорного департамента (для страхового рынка - это Департамент Страхового рынка). При этом Банк России обладает обширными полномочиями по регулированию и надзору, включая вопросы защиты прав потребителей финансовых услуг (проведение контрольных закупок, реализация мер поведенческого надзора и т.п.);
Статья: Правовое регулирование вмененного страхования: финансово-правовой аспект
(Покачалова А.С.)
("Финансовое право", 2022, N 3)<10> Доклад подготовлен Департаментом страхового рынка Банка России. URL: http://www.cbr.ru/press/event/?id=9602 (дата обращения: 19.12.2021).
(Покачалова А.С.)
("Финансовое право", 2022, N 3)<10> Доклад подготовлен Департаментом страхового рынка Банка России. URL: http://www.cbr.ru/press/event/?id=9602 (дата обращения: 19.12.2021).
Статья: Основные тенденции развития рынка страховых услуг в России в условиях цифровизации
(Шалайкин Р.Н., Прасолова А.Н.)
("Юрист", 2021, N 11)Государственная программа РФ "Развитие финансовых и страховых рынков, создание международного финансового центра" регламентирует основные направления развития страхового дела, анализирует состояние российского рынка страховых услуг, его цели и задачи в условиях цифровизации. Как считают многие аналитики и практики, главной проблемой страховой деятельности на сегодня является неточная оценка материальных и личных нематериальных благ, рисков, подлежащих страхованию, определение размера вреда и выплат в случае его наступления в результате применения телекоммуникационных инноваций. Для решения данной проблемы необходимо законодательно регламентировать деятельность таких посреднических лиц, как брокеры, актуарии, агенты, величину их ответственности, а также разработать нормотворческую базу, регламентирующую порядок оценки объектов онлайн, например использовать видео-конференц-связь. Кроме этого, надо поставить очень остро вопрос о повышении уровня финансовой и инвестиционной грамотности населения. По результатам опроса начала 2021 г., многие граждане РФ имеют обособленное представление о продаже страховых услуг дистанционно. Страховым компаниям следует чаще информировать лиц и субъектов хозяйственной деятельности об их профессиональной деятельности, подробно изложить преимущество страховой программы и порядок ее оформления. Этого можно достигнуть с помощью ежемесячной рассылки страховыми фирмами своим клиентам информации на электронную почту или sms-уведомления. Данное мероприятие будет являться правовым механизмом для побуждения населения к заключению договоров страхования и защиты своих материальных интересов онлайн. Более того, следует ориентировать страховую деятельность не только на граждан со стабильным высоким доходом, но и на лиц с непостоянным или невысоким уровнем прибыли. Все перечисленные меры не должны допускать дискриминации кого-либо из страхователей при предоставлении услуг и нарушать принцип добровольности порядка страхования. Многие эксперты предлагают произвести стандартизацию в определении суммы выплат при причинении вреда гражданам, а также разработать единообразные подходы и алгоритмы, предназначенные для определения величины убытков, возникших при уменьшении наличного имущества или его уничтожении. Для решения данной проблемы целесообразно обязать страховые фирмы создавать официальные веб-сайты или мобильные приложения, достоверность которых будет подтверждена надзорными органами. На этих ресурсах необходимо закрепить информацию о деятельности данной страховой организации, ее контакты и местоположение, прайс-лист оказываемых услуг, а также подробно регламентировать процедуру приобретения страховых продуктов у этой фирмы. Тревожной также остается ситуация по подготовке квалифицированных кадров и специалистов для страховой отрасли. На сегодняшний день профессиональная подготовка работников состоит только из теоретических навыков и умений, но важно включить практические знания в процесс обучения, в том числе в области дистанционного страхового маркетинга, эффективного финансового управления страховой деятельностью. Многие эксперты считают, что дистанционное обучение сотрудников поможет увеличить объем их знаний и навыков, например с помощью решений кейсов и тестов через специальные электронные платформы, созданные работодателем. Одной из актуальных проблем является и отсутствие эффективного контроля за деятельностью страховых компаний онлайн. С 2004 по 2013 г. финансовый контроль на рынке страховых услуг осуществляла Федеральная служба страхового надзора. Вследствие преобразования доктрины экономического рынка Российской Федерации в 2013 г. данное государственное ведомство было упразднено полностью. М.