Деловая репутация 44-фз
Подборка наиболее важных документов по запросу Деловая репутация 44-фз (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Сертификация услуг
(КонсультантПлюс, 2025)"...Само по себе то обстоятельство, что по условиям закупочной документации [действующей редакцией Закона N 44-ФЗ конкурсная документация для открытых электронных процедур не предусмотрена - ред.] уровень деловой репутации не оценивается заказчиком непосредственным образом, а подтверждается сертификатом соответствия, не может являться основанием для вывода об ограничении доступа к участию в конкурсе, поскольку возможность подтверждения соответствия... услуг в рамках систем добровольной сертификации предусмотрена статьей 21 Федерального закона... "О техническом регулировании", использование результатов добровольной сертификации при оценке предложений участников закупки позволяет обеспечить объективность и профессионализм оценки, исключить риск ошибок со стороны заказчика, не обладающего специальными познаниями.
(КонсультантПлюс, 2025)"...Само по себе то обстоятельство, что по условиям закупочной документации [действующей редакцией Закона N 44-ФЗ конкурсная документация для открытых электронных процедур не предусмотрена - ред.] уровень деловой репутации не оценивается заказчиком непосредственным образом, а подтверждается сертификатом соответствия, не может являться основанием для вывода об ограничении доступа к участию в конкурсе, поскольку возможность подтверждения соответствия... услуг в рамках систем добровольной сертификации предусмотрена статьей 21 Федерального закона... "О техническом регулировании", использование результатов добровольной сертификации при оценке предложений участников закупки позволяет обеспечить объективность и профессионализм оценки, исключить риск ошибок со стороны заказчика, не обладающего специальными познаниями.
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 12 "Принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективность осуществления закупок" Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд""Проанализировав положения Закона N 44-ФЗ, Правил N 1085, сопоставив их с конкурсной документацией, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о том, что установление Департаментом таких показателей оценки квалификации участников конкурса, как представление контрактов за период ранее 5 (пяти) календарных лет с даты объявления конкурса и оценка заявок по показателю "Деловая репутация участника закупки" нестоимостного критерия "Квалификация участника закупки", противоречит части 1 статьи 12 и пункту 4 части 1 статьи 54.3 Закона N 44-ФЗ."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Необычные практики применения документов по стандартизации в государственных и корпоративных закупках
(Байрашев В.)
("Прогосзаказ.рф", 2024, N 12)Заказчикам, проводящим конкурсы в соответствии с Законом N 44-ФЗ, хорошо известно, что оценка деловой репутации участников закупки может осуществляться на основании значения индекса деловой репутации в соответствии с национальным стандартом в области оценки деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности (п. 29 Положения об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд <13>).
(Байрашев В.)
("Прогосзаказ.рф", 2024, N 12)Заказчикам, проводящим конкурсы в соответствии с Законом N 44-ФЗ, хорошо известно, что оценка деловой репутации участников закупки может осуществляться на основании значения индекса деловой репутации в соответствии с национальным стандартом в области оценки деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности (п. 29 Положения об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд <13>).
Готовое решение: В каком порядке принять участие в электронном аукционе, проводимом по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)участник закупки является СМП или СОНКО (ч. 3 ст. 30 Закона N 44-ФЗ);
(КонсультантПлюс, 2025)участник закупки является СМП или СОНКО (ч. 3 ст. 30 Закона N 44-ФЗ);
Нормативные акты
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2025)13. Идентичными товарами, работами, услугами признаются товары, работы, услуги, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки. При определении идентичности товаров незначительные различия во внешнем виде таких товаров могут не учитываться. При определении идентичности работ, услуг учитываются характеристики подрядчика, исполнителя, их деловая репутация на рынке.
(ред. от 26.12.2024)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2025)13. Идентичными товарами, работами, услугами признаются товары, работы, услуги, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки. При определении идентичности товаров незначительные различия во внешнем виде таких товаров могут не учитываться. При определении идентичности работ, услуг учитываются характеристики подрядчика, исполнителя, их деловая репутация на рынке.
