Декларация по НДПИ за 2020 год
Подборка наиболее важных документов по запросу Декларация по НДПИ за 2020 год (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 342 "Налоговая ставка" главы 26 "Налог на добычу полезных ископаемых" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган доначислил НДПИ, сделав вывод о неправомерном применении обществом ставки 0 процентов, установленной подп. 4 п. 1 ст. 342 НК РФ, при добыче полезных ископаемых при разработке ранее списанных запасов полезных ископаемых. Суды признали доначисление правомерным. Верховный Суд РФ направил дело на новое рассмотрение. Принимая во внимание, что запасы нефти на месторождении списывались в 1969, 1990 и 2014 годах не по основанию "добыча", суммарный объем добычи не превысил показатели ранее списанных запасов, налогоплательщик полагал, что вновь поставленные на государственный баланс запасы нефти еще не были полностью добыты на момент представления налоговой декларации за октябрь 2020 года и это дает основание для применения при исчислении НДПИ налоговой ставки 0 процентов, предусмотренной подп. 4 п. 1 ст. 342 НК РФ для добычи ранее списанных запасов полезных ископаемых. Налоговый орган указал, что в результате геологических и промысловых исследований (разведки) на государственный баланс были поставлены новые, а не ранее списанные запасы полезных ископаемых, в законе отсутствует процедура восстановления ранее списанных запасов на государственном балансе, а постановка этих запасов на баланс в любом случае делает их новыми, кроме того, в разрешительной документации (лицензии, лицензионном соглашении) общества отсутствует указание на право добычи из ранее списанных запасов или на разработку ранее списанных запасов. Верховный Суд РФ признал неправомерными выводы судов о том, что положения подп. 4 п. 1 ст. 342 НК РФ применяются только к тем запасам, которые были списаны по определенным основаниям (переведены в забалансовые запасы и т.п.), не были поставлены вновь на государственный баланс, и только при условии, что запасы были списаны действующим недропользователем. Верховный Суд РФ отметил, что занятый налоговым органом подход к толкованию подп. 4 п. 1 ст. 342 НК РФ делает заведомо невозможным применение нулевой ставки НДПИ теми недропользователями, которые имеют намерение вернуться к разработке старых залежей (ранее списанных запасов), поскольку в этом случае согласно абз. 3 ст. 29, ст. 31 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" полезные ископаемые должны быть поставлены на государственный баланс. Возможность добычи полезных ископаемых, в том числе нефти, без постановки запасов на баланс нормативные правовые акты не предусматривают. Верховный Суд РФ также отметил, что положения подп. 4 п. 1 ст. 342 НК РФ применимы именно к извлекаемым запасам, поставленным на государственный баланс, в пределах объемов ранее списанных запасов.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган доначислил НДПИ, сделав вывод о неправомерном применении обществом ставки 0 процентов, установленной подп. 4 п. 1 ст. 342 НК РФ, при добыче полезных ископаемых при разработке ранее списанных запасов полезных ископаемых. Суды признали доначисление правомерным. Верховный Суд РФ направил дело на новое рассмотрение. Принимая во внимание, что запасы нефти на месторождении списывались в 1969, 1990 и 2014 годах не по основанию "добыча", суммарный объем добычи не превысил показатели ранее списанных запасов, налогоплательщик полагал, что вновь поставленные на государственный баланс запасы нефти еще не были полностью добыты на момент представления налоговой декларации за октябрь 2020 года и это дает основание для применения при исчислении НДПИ налоговой ставки 0 процентов, предусмотренной подп. 4 п. 1 ст. 342 НК РФ для добычи ранее списанных запасов полезных ископаемых. Налоговый орган указал, что в результате геологических и промысловых исследований (разведки) на государственный баланс были поставлены новые, а не ранее списанные запасы полезных ископаемых, в законе отсутствует процедура восстановления ранее списанных запасов на государственном балансе, а постановка этих запасов на баланс в любом случае делает их новыми, кроме того, в разрешительной документации (лицензии, лицензионном соглашении) общества отсутствует указание на право добычи из ранее списанных запасов или на разработку ранее списанных запасов. Верховный Суд РФ признал неправомерными выводы судов о том, что положения подп. 4 п. 1 ст. 342 НК РФ применяются только к тем запасам, которые были списаны по определенным основаниям (переведены в забалансовые запасы и т.п.), не были поставлены вновь на государственный баланс, и только при условии, что запасы были списаны действующим недропользователем. Верховный Суд РФ отметил, что занятый налоговым органом подход к толкованию подп. 4 п. 1 ст. 342 НК РФ делает заведомо невозможным применение нулевой ставки НДПИ теми недропользователями, которые имеют намерение вернуться к разработке старых залежей (ранее списанных запасов), поскольку в этом случае согласно абз. 3 ст. 29, ст. 31 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" полезные ископаемые должны быть поставлены на государственный баланс. Возможность добычи полезных ископаемых, в том числе нефти, без постановки запасов на баланс нормативные правовые акты не предусматривают. Верховный Суд РФ также отметил, что положения подп. 4 п. 1 ст. 342 НК РФ применимы именно к извлекаемым запасам, поставленным на государственный баланс, в пределах объемов ранее списанных запасов.
Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.08.2024 N 17АП-5532/2024-ГК по делу N А60-50998/2023
Требование: О взыскании компенсации по договору купли-продажи доли в уставном капитале общества.
Решение: В удовлетворении требования отказано.В последующем, уточняя исковые требования (л.д. 12 т. 2), истцы пояснили, что по итогам камеральной проверки по результатам рассмотрения уточненной налоговой декларации за 2020 год по НДПИ (на 3029200 руб.), поданной ООО "Каменск-Уральский карьер" на основании требования ИФНС N 11-27-2586 за 2020 год, вынесено Решение о привлечении к ответственности за совершения налогового правонарушения N 842 от 14.08.2023, которым взысканы: недоимка по уплате налога за декабрь 2020 года (на добычу общедоступных полезных ископаемых) в сумме 158756 руб., штраф в сумме 5307 руб. 63 коп. (всего 164063 руб. 53 коп.). Взысканная налоговым органом сумма оплачена обществом в составе платежного поручения N 1147 от 25.09.2023 (л.д. 13 т. 2).
Требование: О взыскании компенсации по договору купли-продажи доли в уставном капитале общества.
Решение: В удовлетворении требования отказано.В последующем, уточняя исковые требования (л.д. 12 т. 2), истцы пояснили, что по итогам камеральной проверки по результатам рассмотрения уточненной налоговой декларации за 2020 год по НДПИ (на 3029200 руб.), поданной ООО "Каменск-Уральский карьер" на основании требования ИФНС N 11-27-2586 за 2020 год, вынесено Решение о привлечении к ответственности за совершения налогового правонарушения N 842 от 14.08.2023, которым взысканы: недоимка по уплате налога за декабрь 2020 года (на добычу общедоступных полезных ископаемых) в сумме 158756 руб., штраф в сумме 5307 руб. 63 коп. (всего 164063 руб. 53 коп.). Взысканная налоговым органом сумма оплачена обществом в составе платежного поручения N 1147 от 25.09.2023 (л.д. 13 т. 2).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по корпоративным спорам. Вопросы судебной практики: Предоставление обществом с ограниченной ответственностью информации об обществе- декларации общества по налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ) за декабрь 2019 года; за апрель месяц 2020 года; за июль месяц 2020 года; за октябрь месяц 2020 года; за декабрь месяц 2020 года; за апрель месяц 2021 года; за июнь месяц 2021 года; за сентябрь месяц 2021 года; за декабрь месяц 2021 года; за май 2022 года; за август 2022 года; за октябрь 2022 года; за ноябрь 2022 года; за май 2023 года; за июнь 2023 года;
Вопрос: Об НДПИ в отношении общераспространенных полезных ископаемых, щебня.
(Письмо Минфина России от 13.08.2024 N 03-06-06-01/75973)В связи с изменениями, внесенными в статью 337 Кодекса Федеральным законом, ФНС России в письме от 28.07.2022 N СД-4-3/9812@ рекомендовала до внесения соответствующих изменений в утвержденную приказом ФНС России от 08.12.2020 N КЧ-7-3/887@ форму налоговой декларации по НДПИ при заполнении раздела 5 налоговой декларации по НДПИ за налоговые периоды с 01.09.2022 при добыче щебня по строке 010 "Код вида добытого полезного ископаемого" отражать код 10017.
(Письмо Минфина России от 13.08.2024 N 03-06-06-01/75973)В связи с изменениями, внесенными в статью 337 Кодекса Федеральным законом, ФНС России в письме от 28.07.2022 N СД-4-3/9812@ рекомендовала до внесения соответствующих изменений в утвержденную приказом ФНС России от 08.12.2020 N КЧ-7-3/887@ форму налоговой декларации по НДПИ при заполнении раздела 5 налоговой декларации по НДПИ за налоговые периоды с 01.09.2022 при добыче щебня по строке 010 "Код вида добытого полезного ископаемого" отражать код 10017.
