Декларация принципов построения информационного общества 2003
Подборка наиболее важных документов по запросу Декларация принципов построения информационного общества 2003 (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Теоретико-правовые основы финансового права в условиях цифровой трансформации
(Лукичев К.Е.)
("Финансовое право", 2025, N 9)Процесс цифровизации финансовых правоотношений в целом ориентирован на положения ряда международных актов, закрепивших более двух десятилетий назад его базовые принципы. Так, Окинавская хартия глобального информационного общества, принятая на острове Окинава 22 июля 2000 г. <9>, определила необходимость развития ряда ключевых направлений, среди которых рациональное управление макроэкономикой, способствующее более точному планированию со стороны деловых кругов и потребителей, и использование преимуществ новых информационных технологий, а также разработка информационных сетей, обеспечивающих быстрый, надежный, безопасный и экономичный доступ с помощью конкурентных рыночных условий и соответствующих нововведений к сетевым технологиям, их обслуживанию и применению. Декларация принципов построения информационного общества от 12 декабря 2003 г., принятая в Женеве <10>, зафиксировала основные принципы использования IT-технологий и роль органов государственного управления, международного и регионального сотрудничества в вопросе создания информационного общества. Тунисская программа для информационного общества, принятая 15 ноября 2005 г. <11>, представляет собой еще один базовый документ, формализовавший в том числе необходимые условия для равноправного и универсального доступа к финансовым механизмам для более оптимального их использования.
(Лукичев К.Е.)
("Финансовое право", 2025, N 9)Процесс цифровизации финансовых правоотношений в целом ориентирован на положения ряда международных актов, закрепивших более двух десятилетий назад его базовые принципы. Так, Окинавская хартия глобального информационного общества, принятая на острове Окинава 22 июля 2000 г. <9>, определила необходимость развития ряда ключевых направлений, среди которых рациональное управление макроэкономикой, способствующее более точному планированию со стороны деловых кругов и потребителей, и использование преимуществ новых информационных технологий, а также разработка информационных сетей, обеспечивающих быстрый, надежный, безопасный и экономичный доступ с помощью конкурентных рыночных условий и соответствующих нововведений к сетевым технологиям, их обслуживанию и применению. Декларация принципов построения информационного общества от 12 декабря 2003 г., принятая в Женеве <10>, зафиксировала основные принципы использования IT-технологий и роль органов государственного управления, международного и регионального сотрудничества в вопросе создания информационного общества. Тунисская программа для информационного общества, принятая 15 ноября 2005 г. <11>, представляет собой еще один базовый документ, формализовавший в том числе необходимые условия для равноправного и универсального доступа к финансовым механизмам для более оптимального их использования.
Статья: Применение правил мягкого права при построении цифровой экономики
(Федоров П.Г.)
("Российская юстиция", 2025, N 9)Международное поле выступило основой формирования мягкого права и обусловило появление термина "международное мягкое право" <4>. С течением времени проявилась тенденция переноса мягкоправового регулирования на национальный уровень. Примером тому может служить Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы <5>, в которой дана ссылка на Окинавскую хартию Глобального информационного общества (2000 г.) <6>, Декларацию принципов "Построение информационного общества - глобальная задача в новом тысячелетии" (2003 г.) <7>, Тунисскую программу информационного общества (2005 г.) <8>. Все указанные документы являются актами мягкого права.
(Федоров П.Г.)
("Российская юстиция", 2025, N 9)Международное поле выступило основой формирования мягкого права и обусловило появление термина "международное мягкое право" <4>. С течением времени проявилась тенденция переноса мягкоправового регулирования на национальный уровень. Примером тому может служить Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы <5>, в которой дана ссылка на Окинавскую хартию Глобального информационного общества (2000 г.) <6>, Декларацию принципов "Построение информационного общества - глобальная задача в новом тысячелетии" (2003 г.) <7>, Тунисскую программу информационного общества (2005 г.) <8>. Все указанные документы являются актами мягкого права.
Нормативные акты
Указ Президента РФ от 09.05.2017 N 203
"О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы"5. Международные принципы создания информационного общества и подходы к его созданию определены Окинавской хартией глобального информационного общества (2000 год), Декларацией принципов "Построение информационного общества - глобальная задача в новом тысячелетии" (2003 год), Планом действий Тунисского обязательства (2005 год).
"О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы"5. Международные принципы создания информационного общества и подходы к его созданию определены Окинавской хартией глобального информационного общества (2000 год), Декларацией принципов "Построение информационного общества - глобальная задача в новом тысячелетии" (2003 год), Планом действий Тунисского обязательства (2005 год).
