Дело оперативного учета
Подборка наиболее важных документов по запросу Дело оперативного учета (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 23 Конституции РФ"Добывание сведений (информации), касающихся преступного деяния, в ходе оперативно-разыскных мероприятий, связанных с ограничением конституционных прав, предусмотренных статьями 23 (часть 2) и 25 Конституции Российской Федерации, возможно лишь по судебному решению, что следует из статей 8 и 9 Федерального закона от 12 августа 1995 года N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности". Поэтому часть третья его статьи 10 является одной из гарантий конституционных прав граждан, - заведение дела оперативного учета не дает оснований проводить оперативно-разыскные мероприятия, ограничивающие конституционные права граждан с нарушением требований Конституции Российской Федерации и федерального закона."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Законодательные основы проведения органами внутренних дел мероприятий в сфере оперативно-разыскной аналитики
(Бабушкин В.А.)
("Российский следователь", 2020, N 12)Законодательный уровень охватывает Закон N 144-ФЗ и другие законодательные акты, является важнейшим в обеспечении законности при проведении мероприятий в сфере оперативно-разыскной аналитики, в том числе при использовании помощи конфиденциально содействующих лиц, ведении информационной системы, а также оперативно-аналитическом обеспечении работы сотрудников оперативных подразделений общей компетенции по делам оперативного учета. В этой связи положения ст. ст. 7, 8, 10 Закона N 144-ФЗ являются базовыми для проведения вышеуказанных мероприятий.
(Бабушкин В.А.)
("Российский следователь", 2020, N 12)Законодательный уровень охватывает Закон N 144-ФЗ и другие законодательные акты, является важнейшим в обеспечении законности при проведении мероприятий в сфере оперативно-разыскной аналитики, в том числе при использовании помощи конфиденциально содействующих лиц, ведении информационной системы, а также оперативно-аналитическом обеспечении работы сотрудников оперативных подразделений общей компетенции по делам оперативного учета. В этой связи положения ст. ст. 7, 8, 10 Закона N 144-ФЗ являются базовыми для проведения вышеуказанных мероприятий.
Статья: Рассмотрение и разрешение прокурором жалоб и иных обращений в связи с действиями и решениями органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность
(Никитин Е.Л.)
("Законность", 2025, N 3)В процессе проверки доводов заявителей при разрешении жалоб и иных обращений в связи с действиями и решениями органа, осуществляющего ОРД, прокурор должен получить сведения о результатах рассмотрения обращения заявителя по аналогичным вопросам (при наличии), изучить дело оперативного учета (далее - ДОУ), иные оперативно-служебные материалы (далее - ОСМ), включая акты, справки, рапорты, протоколы и другие документы, отражающие подготовку, ход и результаты проведения конкретных ОРМ. Проверочные действия должны осуществляться непосредственно по месту нахождения подразделения органа, проводившего ОРМ, с получением письменных объяснений от должностных лиц оперативного состава и их руководителей. При необходимости прокурор должен также изучить материалы проверки сообщения о преступлении, материалы уголовного дела, если заявитель жалуется на действия сотрудников оперативного подразделения при выполнении следственных поручений. При этом следует помнить о недопустимости неправомерного сочетания уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельности, что может проявляться в проведении ОРМ вместо следственных действий в рамках проверки сообщения о преступлении или расследования по уголовному делу.
(Никитин Е.Л.)
("Законность", 2025, N 3)В процессе проверки доводов заявителей при разрешении жалоб и иных обращений в связи с действиями и решениями органа, осуществляющего ОРД, прокурор должен получить сведения о результатах рассмотрения обращения заявителя по аналогичным вопросам (при наличии), изучить дело оперативного учета (далее - ДОУ), иные оперативно-служебные материалы (далее - ОСМ), включая акты, справки, рапорты, протоколы и другие документы, отражающие подготовку, ход и результаты проведения конкретных ОРМ. Проверочные действия должны осуществляться непосредственно по месту нахождения подразделения органа, проводившего ОРМ, с получением письменных объяснений от должностных лиц оперативного состава и их руководителей. При необходимости прокурор должен также изучить материалы проверки сообщения о преступлении, материалы уголовного дела, если заявитель жалуется на действия сотрудников оперативного подразделения при выполнении следственных поручений. При этом следует помнить о недопустимости неправомерного сочетания уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельности, что может проявляться в проведении ОРМ вместо следственных действий в рамках проверки сообщения о преступлении или расследования по уголовному делу.
