Демократический режим
Подборка наиболее важных документов по запросу Демократический режим (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Глобальный атлас регулирования искусственного интеллекта. Вектор БРИКС"
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. А.В. Незнамова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Несмотря на это, в стране принимались неоднократные попытки урегулировать технологии ИИ. В 2021 г. в Конгресс был представлен Законопроект N 21/2020 (Bill of Law N 21 of 2020) [25], устанавливающий фундаментальные основы и руководящие принципы в области развития ИИ в Бразилии, а также другие положения, касающиеся регулирования ИИ; который, однако, так и не был принят. С 2023 г. на рассмотрении Конгресса находится еще один Законопроект N 2338/2023 (Bill N 2338/2023 "the Brazilian Artificial Intelligence Act") [26], предусматривающий общие правила национального характера для разработки, внедрения и ответственного использования систем ИИ в Бразилии с целью защиты основных прав и гарантий граждан, а также внедрения безопасных и надежных систем в интересах человека, демократического режима и научно-технического развития. На момент написания данного издания он так и не был принят.
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. А.В. Незнамова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Несмотря на это, в стране принимались неоднократные попытки урегулировать технологии ИИ. В 2021 г. в Конгресс был представлен Законопроект N 21/2020 (Bill of Law N 21 of 2020) [25], устанавливающий фундаментальные основы и руководящие принципы в области развития ИИ в Бразилии, а также другие положения, касающиеся регулирования ИИ; который, однако, так и не был принят. С 2023 г. на рассмотрении Конгресса находится еще один Законопроект N 2338/2023 (Bill N 2338/2023 "the Brazilian Artificial Intelligence Act") [26], предусматривающий общие правила национального характера для разработки, внедрения и ответственного использования систем ИИ в Бразилии с целью защиты основных прав и гарантий граждан, а также внедрения безопасных и надежных систем в интересах человека, демократического режима и научно-технического развития. На момент написания данного издания он так и не был принят.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2015)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2015)
(ред. от 26.04.2017)Комитет изучил материалы, представленные автором, в том числе решение Суда от 26 марта 2009 г. N 19, решение Апелляционного суда от 4 февраля 2010 г. и решение Верховного суда от 6 мая 2011 г., и считает, что упомянутые документы не доказывают, что судебное разбирательство по делу автора отличалось подобными недостатками. Комитет отмечает также, что определение в качестве точки отсчета срока давности 1 марта 1985 г. не было произвольным, поскольку оно согласовывалось с тем, что в этот день в государстве-участнике был восстановлен демократический режим, с тем, что до этой даты судебные власти на практике не располагали полными гарантиями и свободами для осуществления уголовного преследования, и с тяжестью рассматриваемых деяний, которые могут быть приравнены к серьезным нарушениям прав человека, признанным в Пакте и других международных договорах. Таким образом, Комитет считает, что судебное разбирательство по уголовному делу автора не нарушило его прав в соответствии с п. 1 ст. 14 Пакта (п. 9.6 решения).
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2015)
(ред. от 26.04.2017)Комитет изучил материалы, представленные автором, в том числе решение Суда от 26 марта 2009 г. N 19, решение Апелляционного суда от 4 февраля 2010 г. и решение Верховного суда от 6 мая 2011 г., и считает, что упомянутые документы не доказывают, что судебное разбирательство по делу автора отличалось подобными недостатками. Комитет отмечает также, что определение в качестве точки отсчета срока давности 1 марта 1985 г. не было произвольным, поскольку оно согласовывалось с тем, что в этот день в государстве-участнике был восстановлен демократический режим, с тем, что до этой даты судебные власти на практике не располагали полными гарантиями и свободами для осуществления уголовного преследования, и с тяжестью рассматриваемых деяний, которые могут быть приравнены к серьезным нарушениям прав человека, признанным в Пакте и других международных договорах. Таким образом, Комитет считает, что судебное разбирательство по уголовному делу автора не нарушило его прав в соответствии с п. 1 ст. 14 Пакта (п. 9.6 решения).
"Обзор практики рассмотрения судами дел по спорам о защите чести, достоинства и деловой репутации"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.03.2016)Пределы допустимой критики шире в отношении правительства, чем простого лица или даже политика. При демократическом режиме действия и бездействие правительства должны быть помещены под внимательный контроль со стороны не только законодательной и судебной власти, но также общественного мнения. Кроме того, доминирующее положение, которое оно занимает, делает необходимой демонстрацию сдержанности, когда встает вопрос об уголовном преследовании, особенно когда имеются другие средства ответа на неоправданные нападки и критику со стороны его противников.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.03.2016)Пределы допустимой критики шире в отношении правительства, чем простого лица или даже политика. При демократическом режиме действия и бездействие правительства должны быть помещены под внимательный контроль со стороны не только законодательной и судебной власти, но также общественного мнения. Кроме того, доминирующее положение, которое оно занимает, делает необходимой демонстрацию сдержанности, когда встает вопрос об уголовном преследовании, особенно когда имеются другие средства ответа на неоправданные нападки и критику со стороны его противников.