А. Медведев выдвигал концепцию о создании единого государственного органа, который будет регулировать финансовые потоки в страховом деле. В этом же году единственным надзорным мегарегулятором стал Департамент страхового рынка при Центральном банке РФ, который осуществляет свою деятельность и в настоящий момент <7>. Кроме Центрального банка РФ, контрольные функции в страховой отрасли осуществляют такие надзорные ведомства, как Федеральная антимонопольная служба и Российский союз автостраховщиков. Как показывает опыт, каждый третий гражданин сталкивается с мошенничеством в страховой сфере, а также с каждым годом увеличивается процент киберпреступлений. Необходимо активно осуществлять пропаганду по игнорированию гражданами подозрительных сообщений, приходящих на электронную почту от неизвестных организаций, не сообщать свои личные данные лицам, осуществляющим звонки с посторонних номеров, не переводить денежные средства по непроверенным банковским данным. Правовым механизмом защиты физических лиц в страховом деле должно выступать должностное лицо - финансовый омбудсмен, который обеспечивал бы досудебное урегулирование споров между страховыми потребителями и страховыми компаниями (продавцами). Также данный правовой институт позволит повысить качество выполнения обязательств страховых организаций перед своими клиентами. Представляется возможным установить аудиозапись и видеонаблюдение за сотрудниками страховой компании на рабочем месте в целях предотвращения обмана и введения в заблуждение граждан при оказании им страховых услуг, а также законодательно закрепить ответственность страховщиков за предоставление не соответствующей действительности информации на интернет-ресурсах <8>. Обеспечить полное доверие населения Российской Федерации страховому делу можно путем усиления роли рынка страховых услуг России на международном уровне. Для повышения уровня конкурентоспособности российских IT - страховых продуктов на международном рынке необходимо определить точную область действия иностранных компаний и их филиалов в пределах государственных границ Российской Федерации. Например, проведение ежегодных международных конференций, заслушивание докладов представителей различных стран о развитии их национальной дистанционной страховой отрасли с целью извлечения полезной информации и опыта зарубежных стран. Данные процессы модернизации являются крайне необходимыми для России на фоне затянувшейся пандемии коронавирусной инфекции, экономического мирового кризиса в связи со спадом производства из-за карантина, девальвации национальной валюты, а также вводимыми санкциями.
(Шалайкин Р.Н., Прасолова А.Н.)
("Юрист", 2021, N 11)Государственная программа РФ "Развитие финансовых и страховых рынков, создание международного финансового центра" регламентирует основные направления развития страхового дела, анализирует состояние российского рынка страховых услуг, его цели и задачи в условиях цифровизации. Как считают многие аналитики и практики, главной проблемой страховой деятельности на сегодня является неточная оценка материальных и личных нематериальных благ, рисков, подлежащих страхованию, определение размера вреда и выплат в случае его наступления в результате применения телекоммуникационных инноваций. Для решения данной проблемы необходимо законодательно регламентировать деятельность таких посреднических лиц, как брокеры, актуарии, агенты, величину их ответственности, а также разработать нормотворческую базу, регламентирующую порядок оценки объектов онлайн, например использовать видео-конференц-связь. Кроме этого, надо поставить очень остро вопрос о повышении уровня финансовой и инвестиционной грамотности населения. По результатам опроса начала 2021 г., многие граждане РФ имеют обособленное представление о продаже страховых услуг дистанционно. Страховым компаниям следует чаще информировать лиц и субъектов хозяйственной деятельности об их профессиональной деятельности, подробно изложить преимущество страховой программы и порядок ее оформления. Этого можно достигнуть с помощью ежемесячной рассылки страховыми фирмами своим клиентам информации на электронную почту или sms-уведомления. Данное мероприятие будет являться правовым механизмом для побуждения населения к заключению договоров страхования и защиты своих материальных интересов онлайн. Более того, следует ориентировать страховую деятельность не только на граждан со стабильным высоким доходом, но и на лиц с непостоянным