Нормативные акты
Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ
(ред. от 01.04.2025)
"Об оперативно-розыскной деятельности"Дела оперативного учета заводятся при наличии оснований, предусмотренных пунктами 1 - 6 части первой статьи 7 настоящего Федерального закона, в целях собирания и систематизации сведений, проверки и оценки результатов оперативно-розыскной деятельности, а также принятия на их основе соответствующих решений органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.
(ред. от 01.04.2025)
"Об оперативно-розыскной деятельности"Дела оперативного учета заводятся при наличии оснований, предусмотренных пунктами 1 - 6 части первой статьи 7 настоящего Федерального закона, в целях собирания и систематизации сведений, проверки и оценки результатов оперативно-розыскной деятельности, а также принятия на их основе соответствующих решений органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.
Указ Президента РФ от 05.04.2016 N 156
(ред. от 02.04.2025)
"О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции"а) обеспечить принятие к производству уголовных дел, материалов проверок сообщений о преступлениях, дел оперативного учета и других материалов, находящихся в производстве органов наркоконтроля, а также непрерывность осуществления иных передаваемых ему функций и полномочий, включая ведение дел об административных правонарушениях, упраздняемых Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков и Федеральной миграционной службы;
(ред. от 02.04.2025)
"О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции"а) обеспечить принятие к производству уголовных дел, материалов проверок сообщений о преступлениях, дел оперативного учета и других материалов, находящихся в производстве органов наркоконтроля, а также непрерывность осуществления иных передаваемых ему функций и полномочий, включая ведение дел об административных правонарушениях, упраздняемых Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков и Федеральной миграционной службы;
Статья: Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность
(Тугутов Б.А.)
("Законность", 2023, N 8)В статье рассматриваются теоретические и практические проблемы осуществления прокурорского надзора за соблюдением законодательства об оперативно-розыскной деятельности. Автор предлагает собственную классификацию типичных нарушений, выявляемых прокурорами в этой сфере. Дан перечень нарушений с приведением примеров из прокурорской практики, а также сделан вывод о необходимости разработки указаний и методических рекомендаций по осуществлению надзора в рамках конкретных групп дел оперативного учета.
(Тугутов Б.А.)
("Законность", 2023, N 8)В статье рассматриваются теоретические и практические проблемы осуществления прокурорского надзора за соблюдением законодательства об оперативно-розыскной деятельности. Автор предлагает собственную классификацию типичных нарушений, выявляемых прокурорами в этой сфере. Дан перечень нарушений с приведением примеров из прокурорской практики, а также сделан вывод о необходимости разработки указаний и методических рекомендаций по осуществлению надзора в рамках конкретных групп дел оперативного учета.
Статья: Изменение существующей парадигмы использования результатов оперативно-розыскной деятельности в уголовном процессе
(Назаров М.В.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 1)Сегодня с уверенностью можно говорить, что ОРД - это высокоэффективный нормативно урегулированный вид правоохранительной деятельности, служащий достижению назначения уголовного процесса. ОРД, являясь самостоятельным видом правоохранительной деятельности, также направлена на восстановление нарушенных прав, привлечение виновных к уголовной ответственности, возмещение причиненного преступлением вреда. Подчеркнем, что достижение замысла отдельных этапов оперативно-розыскного производства (заведение дела оперативного учета, установление причастных лиц, возбуждение уголовного дела по предоставленным материалам, придание доказательственного значения оперативно-служебным документам) не является самоцелью ОРД.
(Назаров М.В.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 1)Сегодня с уверенностью можно говорить, что ОРД - это высокоэффективный нормативно урегулированный вид правоохранительной деятельности, служащий достижению назначения уголовного процесса. ОРД, являясь самостоятельным видом правоохранительной деятельности, также направлена на восстановление нарушенных прав, привлечение виновных к уголовной ответственности, возмещение причиненного преступлением вреда. Подчеркнем, что достижение замысла отдельных этапов оперативно-розыскного производства (заведение дела оперативного учета, установление причастных лиц, возбуждение уголовного дела по предоставленным материалам, придание доказательственного значения оперативно-служебным документам) не является самоцелью ОРД.
Статья: К вопросу процессуальной силы оперативно-разыскной информации в доказывании по уголовным делам коррупционной направленности
(Брянская Е.В.)
("Российский следователь", 2024, N 11)При расследовании преступлений коррупционной направленности сведения, полученные оперативными сотрудниками на конфиденциальной основе, имеют немалую ценность. Именно при установлении оснований для возбуждения уголовного дела особенно важна та информация, которая получена в рамках дел оперативного учета. Как правило, оперативно-разыскные мероприятия проводятся в условиях, когда могут иметь место ограничения конституционных прав граждан, поэтому полученные сведения собираются с соблюдением требований судебного контроля и в отдельных случаях подлежат проверке, подтверждению посредством производства следственных действий.
(Брянская Е.В.)
("Российский следователь", 2024, N 11)При расследовании преступлений коррупционной направленности сведения, полученные оперативными сотрудниками на конфиденциальной основе, имеют немалую ценность. Именно при установлении оснований для возбуждения уголовного дела особенно важна та информация, которая получена в рамках дел оперативного учета. Как правило, оперативно-разыскные мероприятия проводятся в условиях, когда могут иметь место ограничения конституционных прав граждан, поэтому полученные сведения собираются с соблюдением требований судебного контроля и в отдельных случаях подлежат проверке, подтверждению посредством производства следственных действий.
Статья: Об обеспечении защиты прав и законных интересов лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, от преступных посягательств
(Иванов П.И.)
("Безопасность бизнеса", 2021, N 2)- координация и взаимодействие подразделений ЭБиПК с другими службами и оперативными подразделениями полиции, а также органами, осуществляющими ОРД. Проведенное нами выборочное изучение убедительно показывает настоятельную необходимость проработки в рассматриваемом разрезе ряда вопросов, включая: создание защищенного канала связи для обмена оперативно значимой информацией в режиме онлайн; ведение параллельных дел оперативного учета по фактам совершения тяжких и особо тяжких преступлений в сфере предпринимательства (например, сращивание высокопоставленных чиновников с представителями криминального бизнеса <10> или вымогательство взяток должностными лицами при заключении контрактов <11> и их исполнении);
(Иванов П.И.)
("Безопасность бизнеса", 2021, N 2)- координация и взаимодействие подразделений ЭБиПК с другими службами и оперативными подразделениями полиции, а также органами, осуществляющими ОРД. Проведенное нами выборочное изучение убедительно показывает настоятельную необходимость проработки в рассматриваемом разрезе ряда вопросов, включая: создание защищенного канала связи для обмена оперативно значимой информацией в режиме онлайн; ведение параллельных дел оперативного учета по фактам совершения тяжких и особо тяжких преступлений в сфере предпринимательства (например, сращивание высокопоставленных чиновников с представителями криминального бизнеса <10> или вымогательство взяток должностными лицами при заключении контрактов <11> и их исполнении);
Статья: О проблеме проведения гласных оперативно-разыскных мероприятий при выявлении и раскрытии преступлений в сфере экономики
(Петров С.П.)
("Российский следователь", 2022, N 3)Конечно же, подобных нарушений могло бы быть много меньше, если бы прокуратура имела право на санкционирование этого и иных гласных ОРМ. Любой надзирающий за ОРД прокурор имеет возможность сверить сведения, указанные в рапорте, с данными, которые содержатся в деле оперативного учета, обладающем соответствующим грифом секретности. Этот вопрос поднимался Генеральной прокуратурой РФ неоднократно, но воз и ныне там. Прокуроры выявляют нарушения законодательства только после того, как ОРМ проведено, что для регулирования экономических отношений не является эффективным и своевременным.
(Петров С.П.)
