День охраны труда
Подборка наиболее важных документов по запросу День охраны труда (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Организация Дней охраны труда на муниципальном и объектовом уровнях
(Сорокин Г.С.)
("Охрана труда и пожарная безопасность в образовательных учреждениях", 2025, N 2)"Охрана труда и пожарная безопасность в образовательных учреждениях", 2025, N 2
(Сорокин Г.С.)
("Охрана труда и пожарная безопасность в образовательных учреждениях", 2025, N 2)"Охрана труда и пожарная безопасность в образовательных учреждениях", 2025, N 2
Вопрос: Несчастный случай произошел в субботу, в выходной день для работников охраны труда, директора. Факт происшествия зафиксирован, вызвана скорая помощь, получена справка медучреждения. Когда работодатель должен издать приказ о создании комиссии по расследованию несчастного случая?
(Консультация эксперта, 2025)Вопрос: Несчастный случай произошел в субботу, в рабочий день для работника (график "два через два"), но в выходной день для работников охраны труда, директора. Факт происшествия зафиксирован, вызвана скорая помощь, получена справка медучреждения. Когда работодатель должен образовать комиссию для расследования несчастного случая и издать соответствующий приказ: в первый рабочий день после произошедшего случая или в тот же день?
(Консультация эксперта, 2025)Вопрос: Несчастный случай произошел в субботу, в рабочий день для работника (график "два через два"), но в выходной день для работников охраны труда, директора. Факт происшествия зафиксирован, вызвана скорая помощь, получена справка медучреждения. Когда работодатель должен образовать комиссию для расследования несчастного случая и издать соответствующий приказ: в первый рабочий день после произошедшего случая или в тот же день?
Статья: Реализация права осужденных на справедливое вознаграждение за труд: зарубежный опыт
(Сивова А.А.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2021, N 1)Исходя из анализа международных нормативных правовых актов интеграционных объединений государств, национального законодательства и зарубежного опыта по рассматриваемому вопросу, можно говорить о положительной практике в части организации оплаты труда лиц, находящихся в пенитенциарных учреждениях. Однако, на наш взгляд, заработная плата в тюрьме не должна опускаться ниже национальной минимальной заработной платы, как это предусмотрено законодательством Российской Федерации (УИК РФ, ст. 105 "Оплата труда осужденных к лишению свободы") <7>. Это позволит гарантировать, что заключенные не подвергнутся эксплуатации. Кроме того, с экономической точки зрения любая заработная плата, которая значительно ниже рыночной ставки за работу, нанесет ущерб местным предприятиям в рамках общины и может означать потерю рабочих мест для гражданского населения. Послужит стимулом для предприятий сокращать/ликвидировать рабочие места для тех, кто живет в общине, и отдавать их лицам, находящимся в местах лишения свободы. Реальная работа в тюрьме должна конкурировать на равных условиях с работой в общине, а не в ущерб ей <8>. Организация работ в тюрьмах, включая нормальный рабочий день, технику безопасности и охрану труда, адекватное вознаграждение и включение заключенных в национальную систему социального обеспечения, насколько это возможно, должна быть приближена к условиям вне пенитенциарного учреждения.
(Сивова А.А.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2021, N 1)Исходя из анализа международных нормативных правовых актов интеграционных объединений государств, национального законодательства и зарубежного опыта по рассматриваемому вопросу, можно говорить о положительной практике в части организации оплаты труда лиц, находящихся в пенитенциарных учреждениях. Однако, на наш взгляд, заработная плата в тюрьме не должна опускаться ниже национальной минимальной заработной платы, как это предусмотрено законодательством Российской Федерации (УИК РФ, ст. 105 "Оплата труда осужденных к лишению свободы") <7>. Это позволит гарантировать, что заключенные не подвергнутся эксплуатации. Кроме того, с экономической точки зрения любая заработная плата, которая значительно ниже рыночной ставки за работу, нанесет ущерб местным предприятиям в рамках общины и может означать потерю рабочих мест для гражданского населения. Послужит стимулом для предприятий сокращать/ликвидировать рабочие места для тех, кто живет в общине, и отдавать их лицам, находящимся в местах лишения свободы. Реальная работа в тюрьме должна конкурировать на равных условиях с работой в общине, а не в ущерб ей <8>. Организация работ в тюрьмах, включая нормальный рабочий день, технику безопасности и охрану труда, адекватное вознаграждение и включение заключенных в национальную систему социального обеспечения, насколько это возможно, должна быть приближена к условиям вне пенитенциарного учреждения.