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2020)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 10.06.2020)Таким образом, национальный стандарт ГОСТ Р 66.1.01-2016 относится к общепринятым для строительной деятельности документам, его соблюдение может разумно ожидаться от лиц, претендующих на заключение государственного контракта, и установление в закупочной документации критерия деловой репутации, оцениваемого, исходя из подтверждения участником закупки своего соответствия требованиям названного национального стандарта, соответствует положениям ч. 1 ст. 12 Закона N 44-ФЗ, ст. 32 БК РФ, поскольку позволяет дать объективную и достоверную оценку способности соответствующего участника исполнить государственный контракт с соблюдением качества и сроков.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 10.06.2020)Таким образом, национальный стандарт ГОСТ Р 66.1.01-2016 относится к общепринятым для строительной деятельности документам, его соблюдение может разумно ожидаться от лиц, претендующих на заключение государственного контракта, и установление в закупочной документации критерия деловой репутации, оцениваемого, исходя из подтверждения участником закупки своего соответствия требованиям названного национального стандарта, соответствует положениям ч. 1 ст. 12 Закона N 44-ФЗ, ст. 32 БК РФ, поскольку позволяет дать объективную и достоверную оценку способности соответствующего участника исполнить государственный контракт с соблюдением качества и сроков.
Вопрос: В порядке оценки конкурсных заявок используется показатель "количество исполненных контрактов". Установлено, что один из участников закупки по указанному показателю представил фиктивные контракты. Как поступить: просто не засчитывать указанные контракты при оценке заявки или отклонить ее?
("Прогосзаказ.рф", 2023, N 7)<1> См.: п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.02.2005 N 3 "О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц".
("Прогосзаказ.рф", 2023, N 7)<1> См.: п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.02.2005 N 3 "О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц".
Путеводитель по спорам в сфере закупок (44-ФЗ). Установление в документах по проведению электронного аукциона конкретных или чрезмерно детализированных требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к его размерам, упаковке и иным показателямТак, не разрешается устанавливать требования, которые ведут к ограничению количества участников (п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ). Кроме того, недопустимы требования к производителю товара, деловой репутации участника закупки, к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, за исключением случаев, когда возможность установить такие требования предусмотрена Законом N 44-ФЗ (ч. 3 ст. 33 данного Закона).
Статья: Ремонт музея: проблемы и споры
(Киселев А.)
("Жилищное право", 2023, N 9)В-третьих, говоря о торгах, отметим проблему выбора подрядчика в конкретном регионе. Его может не оказаться либо число может оказаться равным 1. В этом случае закупка работ по ремонту осуществляется у единственного поставщика по распоряжению высшего исполнительного органа власти субъекта. Если же на рынке конкуренция есть, то обратим внимание на п. 4 ч. 1 ст. 31 Федерального закона N 44-ФЗ, дающий право заказчику использовать такой критерий оценки участника, как опыт работы, связанный с предметом контракта, и деловая репутация.
(Киселев А.)
("Жилищное право", 2023, N 9)В-третьих, говоря о торгах, отметим проблему выбора подрядчика в конкретном регионе. Его может не оказаться либо число может оказаться равным 1. В этом случае закупка работ по ремонту осуществляется у единственного поставщика по распоряжению высшего исполнительного органа власти субъекта. Если же на рынке конкуренция есть, то обратим внимание на п. 4 ч. 1 ст. 31 Федерального закона N 44-ФЗ, дающий право заказчику использовать такой критерий оценки участника, как опыт работы, связанный с предметом контракта, и деловая репутация.
Статья: Картельный сговор в закупке: доказательства и фикции
(Беляева О.)
("Прогосзаказ.рф", 2022, N 4)Кроме того, "стоимость" такого договора (контракта) составляют серьезные штрафные санкции, обеспечение исполнения контрактных обязательств в виде блокирования денежных средств на счете заказчика или предоставления банковской гарантии, риск ущерба деловой репутации в форме включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков (ст. 34, 96, 104 Закона N 44-ФЗ).
(Беляева О.)