("Российский следователь", 2022, N 3)Конечно же, подобных нарушений могло бы быть много меньше, если бы прокуратура имела право на санкционирование этого и иных гласных ОРМ. Любой надзирающий за ОРД прокурор имеет возможность сверить сведения, указанные в рапорте, с данными, которые содержатся в деле оперативного учета, обладающем соответствующим грифом секретности. Этот вопрос поднимался Генеральной прокуратурой РФ неоднократно, но воз и ныне там. Прокуроры выявляют нарушения законодательства только после того, как ОРМ проведено, что для регулирования экономических отношений не является эффективным и своевременным.
Статья: Вопросы взаимодействия подразделений ЭБиПК полиции с контролирующими органами в борьбе с хищениями бюджетных средств при осуществлении госзакупок
(Цепилов А.Е.)
("Российский следователь", 2021, N 6)Среди организационных причин, по нашему мнению, следует выделить отсутствие непосредственного доступа оперативных сотрудников к массивам информации контролирующих органов. Несмотря на то, что в п. 5 ч. 1 ст. 13 Федерального закона "О полиции" закреплено право полиции беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения в связи с расследуемыми уголовными делами и находящимися в производстве делами об административных правонарушениях, а также в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, знакомиться с необходимыми документами и материалами, в том числе с персональными данными граждан, нами установлено, что в практической деятельности предъявления удостоверения недостаточно и руководители контролирующих органов требуют направления в их адрес писем или запросов с соответствующей просьбой. Согласно действующим соглашениям и совместным приказам, правом подписи этих документов наделен только руководитель регионального управления МВД России. В ч. 4 ст. 13 Федерального закона "О полиции" закреплено, что запросы уполномоченных должностных лиц полиции должны исполняться в сроки, установленные в запросе, но не позднее одного месяца с момента вручения запроса. В результате изучения дел оперативного учета нами установлено, что 76,0% запросов были исполнены в течение 10 - 15 дней, на 12% запросов ответ поступил в срок от 15 до 30 дней, в 6,8% оперуполномоченные получали информацию ранее 10 дней, а в 5,2% случаев в ответе на запрос было отказано либо ответ вообще не был получен инициатором запроса. Считаем, что такая организация получения информации зачастую приводит к принятию неоптимальных организационных и тактических решений.
(Цепилов А.Е.)
("Российский следователь", 2021, N 6)Среди организационных причин, по нашему мнению, следует выделить отсутствие непосредственного доступа оперативных сотрудников к массивам информации контролирующих органов. Несмотря на то, что в п. 5 ч. 1 ст. 13 Федерального закона "О полиции" закреплено право полиции беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения в связи с расследуемыми уголовными делами и находящимися в производстве делами об административных правонарушениях, а также в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, знакомиться с необходимыми документами и материалами, в том числе с персональными данными граждан, нами установлено, что в практической деятельности предъявления удостоверения недостаточно и руководители контролирующих органов требуют направления в их адрес писем или запросов с соответствующей просьбой. Согласно действующим соглашениям и совместным приказам, правом подписи этих документов наделен только руководитель регионального управления МВД России. В ч. 4 ст. 13 Федерального закона "О полиции" закреплено, что запросы уполномоченных должностных лиц полиции должны исполняться в сроки, установленные в запросе, но не позднее одного месяца с момента вручения запроса. В результате изучения дел оперативного учета нами установлено, что 76,0% запросов были исполнены в течение 10 - 15 дней, на 12% запросов ответ поступил в срок от 15 до 30 дней, в 6,8% оперуполномоченные получали информацию ранее 10 дней, а в 5,2% случаев в ответе на запрос было отказано либо ответ вообще не был получен инициатором запроса. Считаем, что такая организация получения информации зачастую приводит к принятию неоптимальных организационных и тактических решений.
Статья: О судебном санкционировании оперативно-разыскных мероприятий
(Николюк В.В.)
("Российская юстиция", 2024, N 4)Примеры истребования судьей материалов дел оперативного учета при рассмотрении запросов о проведении ОРМ привели 72, или 60%, респондента "полицейской" группы. Остальные 40% проанкетированных оперативных работников обычно ограничиваются направлением в суд постановления о проведении ОРМ, которого оказывается достаточно для рассмотрения по существу ходатайства оперативно-разыскного органа.
(Николюк В.В.)