Статья: Доступность и качество правосудия в условиях развития цифровых технологий
(Гришина Е.П.)
("Российский судья", 2024, N 3)2. Декларация принципов "Построение информационного общества - глобальная задача в новом тысячелетии", принятая в Женеве 12 декабря 2003 г. <14>, удостоверяющая стремление и решимость представителей всех народов мира построить ориентированное на интересы людей, открытое для всех и направленное на развитие информационное общество (разд. A "Наша общая концепция информационного общества").
(Гришина Е.П.)
("Российский судья", 2024, N 3)2. Декларация принципов "Построение информационного общества - глобальная задача в новом тысячелетии", принятая в Женеве 12 декабря 2003 г. <14>, удостоверяющая стремление и решимость представителей всех народов мира построить ориентированное на интересы людей, открытое для всех и направленное на развитие информационное общество (разд. A "Наша общая концепция информационного общества").
Статья: Искусственный интеллект и современное искусство: проблемы и перспективы
(Савина В.С.)
("Право и бизнес", 2021, N 3)Анализ международного правового регулирования в данной сфере показывает, что в 2000 г. начался процесс принятия международных правовых актов, связанных с развитием информационно-телекоммуникационных технологий. Именно в этот период по итогам Всемирной встречи на высшем уровне по вопросам информационного общества в декабре 2003 г. в Женеве и в ноябре 2005 г. в Тунисе были приняты такие важнейшие акты, как Окинавская хартия глобального информационного общества <3>, План действий Тунисского обязательства <4> и иные итоговые документы, направленные на ускорение формирования постиндустриальных тенденций в экономической, социально-политической и духовной сферах жизни общества. Декларация принципов по вопросам информационного общества, принятая в Женеве в 2003 г. <5>, провозгласила построение данного общества в качестве глобальной задачи в новом тысячелетии и определила принцип обеспечения повышения доверия и безопасности при использовании информационных технологий как один из ключевых. Утвержденная Президентом РФ в 2017 г. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации <6> учитывает основные положения перечисленных международных документов.
(Савина В.С.)
("Право и бизнес", 2021, N 3)Анализ международного правового регулирования в данной сфере показывает, что в 2000 г. начался процесс принятия международных правовых актов, связанных с развитием информационно-телекоммуникационных технологий. Именно в этот период по итогам Всемирной встречи на высшем уровне по вопросам информационного общества в декабре 2003 г. в Женеве и в ноябре 2005 г. в Тунисе были приняты такие важнейшие акты, как Окинавская хартия глобального информационного общества <3>, План действий Тунисского обязательства <4> и иные итоговые документы, направленные на ускорение формирования постиндустриальных тенденций в экономической, социально-политической и духовной сферах жизни общества. Декларация принципов по вопросам информационного общества, принятая в Женеве в 2003 г. <5>, провозгласила построение данного общества в качестве глобальной задачи в новом тысячелетии и определила принцип обеспечения повышения доверия и безопасности при использовании информационных технологий как один из ключевых. Утвержденная Президентом РФ в 2017 г. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации <6> учитывает основные положения перечисленных международных документов.
"Пробелы в праве в условиях цифровизации: сборник научных трудов"
(под общ. ред. Д.А. Пашенцева, М.В. Залоило)
("Инфотропик Медиа", 2022)Ряд международных правовых актов закрепляют необходимость обеспечения и защиты "цифровых прав" (Окинавская хартия Глобального информационного общества (2000 г.), Декларация принципов "Построение информационного общества - глобальная задача в новом Тысячелетии" (2003 г.), План действий Тунисского обязательства (2005 г.), Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН "Право на неприкосновенность личной жизни в цифровой век" (2013 г.).
(под общ. ред. Д.А. Пашенцева, М.В. Залоило)
("Инфотропик Медиа", 2022)Ряд международных правовых актов закрепляют необходимость обеспечения и защиты "цифровых прав" (Окинавская хартия Глобального информационного общества (2000 г.), Декларация принципов "Построение информационного общества - глобальная задача в новом Тысячелетии" (2003 г.), План действий Тунисского обязательства (2005 г.), Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН "Право на неприкосновенность личной жизни в цифровой век" (2013 г.).
Статья: Глобальное информационное общество - зло или благо для человечества?