Статья: Микроповреждения работников в процессе выполнения трудовых обязанностей: проблемы правоприменительной практики
(Сергеенко Ю.С.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2023, N 1)<10> "Достойный труд. Безопасный труд. Защита от ВИЧ/СПИДа". Доклад МОТ к Всемирному дню охраны труда. 2006 г. Международное бюро труда Женева 2006. URL: https://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/---europe/---ro-geneva/---sro-moscow/documents/publication/wcms_312110.pdf.
(Сергеенко Ю.С.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2023, N 1)<10> "Достойный труд. Безопасный труд. Защита от ВИЧ/СПИДа". Доклад МОТ к Всемирному дню охраны труда. 2006 г. Международное бюро труда Женева 2006. URL: https://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/---europe/---ro-geneva/---sro-moscow/documents/publication/wcms_312110.pdf.
Готовое решение: Как организовать проверку знания требований охраны труда в организации после обучения требованиям охраны труда
(КонсультантПлюс, 2025)Повторно проверить знания требований охраны труда у работника, который показал неудовлетворительные результаты, нужно в течение 30 календарных дней со дня проверки (п. 79 Правил обучения по охране труда).
(КонсультантПлюс, 2025)Повторно проверить знания требований охраны труда у работника, который показал неудовлетворительные результаты, нужно в течение 30 календарных дней со дня проверки (п. 79 Правил обучения по охране труда).
Готовое решение: Можно ли принять работника на работу в выходной (праздничный) день
(КонсультантПлюс, 2025)Законом не предусмотрены специальные правила по проведению вводного инструктажа, если работник принят на работу в выходной день (трудовой договор заключен или в нем определена дата начала работы в выходной день). Вводный инструктаж по охране труда при приеме на работу нужно проводить для работника до начала выполнения им трудовой функции. Если работник принят на работу в выходной день, в который он в соответствии с графиком работы не должен работать, то провести вводный инструктаж с работником можно в его первый рабочий день, до начала работы. Если работник должен приступить к работе в день, который является выходным днем, например, для административного персонала, специалиста по охране труда, то вводный инструктаж для работника все равно нужно провести до начала работы. Соответственно, может потребоваться привлечь к работе в выходной день в специальном порядке работника, ответственного за проведение вводного инструктажа. Это следует, в частности, из абз. 4 ч. 2 ст. 57, ст. 61, ч. 1, 2, 5, 7, 8 ст. 113, абз. 11, 15 ч. 3 ст. 214, абз. 6 ст. 215 ТК РФ, п. 10, абз. 2 п. 11 Правил обучения по охране труда.
(КонсультантПлюс, 2025)Законом не предусмотрены специальные правила по проведению вводного инструктажа, если работник принят на работу в выходной день (трудовой договор заключен или в нем определена дата начала работы в выходной день). Вводный инструктаж по охране труда при приеме на работу нужно проводить для работника до начала выполнения им трудовой функции. Если работник принят на работу в выходной день, в который он в соответствии с графиком работы не должен работать, то провести вводный инструктаж с работником можно в его первый рабочий день, до начала работы. Если работник должен приступить к работе в день, который является выходным днем, например, для административного персонала, специалиста по охране труда, то вводный инструктаж для работника все равно нужно провести до начала работы. Соответственно, может потребоваться привлечь к работе в выходной день в специальном порядке работника, ответственного за проведение вводного инструктажа. Это следует, в частности, из абз. 4 ч. 2 ст. 57, ст. 61, ч. 1, 2, 5, 7, 8 ст. 113, абз. 11, 15 ч. 3 ст. 214, абз. 6 ст. 215 ТК РФ, п. 10, абз. 2 п. 11 Правил обучения по охране труда.
Готовое решение: Как работодателю обеспечить соблюдение требований охраны труда
(КонсультантПлюс, 2025)Минтруд России рекомендовал обращать внимание работников на необходимость готовиться к проверке знания требований охраны труда. Работники с неудовлетворительными результатами отстраняются от работы (не допускаются к ней). В течение 30 календарных дней со дня проверки они повторно направляются на проверку знания требований охраны труда (ч. 1 ст. 76 ТК РФ, п. 79 Правил обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда, п. 10 Письма Минтруда России от 22.09.2022 N 15-2/ООГ-2333).
(КонсультантПлюс, 2025)Минтруд России рекомендовал обращать внимание работников на необходимость готовиться к проверке знания требований охраны труда. Работники с неудовлетворительными результатами отстраняются от работы (не допускаются к ней). В течение 30 календарных дней со дня проверки они повторно направляются на проверку знания требований охраны труда (ч. 1 ст. 76 ТК РФ, п. 79 Правил обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда, п. 10 Письма Минтруда России от 22.09.2022 N 15-2/ООГ-2333).
