День голосования 1 июля
Подборка наиболее важных документов по запросу День голосования 1 июля (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Избирательная реформа 2020 года в свете принципов избирательного права
(Колюшин Е.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2020, N 12)Как известно, ЦИК РФ приняла 20 марта 2020 г. Постановление "О порядке общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации", в которое неоднократно вносились изменения. В частности, количество дней всеобщего голосования менялось с четырех до семи. Последними изменениями от 23 июня 2020 г. участковые избирательные комиссии обязывались проводить голосование с 25 по 30 июня в таком же временном режиме, как и в установленный Указом Президента РФ день голосования 1 июля, т.е. с 8 до 20 часов по местному времени. Голосование в эти дни не считалось досрочным, поэтому период между 1 июня (днем официального опубликования Указа Президента РФ) и 25 июня (первым днем голосования, без учета досрочного) сократился с 30 до 24 дней. Вследствие этого основная явка граждан на голосование достигнута до определенного Президентом РФ дня голосования. При итоговой весьма высокой явке граждан на голосование, равной почти 68%, в день голосования 1 июля на избирательные участки пришло менее 14%, но в протоколах и об итогах голосования, и о его результатах такие сведения отсутствуют.
(Колюшин Е.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2020, N 12)Как известно, ЦИК РФ приняла 20 марта 2020 г. Постановление "О порядке общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации", в которое неоднократно вносились изменения. В частности, количество дней всеобщего голосования менялось с четырех до семи. Последними изменениями от 23 июня 2020 г. участковые избирательные комиссии обязывались проводить голосование с 25 по 30 июня в таком же временном режиме, как и в установленный Указом Президента РФ день голосования 1 июля, т.е. с 8 до 20 часов по местному времени. Голосование в эти дни не считалось досрочным, поэтому период между 1 июня (днем официального опубликования Указа Президента РФ) и 25 июня (первым днем голосования, без учета досрочного) сократился с 30 до 24 дней. Вследствие этого основная явка граждан на голосование достигнута до определенного Президентом РФ дня голосования. При итоговой весьма высокой явке граждан на голосование, равной почти 68%, в день голосования 1 июля на избирательные участки пришло менее 14%, но в протоколах и об итогах голосования, и о его результатах такие сведения отсутствуют.
Статья: Трансформация принципа народовластия в новом конституционном цикле Российской Федерации
(Слободчикова С.Н.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 3)Вторая траектория - досрочное голосование до дня голосования или "многодневное голосование". Так, установленному 1 июля 2020 г. дню общероссийского голосования с 25 по 30 июня предшествовало досрочное голосование. В этой части Россия реципировала зарубежный опыт, в первую очередь опыт Республики Корея, где 15 апреля 2020 г. состоялись всеобщие выборы в Национальное Собрание Республики Корея и установленному дню голосования предшествовали два дня досрочного голосования. В итоге практика проведения досрочного голосования до дня голосования нашла отражение в отечественном федеральном законодательстве о выборах и референдумах и в правоприменении. Так, ЦИК РФ принимала решение о проведении голосования на выборах в течение трех дней подряд в единый день голосования 13 сентября 2020 г., а также на выборах депутатов Государственной Думы ФС РФ и иных выборах и референдумах 19 сентября 2021 г. <10>
(Слободчикова С.Н.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 3)Вторая траектория - досрочное голосование до дня голосования или "многодневное голосование". Так, установленному 1 июля 2020 г. дню общероссийского голосования с 25 по 30 июня предшествовало досрочное голосование. В этой части Россия реципировала зарубежный опыт, в первую очередь опыт Республики Корея, где 15 апреля 2020 г. состоялись всеобщие выборы в Национальное Собрание Республики Корея и установленному дню голосования предшествовали два дня досрочного голосования. В итоге практика проведения досрочного голосования до дня голосования нашла отражение в отечественном федеральном законодательстве о выборах и референдумах и в правоприменении. Так, ЦИК РФ принимала решение о проведении голосования на выборах в течение трех дней подряд в единый день голосования 13 сентября 2020 г., а также на выборах депутатов Государственной Думы ФС РФ и иных выборах и референдумах 19 сентября 2021 г. <10>
Нормативные акты
Федеральный закон от 21.12.2021 N 414-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)11. В случае досрочного прекращения полномочий высшего должностного лица субъекта Российской Федерации голосование по избранию высшего должностного лица субъекта Российской Федерации проводится во второе воскресенье сентября года, в котором досрочно прекращены полномочия высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, если полномочия были прекращены не позднее 1 июля, или во второе воскресенье сентября года, следующего за годом досрочного прекращения полномочий, если они были прекращены после 1 июля. Если голосование по избранию высшего должностного лица субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящей частью должно состояться в год проведения выборов депутатов Государственной Думы очередного созыва, то оно проводится в день голосования на указанных выборах.
