Действующие стандарты бухгалтерского учета
Подборка наиболее важных документов по запросу Действующие стандарты бухгалтерского учета (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Типовая ситуация: ПБУ и ФСБУ для коммерческих организаций
(Издательство "Главная книга", 2025)Российские стандарты бухучета - это ФСБУ, а также принятые до 2013 г. ПБУ и План счетов (ст. ст. 21, 30 Закона о бухучете).
(Издательство "Главная книга", 2025)Российские стандарты бухучета - это ФСБУ, а также принятые до 2013 г. ПБУ и План счетов (ст. ст. 21, 30 Закона о бухучете).
Статья: Отражаем сделку РЕПО в бухучете покупателя
(Гусев К.В.)
("Главная книга", 2024, N 5)Если организация является стороной договора РЕПО, ей важно правильно отразить эти операции в бухучете. Ведь действующими стандартами по бухучету не установлен порядок учета операций по таким сделкам. Рассмотрим, как учитывать РЕПО покупателю по 1-й части сделки (который одновременно является продавцом по 2-й части сделки), если он получает доход в виде разницы между ценами ее исполнения.
(Гусев К.В.)
("Главная книга", 2024, N 5)Если организация является стороной договора РЕПО, ей важно правильно отразить эти операции в бухучете. Ведь действующими стандартами по бухучету не установлен порядок учета операций по таким сделкам. Рассмотрим, как учитывать РЕПО покупателю по 1-й части сделки (который одновременно является продавцом по 2-й части сделки), если он получает доход в виде разницы между ценами ее исполнения.
Нормативные акты
Справочная информация: "Основные нормативные акты и документы, регулирующие бухгалтерский учет в РФ"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)1. Федеральные стандарты для организаций бюджетной сферы
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)1. Федеральные стандарты для организаций бюджетной сферы
Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"О бухгалтерском учете"1.1. Положения по бухгалтерскому учету, утвержденные Министерством финансов Российской Федерации в период с 1 октября 1998 года до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются для целей настоящего Федерального закона федеральными стандартами бухгалтерского учета. При этом в отношении указанных положений не применяется установленное вторым предложением части 15 статьи 21 настоящего Федерального закона требование о том, что отраслевые стандарты и предусмотренные частью 6 статьи 21 настоящего Федерального закона нормативные акты Центрального банка Российской Федерации не должны противоречить федеральным стандартам.
(ред. от 26.12.2024)
"О бухгалтерском учете"1.1. Положения по бухгалтерскому учету, утвержденные Министерством финансов Российской Федерации в период с 1 октября 1998 года до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются для целей настоящего Федерального закона федеральными стандартами бухгалтерского учета. При этом в отношении указанных положений не применяется установленное вторым предложением части 15 статьи 21 настоящего Федерального закона требование о том, что отраслевые стандарты и предусмотренные частью 6 статьи 21 настоящего Федерального закона нормативные акты Центрального банка Российской Федерации не должны противоречить федеральным стандартам.
"Учетная политика 2025: бухгалтерская и налоговая"
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2025)При этом бухгалтеру необходимо опираться на нормы действующих стандартов по бухгалтерскому учету (ПБУ и ФСБУ), а также Международных стандартов финансовой отчетности.
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2025)При этом бухгалтеру необходимо опираться на нормы действующих стандартов по бухгалтерскому учету (ПБУ и ФСБУ), а также Международных стандартов финансовой отчетности.
Готовое решение: Как учреждению составить приказ об утверждении учетной политики
(КонсультантПлюс, 2025)Законодательно срок действия учетной политики не ограничен. Она применяется последовательно из года в год, поэтому составьте приказ без указания срока его действия (ч. 5 ст. 8 Закона о бухгалтерском учете, п. 11 Федерального стандарта N 274н).
(КонсультантПлюс, 2025)Законодательно срок действия учетной политики не ограничен. Она применяется последовательно из года в год, поэтому составьте приказ без указания срока его действия (ч. 5 ст. 8 Закона о бухгалтерском учете, п. 11 Федерального стандарта N 274н).
Статья: Некоторые вопросы защиты деловой репутации юридического лица в условиях развития цифровых технологий
(Толочкова Н.Г.)
("Хозяйство и право", 2024, N 5)В соответствии с действующим Федеральным стандартом бухгалтерского учета ФСБУ 14/2022 "Нематериальные активы" в бухгалтерском балансе нематериальные активы отражаются по балансовой стоимости, которая представляет собой их первоначальную (переоцененную) стоимость, уменьшенную на суммы накопленной амортизации и накопленного обесценивания <21>. Для оценки обесценивания деловой репутации используется категория "репутационный риск", которую связывают с изменением в сторону уменьшения количества заказчиков компании вследствие негативных сведений о ней <22>, снижением доходов и возникновением убытков <23>.
(Толочкова Н.Г.)