"Комментарий судебной практики. Выпуск 29"
(отв. ред. К.Б. Ярошенко)
("Инфотропик Медиа", 2024)Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2021 г. N 2464 "О порядке обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда" утверждены Правила обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда, в соответствии с которыми обучение по охране труда осуществляется в ходе проведения инструктажей по охране труда, стажировки на рабочем месте, обучения по оказанию первой помощи пострадавшим, обучения по использованию (применению) средств индивидуальной защиты, обучения по охране труда у работодателя, в том числе обучения безопасным методам и приемам выполнения работ, или в организации, у индивидуального предпринимателя, оказывающих услуги по проведению обучения по охране труда. Пунктом 79 Правил устанавливается, что работник, показавший в рамках проверки знания требований охраны труда неудовлетворительные знания, не допускается к самостоятельному выполнению трудовых обязанностей и направляется работодателем в течение 30 календарных дней со дня проведения проверки знания требований охраны труда повторно на проверку знания требований охраны труда.
(отв. ред. К.Б. Ярошенко)
("Инфотропик Медиа", 2024)Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2021 г. N 2464 "О порядке обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда" утверждены Правила обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда, в соответствии с которыми обучение по охране труда осуществляется в ходе проведения инструктажей по охране труда, стажировки на рабочем месте, обучения по оказанию первой помощи пострадавшим, обучения по использованию (применению) средств индивидуальной защиты, обучения по охране труда у работодателя, в том числе обучения безопасным методам и приемам выполнения работ, или в организации, у индивидуального предпринимателя, оказывающих услуги по проведению обучения по охране труда. Пунктом 79 Правил устанавливается, что работник, показавший в рамках проверки знания требований охраны труда неудовлетворительные знания, не допускается к самостоятельному выполнению трудовых обязанностей и направляется работодателем в течение 30 календарных дней со дня проведения проверки знания требований охраны труда повторно на проверку знания требований охраны труда.
Статья: Законодательные инициативы, связанные с дистанционным трудом: временный ажиотаж на фоне пандемии или устойчивая тенденция?
(Лютов Н.Л.)
("Журнал российского права", 2020, N 12)Это приводит к тому, что человек полноценно не восстанавливает свои силы, не воспринимает дом и время отдыха как свободное от работы место и время. Вследствие этого проблема эмоционального выгорания и стресса на рабочем месте становится как никогда ранее острой. В 2016 г. во Всемирный день охраны труда МОТ издала программный доклад, посвященный проблеме стресса на рабочем месте, который уже стал восприниматься как фундаментальная угроза здоровью работников <19>.
(Лютов Н.Л.)
("Журнал российского права", 2020, N 12)Это приводит к тому, что человек полноценно не восстанавливает свои силы, не воспринимает дом и время отдыха как свободное от работы место и время. Вследствие этого проблема эмоционального выгорания и стресса на рабочем месте становится как никогда ранее острой. В 2016 г. во Всемирный день охраны труда МОТ издала программный доклад, посвященный проблеме стресса на рабочем месте, который уже стал восприниматься как фундаментальная угроза здоровью работников <19>.
"Охрана труда в Российской Федерации. Научно-практический комментарий к разделу X Трудового кодекса Российской Федерации"
(постатейный)
(Серегина Л.В.)
("КОНТРАКТ", 2023)Вопросы передачи отдельных полномочий по управлению охраной труда органам местного самоуправления на практике обычно решаются законодательством субъектов РФ. Например, в соответствии со ст. 2 Закона Республики Хакасия от 27.09.2007 N 60-ЗРХ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Хакасия отдельными государственными полномочиями в области охраны труда" органы местного самоуправления наделены следующими государственными полномочиями в области охраны труда: участие в разработке государственных программ Республики Хакасия улучшения условий и охраны труда; участие в координировании проведения на территории соответствующего муниципального образования в установленном порядке обучения по охране труда работников; осуществление в установленном порядке сбора и обработки информации о состоянии условий и охраны труда у работодателей, осуществляющих деятельность на территории соответствующего муниципального образования; оказание консультативной и методической помощи работодателям и работникам по вопросам соблюдения законодательства об охране труда, установления компенсаций работникам за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда на территории соответствующего муниципального образования; распространение передового опыта работы по улучшению условий и охраны труда, проведение совещаний, смотров-конкурсов, дней охраны труда на территории соответствующего муниципального образования; участие в расследовании несчастных случаев на производстве, в результате которых один или несколько пострадавших получили тяжелые повреждения здоровья, либо несчастных случаев со смертельным исходом на территории соответствующего муниципального образования.
(постатейный)
(Серегина Л.В.)
("КОНТРАКТ", 2023)Вопросы передачи отдельных полномочий по управлению охраной труда органам местного самоуправления на практике обычно решаются законодательством субъектов РФ. Например, в соответствии со ст. 2 Закона Республики Хакасия от 27.09.2007 N 60-ЗРХ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Хакасия отдельными государственными полномочиями в области охраны труда" органы местного самоуправления наделены следующими государственными полномочиями в области охраны труда: участие в разработке государственных программ Республики Хакасия улучшения условий и охраны труда; участие в координировании проведения на территории соответствующего муниципального образования в установленном порядке обучения по охране труда работников; осуществление в установленном порядке сбора и обработки информации о состоянии условий и охраны труда у работодателей, осуществляющих деятельность на территории соответствующего муниципального образования; оказание консультативной и методической помощи работодателям и работникам по вопросам соблюдения законодательства об охране труда, установления компенсаций работникам за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда на территории соответствующего муниципального образования; распространение передового опыта работы по улучшению условий и охраны труда, проведение совещаний, смотров-конкурсов, дней охраны труда на территории соответствующего муниципального образования; участие в расследовании несчастных случаев на производстве, в результате которых один или несколько пострадавших получили тяжелые повреждения здоровья, либо несчастных случаев со смертельным исходом на территории соответствующего муниципального образования.
Готовое решение: Как организовать обучение требованиям охраны труда работников организации
(КонсультантПлюс, 2025)Направьте в Минтруд России уведомление о том, что прекращаете деятельность в области обучения работников вопросам охраны труда. Ведомство исключит сведения о вас из реестра ИП и юрлиц, осуществляющих деятельность по обучению своих работников вопросам охраны труда, в течение пяти рабочих дней со дня регистрации уведомления (п. 113 Правил обучения по охране труда).
(КонсультантПлюс, 2025)Направьте в Минтруд России уведомление о том, что прекращаете деятельность в области обучения работников вопросам охраны труда. Ведомство исключит сведения о вас из реестра ИП и юрлиц, осуществляющих деятельность по обучению своих работников вопросам охраны труда, в течение пяти рабочих дней со дня регистрации уведомления (п. 113 Правил обучения по охране труда).
"Комментарий к разделу X "Охрана труда" Трудового кодекса Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ"
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Менкенов А.В., Ротко С.В., Чернусь Н.Ю., Шавин В.А., Беляев М.А., Бикметов Р.И., Загорских С.А., Слесарев С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Например, в Новосибирской области стороны Регионального соглашения между областным объединением организаций профсоюзов, областными объединениями работодателей и Правительством Новосибирской области на 2020 - 2022 гг. приняли на себя обязательства по организации проведения мероприятий по пропаганде и распространению передового опыта работы в сфере охраны труда и окружающей среды, информированию работников о вновь принятых нормативных правовых актах по вопросам охраны труда и окружающей среды; осуществлению взаимодействия с федеральными органами государственного надзора и контроля по вопросам реализации ими на территории области надзорных и контрольных функций в сфере охраны труда и экологической безопасности; обеспечению участия своих представителей в расследовании групповых, тяжелых несчастных случаев на производстве и несчастных случаев на производстве со смертельным исходом; организации проведения мероприятий в рамках Всемирного дня охраны труда и Дня защиты от экологической опасности (п. п. 4.1 - 4.4);
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Менкенов А.В., Ротко С.В., Чернусь Н.Ю., Шавин В.А., Беляев М.А., Бикметов Р.И., Загорских С.А., Слесарев С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Например, в Новосибирской области стороны Регионального соглашения между областным объединением организаций профсоюзов, областными объединениями работодателей и Правительством Новосибирской области на 2020 - 2022 гг. приняли на себя обязательства по организации проведения мероприятий по пропаганде и распространению передового опыта работы в сфере охраны труда и окружающей среды, информированию работников о вновь принятых нормативных правовых актах по вопросам охраны труда и окружающей среды; осуществлению взаимодействия с федеральными органами государственного надзора и контроля по вопросам реализации ими на территории области надзорных и контрольных функций в сфере охраны труда и экологической безопасности; обеспечению участия своих представителей в расследовании групповых, тяжелых несчастных случаев на производстве и несчастных случаев на производстве со смертельным исходом; организации проведения мероприятий в рамках Всемирного дня охраны труда и Дня защиты от экологической опасности (п. п. 4.1 - 4.4);