Нормативные акты
Федеральный закон от 23.11.2020 N 374-ФЗ
(ред. от 26.03.2022)
"О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"11. Действие положений подпункта 2 пункта 9 статьи 339 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2017 года. В случае, если налогоплательщиком представлена уточненная налоговая декларация по налогу на добычу полезных ископаемых за налоговый период, приходящийся на 2017 - 2020 годы, в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджетную систему Российской Федерации, в связи с применением пункта 9 статьи 339 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), и решение о возврате (зачете) суммы излишне уплаченного налога по такой уточненной налоговой декларации на день вступления в силу настоящего Федерального закона не принято, возврат (зачет) указанной суммы налога не производится.
(ред. от 26.03.2022)
"О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"11. Действие положений подпункта 2 пункта 9 статьи 339 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2017 года. В случае, если налогоплательщиком представлена уточненная налоговая декларация по налогу на добычу полезных ископаемых за налоговый период, приходящийся на 2017 - 2020 годы, в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджетную систему Российской Федерации, в связи с применением пункта 9 статьи 339 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), и решение о возврате (зачете) суммы излишне уплаченного налога по такой уточненной налоговой декларации на день вступления в силу настоящего Федерального закона не принято, возврат (зачет) указанной суммы налога не производится.
Справочная информация: "Форматы представления налоговой и бухгалтерской отчетности в электронном виде"
(версии 2.00, 3.00, 4 (на основе XML)), 5 (на основе XML)))
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Формат представления налоговой декларации по налогу на добычу полезных ископаемых
(версии 2.00, 3.00, 4 (на основе XML)), 5 (на основе XML)))
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Формат представления налоговой декларации по налогу на добычу полезных ископаемых
Статья: Расчет НДПИ при добыче строительного камня
(Соловьева А.А.)
("Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 2)В противном случае (если НДПИ был исчислен в завышенном размере) организация не обязана подавать "уточненки" ни по НДПИ, ни по налогу на прибыль. Дело в том, что уменьшение ранее начисленного НДПИ влечет не обязанность представления уточненной декларации по налогу на прибыль, а возникновение у организации внереализационного дохода в виде суммы корректировки по НДПИ. Причем "уточненку" по налогу на прибыль не нужно представлять независимо от финансового результата деятельности организации (не важно, получена прибыль или имеется убыток). Этот вывод подтверждается Письмами Минфина России от 31.07.2020 N 03-03-07/67349, от 09.09.2019 N 03-03-06/1/69400, от 30.08.2019 N 03-11-06/2/66836, от 27.12.2018 N 03-03-06/1/95703 и др., а также судебной практикой (см., например, Определение ВС РФ от 08.11.2016 N 308-КГ16-8442 по делу N А25-269/2015).
(Соловьева А.А.)
("Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 2)В противном случае (если НДПИ был исчислен в завышенном размере) организация не обязана подавать "уточненки" ни по НДПИ, ни по налогу на прибыль. Дело в том, что уменьшение ранее начисленного НДПИ влечет не обязанность представления уточненной декларации по налогу на прибыль, а возникновение у организации внереализационного дохода в виде суммы корректировки по НДПИ. Причем "уточненку" по налогу на прибыль не нужно представлять независимо от финансового результата деятельности организации (не важно, получена прибыль или имеется убыток). Этот вывод подтверждается Письмами Минфина России от 31.07.2020 N 03-03-07/67349, от 09.09.2019 N 03-03-06/1/69400, от 30.08.2019 N 03-11-06/2/66836, от 27.12.2018 N 03-03-06/1/95703 и др., а также судебной практикой (см., например, Определение ВС РФ от 08.11.2016 N 308-КГ16-8442 по делу N А25-269/2015).
Тематический выпуск: Договоры с иностранными организациями: налогообложение
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 6)Начиная с 2013 г. предыдущий недропользователь - ООО "НК "ГНТ", а позднее и Общество подавали в налоговый орган декларации по уплате налога на добычу полезных ископаемых с учетом ставки 0% согласно пп. 4 п. 1 ст. 342 Налогового кодекса РФ. Налоговый орган принимал декларации без каких-либо замечаний.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 6)Начиная с 2013 г. предыдущий недропользователь - ООО "НК "ГНТ", а позднее и Общество подавали в налоговый орган декларации по уплате налога на добычу полезных ископаемых с учетом ставки 0% согласно пп. 4 п. 1 ст. 342 Налогового кодекса РФ. Налоговый орган принимал декларации без каких-либо замечаний.