(ред. от 31.07.2025)
"Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)11. В случае досрочного прекращения полномочий высшего должностного лица субъекта Российской Федерации голосование по избранию высшего должностного лица субъекта Российской Федерации проводится во второе воскресенье сентября года, в котором досрочно прекращены полномочия высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, если полномочия были прекращены не позднее 1 июля, или во второе воскресенье сентября года, следующего за годом досрочного прекращения полномочий, если они были прекращены после 1 июля. Если голосование по избранию высшего должностного лица субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящей частью должно состояться в год проведения выборов депутатов Государственной Думы очередного созыва, то оно проводится в день голосования на указанных выборах.
Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ
(ред. от 23.05.2025)
"Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"14.2. Организующая выборы избирательная комиссия в течение трех дней со дня приема документов, указанных в пункте 14.1 настоящей статьи, обязана принять решение о заверении списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам либо об отказе в его заверении, который должен быть мотивирован. Основаниями для отказа в заверении списка являются отсутствие документов, предусмотренных подпунктами "а", "в" - "ж" пункта 14.1 настоящей статьи, несоблюдение требований к выдвижению кандидатов, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях", настоящим Федеральным законом. Отсутствие заявления кандидата о согласии баллотироваться, предусмотренного пунктом 2 статьи 33 настоящего Федерального закона, является основанием для исключения организующей выборы избирательной комиссией соответствующего кандидата из списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам до его заверения. Ошибки (опечатки), допущенные в оформлении представленных в избирательную комиссию документов в отношении отдельного кандидата, не позволяющие достоверно определить гражданина, выдвинутого в соответствующем одномандатном (многомандатном) избирательном округе, являются основанием для исключения организующей выборы избирательной комиссией соответствующего кандидата из списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам до его заверения. Выдвижение в одномандатном (многомандатном) избирательном округе большего числа кандидатов, чем число депутатских мандатов, подлежащих замещению в этом избирательном округе, является основанием для исключения организующей выборы избирательной комиссией всех кандидатов, выдвинутых в данном избирательном округе, из списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам до его заверения.
(ред. от 23.05.2025)
"Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"14.2. Организующая выборы избирательная комиссия в течение трех дней со дня приема документов, указанных в пункте 14.1 настоящей статьи, обязана принять решение о заверении списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам либо об отказе в его заверении, который должен быть мотивирован. Основаниями для отказа в заверении списка являются отсутствие документов, предусмотренных подпунктами "а", "в" - "ж" пункта 14.1 настоящей статьи, несоблюдение требований к выдвижению кандидатов, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях", настоящим Федеральным законом. Отсутствие заявления кандидата о согласии баллотироваться, предусмотренного пунктом 2 статьи 33 настоящего Федерального закона, является основанием для исключения организующей выборы избирательной комиссией соответствующего кандидата из списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам до его заверения. Ошибки (опечатки), допущенные в оформлении представленных в избирательную комиссию документов в отношении отдельного кандидата, не позволяющие достоверно определить гражданина, выдвинутого в соответствующем одномандатном (многомандатном) избирательном округе, являются основанием для исключения организующей выборы избирательной комиссией соответствующего кандидата из списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам до его заверения. Выдвижение в одномандатном (многомандатном) избирательном округе большего числа кандидатов, чем число депутатских мандатов, подлежащих замещению в этом избирательном округе, является основанием для исключения организующей выборы избирательной комиссией всех кандидатов, выдвинутых в данном избирательном округе, из списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам до его заверения.