("Российская юстиция", 2024, N 4)Примеры истребования судьей материалов дел оперативного учета при рассмотрении запросов о проведении ОРМ привели 72, или 60%, респондента "полицейской" группы. Остальные 40% проанкетированных оперативных работников обычно ограничиваются направлением в суд постановления о проведении ОРМ, которого оказывается достаточно для рассмотрения по существу ходатайства оперативно-разыскного органа.
Статья: Исчисление срока задержания: сравнительный анализ УПК РСФСР 1960 г. и действующего УПК РФ
(Лавдаренко Л.И., Борбат А.В.)
("Российский следователь", 2023, N 7)Так, согласно введенному в УПК РФ понятию фактического задержания оно представлено как "производимое в порядке, установленном настоящим Кодексом, фактическое лишение свободы передвижения лица, подозреваемого в совершении преступления" (п. 15 ст. 5). Исходя из формулировки "в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом" и учитывая использование в определении термина "подозреваемый", можно заключить, что фактическое задержание есть применяемое следователем (дознавателем, органом дознания) кратковременное (в срок до сорока восьми часов) ограничение свободы и личной неприкосновенности в отношении лица, заподозренного в совершении конкретного преступления, за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы, после возбуждения уголовного дела путем принятия решения, оформляемого протоколом задержания, т.е. отправной точкой задержания, как и по УПК РСФСР, следует считать оформление соответствующим протоколом состоявшегося фактического задержания. Вместе с тем в части процессуального оформления задержания и исчисления его срока действующий Кодекс предписывает во-первых, учитывать и включать в срок задержания вне(до)процессуальную деятельность в виде доставления, во-вторых, устанавливает продолжительность срока в 3 часа для процессуального оформления задержания. Согласно позиции Конституционного Суда РФ этими нормативными положениями исключается бесконтрольное, вне установленных сроков задержание <7>. Между тем уложиться в предоставляемые Кодексом три часа возможно, если речь идет о процессуальном оформлении уже состоявшегося фактического задержания, когда лицо доставлено в орган дознания (к следователю). Однако, будучи по своей природе неотложной пресекательной мерой, задержание может включать вне(до)процессуальную деятельность в виде оперативного захвата при реализации дел оперативного учета (так называемый захват с "поличным" на месте совершения преступления), захвата и последующего доставления во внезапно возникшей криминальной ситуации, принудительного захвата и доставления или принудительного удержания, которые производились в иных ситуациях сотрудниками правоохранительных органов в рамках предоставляемых им полномочий. Между тем остается открытым вопрос о включении времени осуществления рассматриваемого вида вне(до)процессуальной деятельности в срок уголовно-процессуального задержания: ни УПК РФ, ни иные нормативно-правовые акты не дают на него ответа. Так, УПК РФ, хотя и предписывает, как и УПК РСФСР, указывать в протоколе время и другие обстоятельства задержания (ч. 2 ст. 92 УПК РФ), тем не менее сводит на нет возможность объективного отражения сведений об этих обстоятельствах, акцентируя внимание правоприменителя на доставлении и времени составления протокола (ч. 1 ст. 92 УПК РФ). Исходя из буквального толкования норм, регулирующих задержание, не будет нарушением закона неуказание момента фактического задержания в процессуальных документах. В ходе проведенных исследований установлено, что в практической деятельности в протоколах задержания это время не указывается <8>. Н.В. Азаренок и А.А. Давлетов отмечают, что суды при исчислении срока задержания руководствуются в первую очередь ч. 1 ст. 92 УПК РФ (о соблюдении трехчасового срока составления протокола) и не входят в обсуждение вопроса о моменте фактического задержания <9>. В образцах протоколов задержания, представленных в справочной правовой системе "КонсультантПлюс" на 10 октября 2022 г., отсутствуют сведения о времени фактического задержания. И все же не отсутствие правовой определенности относительно момента фактического задержания является главной проблемой для правоприменителя - этот момент, как правило, очевиден и для задерживаемого лица и для субъектов, осуществляющих задержание. Камнем преткновения при процессуальном оформлении состоявшегося фактического задержания выступает требование о составлении протокола не позднее чем через три часа после доставления подозреваемого в орган дознания либо к следователю. С формально-юридической стороны несоблюдение данного требования в отличие от неуказания в протоколе времени фактического задержания будет являться нарушением закона. Мы согласны с мнением Н.