Деловая репутация банк России
Подборка наиболее важных документов по запросу Деловая репутация банк России (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: ЮЛ1 планирует приобрести 15% долей КО. Единоличным исполнительным органом ЮЛ1 является ФЛ, которое также является единоличным исполнительным органом ЮЛ2, владеющего 18% долей КО. Следует ли к ходатайству о получении предварительного согласия Банка России приложить документы для проведения оценки деловой репутации ФЛ?
(Консультация эксперта, 2025)Вопрос: Юридическое лицо (далее - ЮЛ1), не являющееся участником кредитной организации (далее - КО), планирует приобрести 15% долей КО и направить в Банк России ходатайство о получении предварительного согласия Банка России. При этом единоличным исполнительным органом ЮЛ1 является физическое лицо (далее - ФЛ), которое также исполняет обязанности единоличного исполнительного органа ЮЛ2, владеющего 18% долей КО. Приобретение ЮЛ2 18% долей КО было несколько месяцев назад предварительно согласовано Банком России. Следует ли к ходатайству о получении предварительного согласия Банка России приложить документы для проведения оценки деловой репутации ФЛ?
(Консультация эксперта, 2025)Вопрос: Юридическое лицо (далее - ЮЛ1), не являющееся участником кредитной организации (далее - КО), планирует приобрести 15% долей КО и направить в Банк России ходатайство о получении предварительного согласия Банка России. При этом единоличным исполнительным органом ЮЛ1 является физическое лицо (далее - ФЛ), которое также исполняет обязанности единоличного исполнительного органа ЮЛ2, владеющего 18% долей КО. Приобретение ЮЛ2 18% долей КО было несколько месяцев назад предварительно согласовано Банком России. Следует ли к ходатайству о получении предварительного согласия Банка России приложить документы для проведения оценки деловой репутации ФЛ?
Вопрос: ЮЛ1, ЮЛ2, ЮЛ3, ЮЛ4 - акционеры кредитной организации (КО) с долями (по 3%). Физлицо - единственный участник данных юрлиц. ЮЛ4 планирует увеличить свою долю на 0,1%. Будет ли проводиться в рамках рассмотрения ходатайства о получении согласия Банка России оценка финансового положения и деловой репутации ФЛ?
(Консультация эксперта, 2025)Вопрос: Юридические лица (ЮЛ1, ЮЛ2, ЮЛ3, ЮЛ4) являются акционерами кредитной организации (далее - КО) с равными долями (по 3% соответственно). Физическое лицо является единственным участником данных юридических лиц. Приобретение 12% акций КО группой лиц с участием ЮЛ1, ЮЛ2, ЮЛ3, ЮЛ4 и ФЛ было согласовано Банком России более года назад. ЮЛ4 планирует увеличить свою долю на 0,1%. В том случае, если планируемая сделка требует получения предварительного согласия Банка России, будет ли проводиться в рамках рассмотрения ходатайства о получении такого согласия оценка финансового положения и деловой репутации ФЛ?
(Консультация эксперта, 2025)Вопрос: Юридические лица (ЮЛ1, ЮЛ2, ЮЛ3, ЮЛ4) являются акционерами кредитной организации (далее - КО) с равными долями (по 3% соответственно). Физическое лицо является единственным участником данных юридических лиц. Приобретение 12% акций КО группой лиц с участием ЮЛ1, ЮЛ2, ЮЛ3, ЮЛ4 и ФЛ было согласовано Банком России более года назад. ЮЛ4 планирует увеличить свою долю на 0,1%. В том случае, если планируемая сделка требует получения предварительного согласия Банка России, будет ли проводиться в рамках рассмотрения ходатайства о получении такого согласия оценка финансового положения и деловой репутации ФЛ?