("Прогосзаказ.рф", 2022, N 4)Кроме того, "стоимость" такого договора (контракта) составляют серьезные штрафные санкции, обеспечение исполнения контрактных обязательств в виде блокирования денежных средств на счете заказчика или предоставления банковской гарантии, риск ущерба деловой репутации в форме включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков (ст. 34, 96, 104 Закона N 44-ФЗ).
Готовое решение: Что делать для включения участника в реестр недобросовестных поставщиков по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Однако учтите, что участник, сведения о котором находятся в РНП по Закону N 223-ФЗ, может участвовать в государственных закупках, поскольку требование к участникам государственных закупок устанавливается только в отношении реестра, предусмотренного Законом N 44-ФЗ (ч. 1.1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ, пп. "б" п. 1 Постановления Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571).
(КонсультантПлюс, 2025)Однако учтите, что участник, сведения о котором находятся в РНП по Закону N 223-ФЗ, может участвовать в государственных закупках, поскольку требование к участникам государственных закупок устанавливается только в отношении реестра, предусмотренного Законом N 44-ФЗ (ч. 1.1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ, пп. "б" п. 1 Постановления Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571).
Статья: Реестр недобросовестных поставщиков и рейтинг участников закупок
(Ден Де Ун)
("Вестник арбитражной практики", 2022, N 6)Представление о деловой репутации хозяйствующего субъекта формируется на основе материалов из открытых баз данных, рекламы, опыта клиентов, хранимого специализированными сервисами и социальными сетями. Законом может быть установлена обязанность проверять добросовестность контрагента. К числу таких случаев следует отнести определение поставщика для государственных и муниципальных нужд.
(Ден Де Ун)
("Вестник арбитражной практики", 2022, N 6)Представление о деловой репутации хозяйствующего субъекта формируется на основе материалов из открытых баз данных, рекламы, опыта клиентов, хранимого специализированными сервисами и социальными сетями. Законом может быть установлена обязанность проверять добросовестность контрагента. К числу таких случаев следует отнести определение поставщика для государственных и муниципальных нужд.
Статья: Раздельный учет результатов финансовой деятельности в организациях, выполняющих государственный заказ
(Ивашкевич В.Б.)
("Международный бухгалтерский учет", 2019, N 8; "Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2022, N 23)<1> Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (ред. от 27.12.2018).
(Ивашкевич В.Б.)
("Международный бухгалтерский учет", 2019, N 8; "Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2022, N 23)<1> Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (ред. от 27.12.2018).
Вопрос: Об установлении дополнительных требований к участникам закупок работ по ремонту медицинской техники о наличии опыта и его подтверждении.
(Письмо Минфина России от 19.12.2022 N 24-06-06/124503)Согласно частям 2, 3 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок дополнительные требования, в том числе к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, а также перечень информации и документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в части 2 статьи 31 Закона N 44-ФЗ.
(Письмо Минфина России от 19.12.2022 N 24-06-06/124503)Согласно частям 2, 3 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок дополнительные требования, в том числе к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, а также перечень информации и документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в части 2 статьи 31 Закона N 44-ФЗ.
"Обзор административной практики в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд (август 2024 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Согласно Извещению Заказчиком в порядке оценки заявок на участие в Конкурсе установлен детализирующий показатель "Наличие у участников закупки квалифицированных специалистов (находящихся в реестре НОПРИЗ)" показателя "Наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Согласно Извещению Заказчиком в порядке оценки заявок на участие в Конкурсе установлен детализирующий показатель "Наличие у участников закупки квалифицированных специалистов (находящихся в реестре НОПРИЗ)" показателя "Наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
Вопрос: О подтверждении участником закупки соответствия дополнительному требованию о наличии опыта.
(Письмо Минфина России от 23.01.2023 N 24-06-07/4541)В соответствии с частями 2, 3 статьи 31 Закона N 44-ФЗ Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок дополнительные требования, в том числе к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, а также перечень информации и документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ.
(Письмо Минфина России от 23.01.2023 N 24-06-07/4541)В соответствии с частями 2, 3 статьи 31 Закона N 44-ФЗ Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок дополнительные требования, в том числе к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, а также перечень информации и документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ.