Денежная система РФ
Подборка наиболее важных документов по запросу Денежная система РФ (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Порядок уплаты и возврата административного штрафа за нарушение ПДД РФ
(КонсультантПлюс, 2025)...Предыдущими судебными инстанциями установлено, что... наличие в платежном поручении правильного кода КБК, ОКТМО и иных реквизитов для перечисления штрафа, а в назначении платежа указание на штраф за нарушение правил дорожного движения... позволяло идентифицировать платеж и не повлекло неперечисление соответствующих денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации..."
(КонсультантПлюс, 2025)...Предыдущими судебными инстанциями установлено, что... наличие в платежном поручении правильного кода КБК, ОКТМО и иных реквизитов для перечисления штрафа, а в назначении платежа указание на штраф за нарушение правил дорожного движения... позволяло идентифицировать платеж и не повлекло неперечисление соответствующих денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации..."
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 45 "Исполнение обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Исполнение налогоплательщиком обязанности по уплате налога связано с фактом перечисления денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства. Неуказание в платежных документах периода, вида налога и иных признаков, позволяющих отнести данный платеж к погашению недоимки за 2016 год (идентифицирующих номеров), не свидетельствует о неперечислении соответствующих денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации и не может рассматриваться как неисполнение налогоплательщиком обязанности по уплате взыскиваемой задолженности. Доказательств, подтверждающих отзыв лицом, предъявившим в банк поручение на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации денежных средств в счет уплаты налога, возврат банком такому лицу неисполненного поручения на перечисление соответствующих денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации или возврат получателем денежных средств с отметкой о неидентификации платежа и невозможностью его исполнения, что, действительно, в силу п. 4 ст. 45 НК РФ указывало бы о неисполнении обязанности по уплате налога, налоговый орган не представил. Также суд отметил, что взыскиваемая налоговым органом в 2022 году недоимка по земельному налогу за 2016 год обладает признаками безнадежной ко взысканию, поскольку данное требование заявлено с пропуском установленного законом срока (требование было выставлено спустя 10 месяцев после окончания срока, указанного в налоговом уведомлении, с заявлением о вынесении судебного приказа в связи с неисполнением требования налоговый орган обратился спустя 3 года и 5 месяцев). Суд указал на невозможность начисления пеней на суммы тех налогов, право на взыскание которых налоговым органом утрачено.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Исполнение налогоплательщиком обязанности по уплате налога связано с фактом перечисления денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства. Неуказание в платежных документах периода, вида налога и иных признаков, позволяющих отнести данный платеж к погашению недоимки за 2016 год (идентифицирующих номеров), не свидетельствует о неперечислении соответствующих денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации и не может рассматриваться как неисполнение налогоплательщиком обязанности по уплате взыскиваемой задолженности. Доказательств, подтверждающих отзыв лицом, предъявившим в банк поручение на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации денежных средств в счет уплаты налога, возврат банком такому лицу неисполненного поручения на перечисление соответствующих денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации или возврат получателем денежных средств с отметкой о неидентификации платежа и невозможностью его исполнения, что, действительно, в силу п. 4 ст. 45 НК РФ указывало бы о неисполнении обязанности по уплате налога, налоговый орган не представил. Также суд отметил, что взыскиваемая налоговым органом в 2022 году недоимка по земельному налогу за 2016 год обладает признаками безнадежной ко взысканию, поскольку данное требование заявлено с пропуском установленного законом срока (требование было выставлено спустя 10 месяцев после окончания срока, указанного в налоговом уведомлении, с заявлением о вынесении судебного приказа в связи с неисполнением требования налоговый орган обратился спустя 3 года и 5 месяцев). Суд указал на невозможность начисления пеней на суммы тех налогов, право на взыскание которых налоговым органом утрачено.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Финансовое право: Учебник"
(под общ. ред. Э.Д. Соколовой)
(отв. ред. А.Ю. Ильин)
("Проспект", 2019)19.1. Денежная система Российской Федерации:
(под общ. ред. Э.Д. Соколовой)
(отв. ред. А.Ю. Ильин)
("Проспект", 2019)19.1. Денежная система Российской Федерации:
Нормативные акты
Закон РФ от 25.09.1992 N 3537-1
"О денежной системе Российской Федерации"25 сентября 1992 года N 3537-1
"О денежной системе Российской Федерации"25 сентября 1992 года N 3537-1
Статья: Роль банков при применении экспериментальных налоговых режимов
(Миронова С.М., Кожемякин Д.В.)
("Банковское право", 2022, N 5)<26> Покачалова Е.В., Гудкова М.В. Денежная система Российской Федерации: цифровые новации и их влияние на правосубъектность участников финансовых отношений // Банковское право. 2021. N 1. С. 26 - 34.
(Миронова С.М., Кожемякин Д.В.)
("Банковское право", 2022, N 5)<26> Покачалова Е.В., Гудкова М.В. Денежная система Российской Федерации: цифровые новации и их влияние на правосубъектность участников финансовых отношений // Банковское право. 2021. N 1. С. 26 - 34.
Статья: Финансовый суверенитет в сфере денежного обращения: зарождение концепции в науке финансового права рубежа XIX - XX вв.
(Омельченко А.Г.)
("Финансовое право", 2025, N 7)И.И. Янжул, характеризуя данный период развития денежной системы России, также подчеркивал факт отсутствия "своих благородных металлов" <22>, что налагало особенности на внешнеэкономическую политику - она должна была обеспечить постоянный приток золотых и серебряных монет. Для этого ввозимые на территорию нашей страны названные драгоценные металлы не подлежали обложению пошлинами, а государство, помимо всего прочего, даже оплачивало расходы, связанные с доставкой золота и серебра из портовых городов на московский и санкт-петербургский монетные дворы <23>.
(Омельченко А.Г.)
("Финансовое право", 2025, N 7)И.И. Янжул, характеризуя данный период развития денежной системы России, также подчеркивал факт отсутствия "своих благородных металлов" <22>, что налагало особенности на внешнеэкономическую политику - она должна была обеспечить постоянный приток золотых и серебряных монет. Для этого ввозимые на территорию нашей страны названные драгоценные металлы не подлежали обложению пошлинами, а государство, помимо всего прочего, даже оплачивало расходы, связанные с доставкой золота и серебра из портовых городов на московский и санкт-петербургский монетные дворы <23>.
Статья: Цифровой рубль как объект финансово-правового регулирования
(Ситник А.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 8)- стабильности денежной системы Российской Федерации;
(Ситник А.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 8)- стабильности денежной системы Российской Федерации;
Вопрос: Об обязанности банка исполнить поручение налогоплательщика на перечисление денежных средств в качестве ЕНП в бюджетную систему РФ на счет Федерального казначейства.
(Письмо Минфина России от 21.05.2025 N 03-02-06/50087)Вопрос: Об обязанности банка исполнить поручение налогоплательщика на перечисление денежных средств в качестве ЕНП в бюджетную систему РФ на счет Федерального казначейства.
(Письмо Минфина России от 21.05.2025 N 03-02-06/50087)Вопрос: Об обязанности банка исполнить поручение налогоплательщика на перечисление денежных средств в качестве ЕНП в бюджетную систему РФ на счет Федерального казначейства.
Статья: Финансово-правовые основы социально-гуманитарного государства: вопросы теории государства и права и науки финансового права
(Пешкова (Белогорцева) Х.В.)
("Финансовое право", 2022, N 4)<11> Беликов Е.Г. Социальная направленность принципа сочетания убеждения и принуждения в финансовом праве // Финансовое право. 2016. N 8. С. 6 - 10; Бит-Шабо И.В. Финансово-правовое регулирование функционирования государственных внебюджетных фондов / под ред. Е.В. Покачаловой. М.: Юрлитинформ, 2013. 184 с.; Гармаева М.А. Социальные аспекты финансовой устойчивости государства // Финансовое право. 2021. N 4. С. 13 - 16; Костикова Е.Г. О месте обязательного социального страхования в финансовой системе государства // Финансовое право. 2020. N 8. С. 7 - 11; Покачалова Е.В., Гудкова М.В. Денежная система Российской Федерации: цифровые новации и их влияние на правосубъектность участников финансовых отношений // Банковское право. 2021. N 1. С. 26 - 34.
(Пешкова (Белогорцева) Х.В.)
("Финансовое право", 2022, N 4)<11> Беликов Е.Г. Социальная направленность принципа сочетания убеждения и принуждения в финансовом праве // Финансовое право. 2016. N 8. С. 6 - 10; Бит-Шабо И.В. Финансово-правовое регулирование функционирования государственных внебюджетных фондов / под ред. Е.В. Покачаловой. М.: Юрлитинформ, 2013. 184 с.; Гармаева М.А. Социальные аспекты финансовой устойчивости государства // Финансовое право. 2021. N 4. С. 13 - 16; Костикова Е.Г. О месте обязательного социального страхования в финансовой системе государства // Финансовое право. 2020. N 8. С. 7 - 11; Покачалова Е.В., Гудкова М.В. Денежная система Российской Федерации: цифровые новации и их влияние на правосубъектность участников финансовых отношений // Банковское право. 2021. N 1. С. 26 - 34.
Статья: История становления и развития правового регулирования национальной платежной системы Российской Федерации
(Абдуллаева З.Ю.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 5)Рассматриваемый период характеризуется коренной трансформацией всех сфер общественной жизни. Фундаментальным изменениям подверглась и финансовая система России - фактически ее пришлось строить заново, поскольку финансовые институты советского государства не были приспособлены к тому, чтобы удовлетворить потребности хозяйствующих субъектов и населения. В этих целях принимается целый ряд законов, в том числе Федеральный закон от 02.12.1990 N 394-1 "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" <29>, Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" <30>, Закон РФ от 25.09.1992 N 3537-1 "О денежной системе Российской Федерации" <31> и т.д. Последний из названных Законов действовал менее трех лет, однако он заложил правовые основы денежной системы РФ, которые воспроизводятся и в современных нормативных правовых актах. На основании ст. 12 данного Закона устанавливалось, что платежи на территории Российской Федерации осуществляются в виде наличных или безналичных расчетов. Кроме того, Закон о денежной системе Российской Федерации определял, что формы безналичных расчетов определяются правилами, устанавливаемыми Банком России в соответствии с законодательными актами Российской Федерации. В это же время принимается вторая часть Гражданского кодекса РФ, в которой закрепляется гл. 46 "Расчеты", содержащая перечень основных форм безналичных расчетов и общих правил их проведения. За более подробными правилами проведения расчетов п. 1 ст. 862 ГК РФ отсылает к так называемым банковским правилам, т.е. к подзаконным нормативным правовым актам Банка России.
(Абдуллаева З.Ю.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 5)Рассматриваемый период характеризуется коренной трансформацией всех сфер общественной жизни. Фундаментальным изменениям подверглась и финансовая система России - фактически ее пришлось строить заново, поскольку финансовые институты советского государства не были приспособлены к тому, чтобы удовлетворить потребности хозяйствующих субъектов и населения. В этих целях принимается целый ряд законов, в том числе Федеральный закон от 02.12.1990 N 394-1 "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" <29>, Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" <30>, Закон РФ от 25.09.1992 N 3537-1 "О денежной системе Российской Федерации" <31> и т.д. Последний из названных Законов действовал менее трех лет, однако он заложил правовые основы денежной системы РФ, которые воспроизводятся и в современных нормативных правовых актах. На основании ст. 12 данного Закона устанавливалось, что платежи на территории Российской Федерации осуществляются в виде наличных или безналичных расчетов. Кроме того, Закон о денежной системе Российской Федерации определял, что формы безналичных расчетов определяются правилами, устанавливаемыми Банком России в соответствии с законодательными актами Российской Федерации. В это же время принимается вторая часть Гражданского кодекса РФ, в которой закрепляется гл. 46 "Расчеты", содержащая перечень основных форм безналичных расчетов и общих правил их проведения. За более подробными правилами проведения расчетов п. 1 ст. 862 ГК РФ отсылает к так называемым банковским правилам, т.е. к подзаконным нормативным правовым актам Банка России.
"Комментарий к Федеральному закону от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ "О национальной платежной системе"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Основным соответствующим актом является Положение Банка России от 24 сентября 2020 г. N 732-П "О платежной системе Банка России" (см. комментарий к ст. 20 Закона), согласно п. 1.1 которого Банк России, являясь оператором услуг платежной инфраструктуры в платежной системе Банка России и оператором по переводу денежных средств платежной системы Банка России, осуществляет перевод денежных средств в платежной системе Банка России по счетам участников платежной системы Банка России, а также клиентов Банка России, не являющихся участниками платежной системы, предоставляя им операционные услуги, услуги платежного клиринга и расчетные услуги.
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Основным соответствующим актом является Положение Банка России от 24 сентября 2020 г. N 732-П "О платежной системе Банка России" (см. комментарий к ст. 20 Закона), согласно п. 1.1 которого Банк России, являясь оператором услуг платежной инфраструктуры в платежной системе Банка России и оператором по переводу денежных средств платежной системы Банка России, осуществляет перевод денежных средств в платежной системе Банка России по счетам участников платежной системы Банка России, а также клиентов Банка России, не являющихся участниками платежной системы, предоставляя им операционные услуги, услуги платежного клиринга и расчетные услуги.