Нормативные акты
Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2025)Статья 60.1. Жалобы на решения, принятые должностными лицами Банка России о признании лица не соответствующим квалификационным требованиям и (или) требованиям к деловой репутации, установленным федеральными законами, рассматриваются в Банке России комиссией по рассмотрению жалоб (далее в настоящей статье - комиссия). В состав комиссии включаются служащие Банка России, не принимавшие участия в соответствии со своими должностными обязанностями в подготовке документов о признании лица не соответствующим квалификационным требованиям и (или) требованиям к деловой репутации, установленным федеральными законами, а также могут включаться представители ассоциаций (союзов), в том числе саморегулируемых организаций, объединяющих кредитные организации, и (или) некредитные финансовые организации, и (или) операторов по приему платежей либо защищающих права потребителей финансовых услуг. Жалоба рассматривается комиссией, в состав которой входят не менее трех членов, отбираемых для рассмотрения конкретной жалобы в соответствии с положением о комиссии по рассмотрению жалоб.
(ред. от 31.07.2025)
"О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2025)Статья 60.1. Жалобы на решения, принятые должностными лицами Банка России о признании лица не соответствующим квалификационным требованиям и (или) требованиям к деловой репутации, установленным федеральными законами, рассматриваются в Банке России комиссией по рассмотрению жалоб (далее в настоящей статье - комиссия). В состав комиссии включаются служащие Банка России, не принимавшие участия в соответствии со своими должностными обязанностями в подготовке документов о признании лица не соответствующим квалификационным требованиям и (или) требованиям к деловой репутации, установленным федеральными законами, а также могут включаться представители ассоциаций (союзов), в том числе саморегулируемых организаций, объединяющих кредитные организации, и (или) некредитные финансовые организации, и (или) операторов по приему платежей либо защищающих права потребителей финансовых услуг. Жалоба рассматривается комиссией, в состав которой входят не менее трех членов, отбираемых для рассмотрения конкретной жалобы в соответствии с положением о комиссии по рассмотрению жалоб.
"Обзор практики рассмотрения жалоб Комиссией Банка России по рассмотрению жалоб на решения о признании лица не соответствующим квалификационным требованиям и (или) требованиям к деловой репутации, установленным федеральными законами, за 2019 год"
(подготовлен Банком России)ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(подготовлен Банком России)ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Статья: Административный спор в наследии Надежды Георгиевны Салищевой и в современной российской правовой системе
(Порываев С.А.)
("Административное право и процесс", 2024, N 9)<30> См.: Указание Банка России от 31 мая 2021 г. N 5806-У "О порядке направления лицом в Банк России запроса о предоставлении информации о наличии (отсутствии) сведений о нем в перечнях лиц, контролирующих кредитные организации, страховые организации, негосударственные пенсионные фонды, порядке направления Банком России ответа, содержащего запрашиваемую информацию, и порядке обжалования включения лица в перечни лиц, контролирующих кредитные организации, страховые организации, негосударственные пенсионные фонды" // Официальный сайт Банка России http://www.cbr.ru/. 12 июля 2021 г.; Указание Банка России от 26 декабря 2017 г. N 4666-У "О порядке обжалования признания лица не соответствующим квалификационным требованиям и (или) требованиям к деловой репутации" // Официальный сайт Банка России http://www.cbr.ru/. 13 марта 2018 г.
(Порываев С.А.)
("Административное право и процесс", 2024, N 9)<30> См.: Указание Банка России от 31 мая 2021 г. N 5806-У "О порядке направления лицом в Банк России запроса о предоставлении информации о наличии (отсутствии) сведений о нем в перечнях лиц, контролирующих кредитные организации, страховые организации, негосударственные пенсионные фонды, порядке направления Банком России ответа, содержащего запрашиваемую информацию, и порядке обжалования включения лица в перечни лиц, контролирующих кредитные организации, страховые организации, негосударственные пенсионные фонды" // Официальный сайт Банка России http://www.cbr.ru/. 12 июля 2021 г.; Указание Банка России от 26 декабря 2017 г. N 4666-У "О порядке обжалования признания лица не соответствующим квалификационным требованиям и (или) требованиям к деловой репутации" // Официальный сайт Банка России http://www.cbr.ru/. 13 марта 2018 г.
Статья: Анализ влияния корпоративного управления на ставку дисконтирования при расчете стоимости бизнеса в рамках доходного подхода
(Ксенофонтова О.Д., Косорукова И.В., Федотова М.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 6)<28> Деловая репутация // Банк России. 2020. URL: https://cbr.ru/Content/Document/File/115695/pres_16112020.pdf.