Статья: Академическая свобода как инструмент демократии
(Кротов А.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 3)В условиях демократического режима на авансцену борьбы с диктатурой, когда конституция и законы свергнуты, а право бессильно перед группой алчущих власти политиков, должна выйти академическая свобода с ее влиянием на формирование профессионального мировоззрения акторов, создающих политическое и правовое пространство государства в демократическом ключе. Советский тоталитаризм с его всеобъемлющей идеологической манипуляцией, открытым террором и насилием (как метко отмечал И.А. Бердяев, "советское государство... есть единственное в мире последовательное, до конца доведенное тоталитарное государство" <23>) привел к утрате академической свободой столь важных функций.
(Кротов А.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 3)В условиях демократического режима на авансцену борьбы с диктатурой, когда конституция и законы свергнуты, а право бессильно перед группой алчущих власти политиков, должна выйти академическая свобода с ее влиянием на формирование профессионального мировоззрения акторов, создающих политическое и правовое пространство государства в демократическом ключе. Советский тоталитаризм с его всеобъемлющей идеологической манипуляцией, открытым террором и насилием (как метко отмечал И.А. Бердяев, "советское государство... есть единственное в мире последовательное, до конца доведенное тоталитарное государство" <23>) привел к утрате академической свободой столь важных функций.
Статья: Интегративное понимание сущности государства: прогресс или заблуждение?
(Филин А.Ю.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 6)В статье рассматривается проблема сущности современного государства в оптике новых подходов к оценке данной категории юридической науки. Осмысление философских понятий сущности и содержания применительно к государственно-правовым явлениям было важным направлением советской теоретической юриспруденции. На рубеже XX - XXI вв. тренд изменился: диалектико-материалистическое понимание сущности государства стало активно критиковаться за однозначность, догматизм и неактуальность для современных демократических режимов, а исследование сущности государства отошло на второй план ввиду абсолютного доминирования идеологемы "общесоциальности" государства. Тем не менее под влиянием международной политической конъюнктуры на фоне нового витка конкуренции идеологических и политико-правовых учений России и Запада проблема осмысления сущности государства вновь актуализировалась, однако ее решение в свойственной постмодернистской парадигме манере зачастую основывается не на методах научного познания, а на этических, нравственных и идеологических представлениях. В этой связи автор анализирует современное состояние теории сущности государства, основные концепции сущности современного государства: классовую, общесоциальную, аксиологическую, интегративную. С использованием средств формальной логики приводятся аргументы в пользу несостоятельности учений, которые предполагают возможность объединения классового и общесоциального свойств государства. Статья представляет собой попытку критического осмысления интегративного понимания сущности государства. Рассматривается общефилософская категория "сущность явления", предлагается методология оценки сущности государства с учетом диалектического развития данного политико-правового института, а также исследуется изменение формы и содержания государства в различные исторические периоды.
(Филин А.Ю.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 6)В статье рассматривается проблема сущности современного государства в оптике новых подходов к оценке данной категории юридической науки. Осмысление философских понятий сущности и содержания применительно к государственно-правовым явлениям было важным направлением советской теоретической юриспруденции. На рубеже XX - XXI вв. тренд изменился: диалектико-материалистическое понимание сущности государства стало активно критиковаться за однозначность, догматизм и неактуальность для современных демократических режимов, а исследование сущности государства отошло на второй план ввиду абсолютного доминирования идеологемы "общесоциальности" государства. Тем не менее под влиянием международной политической конъюнктуры на фоне нового витка конкуренции идеологических и политико-правовых учений России и Запада проблема осмысления сущности государства вновь актуализировалась, однако ее решение в свойственной постмодернистской парадигме манере зачастую основывается не на методах научного познания, а на этических, нравственных и идеологических представлениях. В этой связи автор анализирует современное состояние теории сущности государства, основные концепции сущности современного государства: классовую, общесоциальную, аксиологическую, интегративную. С использованием средств формальной логики приводятся аргументы в пользу несостоятельности учений, которые предполагают возможность объединения классового и общесоциального свойств государства. Статья представляет собой попытку критического осмысления интегративного понимания сущности государства. Рассматривается общефилософская категория "сущность явления", предлагается методология оценки сущности государства с учетом диалектического развития данного политико-правового института, а также исследуется изменение формы и содержания государства в различные исторические периоды.