Статья: Зачет суммы государственной пошлины, уплаченной при обращении в суд, в счет суммы государственной пошлины, подлежащей уплате при обращении в другой суд
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Зачет госпошлины, которая была ошибочно оплачена по другим банковским реквизитам, налоговым законодательством не предусмотрен. Согласно пп. 4 п. 13 ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога не признается исполненной в случае неправильного указания налогоплательщиком или иным лицом, предъявившим в банк поручение на перечисление в бюджетную систему РФ денежных средств в счет уплаты налога за налогоплательщика, в поручении на перечисление суммы налога номера счета Федерального казначейства и (или) наименования банка получателя, повлекшего неперечисление этой суммы в бюджетную систему РФ на счет Федерального казначейства. Оплаченную по ненадлежащим реквизитам сумму суд не примет в подтверждение уплаты госпошлины (Определение Суда по интеллектуальным правам от 26.06.2024 по делу N СИП-694/2024). Возможность во всех без исключения случаях зачета госпошлины, уплаченной по неправильным реквизитам, полностью нивелировала бы принцип территориальности уплаты госпошлины. Как следует из правовой позиции Конституционного Суда РФ, плательщик государственной пошлины обязан верно указать необходимые реквизиты платежа (в частности, должны быть верно указаны номер счета получателя, наименование банка получателя платежа и т.п.), обеспечивая тем самым уплату государственной пошлины по месту совершения юридически значимого действия (Определение Конституционного Суда РФ от 18.07.2017 N 1721-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Маголясова Михаила Алексеевича на нарушение его конституционных прав пунктом 3 статьи 333.18 Налогового кодекса Российской Федерации").
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Зачет госпошлины, которая была ошибочно оплачена по другим банковским реквизитам, налоговым законодательством не предусмотрен. Согласно пп. 4 п. 13 ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога не признается исполненной в случае неправильного указания налогоплательщиком или иным лицом, предъявившим в банк поручение на перечисление в бюджетную систему РФ денежных средств в счет уплаты налога за налогоплательщика, в поручении на перечисление суммы налога номера счета Федерального казначейства и (или) наименования банка получателя, повлекшего неперечисление этой суммы в бюджетную систему РФ на счет Федерального казначейства. Оплаченную по ненадлежащим реквизитам сумму суд не примет в подтверждение уплаты госпошлины (Определение Суда по интеллектуальным правам от 26.06.2024 по делу N СИП-694/2024). Возможность во всех без исключения случаях зачета госпошлины, уплаченной по неправильным реквизитам, полностью нивелировала бы принцип территориальности уплаты госпошлины. Как следует из правовой позиции Конституционного Суда РФ, плательщик государственной пошлины обязан верно указать необходимые реквизиты платежа (в частности, должны быть верно указаны номер счета получателя, наименование банка получателя платежа и т.п.), обеспечивая тем самым уплату государственной пошлины по месту совершения юридически значимого действия (Определение Конституционного Суда РФ от 18.07.2017 N 1721-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Маголясова Михаила Алексеевича на нарушение его конституционных прав пунктом 3 статьи 333.18 Налогового кодекса Российской Федерации").
Путеводитель по судебной практике: Кредит.
Может ли кредитный договор предусматривать право кредитора в одностороннем порядке изменять процентную ставку
(КонсультантПлюс, 2025)"...Пунктом 3.3 Общих условий кредитного договора предусмотрено, что в случае изменения общих экономических условий в стране и/или принятие законодательных актов, изменяющих валютно-денежную систему Российской Федерации, либо в случае изменения ставки рефинансирования Банка России, кредитор вправе в одностороннем порядке изменить указанную в кредитном договоре процентную ставку с письменным уведомлением об этом заемщика в течение 3 банковских дней с даты изменения процентной ставки. Начисление процентов на кредит по измененной ставке начинается со дня следующего за днем ближайшего платежа, предусмотренного графиком погашения кредита уплаты процентов, на момент изменения процентной ставки.
Может ли кредитный договор предусматривать право кредитора в одностороннем порядке изменять процентную ставку
(КонсультантПлюс, 2025)"...Пунктом 3.3 Общих условий кредитного договора предусмотрено, что в случае изменения общих экономических условий в стране и/или принятие законодательных актов, изменяющих валютно-денежную систему Российской Федерации, либо в случае изменения ставки рефинансирования Банка России, кредитор вправе в одностороннем порядке изменить указанную в кредитном договоре процентную ставку с письменным уведомлением об этом заемщика в течение 3 банковских дней с даты изменения процентной ставки. Начисление процентов на кредит по измененной ставке начинается со дня следующего за днем ближайшего платежа, предусмотренного графиком погашения кредита уплаты процентов, на момент изменения процентной ставки.