("Хозяйство и право", 2024, N 5)В соответствии с действующим Федеральным стандартом бухгалтерского учета ФСБУ 14/2022 "Нематериальные активы" в бухгалтерском балансе нематериальные активы отражаются по балансовой стоимости, которая представляет собой их первоначальную (переоцененную) стоимость, уменьшенную на суммы накопленной амортизации и накопленного обесценивания <21>. Для оценки обесценивания деловой репутации используется категория "репутационный риск", которую связывают с изменением в сторону уменьшения количества заказчиков компании вследствие негативных сведений о ней <22>, снижением доходов и возникновением убытков <23>.
Статья: Применение корректирующих проводок при формировании финансовой отчетности в ФСБУ и МСФО
(Соколов В.Я., Котельникова Н.В.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 7)Дополнительно применяется метод нормативного сопоставления, с помощью которого выявляются соответствия между каждой группой корректировок и положениями действующих стандартов бухгалтерского учета (ФСБУ, МСФО). Это позволяет обосновать применение корректирующих проводок с точки зрения формальных требований и избежать произвольности в учетной практике.
(Соколов В.Я., Котельникова Н.В.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 7)Дополнительно применяется метод нормативного сопоставления, с помощью которого выявляются соответствия между каждой группой корректировок и положениями действующих стандартов бухгалтерского учета (ФСБУ, МСФО). Это позволяет обосновать применение корректирующих проводок с точки зрения формальных требований и избежать произвольности в учетной практике.
"Комментарий к Федеральному закону от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)Как установлено в п. 7 Правил, утв. Приказом Минфина России от 4 декабря 2019 г. N 211н (о данном документе сказано ниже), при подготовке проекта программы разработки ФСБУ учитываются: 1) изменения в законодательстве РФ, задачи социально-экономического развития России, определенные в программных и стратегических документах и обусловливающие необходимость разработки проектов федеральных стандартов или внесения изменений в федеральные стандарты; 2) изменения в международных стандартах бухгалтерского учета; 3) планы организаций, принимающих международные стандарты бухгалтерского учета, по принятию новых и изменению действующих международных стандартов бухгалтерского учета; 4) предложения субъектов негосударственного регулирования бухгалтерского учета; 5) предложения органов государственного регулирования бухгалтерского учета.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)Как установлено в п. 7 Правил, утв. Приказом Минфина России от 4 декабря 2019 г. N 211н (о данном документе сказано ниже), при подготовке проекта программы разработки ФСБУ учитываются: 1) изменения в законодательстве РФ, задачи социально-экономического развития России, определенные в программных и стратегических документах и обусловливающие необходимость разработки проектов федеральных стандартов или внесения изменений в федеральные стандарты; 2) изменения в международных стандартах бухгалтерского учета; 3) планы организаций, принимающих международные стандарты бухгалтерского учета, по принятию новых и изменению действующих международных стандартов бухгалтерского учета; 4) предложения субъектов негосударственного регулирования бухгалтерского учета; 5) предложения органов государственного регулирования бухгалтерского учета.
Статья: Упрощенный бухучет для субъектов малого предпринимательства: нюансы
(Галина Е.)
("Малый бизнес: учет, налоги, право", 2025, N 2)Действующие стандарты бухгалтерского учета не устанавливают порядок отражения последствий изменения учетной политики в связи с переходом с упрощенных способов ведения бухучета на ведение учета в полном объеме, в связи с чем последствия перехода отражаются согласно п. 15 ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации", утвержденного Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н (Письмо Минфина России от 11.02.2016 N 07-01-10/7297).
(Галина Е.)
("Малый бизнес: учет, налоги, право", 2025, N 2)Действующие стандарты бухгалтерского учета не устанавливают порядок отражения последствий изменения учетной политики в связи с переходом с упрощенных способов ведения бухучета на ведение учета в полном объеме, в связи с чем последствия перехода отражаются согласно п. 15 ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации", утвержденного Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н (Письмо Минфина России от 11.02.2016 N 07-01-10/7297).
Статья: О досрочном применении поправок, внесенных в ФСБУ 26/2020
(Петрова Н.А.)
("Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", 2023, N 1)Обычно с нового календарного года начинают действовать новые федеральные стандарты бухгалтерского учета. В данном случае речь пойдет о поправках, внесенных в ФСБУ 26/2020 "Капитальные вложения", а также о том, какие дополнения нужно внести в учетную политику для ведения бухгалтерского учета в случае досрочного их применения. Рассмотрим детали.
(Петрова Н.А.)
("Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", 2023, N 1)Обычно с нового календарного года начинают действовать новые федеральные стандарты бухгалтерского учета. В данном случае речь пойдет о поправках, внесенных в ФСБУ 26/2020 "Капитальные вложения", а также о том, какие дополнения нужно внести в учетную политику для ведения бухгалтерского учета в случае досрочного их применения. Рассмотрим детали.