Статья: Избирательные права граждан и КАС РФ: десятилетие эффективной судебной защиты сквозь призму истории ее институционализации
(Воронин Д.Ю.)
("Российская юстиция", 2025, N 4)Напомним, что Кодекс вступил в силу 15 сентября 2015 г., т.е. по прошествии двух дней после единого дня голосования 13 сентября 2015 г., в ходе которого проводились выборы в органы государственной власти субъектов Российской Федерации (например, выборы главы администрации Тамбовской области, дополнительные выборы депутатов Тамбовской областной Думы пятого созыва по Мичуринскому одномандатному избирательному округу N 7 и Сосновскому одномандатному избирательному округу N 15) и органы местного самоуправления. Дата вступления в силу, изначально запланированная на 1 июля 2015 г., была изменена именно для того, чтобы избирательные споры по выборам, назначенным на 13 сентября 2015 г., были рассмотрены судами по правилам ГПК РФ, а дела, связанные с оспариванием итогов голосования и их результатов, разрешались уже в соответствии с КАС РФ.
(Воронин Д.Ю.)
("Российская юстиция", 2025, N 4)Напомним, что Кодекс вступил в силу 15 сентября 2015 г., т.е. по прошествии двух дней после единого дня голосования 13 сентября 2015 г., в ходе которого проводились выборы в органы государственной власти субъектов Российской Федерации (например, выборы главы администрации Тамбовской области, дополнительные выборы депутатов Тамбовской областной Думы пятого созыва по Мичуринскому одномандатному избирательному округу N 7 и Сосновскому одномандатному избирательному округу N 15) и органы местного самоуправления. Дата вступления в силу, изначально запланированная на 1 июля 2015 г., была изменена именно для того, чтобы избирательные споры по выборам, назначенным на 13 сентября 2015 г., были рассмотрены судами по правилам ГПК РФ, а дела, связанные с оспариванием итогов голосования и их результатов, разрешались уже в соответствии с КАС РФ.
Статья: Трансформация современного правосознания российского избирателя в контексте цифровизации публично-властной коммуникации
(Головина А.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 2)В дальнейшем развитии и более широком применении нуждаются технологии дистанционного электронного голосования, которые положительно показали себя в ходе всероссийского голосования по поправкам к Конституции Российской Федерации, которое проводилось с 25 июня по 1 июля 2020 г., а также в ходе Единого дня голосования в сентябре 2020 г. На наш взгляд, этот опыт целесообразно более активно применять на муниципальном уровне (где это позволит достигнутый уровень распространения информационно-коммуникационных технологий), в том числе для голосования граждан по тем или иным проектам нормативных правовых актов по вопросам местного значения. Местное самоуправление, как "школа демократии" для граждан, позволит отработать навыки участия в демократических процедурах, сделать выборы привычным делом, частью регулярной публично-властной коммуникации, с тем чтобы подобное ответственное отношение спроецировать на другие властные уровни и способствовать разрешению проблемы абсентеизма на региональных и федеральных выборах.
(Головина А.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 2)В дальнейшем развитии и более широком применении нуждаются технологии дистанционного электронного голосования, которые положительно показали себя в ходе всероссийского голосования по поправкам к Конституции Российской Федерации, которое проводилось с 25 июня по 1 июля 2020 г., а также в ходе Единого дня голосования в сентябре 2020 г. На наш взгляд, этот опыт целесообразно более активно применять на муниципальном уровне (где это позволит достигнутый уровень распространения информационно-коммуникационных технологий), в том числе для голосования граждан по тем или иным проектам нормативных правовых актов по вопросам местного значения. Местное самоуправление, как "школа демократии" для граждан, позволит отработать навыки участия в демократических процедурах, сделать выборы привычным делом, частью регулярной публично-властной коммуникации, с тем чтобы подобное ответственное отношение спроецировать на другие властные уровни и способствовать разрешению проблемы абсентеизма на региональных и федеральных выборах.