"Конвергенция частноправового регулирования общественных отношений сквозь призму эффективности права: монография"
(отв. ред. А.Н. Левушкин, Э.Х. Надысева)
("Юстицинформ", 2023)Федеративная Республика Германия - парламентарная республика с демократическим режимом. В Конституции ФРГ от 23.05.1949 закреплена система государственных органов, в том числе и тех, которые мы называем правоохранительными органами, но в ней нет норм об организации и деятельности прокуратуры.
(отв. ред. А.Н. Левушкин, Э.Х. Надысева)
("Юстицинформ", 2023)Федеративная Республика Германия - парламентарная республика с демократическим режимом. В Конституции ФРГ от 23.05.1949 закреплена система государственных органов, в том числе и тех, которые мы называем правоохранительными органами, но в ней нет норм об организации и деятельности прокуратуры.
Статья: Как публиковаться и потом не извиняться
(Митрахович А.)
("Трудовое право", 2023, N 1)Суд указал, что пределы допустимой критики шире в отношении правительства, чем простого лица или даже политика. При демократическом режиме действия и бездействие правительства должны быть помещены под внимательный контроль со стороны не только законодательной и судебной власти, но также общественного мнения. Кроме того, доминирующее положение, которое оно занимает, делает необходимой демонстрацию сдержанности, когда встает вопрос об уголовном преследовании, особенно когда имеются другие средства ответа на неоправданные нападки и критику со стороны его противников.
(Митрахович А.)
("Трудовое право", 2023, N 1)Суд указал, что пределы допустимой критики шире в отношении правительства, чем простого лица или даже политика. При демократическом режиме действия и бездействие правительства должны быть помещены под внимательный контроль со стороны не только законодательной и судебной власти, но также общественного мнения. Кроме того, доминирующее положение, которое оно занимает, делает необходимой демонстрацию сдержанности, когда встает вопрос об уголовном преследовании, особенно когда имеются другие средства ответа на неоправданные нападки и критику со стороны его противников.
Статья: Роль общественного контроля в обеспечении прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации: перспективы развития
(Ястребова А.И., Поваров Н.А.)
("Современное право", 2024, N 12)Нужно понимать, что общественный контроль необходим странам с демократическим режимом по многим причинам, в частности для развития гражданского общества, стимулирования рыночной экономики, но важнейшим аспектом является обеспечение безопасности. Последнее требует наиболее тщательного рассмотрения.
(Ястребова А.И., Поваров Н.А.)
("Современное право", 2024, N 12)Нужно понимать, что общественный контроль необходим странам с демократическим режимом по многим причинам, в частности для развития гражданского общества, стимулирования рыночной экономики, но важнейшим аспектом является обеспечение безопасности. Последнее требует наиболее тщательного рассмотрения.
Статья: Политические партии и народное доверие
(Гуторова А.Н.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 12)Партийно-политическая форма одна из наиболее эффективных, чтобы обеспечить доверие публичной власти и гражданского общества. Следует учитывать, что демократический режим обеспечивает не сама по себе многопартийность, но периодическая сменяемость правящих и оппозиционных партий. Если одни и те же политические партии в ходе каждой из избирательных кампаний демонстрируют примерно одну и ту же диспозицию электоральных предпочтений, политическую систему с неизбежностью ожидают стагнация, консерватизм и недостаточные стимулы к активизации социально-экономического развития страны.
(Гуторова А.Н.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 12)Партийно-политическая форма одна из наиболее эффективных, чтобы обеспечить доверие публичной власти и гражданского общества. Следует учитывать, что демократический режим обеспечивает не сама по себе многопартийность, но периодическая сменяемость правящих и оппозиционных партий. Если одни и те же политические партии в ходе каждой из избирательных кампаний демонстрируют примерно одну и ту же диспозицию электоральных предпочтений, политическую систему с неизбежностью ожидают стагнация, консерватизм и недостаточные стимулы к активизации социально-экономического развития страны.
Статья: Легитимное принуждение и право как ресурсы государственного и социального прогресса
(Антонченко В.В.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2025, N 2)XX век являет собой, по-видимому, уникальный период в жизни человечества: несмотря на формирование тоталитарных и фашистских государств, отличавшихся сверхконтролем, сверхбюрократией, сверхрегулированием и неспособностью ограничить государственное насилие во всех сферах общественной жизни, повлекшее за собой геноциды, социальные и военные конфликты, которые стоили десятки миллионов человеческих жизней, во второй его половине на первый план выходят демократические режимы социальных правовых государств, устройство и деятельность которых соответствуют представлениям о ценности прав и свобод человека, народного суверенитета и принципа равенства граждан.