или невысоким уровнем прибыли. Все перечисленные меры не должны допускать дискриминации кого-либо из страхователей при предоставлении услуг и нарушать принцип добровольности порядка страхования. Многие эксперты предлагают произвести стандартизацию в определении суммы выплат при причинении вреда гражданам, а также разработать единообразные подходы и алгоритмы, предназначенные для определения величины убытков, возникших при уменьшении наличного имущества или его уничтожении. Для решения данной проблемы целесообразно обязать страховые фирмы создавать официальные веб-сайты или мобильные приложения, достоверность которых будет подтверждена надзорными органами. На этих ресурсах необходимо закрепить информацию о деятельности данной страховой организации, ее контакты и местоположение, прайс-лист оказываемых услуг, а также подробно регламентировать процедуру приобретения страховых продуктов у этой фирмы. Тревожной также остается ситуация по подготовке квалифицированных кадров и специалистов для страховой отрасли. На сегодняшний день профессиональная подготовка работников состоит только из теоретических навыков и умений, но важно включить практические знания в процесс обучения, в том числе в области дистанционного страхового маркетинга, эффективного финансового управления страховой деятельностью. Многие эксперты считают, что дистанционное обучение сотрудников поможет увеличить объем их знаний и навыков, например с помощью решений кейсов и тестов через специальные электронные платформы, созданные работодателем. Одной из актуальных проблем является и отсутствие эффективного контроля за деятельностью страховых компаний онлайн. С 2004 по 2013 г. финансовый контроль на рынке страховых услуг осуществляла Федеральная служба страхового надзора. Вследствие преобразования доктрины экономического рынка Российской Федерации в 2013 г. данное государственное ведомство было упразднено полностью. М.А. Медведев выдвигал концепцию о создании единого государственного органа, который будет регулировать финансовые потоки в страховом деле. В этом же году единственным надзорным мегарегулятором стал Департамент страхового рынка при Центральном банке РФ, который осуществляет свою деятельность и в настоящий момент <7>. Кроме Центрального банка РФ, контрольные функции в страховой отрасли осуществляют такие надзорные ведомства, как Федеральная антимонопольная служба и Российский союз автостраховщиков. Как показывает опыт, каждый третий гражданин сталкивается с мошенничеством в страховой сфере, а также с каждым годом увеличивается процент киберпреступлений. Необходимо активно осуществлять пропаганду по игнорированию гражданами подозрительных сообщений, приходящих на электронную почту от неизвестных организаций, не сообщать свои личные данные лицам, осуществляющим звонки с посторонних номеров, не переводить денежные средства по непроверенным банковским данным. Правовым механизмом защиты физических лиц в страховом деле должно выступать должностное лицо - финансовый омбудсмен, который обеспечивал бы досудебное урегулирование споров между страховыми потребителями и страховыми компаниями (продавцами). Также данный правовой институт позволит повысить качество выполнения обязательств страховых организаций перед своими клиентами. Представляется возможным установить аудиозапись и видеонаблюдение за сотрудниками страховой компании на рабочем месте в целях предотвращения обмана и введения в заблуждение граждан при оказании им страховых услуг, а также законодательно закрепить ответственность страховщиков за предоставление не соответствующей действительности информации на интернет-ресурсах <8>. Обеспечить полное доверие населения Российской Федерации страховому делу можно путем усиления роли рынка страховых услуг России на международном уровне. Для повышения уровня конкурентоспособности российских IT - страховых продуктов на международном рынке необходимо определить точную область действия иностранных компаний и их филиалов в пределах государственных границ Российской Федерации. Например, проведение ежегодных международных конференций, заслушивание докладов представителей различных стран о развитии их национальной дистанционной страховой отрасли с целью извлечения полезной информации и опыта зарубежных стран. Данные процессы модернизации являются крайне необходимыми для России на фоне затянувшейся пандемии коронавирусной инфекции, экономического мирового кризиса в связи со спадом производства из-за карантина, девальвации национальной валюты, а также вводимыми санкциями.