Статья: Конституционная модернизация в странах СНГ: современные тенденции
(Масловская Т.С.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 10)Отметим, что в последние пять лет в большинстве случаев обновление конституционного текста было осуществлено посредством использования процедур непосредственного участия граждан в процессе принятия конституционных изменений: референдума (Беларусь 27 февраля 2022 г., Казахстан 5 июня 2022 г., Кыргызстан 11 апреля 2021 г., Узбекистан 30 апреля 2023 г.), общероссийского голосования (1 июля 2020 г.). Парламентский способ применялся в Беларуси в октябре 2021 г. <17>, в Казахстане - в сентябре 2022 г., в Туркменистане - в сентябре 2020 г., в январе 2023 г.
(Масловская Т.С.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 10)Отметим, что в последние пять лет в большинстве случаев обновление конституционного текста было осуществлено посредством использования процедур непосредственного участия граждан в процессе принятия конституционных изменений: референдума (Беларусь 27 февраля 2022 г., Казахстан 5 июня 2022 г., Кыргызстан 11 апреля 2021 г., Узбекистан 30 апреля 2023 г.), общероссийского голосования (1 июля 2020 г.). Парламентский способ применялся в Беларуси в октябре 2021 г. <17>, в Казахстане - в сентябре 2022 г., в Туркменистане - в сентябре 2020 г., в январе 2023 г.
Статья: Цифровизация избирательных действий и процедур в России: вопросы права
(Лопатин А.И.)
("Журнал российского права", 2022, N 5)Внедрение электорального голосования потребовало радикального обновления института наблюдения - его профессионализации. Это тема отдельного исследования, отметим лишь, что ЦИК России требовалось привлечь и обучить наблюдателей, способных профессионально осуществлять наблюдение при проведении электронного голосования и определении результатов на федеральных выборах и выборах в субъектах Федерации; усовершенствовать методику проверки контрольных математических соотношений, целостности системы и неизменности данных по установленной методике; развить технологию блокчейна как способа проверки избирателями результатов собственного голосования при безусловном обеспечении тайны голосования; обеспечить возможность круглосуточного оперативного реагирования на жалобы участников избирательного процесса в дни голосования с учетом географических особенностей территории субъекта РФ. Подчеркнем, что профессионализация видеонаблюдения, участие в этом процессе Общественной палаты России и общественных палат субъектов РФ, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и его коллег в субъектах РФ, экспертов, политических партий способствовали признанию отечественным правосудием материалов такого наблюдения в качестве доказательств.
(Лопатин А.И.)
("Журнал российского права", 2022, N 5)Внедрение электорального голосования потребовало радикального обновления института наблюдения - его профессионализации. Это тема отдельного исследования, отметим лишь, что ЦИК России требовалось привлечь и обучить наблюдателей, способных профессионально осуществлять наблюдение при проведении электронного голосования и определении результатов на федеральных выборах и выборах в субъектах Федерации; усовершенствовать методику проверки контрольных математических соотношений, целостности системы и неизменности данных по установленной методике; развить технологию блокчейна как способа проверки избирателями результатов собственного голосования при безусловном обеспечении тайны голосования; обеспечить возможность круглосуточного оперативного реагирования на жалобы участников избирательного процесса в дни голосования с учетом географических особенностей территории субъекта РФ. Подчеркнем, что профессионализация видеонаблюдения, участие в этом процессе Общественной палаты России и общественных палат субъектов РФ, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и его коллег в субъектах РФ, экспертов, политических партий способствовали признанию отечественным правосудием материалов такого наблюдения в качестве доказательств.
Статья: Активное избирательное право: развитие форм реализации
(Турищева Н.Ю.)
("Журнал российского права", 2021, N 6)Новые процедуры голосования, примененные в ходе внесения поправок в Конституцию РФ 1 июля 2020 г. и единого дня голосования 13 сентября 2020 г., обращенные к обеспечению прав и свобод человека и гражданина <11>, открыли иные правовые механизмы, призванные максимально полно обеспечить участие граждан в реализации принадлежащего им права голоса.
(Турищева Н.Ю.)
("Журнал российского права", 2021, N 6)Новые процедуры голосования, примененные в ходе внесения поправок в Конституцию РФ 1 июля 2020 г. и единого дня голосования 13 сентября 2020 г., обращенные к обеспечению прав и свобод человека и гражданина <11>, открыли иные правовые механизмы, призванные максимально полно обеспечить участие граждан в реализации принадлежащего им права голоса.