(Ксенофонтова О.Д., Косорукова И.В., Федотова М.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 6)<28> Деловая репутация // Банк России. 2020. URL: https://cbr.ru/Content/Document/File/115695/pres_16112020.pdf.
Последние изменения: Создание акционерного инвестиционного фонда (АИФ), деятельность его управляющей компании и спецдепозитария
(КонсультантПлюс, 2025)если выявлены неудовлетворительное финансовое положение и (или) факт несоответствия указанных лиц требованиям к деловой репутации, Банк России направляет им предписание с требованием об устранении нарушений;
(КонсультантПлюс, 2025)если выявлены неудовлетворительное финансовое положение и (или) факт несоответствия указанных лиц требованиям к деловой репутации, Банк России направляет им предписание с требованием об устранении нарушений;
Последние изменения: Создание паевого инвестиционного фонда (ПИФ), деятельность его управляющей компании и спецдепозитария
(КонсультантПлюс, 2025)если выявлены неудовлетворительное финансовое положение и (или) факт несоответствия указанных лиц требованиям к деловой репутации, Банк России направляет им предписание с требованием об устранении нарушений;
(КонсультантПлюс, 2025)если выявлены неудовлетворительное финансовое положение и (или) факт несоответствия указанных лиц требованиям к деловой репутации, Банк России направляет им предписание с требованием об устранении нарушений;
"Комментарий к Федеральному закону от 30 декабря 2004 г. N 218-ФЗ "О кредитных историях"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)5) документы, подтверждающие соответствие акционеров (участников) юридического лица и лиц, под контролем или значительным влиянием которых находятся акционеры (участники) юридического лица, определенных нормативными актами Банка России, требованиям к финансовому положению и деловой репутации, перечень которых устанавливается Банком России.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)5) документы, подтверждающие соответствие акционеров (участников) юридического лица и лиц, под контролем или значительным влиянием которых находятся акционеры (участники) юридического лица, определенных нормативными актами Банка России, требованиям к финансовому положению и деловой репутации, перечень которых устанавливается Банком России.
"Контроль за деятельностью акционерного общества: правовое регулирование: монография"
(Патенкова В.Ю.)
("Юстицинформ", 2023)<178> Указание Банка России от 26.12.2017 N 4666-У "О порядке обжалования признания лица не соответствующим квалификационным требованиям и (или) требованиям к деловой репутации" // Вестник Банка России. 2018. N 24.
(Патенкова В.Ю.)
("Юстицинформ", 2023)<178> Указание Банка России от 26.12.2017 N 4666-У "О порядке обжалования признания лица не соответствующим квалификационным требованиям и (или) требованиям к деловой репутации" // Вестник Банка России. 2018. N 24.
Статья: Посредническая деятельность банка: правовые проблемы
(Лаутс Е.Б.)
("Банковское право", 2021, N 1)С другой стороны, учитывая влияние иных направлений деятельности банков на стабильность самого банка и рынка банковских услуг в целом, в основном через увеличение правового риска и риска потери деловой репутации, компетенция Банка России по регулированию и надзору должна быть распространена на все направления предпринимательской деятельности банка, в первую очередь на посредническую деятельность, которая зачастую "вторгается" в сферу запрещенных для банков видов деятельности. Целесообразно выстраивать систему регулирования и надзора через средства пруденциального регулирования, направленные на минимизацию различных рисков, возникающих в деятельности банка. Кроме того, для случаев предоставления банками клиентам услуг в качестве посредников могут быть доработаны средства минимизации так называемого морального риска, предполагающие максимально полное информирование клиента относительно всех особенностей предлагаемой "сложной", так называемой комбинированной финансовой услуги. Учитывая позитивную роль поведенческого надзора для каждого отдельного клиента и всего рынка банковских услуг, полагаю, что компетенция Банка России в рамках поведенческого надзора должна быть расширена и законодательно закреплена. В банковском законодательстве очевидны пробелы в определении поведенческого надзора и полномочий Банка России по применению мер воздействия. Такие полномочия могут быть закреплены как в главе X "Банковское регулирование и банковской надзор" Закона N 86-ФЗ, так и в главе IV "Межбанковские отношения и обслуживание клиентов" Федерального закона "О банках и банковской деятельности" или в рамках отдельной главы Закона N 86-ФЗ по аналогии главы X.1 "Регулирование, контроль и надзор в сфере финансовых рынков". Вероятно, последний вариант наиболее предпочтителен, о чем указывается и в литературе <12>, поскольку поведенческий надзор шире банковского, он нацелен на все поднадзорные финансовые организации, способные в силу специфики своей деятельности взаимодействовать с потребителями. В рамках данных полномочий Банка России необходимо закрепить и дополнительные обязанности банка по разъяснению клиенту особенностей предлагаемой сложной финансовой услуги. Соответственно, применять п. 5 ст. 178 ГК РФ в таких случаях целесообразно только в исключительных ситуациях, поскольку в банковском законодательстве должны быть расширены обязанности банка по разъяснению клиенту максимально возможной информации при предоставлении сложных посреднических услуг.