Статья: Методологическое обоснование применения ФСБУ и МСФО при формировании учетной политики управленческой отчетности
(Соколов В.Я., Котельникова Н.В.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 5)Цели. Разработать методологический подход к формированию учетной политики управленческой отчетности, основанный на принципах действующих стандартов в области бухгалтерского учета и финансовой отчетности.
(Соколов В.Я., Котельникова Н.В.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 5)Цели. Разработать методологический подход к формированию учетной политики управленческой отчетности, основанный на принципах действующих стандартов в области бухгалтерского учета и финансовой отчетности.
Статья: Бланкетность в юридической конструкции налога на имущество организаций: проблема правовой определенности
(Копина А.А., Рябова Е.В.)
("Финансовое право", 2024, N 10)Правила бухгалтерского учета (далее - ПБУ) 6/01 <6>, которые не предусматривали классификацию основных средств по движимому и недвижимому имуществу, утратили силу с 1 января 2022 г. в связи с началом действия Федерального стандарта бухгалтерского учета 6/2020 "Основные средства" <7> (далее - ФСБУ 6/2020). Новый стандарт предусматривает классификацию основных средств по видам с выделением недвижимого имущества (например, недвижимость, машины и оборудование, транспортные средства, производственный и хозяйственный инвентарь) и группам (п. 11 ФСБУ 6/2020).
(Копина А.А., Рябова Е.В.)
("Финансовое право", 2024, N 10)Правила бухгалтерского учета (далее - ПБУ) 6/01 <6>, которые не предусматривали классификацию основных средств по движимому и недвижимому имуществу, утратили силу с 1 января 2022 г. в связи с началом действия Федерального стандарта бухгалтерского учета 6/2020 "Основные средства" <7> (далее - ФСБУ 6/2020). Новый стандарт предусматривает классификацию основных средств по видам с выделением недвижимого имущества (например, недвижимость, машины и оборудование, транспортные средства, производственный и хозяйственный инвентарь) и группам (п. 11 ФСБУ 6/2020).
Статья: Система нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности в государственном секторе России
(Черткова А.В.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2025, N 2)Реформирование сферы бухгалтерского учета и формирования отчетности в государственном секторе является одним из направлений совершенствования системы государственного управления России. Утверждение Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2004 N 249 <1> Концепции реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации на 2004 - 2006 гг., одобрение Приказом Министра финансов Российской Федерации от 01.07.2004 N 180 <2> Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу определяют вектор проводимой реформы - сближение российской системы учета и отчетности с международными нормами в целях возможности расширения экономических границ и впоследствии возможности сопоставления показателей деятельности организаций государственного сектора. Следуя указанному вектору, в 2010 г. Министерство финансов Российской Федерации совместно с Международным банком реконструкции и развития проводили работу по официальному переводу 31 стандарта Международных стандартов финансовой отчетности общественного сектора (далее - МСФООС) <3>. Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.02.2011 N 107 <4> определено применение на территории России документов международных стандартов на русском языке. Однако положения указанного Постановления не применяются в полной мере учреждениями государственного сектора России. Непосредственно МСФООС применяет в своей деятельности незначительное количество учреждений. Преимущественно МСФООС являются основной для разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета государственных финансов. По состоянию на 1 января 2021 г. действуют 22 федеральных стандарта [1], и это не является окончательным этапом реформирования бухгалтерского учета и отчетности государственного сектора в России на основе международных норм. В соответствии с Правилами подготовки и уточнения программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора, Программой их разработки <5> планируется к вступлению еще ряд федеральных стандартов для бюджетной сферы.
(Черткова А.В.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2025, N 2)Реформирование сферы бухгалтерского учета и формирования отчетности в государственном секторе является одним из направлений совершенствования системы государственного управления России. Утверждение Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2004 N 249 <1> Концепции реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации на 2004 - 2006 гг., одобрение Приказом Министра финансов Российской Федерации от 01.07.2004 N 180 <2> Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу определяют вектор проводимой реформы - сближение российской системы учета и отчетности с международными нормами в целях возможности расширения экономических границ и впоследствии возможности сопоставления показателей деятельности организаций государственного сектора. Следуя указанному вектору, в 2010 г. Министерство финансов Российской Федерации совместно с Международным банком реконструкции и развития проводили работу по официальному переводу 31 стандарта Международных стандартов финансовой отчетности общественного сектора (далее - МСФООС) <3>. Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.02.2011 N 107 <4> определено применение на территории России документов международных стандартов на русском языке. Однако положения указанного Постановления не применяются в полной мере учреждениями государственного сектора России. Непосредственно МСФООС применяет в своей деятельности незначительное количество учреждений. Преимущественно МСФООС являются основной для разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета государственных финансов. По состоянию на 1 января 2021 г. действуют 22 федеральных стандарта [1], и это не является окончательным этапом реформирования бухгалтерского учета и отчетности государственного сектора в России на основе международных норм. В соответствии с Правилами подготовки и уточнения программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора, Программой их разработки <5> планируется к вступлению еще ряд федеральных стандартов для бюджетной сферы.