"Комментарий к Федеральному закону от 27 июля 2010 г. N 225-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте"
(постатейный)
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Ведышева Н.О., Майборода В.А., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Котухов С.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Конкретно страховой надзор осуществляется Департаментом страхового рынка в соответствии с Приказом Банка России от 24 января 2019 г. N ОД-141. Сведения об отзыве лицензии подлежат опубликованию в "Вестнике Банка России" согласно указанию Банка России от 27 ноября 2013 г. N 3127-У;
(постатейный)
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Ведышева Н.О., Майборода В.А., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Котухов С.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Конкретно страховой надзор осуществляется Департаментом страхового рынка в соответствии с Приказом Банка России от 24 января 2019 г. N ОД-141. Сведения об отзыве лицензии подлежат опубликованию в "Вестнике Банка России" согласно указанию Банка России от 27 ноября 2013 г. N 3127-У;
"Вред при медицинском вмешательстве: проблемы компенсации и предотвращения (сравнительно-правовое исследование)"
(Кратенко М.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)<1> В российском законодательстве отсутствует определение вмененного страхования. Эксперты Банка России предлагают понимать под данным термином квазиобязательное страхование, когда на страхователя законом возложена обязанность по страхованию в качестве условия осуществления определенного вида деятельности. Основная цель вмененного страхования - защита прав, жизни, здоровья и имущества выгодоприобретателей от негативных последствий деятельности страхователя. В отличие от обязательного страхования закон в данном случае не определяет все необходимые параметры страхования. Как правило, указывается лишь объект страхования и минимальная страховая сумма. По состоянию на февраль 2021 г. в режиме вмененного страхования в России существовал 31 вид страхования ответственности: туроператоров, арбитражных управляющих, оценщиков и проч. Подробнее см.: Департамент страхового рынка Банка России. Текущее состояние страхового рынка в Российской Федерации в сегменте вмененного страхования (февраль 2021). URL: https://cbr.ru/Content/Document/File/118732/report_insurance_20210219.pdf.
(Кратенко М.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)<1> В российском законодательстве отсутствует определение вмененного страхования. Эксперты Банка России предлагают понимать под данным термином квазиобязательное страхование, когда на страхователя законом возложена обязанность по страхованию в качестве условия осуществления определенного вида деятельности. Основная цель вмененного страхования - защита прав, жизни, здоровья и имущества выгодоприобретателей от негативных последствий деятельности страхователя. В отличие от обязательного страхования закон в данном случае не определяет все необходимые параметры страхования. Как правило, указывается лишь объект страхования и минимальная страховая сумма. По состоянию на февраль 2021 г. в режиме вмененного страхования в России существовал 31 вид страхования ответственности: туроператоров, арбитражных управляющих, оценщиков и проч. Подробнее см.: Департамент страхового рынка Банка России. Текущее состояние страхового рынка в Российской Федерации в сегменте вмененного страхования (февраль 2021). URL: https://cbr.ru/Content/Document/File/118732/report_insurance_20210219.pdf.
Статья: Роль мегарегулятора в сфере защиты прав потребителей
(Самигулина А.В.)
("Право и экономика", 2022, N 3)3. Департамент страхового рынка.
(Самигулина А.В.)
("Право и экономика", 2022, N 3)3. Департамент страхового рынка.
Статья: Заключение договора страхования страховым агентом без полномочий или с выходом за пределы полномочий
(Аристов В.В.)
("Хозяйство и право", 2025, N 2)Аристов Владислав Владиславович <**>, научный сотрудник отдела законодательства о юридических лицах Исследовательского центра частного права имени С.С. Алексеева при Президенте Российской Федерации, главный эксперт Департамента страхового рынка Банка России.
(Аристов В.В.)
("Хозяйство и право", 2025, N 2)Аристов Владислав Владиславович <**>, научный сотрудник отдела законодательства о юридических лицах Исследовательского центра частного права имени С.С. Алексеева при Президенте Российской Федерации, главный эксперт Департамента страхового рынка Банка России.