А. Колоколова, что нет логического объяснения предоставления столь короткого срока для принятия одного из важнейших решений досудебного производства - процессуального акта о задержании <10>. Должностным лицом, принявшим такое решение, официально объявляется "...гражданину о том, что он задерживается по подозрению в конкретном преступлении. Именно с этого момента между сотрудником правоохранительного органа государства и гражданином возникает правоотношение, глубинный смысл которого заключается в том, что гражданин утрачивает свободу" <11>. Несмотря на то что задержание является самостоятельной мерой уголовно-процессуального принуждения, одним из вариантов применения которой возможно освобождение задержанного, тем не менее зачастую она используется в качестве обеспечительной меры - пускового механизма избрания заключения под стражу. Решение о задержании не может быть поспешным и необоснованным, если учитывать, с одной стороны, его ключевое значение в раскрытии и расследовании преступлений, а с другой - что оно по своей сути есть кратковременный арест, с большой вероятностью переходящий в длительный в виде заключения под стражу. К моменту составления протокола о задержании следователь (дознаватель) должен располагать, во-первых, возбужденным уголовным делом, в котором должны содержаться все ключевые сведения о преступлении; во-вторых, информацией о задержанном и доказательствами о его причастности к совершенному преступлению - обоснованным подозрением <12>. Даже если имело место так называемое планируемое задержание при реализации дел оперативного учета (захват с "поличным" на месте совершения преступления), может понадобиться больше времени, чем три часа, для осуществления ряда действий непроцессуального характера в виде захвата, доставления к следователю, организационно-обеспечительных мер для производства процессуальных действий и собственно процессуальных действий по юридическому оформлению состоявшегося фактического задержания <13>. Значительно больше времени потребуется для принятия решения о задержании, когда в отношении доставленного в орган расследования лица отсутствуют так называемые безусловные основания для задержания (п. 1, 2, 3 ч. 1 ст. 91 УПК РФ) <14>, например, лицо доставлено по ориентировке или иным основаниям, когда отсутствуют данные, явно свидетельствующие о причастности лица к совершенному конкретно преступлению. Как верно заметил С.Б. Россинский, установленная законодателем конструкция задержания создает для правоприменителя неразрешимую в рамках закона проблему определения момента исчисления его срока <15>.
(Лавдаренко Л.И., Борбат А.В.)
("Российский следователь", 2023, N 7)Так, согласно введенному в УПК РФ понятию фактического задержания оно представлено как "производимое в порядке, установленном настоящим Кодексом, фактическое лишение свободы передвижения лица, подозреваемого в совершении преступления" (п. 15 ст. 5). Исходя из формулировки "в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом" и учитывая использование в определении термина "подозреваемый", можно заключить, что фактическое задержание есть применяемое следователем (дознавателем, органом дознания) кратковременное (в срок до сорока восьми часов) ограничение свободы и личной неприкосновенности в отношении лица, заподозренного в совершении конкретного преступления, за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы, после возбуждения уголовного дела путем принятия решения, оформляемого протоколом задержания, т.е. отправной точкой задержания, как и по УПК РСФСР, следует считать оформление соответствующим протоколом состоявшегося фактического задержания. Вместе с тем в части процессуального оформления задержания и исчисления его срока действующий Кодекс предписывает во-первых, учитывать и включать в срок задержания вне(до)процессуальную деятельность в виде доставления, во-вторых, устанавливает продолжительность срока в 3 часа для процессуального оформления задержания. Согласно позиции Конституционного Суда РФ этими нормативными положениями исключается бесконтрольное, вне установленных сроков задержание <7>. Между тем уложиться в предоставляемые Кодексом три часа возможно, если речь идет о процессуальном оформлении уже состоявшегося фактического задержания, когда лицо доставлено в орган дознания (к следователю). Однако, будучи по своей природе неотложной пресекательной мерой, задержание может включать вне(до)процессуальную деятельность в виде оперативного захвата при реализации дел оперативного учета (так называемый захват с "поличным" на месте совершения преступления), захвата и последующего доставления во внезапно возникшей криминальной ситуации, принудительного захвата и доставления