Статья: Общероссийское голосование - новелла 2020 г.?
(Слободчикова С.Н.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 7)В условиях возникновения реальной общественной угрозы установленному 1 июля 2020 г. дню общероссийского голосования с 25 по 30 июня предшествовало досрочное голосование. В этой части Россия реципировала международный опыт <10>, в первую очередь опыт Республики Корея. В данном государстве в середине апреля 2020 г. на всеобщих выборах в Национальное Собрание Республики Корея установленному дню голосования предшествовали два дня досрочного голосования. В отечественном законодательстве "многодневное голосование" в дальнейшем было закреплено как концепт, создающий, во-первых, условия для защиты здоровья избирателей и участников референдума на различных уровнях, а во-вторых, максимальное удобство для реализации избирательных прав. Правоприменительное воплощение данная новелла нашла в Постановлении ЦИК РФ от 24 июля 2020 г. N 260/1916-7 <11>, закрепляющем проведение досрочного голосования в течение двух дней, предшествующих единому дню голосования 13 сентября 2020 г.
(Слободчикова С.Н.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 7)В условиях возникновения реальной общественной угрозы установленному 1 июля 2020 г. дню общероссийского голосования с 25 по 30 июня предшествовало досрочное голосование. В этой части Россия реципировала международный опыт <10>, в первую очередь опыт Республики Корея. В данном государстве в середине апреля 2020 г. на всеобщих выборах в Национальное Собрание Республики Корея установленному дню голосования предшествовали два дня досрочного голосования. В отечественном законодательстве "многодневное голосование" в дальнейшем было закреплено как концепт, создающий, во-первых, условия для защиты здоровья избирателей и участников референдума на различных уровнях, а во-вторых, максимальное удобство для реализации избирательных прав. Правоприменительное воплощение данная новелла нашла в Постановлении ЦИК РФ от 24 июля 2020 г. N 260/1916-7 <11>, закрепляющем проведение досрочного голосования в течение двух дней, предшествующих единому дню голосования 13 сентября 2020 г.
Статья: Правовые средства защиты результатов волеизъявления избирателей в условиях пандемии
(Рыбин А.В.)
("Журнал российского права", 2022, N 2)Постановлением ЦИК России от 18 июля 2021 г. N 11/87-8 "О проведении голосования на выборах, референдумах, назначенных на 19 сентября 2021 года, в течение нескольких дней подряд" было принято решение о трехдневном голосовании на выборах всех уровней указанной даты. Также Постановлением ЦИК России от 1 июля 2021 г. N 13/103-8 "О Положении об особенностях голосования, установления итогов голосования при проведении голосования на выборах, референдумах, назначенных на 19 сентября 2021 года, в течение нескольких дней подряд" на указанных выборах допускалась лишь одна дополнительная форма голосования - голосование в местах, где отсутствуют помещения для голосования и транспортное сообщение с которыми затруднено.
(Рыбин А.В.)
("Журнал российского права", 2022, N 2)Постановлением ЦИК России от 18 июля 2021 г. N 11/87-8 "О проведении голосования на выборах, референдумах, назначенных на 19 сентября 2021 года, в течение нескольких дней подряд" было принято решение о трехдневном голосовании на выборах всех уровней указанной даты. Также Постановлением ЦИК России от 1 июля 2021 г. N 13/103-8 "О Положении об особенностях голосования, установления итогов голосования при проведении голосования на выборах, референдумах, назначенных на 19 сентября 2021 года, в течение нескольких дней подряд" на указанных выборах допускалась лишь одна дополнительная форма голосования - голосование в местах, где отсутствуют помещения для голосования и транспортное сообщение с которыми затруднено.
"Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 21.12.2021 N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации"
(постатейный)
(Краснов Ю.К., Шкатулла В.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)3. Госдума определила схему избрания глав автономных округов. Госдума приняла в третьем чтении Закон, который разъясняет, как будут избираться губернаторы автономных округов (АО), входящих в состав области, в случае проведения непрямых выборов - когда глава АО избирается заксобранием региона по представлению президента. По Закону регионам разрешено отказаться от прямых выборов и перейти к выборам главы местным парламентом. Такая модель уже использовалась на Северном Кавказе и в Крыму, но в законодательстве не оговаривалась такая процедура для автономных округов. Между тем, три автономных округа - Ненецкий, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий - уже приняли свои документы об отказе от прямых выборов глав. Принятый Закон предусматривает, что партии могут предложить губернатору области, в которую входит автономный округ, не более трех кандидатов в главы этого округа. При этом партии должны быть представлены в парламенте АО. В свою очередь, губернатор области предлагает президенту РФ не менее пяти кандидатур в главы АО. Если же губернатору области представлено всего менее пяти кандидатур, то он предлагает президенту всех представленных кандидатов. Из предложенных претендентов на пост губернатора АО президент представляет в законодательный орган автономного округа трех кандидатов. Закон также корректирует действующий порядок избрания губернаторов региональными законодательными органами по представлению президента. "Днем голосования по избранию высшего должностного лица субъекта РФ является второе воскресенье сентября года, в котором истекает срок полномочий высшего должностного лица субъекта РФ", говорится в тексте Закона. Если же в этот год проводятся и выборы в региональный законодательный орган, то вновь избранный региональный парламент должен проголосовать за того или иного кандидата в губернаторы не позднее чем через 45 дней со дня своего формирования. Новый Закон определяет сроки голосования на выборах нового губернатора, если полномочия прежнего были прекращены досрочно. Если полномочия были прекращены не позднее 1 июля, то голосование проводится во второе воскресенье сентября этого же года, если полномочия были прекращены после 1 июля, то голосование проводится во второе воскресенье сентября следующего года. Депутаты также уточнили порядок представления президентом РФ кандидатов в губернаторы. В случае если голосование по избранию губернатора должно быть проведено в год проведения выборов в региональный законодательный орган, президент должен представить кандидатов в губернаторы в срок до дня голосования на выборах в этот орган.
(постатейный)
(Краснов Ю.К., Шкатулла В.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)3. Госдума определила схему избрания глав автономных округов. Госдума приняла в третьем чтении Закон, который разъясняет, как будут избираться губернаторы автономных округов (АО), входящих в состав области, в случае проведения непрямых выборов - когда глава АО избирается заксобранием региона по представлению президента. По Закону регионам разрешено отказаться от прямых выборов и перейти к выборам главы местным парламентом. Такая модель уже использовалась на Северном Кавказе и в Крыму, но в законодательстве не оговаривалась такая процедура для автономных округов. Между тем, три автономных округа - Ненецкий, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий - уже приняли свои документы об отказе от прямых выборов глав. Принятый Закон предусматривает, что партии могут предложить губернатору области, в которую входит автономный округ, не более трех кандидатов в главы этого округа. При этом партии должны быть представлены в парламенте АО. В свою очередь, губернатор области предлагает президенту РФ не менее пяти кандидатур в главы АО. Если же губернатору области представлено всего менее пяти кандидатур, то он предлагает президенту всех представленных кандидатов. Из предложенных претендентов на пост губернатора АО президент представляет в законодательный орган автономного округа трех кандидатов. Закон также корректирует действующий порядок избрания губернаторов региональными законодательными органами по представлению президента. "Днем голосования по избранию высшего должностного лица субъекта РФ является второе воскресенье сентября года, в котором истекает срок полномочий высшего должностного лица субъекта РФ", говорится в тексте Закона. Если же в этот год проводятся и выборы в региональный законодательный орган, то вновь избранный региональный парламент должен проголосовать за того или иного кандидата в губернаторы не позднее чем через 45 дней со дня своего формирования. Новый Закон определяет сроки голосования на выборах нового губернатора, если полномочия прежнего были прекращены досрочно. Если полномочия были прекращены не позднее 1 июля, то голосование проводится во второе воскресенье сентября этого же года, если полномочия были прекращены после 1 июля, то голосование проводится во второе воскресенье сентября следующего года. Депутаты также уточнили порядок представления президентом РФ кандидатов в губернаторы. В случае если голосование по избранию губернатора должно быть проведено в год проведения выборов в региональный законодательный орган, президент должен представить кандидатов в губернаторы в срок до дня голосования на выборах в этот орган.