(Лаутс Е.Б.)
("Банковское право", 2021, N 1)С другой стороны, учитывая влияние иных направлений деятельности банков на стабильность самого банка и рынка банковских услуг в целом, в основном через увеличение правового риска и риска потери деловой репутации, компетенция Банка России по регулированию и надзору должна быть распространена на все направления предпринимательской деятельности банка, в первую очередь на посредническую деятельность, которая зачастую "вторгается" в сферу запрещенных для банков видов деятельности. Целесообразно выстраивать систему регулирования и надзора через средства пруденциального регулирования, направленные на минимизацию различных рисков, возникающих в деятельности банка. Кроме того, для случаев предоставления банками клиентам услуг в качестве посредников могут быть доработаны средства минимизации так называемого морального риска, предполагающие максимально полное информирование клиента относительно всех особенностей предлагаемой "сложной", так называемой комбинированной финансовой услуги. Учитывая позитивную роль поведенческого надзора для каждого отдельного клиента и всего рынка банковских услуг, полагаю, что компетенция Банка России в рамках поведенческого надзора должна быть расширена и законодательно закреплена. В банковском законодательстве очевидны пробелы в определении поведенческого надзора и полномочий Банка России по применению мер воздействия. Такие полномочия могут быть закреплены как в главе X "Банковское регулирование и банковской надзор" Закона N 86-ФЗ, так и в главе IV "Межбанковские отношения и обслуживание клиентов" Федерального закона "О банках и банковской деятельности" или в рамках отдельной главы Закона N 86-ФЗ по аналогии главы X.1 "Регулирование, контроль и надзор в сфере финансовых рынков". Вероятно, последний вариант наиболее предпочтителен, о чем указывается и в литературе <12>, поскольку поведенческий надзор шире банковского, он нацелен на все поднадзорные финансовые организации, способные в силу специфики своей деятельности взаимодействовать с потребителями. В рамках данных полномочий Банка России необходимо закрепить и дополнительные обязанности банка по разъяснению клиенту особенностей предлагаемой сложной финансовой услуги. Соответственно, применять п. 5 ст. 178 ГК РФ в таких случаях целесообразно только в исключительных ситуациях, поскольку в банковском законодательстве должны быть расширены обязанности банка по разъяснению клиенту максимально возможной информации при предоставлении сложных посреднических услуг.
Статья: Деловая репутация
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В одном из писем Банка России можно найти определение деловой репутации кредитной организации как качественной оценки участниками гражданского оборота деятельности кредитной организации, а также действий ее реальных владельцев, аффилированных лиц, дочерних и зависимых организаций (п. 1.3 Письма Банка России от 30.06.2005 N 92-Т "Об организации управления правовым риском и риском потери деловой репутации в кредитных организациях и банковских группах").
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В одном из писем Банка России можно найти определение деловой репутации кредитной организации как качественной оценки участниками гражданского оборота деятельности кредитной организации, а также действий ее реальных владельцев, аффилированных лиц, дочерних и зависимых организаций (п. 1.3 Письма Банка России от 30.06.2005 N 92-Т "Об организации управления правовым риском и риском потери деловой репутации в кредитных организациях и банковских группах").