или принудительного удержания, которые производились в иных ситуациях сотрудниками правоохранительных органов в рамках предоставляемых им полномочий. Между тем остается открытым вопрос о включении времени осуществления рассматриваемого вида вне(до)процессуальной деятельности в срок уголовно-процессуального задержания: ни УПК РФ, ни иные нормативно-правовые акты не дают на него ответа. Так, УПК РФ, хотя и предписывает, как и УПК РСФСР, указывать в протоколе время и другие обстоятельства задержания (ч. 2 ст. 92 УПК РФ), тем не менее сводит на нет возможность объективного отражения сведений об этих обстоятельствах, акцентируя внимание правоприменителя на доставлении и времени составления протокола (ч. 1 ст. 92 УПК РФ). Исходя из буквального толкования норм, регулирующих задержание, не будет нарушением закона неуказание момента фактического задержания в процессуальных документах. В ходе проведенных исследований установлено, что в практической деятельности в протоколах задержания это время не указывается <8>. Н.В. Азаренок и А.А. Давлетов отмечают, что суды при исчислении срока задержания руководствуются в первую очередь ч. 1 ст. 92 УПК РФ (о соблюдении трехчасового срока составления протокола) и не входят в обсуждение вопроса о моменте фактического задержания <9>. В образцах протоколов задержания, представленных в справочной правовой системе "КонсультантПлюс" на 10 октября 2022 г., отсутствуют сведения о времени фактического задержания. И все же не отсутствие правовой определенности относительно момента фактического задержания является главной проблемой для правоприменителя - этот момент, как правило, очевиден и для задерживаемого лица и для субъектов, осуществляющих задержание. Камнем преткновения при процессуальном оформлении состоявшегося фактического задержания выступает требование о составлении протокола не позднее чем через три часа после доставления подозреваемого в орган дознания либо к следователю. С формально-юридической стороны несоблюдение данного требования в отличие от неуказания в протоколе времени фактического задержания будет являться нарушением закона. Мы согласны с мнением Н.А. Колоколова, что нет логического объяснения предоставления столь короткого срока для принятия одного из важнейших решений досудебного производства - процессуального акта о задержании <10>. Должностным лицом, принявшим такое решение, официально объявляется "...гражданину о том, что он задерживается по подозрению в конкретном преступлении. Именно с этого момента между сотрудником правоохранительного органа государства и гражданином возникает правоотношение, глубинный смысл которого заключается в том, что гражданин утрачивает свободу" <11>. Несмотря на то что задержание является самостоятельной мерой уголовно-процессуального принуждения, одним из вариантов применения которой возможно освобождение задержанного, тем не менее зачастую она используется в качестве обеспечительной меры - пускового механизма избрания заключения под стражу. Решение о задержании не может быть поспешным и необоснованным, если учитывать, с одной стороны, его ключевое значение в раскрытии и расследовании преступлений, а с другой - что оно по своей сути есть кратковременный арест, с большой вероятностью переходящий в длительный в виде заключения под стражу. К моменту составления протокола о задержании следователь (дознаватель) должен располагать, во-первых, возбужденным уголовным делом, в котором должны содержаться все ключевые сведения о преступлении; во-вторых, информацией о задержанном и доказательствами о его причастности к совершенному преступлению - обоснованным подозрением <12>. Даже если имело место так называемое планируемое задержание при реализации дел оперативного учета (захват с "поличным" на месте совершения преступления), может понадобиться больше времени, чем три часа, для осуществления ряда действий непроцессуального характера в виде захвата, доставления к следователю, организационно-обеспечительных мер для производства процессуальных действий и собственно процессуальных действий по юридическому оформлению состоявшегося фактического задержания <13>. Значительно больше времени потребуется для принятия решения о задержании, когда в отношении доставленного в орган расследования лица отсутствуют так называемые безусловные основания для задержания (п. 1, 2, 3 ч. 1 ст. 91 УПК РФ) <14>, например, лицо доставлено по ориентировке или иным основаниям, когда отсутствуют данные, явно свидетельствующие о причастности лица к совершенному конкретно преступлению. Как верно заметил С.Б. Россинский, установленная законодателем конструкция задержания создает для правоприменителя неразрешимую в рамках закона проблему определения момента исчисления его срока <15>.