(Антонченко В.В.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2025, N 2)XX век являет собой, по-видимому, уникальный период в жизни человечества: несмотря на формирование тоталитарных и фашистских государств, отличавшихся сверхконтролем, сверхбюрократией, сверхрегулированием и неспособностью ограничить государственное насилие во всех сферах общественной жизни, повлекшее за собой геноциды, социальные и военные конфликты, которые стоили десятки миллионов человеческих жизней, во второй его половине на первый план выходят демократические режимы социальных правовых государств, устройство и деятельность которых соответствуют представлениям о ценности прав и свобод человека, народного суверенитета и принципа равенства граждан.
Статья: Конституционные ценности в практике Конституционного Суда Российской Федерации
(Безруков А.В., Кожевников О.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 3)Помимо отсутствия единства в понимании категории "конституционная ценность", в российской конституционно-правовой науке есть различные подходы к видовому составу конституционных ценностей и их иерархичности. Так, председатель Конституционного Суда РФ профессор В.Д. Зорькин считает, что, помимо человека, его прав и свобод, которые, несомненно, относятся к конституционным ценностям, к ним также следует относить верховенство права, конституционную законность, правовое, демократическое, федеративное и социальное государство <6>. Несколько иной перечень конституционных ценностей в своих работах упоминает патриарх российского конституционализма профессор С.А. Авакьян. Он полагает, что в список конституционных ценностей следует включать Конституцию РФ, конституционную ценность государства, служение конституционных норм и правил интересам человека и гражданина, закрепление многообразия форм собственности, демократического режима власти, основой которого является народовластие; наличие принципа разделения власти; прозрачность и гласность осуществления государственной власти и, наконец, выборы <7>. Известный представитель алтайской, а затем и московской юридической школы профессор В.В. Невинский в своих работах в качестве перечня конституционных ценностей выделял верховенство права, нравственность, справедливость, здоровье <8>.
(Безруков А.В., Кожевников О.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 3)Помимо отсутствия единства в понимании категории "конституционная ценность", в российской конституционно-правовой науке есть различные подходы к видовому составу конституционных ценностей и их иерархичности. Так, председатель Конституционного Суда РФ профессор В.Д. Зорькин считает, что, помимо человека, его прав и свобод, которые, несомненно, относятся к конституционным ценностям, к ним также следует относить верховенство права, конституционную законность, правовое, демократическое, федеративное и социальное государство <6>. Несколько иной перечень конституционных ценностей в своих работах упоминает патриарх российского конституционализма профессор С.А. Авакьян. Он полагает, что в список конституционных ценностей следует включать Конституцию РФ, конституционную ценность государства, служение конституционных норм и правил интересам человека и гражданина, закрепление многообразия форм собственности, демократического режима власти, основой которого является народовластие; наличие принципа разделения власти; прозрачность и гласность осуществления государственной власти и, наконец, выборы <7>. Известный представитель алтайской, а затем и московской юридической школы профессор В.В. Невинский в своих работах в качестве перечня конституционных ценностей выделял верховенство права, нравственность, справедливость, здоровье <8>.
Статья: Конституционная ценность доверия
(Володина С.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 3)В качестве конституционных ценностей С.А. Авакьян называет: "конституционную ценность государства; саму Конституцию; служение конституционных норм и правил интересам человека и гражданина; закрепление плюрализма форм собственности, при котором право на равное существование и использование имеют как частная, так и государственная собственность, а также иные ее формы; закрепление демократического режима власти, основой которого является народовластие; установление принципов и правил сопричастности народа к выработке законопроектов - от выявления мнения граждан, общественного мнения о законопроектах до народной правотворческой инициативы; наличие системы разделения власти; прозрачность и гласность осуществления государственной власти; выборы; использование в качестве основного регулятора общественных отношений закона" <4>.
(Володина С.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 3)В качестве конституционных ценностей С.А. Авакьян называет: "конституционную ценность государства; саму Конституцию; служение конституционных норм и правил интересам человека и гражданина; закрепление плюрализма форм собственности, при котором право на равное существование и использование имеют как частная, так и государственная собственность, а также иные ее формы; закрепление демократического режима власти, основой которого является народовластие; установление принципов и правил сопричастности народа к выработке законопроектов - от выявления мнения граждан, общественного мнения о законопроектах до народной правотворческой инициативы; наличие системы разделения власти; прозрачность и гласность осуществления государственной власти; выборы; использование в качестве основного регулятора общественных отношений закона" <4>.