Деловая репутация участника закупки
Подборка наиболее важных документов по запросу Деловая репутация участника закупки (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перспективы и риски арбитражного спора: Обжалование актов антимонопольных органов в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд. Планирование закупки и подготовка к ней: Заказчик не согласен с наличием нарушений в порядке оценки заявок
(КонсультантПлюс, 2025)оцениваются квалификация, опыт работы и (или) деловая репутация Участника закупки, связанные с предметом контракта
(КонсультантПлюс, 2025)оцениваются квалификация, опыт работы и (или) деловая репутация Участника закупки, связанные с предметом контракта
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Сертификация услуг
(КонсультантПлюс, 2025)...установление в закупочной документации критерия деловой репутации, оцениваемого исходя из подтверждения участником закупки своего соответствия требованиям ГОСТ Р 66.0.01-2015, полученного в рамках системы добровольной сертификации, предусмотренной Стандартом ассоциации, соответствует положениям части 1 статьи 12 Закона о контрактной системе, статьи 34 Бюджетного кодекса, поскольку позволяет дать объективную и достоверную оценку способности соответствующего участника исполнить государственный контракт с соблюдением качества и сроков..."
(КонсультантПлюс, 2025)...установление в закупочной документации критерия деловой репутации, оцениваемого исходя из подтверждения участником закупки своего соответствия требованиям ГОСТ Р 66.0.01-2015, полученного в рамках системы добровольной сертификации, предусмотренной Стандартом ассоциации, соответствует положениям части 1 статьи 12 Закона о контрактной системе, статьи 34 Бюджетного кодекса, поскольку позволяет дать объективную и достоверную оценку способности соответствующего участника исполнить государственный контракт с соблюдением качества и сроков..."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по спорам в сфере закупок (44-ФЗ). Установление в документах по проведению электронного аукциона конкретных или чрезмерно детализированных требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к его размерам, упаковке и иным показателямТак, не разрешается устанавливать требования, которые ведут к ограничению количества участников (п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ). Кроме того, недопустимы требования к производителю товара, деловой репутации участника закупки, к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, за исключением случаев, когда возможность установить такие требования предусмотрена Законом N 44-ФЗ (ч. 3 ст. 33 данного Закона).
Нормативные акты
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2025)3. Не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
(ред. от 26.12.2024)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2025)3. Не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2020)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 10.06.2020)В закупочной документации заказчик предусмотрел использование критерия деловой репутации участников закупки, включающий в себя наличие финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 10.06.2020)В закупочной документации заказчик предусмотрел использование критерия деловой репутации участников закупки, включающий в себя наличие финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы.
"Обзор судебной практики в сфере размещения заказов для государственных и муниципальных нужд (июнь 2022 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Согласно части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.
(Управление контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Согласно части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.
Готовое решение: Какие критерии оценки заявок установлены для участников открытых электронных конкурсов по Закону N 44-ФЗ, как их выбрать и описать
(КонсультантПлюс, 2025)для показателя "наличие у участников закупки деловой репутации" - значение индекса деловой репутации участника закупки, который подтверждается сертификатом соответствия деловой репутации участника конкурса требованиям ГОСТ Р 66.0.01-2017.
(КонсультантПлюс, 2025)для показателя "наличие у участников закупки деловой репутации" - значение индекса деловой репутации участника закупки, который подтверждается сертификатом соответствия деловой репутации участника конкурса требованиям ГОСТ Р 66.0.01-2017.
Статья: Недобросовестные действия, не охваченные институтом пресечения недобросовестной конкуренции
(Олейник П.В.)
("Предпринимательское право", 2025, N 1)<11> Беляева О.А. Деловая репутация участников корпоративных закупок в контексте реестра недобросовестных поставщиков // Журнал российского права. 2018. N 4. С. 54 - 63.
(Олейник П.В.)
("Предпринимательское право", 2025, N 1)<11> Беляева О.А. Деловая репутация участников корпоративных закупок в контексте реестра недобросовестных поставщиков // Журнал российского права. 2018. N 4. С. 54 - 63.
Статья: Оценка деловой репутации при закупках по правилам Федерального закона N 223-ФЗ
(Тимонина И.И.)
("Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 2)Вместе с тем суды не раз указывали, что, устанавливая вышеназванные требования к оценке деловой репутации участников закупок, заказчики не нарушают нормы действующего законодательства, в том числе Федеральных законов N 223-ФЗ и от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
(Тимонина И.И.)
("Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 2)Вместе с тем суды не раз указывали, что, устанавливая вышеназванные требования к оценке деловой репутации участников закупок, заказчики не нарушают нормы действующего законодательства, в том числе Федеральных законов N 223-ФЗ и от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
"Обзор практики рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа (учреждения), специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при проведении закупок в соответствии с положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (март 2021 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Правила описания объекта закупки приведены в статье 33 Закона о контрактной системе, в частности, в части 3 указанной статьи Закона о контрактной системе указывается на недопустимость включения в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Правила описания объекта закупки приведены в статье 33 Закона о контрактной системе, в частности, в части 3 указанной статьи Закона о контрактной системе указывается на недопустимость включения в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
"Обзор административной практики в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд (февраль 2025 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Пунктом 3 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Пунктом 3 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.
Статья: Проблема недостоверных сведений при проведении электронного конкурса
(Хидиров Г.)
("Прогосзаказ.рф", 2024, N 9; 2025, N 1)Выписка из решения УФАС. В порядке рассмотрения и оценки заявок в показателе "количественное значение индекса деловой репутации участников закупки" указан ГОСТ Р 66.0.01-2017. Вместе с тем для расчета индекса деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности применяется ГОСТ Р 71198-2023. Стандарт применяется в отношении субъектов предпринимательской деятельности всех видов экономической деятельности в соответствии с ОКВЭД2 <15>.
(Хидиров Г.)
("Прогосзаказ.рф", 2024, N 9; 2025, N 1)Выписка из решения УФАС. В порядке рассмотрения и оценки заявок в показателе "количественное значение индекса деловой репутации участников закупки" указан ГОСТ Р 66.0.01-2017. Вместе с тем для расчета индекса деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности применяется ГОСТ Р 71198-2023. Стандарт применяется в отношении субъектов предпринимательской деятельности всех видов экономической деятельности в соответствии с ОКВЭД2 <15>.
Статья: ЭКГ-рейтинг через призму институтов предпринимательского права
(Ершова И.В., Енькова Е.Е.)
("Предпринимательское право", 2025, N 2)На федеральном уровне в числе мер государственной поддержки значимую роль играют льготы при осуществлении закупочной деятельности. При проведении закупок не среди субъектов МСП на основе ЭКГ-рейтинга происходит оценка деловой репутации участников закупки <28>. По мнению ФАС, именно Стандарт используется для расчета индекса деловой активности <29>. Его также следует применять для реализации Постановления Правительства РФ от 31 декабря 2021 г. N 2604 <30>. Для заказчиков и участников закупки важно, что процедура проста в применении <31>.
(Ершова И.В., Енькова Е.Е.)
("Предпринимательское право", 2025, N 2)На федеральном уровне в числе мер государственной поддержки значимую роль играют льготы при осуществлении закупочной деятельности. При проведении закупок не среди субъектов МСП на основе ЭКГ-рейтинга происходит оценка деловой репутации участников закупки <28>. По мнению ФАС, именно Стандарт используется для расчета индекса деловой активности <29>. Его также следует применять для реализации Постановления Правительства РФ от 31 декабря 2021 г. N 2604 <30>. Для заказчиков и участников закупки важно, что процедура проста в применении <31>.
Статья: Необычные практики применения документов по стандартизации в государственных и корпоративных закупках
(Байрашев В.)
("Прогосзаказ.рф", 2024, N 12)Заказчикам, проводящим конкурсы в соответствии с Законом N 44-ФЗ, хорошо известно, что оценка деловой репутации участников закупки может осуществляться на основании значения индекса деловой репутации в соответствии с национальным стандартом в области оценки деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности (п. 29 Положения об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд <13>).
(Байрашев В.)
("Прогосзаказ.рф", 2024, N 12)Заказчикам, проводящим конкурсы в соответствии с Законом N 44-ФЗ, хорошо известно, что оценка деловой репутации участников закупки может осуществляться на основании значения индекса деловой репутации в соответствии с национальным стандартом в области оценки деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности (п. 29 Положения об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд <13>).
Последние изменения: Закупка строительных работ по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Верховный Суд РФ: для оценки деловой репутации участника строительной закупки можно запросить сертификаты соответствия ГОСТу.
(КонсультантПлюс, 2025)Верховный Суд РФ: для оценки деловой репутации участника строительной закупки можно запросить сертификаты соответствия ГОСТу.