Статья: Особенности использования результатов оперативно-разыскной деятельности и финансовых расследований по уголовным делам о налоговых преступлениях
(Ефимова В.В.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 4)Результаты ОРД по своей сути состоят в переносе информации (сведений) со следов события в материалы дел оперативного учета. В связи с чем верным представляются суждения В.Н. Зайковского о том, что оперативные данные в принципе имеют тот же первоисточник, что и доказательства, - отраженные вовне "следы" события с признаками криминала <2>. Оперативная информация, криминалистически значимая для расследования налогового преступления, выявляется в документах, истребованных у субъектов предпринимательской деятельности и их должностных лиц, в фото-, видео-, аудиоматериалах, а также в различных материальных предметах, изъятых при осуществлении ОРМ, включая данные учета предприятия в электронной форме, в справках оперативного сотрудника, заключениях специалистов документальных ревизий. Практика показывает, что наиболее результативными являются обследования помещений места нахождения офиса неплательщика налогов, в ходе которых представляется возможным установление и изъятие первоисточника информации, криминалистически значимой для доказывания.
(Ефимова В.В.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 4)Результаты ОРД по своей сути состоят в переносе информации (сведений) со следов события в материалы дел оперативного учета. В связи с чем верным представляются суждения В.Н. Зайковского о том, что оперативные данные в принципе имеют тот же первоисточник, что и доказательства, - отраженные вовне "следы" события с признаками криминала <2>. Оперативная информация, криминалистически значимая для расследования налогового преступления, выявляется в документах, истребованных у субъектов предпринимательской деятельности и их должностных лиц, в фото-, видео-, аудиоматериалах, а также в различных материальных предметах, изъятых при осуществлении ОРМ, включая данные учета предприятия в электронной форме, в справках оперативного сотрудника, заключениях специалистов документальных ревизий. Практика показывает, что наиболее результативными являются обследования помещений места нахождения офиса неплательщика налогов, в ходе которых представляется возможным установление и изъятие первоисточника информации, криминалистически значимой для доказывания.
Статья: Ответственность за воспрепятствование законной предпринимательской деятельности (ст. 169 УК): вопросы практики
(Субанова Н.В., Зяблина М.В.)
("Законность", 2023, N 1)Требуются меры, направленные на активизацию оперативно-розыскной деятельности по выявлению преступлений, предусмотренных ст. 169 УК. В каждом конкретном случае получения сведений о признаках такого подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния и его фигурантах с учетом данных о законности осуществляемой предпринимательской деятельности должен прорабатываться вопрос об инициировании необходимых оперативно-розыскных мероприятий с установлением контроля за их ходом, в том числе с целью установления фактов сговора между должностными лицами, незаконного посредничества, фиксации устных угроз и предложений. В ходе надзора за исполнением законодательства об оперативно-розыскной деятельности при проверке дел оперативного учета по должностным преступлениям, связанным с формированием административных барьеров для предпринимателей, уполномоченные прокуроры должны оценивать полноту принимаемых мер по документированию преступлений, предусмотренных ст. 169 УК.
(Субанова Н.В., Зяблина М.В.)
("Законность", 2023, N 1)Требуются меры, направленные на активизацию оперативно-розыскной деятельности по выявлению преступлений, предусмотренных ст. 169 УК. В каждом конкретном случае получения сведений о признаках такого подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния и его фигурантах с учетом данных о законности осуществляемой предпринимательской деятельности должен прорабатываться вопрос об инициировании необходимых оперативно-розыскных мероприятий с установлением контроля за их ходом, в том числе с целью установления фактов сговора между должностными лицами, незаконного посредничества, фиксации устных угроз и предложений. В ходе надзора за исполнением законодательства об оперативно-розыскной деятельности при проверке дел оперативного учета по должностным преступлениям, связанным с формированием административных барьеров для предпринимателей, уполномоченные прокуроры должны оценивать полноту принимаемых мер по документированию преступлений, предусмотренных ст. 169 УК.