(Чеджемов С.Р., Золоева З.Т.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 7)Важное место в международно-правовом регулировании формирования информационного общества занимают также Декларация принципов Всемирного саммита по информационному обществу "Построение информационного общества - глобальная задача нового тысячелетия" (WSIS, 2003а) и принятое в 2005 г. Тунисское обязательство ВСИО (WSIS, 2005а), в которых отмечается необходимость создания как на внутригосударственном, так и на международном уровне условий, способствующих снижению уровня разрыва между экономически развитыми и развивающимися странами.
(Чеджемов С.Р., Золоева З.Т.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 7)Важное место в международно-правовом регулировании формирования информационного общества занимают также Декларация принципов Всемирного саммита по информационному обществу "Построение информационного общества - глобальная задача нового тысячелетия" (WSIS, 2003а) и принятое в 2005 г. Тунисское обязательство ВСИО (WSIS, 2005а), в которых отмечается необходимость создания как на внутригосударственном, так и на международном уровне условий, способствующих снижению уровня разрыва между экономически развитыми и развивающимися странами.
Статья: Право на хорошее управление в условиях цифровой трансформации
(Гриценко Е.В.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2022, N 4)Дальнейшее развитие эти идеи получили во Всемирной декларации принципов "Построение информационного общества - глобальная задача в новом тысячелетии" от 12 декабря 2003 года <13>, провозгласившей право каждого на участие в информационном обществе (пункт 4), которое должно быть обеспечено государствами-участниками за счет расширения доступа к информационным и коммуникационным инфраструктурам и технологиям (пункт 19). Кроме того, в Докладе спецпредставителя ООН по защите права на свободу выражения мнений и убеждений 2011 года была отмечена принципиальная роль информационных технологий для реализации прав человека, а также важность обязательств государств включать эффективные программы по обеспечению всеобщего доступа к Интернету в свои стратегии в области развития и оказания помощи <14>. Наконец, по мнению ряда исследователей, о движении в сторону признания права на доступ в Интернет неотъемлемым правом человека на международном уровне <15> свидетельствует подтверждение в Резолюции Совета ООН по правам человека "Поощрение, защита и осуществление прав человека в Интернете" 2016 года принципа, указывающего на то, что "те же самые права, которые человек имеет в офлайновой среде, должны также защищаться в онлайновой среде" (пункт 1) <16>.
(Гриценко Е.В.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2022, N 4)Дальнейшее развитие эти идеи получили во Всемирной декларации принципов "Построение информационного общества - глобальная задача в новом тысячелетии" от 12 декабря 2003 года <13>, провозгласившей право каждого на участие в информационном обществе (пункт 4), которое должно быть обеспечено государствами-участниками за счет расширения доступа к информационным и коммуникационным инфраструктурам и технологиям (пункт 19). Кроме того, в Докладе спецпредставителя ООН по защите права на свободу выражения мнений и убеждений 2011 года была отмечена принципиальная роль информационных технологий для реализации прав человека, а также важность обязательств государств включать эффективные программы по обеспечению всеобщего доступа к Интернету в свои стратегии в области развития и оказания помощи <14>. Наконец, по мнению ряда исследователей, о движении в сторону признания права на доступ в Интернет неотъемлемым правом человека на международном уровне <15> свидетельствует подтверждение в Резолюции Совета ООН по правам человека "Поощрение, защита и осуществление прав человека в Интернете" 2016 года принципа, указывающего на то, что "те же самые права, которые человек имеет в офлайновой среде, должны также защищаться в онлайновой среде" (пункт 1) <16>.
Статья: Феномен использования компьютерных технологий при совершении преступлений против личности: анализ международных документов и уголовного законодательства отдельных стран
(Перина А.С.)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2022, N 5)Согласно ст. 36 Декларации принципов "Построение информационного общества - глобальная задача в новом тысячелетии" (Женева, 2003 г.) <15> поддерживается деятельность ООН в части предотвращения использования информационных ресурсов в преступных целях. Такая деятельность должна осуществляться с учетом прав человека, а также принципов универсального и недискриминационного доступа к информационным и коммуникационным технологиям для всех стран.
(Перина А.С.)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2022, N 5)Согласно ст. 36 Декларации принципов "Построение информационного общества - глобальная задача в новом тысячелетии" (Женева, 2003 г.) <15> поддерживается деятельность ООН в части предотвращения использования информационных ресурсов в преступных целях. Такая деятельность должна осуществляться с учетом прав человека, а также принципов универсального и недискриминационного доступа к информационным и коммуникационным технологиям для всех стран.
Статья: Правовое обеспечение международной информационной безопасности: проблемы и перспективы
(Полякова Т.А., Смирнов А.А.)
("Российский юридический журнал", 2022, N 3)<8> Окинавская хартия Глобального информационного общества от 22 июля 2000 г.; Женевская декларация принципов "Построение информационного общества - глобальная задача в новом тысячелетии" от 12 декабря 2003 г.; Тунисская программа для информационного общества от 15 ноября 2005 г.
(Полякова Т.А., Смирнов А.А.)
("Российский юридический журнал", 2022, N 3)<8> Окинавская хартия Глобального информационного общества от 22 июля 2000 г.; Женевская декларация принципов "Построение информационного общества - глобальная задача в новом тысячелетии" от 12 декабря 2003 г.; Тунисская программа для информационного общества от 15 ноября 2005 г.
"Цифровая сущность финансового права: прошлое, настоящее, будущее: монография"
(под ред. И.И. Кучерова, Н.А. Поветкиной)
("ИЗиСП", "Юриспруденция", 2022)В основе цифровизации современных финансовых правоотношений лежат также положения международных договоров и соглашений. Базовым международным актом в этой сфере является принятая 22 июля 2000 г. на саммите лидеров стран G8 Окинавская хартия глобального информационного общества (Окинава, Япония, 2000 г.), констатировавшая общемировые подходы к развитию информационно-коммуникационных технологий (IT-технологии), заключающиеся в том, что IT-технологии стали одним из важнейших факторов, влияющих на формирование общества XXI века, а также стимулом развития мировой экономики. В подписанной 12 декабря 2003 г. Декларации принципов построения информационного общества и Плане действий (Женева, Швейцария, 2003 г.) была подтверждена преемственность подходов Окинавской хартии и сформулированы основные принципы использования IT-технологий, а также обозначена роль органов государственного управления, международного и регионального сотрудничества с целью создания информационного общества. План действий Тунисского обязательства (Тунис, Тунисская Республика, 2005 г.) стал третьим фундаментальным международным актом, закрепившим общемировые подходы к формированию глобального информационного общества с использованием IT-технологий в целях обеспечения устойчивого развития, экономического роста, международной стабильности и безопасности.
(под ред. И.И. Кучерова, Н.А. Поветкиной)
("ИЗиСП", "Юриспруденция", 2022)В основе цифровизации современных финансовых правоотношений лежат также положения международных договоров и соглашений. Базовым международным актом в этой сфере является принятая 22 июля 2000 г. на саммите лидеров стран G8 Окинавская хартия глобального информационного общества (Окинава, Япония, 2000 г.), констатировавшая общемировые подходы к развитию информационно-коммуникационных технологий (IT-технологии), заключающиеся в том, что IT-технологии стали одним из важнейших факторов, влияющих на формирование общества XXI века, а также стимулом развития мировой экономики. В подписанной 12 декабря 2003 г. Декларации принципов построения информационного общества и Плане действий (Женева, Швейцария, 2003 г.) была подтверждена преемственность подходов Окинавской хартии и сформулированы основные принципы использования IT-технологий, а также обозначена роль органов государственного управления, международного и регионального сотрудничества с целью создания информационного общества. План действий Тунисского обязательства (Тунис, Тунисская Республика, 2005 г.) стал третьим фундаментальным международным актом, закрепившим общемировые подходы к формированию глобального информационного общества с использованием IT-технологий в целях обеспечения устойчивого развития, экономического роста, международной стабильности и безопасности.
Статья: Концепция устойчивого развития в киберпространстве: вопросы управления и суверенитета
(Терентьева Л.В.)
("Право и цифровая экономика", 2023, N 4)Предложение дифференцированного управления Интернетом было озвучено еще в 2003 г. в п. 49 Декларации принципов "Построение информационного общества", где полномочия по связанным с Интернетом вопросам государственной политики (в том числе вопросам государственной политики международного уровня) были отнесены к суверенному праву государств и межправительственных организаций; частному сектору была отведена роль в развитии Интернета как в технической, так и в экономической сфере; международные организации должны разрабатывать относящиеся к Интернету технические стандарты и соответствующие политики <30>.
(Терентьева Л.В.)
("Право и цифровая экономика", 2023, N 4)Предложение дифференцированного управления Интернетом было озвучено еще в 2003 г. в п. 49 Декларации принципов "Построение информационного общества", где полномочия по связанным с Интернетом вопросам государственной политики (в том числе вопросам государственной политики международного уровня) были отнесены к суверенному праву государств и межправительственных организаций; частному сектору была отведена роль в развитии Интернета как в технической, так и в экономической сфере; международные организации должны разрабатывать относящиеся к Интернету технические стандарты и соответствующие политики <30>.