Дефицит местного бюджета
Подборка наиболее важных документов по запросу Дефицит местного бюджета (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Арбитражный процесс: Основания прекращения или отказа в прекращении исполнительного производства арбитражным судом
(КонсультантПлюс, 2025)Истечение финансового года, наличие дефицита бюджета муниципального образования... не освобождают должника от исполнения требований исполнительных документов..."
(КонсультантПлюс, 2025)Истечение финансового года, наличие дефицита бюджета муниципального образования... не освобождают должника от исполнения требований исполнительных документов..."
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Пенсия муниципальным служащим (в том числе за выслугу лет)
(КонсультантПлюс, 2025)Наличие дефицита бюджета муниципального образования само по себе не может являться основанием для признания недействующим нормативного правового акта, которым определены условия, порядок назначения и выплаты муниципальной пенсии за выслугу лет
(КонсультантПлюс, 2025)Наличие дефицита бюджета муниципального образования само по себе не может являться основанием для признания недействующим нормативного правового акта, которым определены условия, порядок назначения и выплаты муниципальной пенсии за выслугу лет
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: О размере превышения ограничений дефицита местного бюджета.
(Письмо Минфина России от 27.04.2023 N 02-16-06/38971)Вопрос: О размере превышения ограничений дефицита местного бюджета.
(Письмо Минфина России от 27.04.2023 N 02-16-06/38971)Вопрос: О размере превышения ограничений дефицита местного бюджета.
Статья: Проблема осуществления муниципальными образованиями полномочий по организации деятельности в области обращения с животными без владельцев (по материалам судебной практики)
(Баженова О.И.)
("Местное право", 2025, N 2)В другом случае Арбитражным судом Мурманской области принято решение о взыскании с сельского поселения Тулома 629 тыс. руб. расходов по содержанию животных без владельцев в приюте для животных, отловленных на территории поселения. Как указал суд, администрация обязана направлять заявки на предоставление соответствующих субвенций. Кроме того, в силу ч. 1 ст. 14.1 Закона 131-ФЗ, ст. 6 Закона Мурманской области <5> "Об ответственном обращении с животными" финансовое обеспечение дополнительных расходов, необходимых для полного исполнения государственных полномочий, осуществляется органами местного самоуправления за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита местного бюджета (решение от 24 января 2023 г. по делу N А42-9657/2022; Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 29 августа 2023 г. N Ф07-10383/2023 по делу N А42-9657/2022, Определение Верховного Суда РФ от 11 декабря 2023 г. N 307-ЭС23-24294).
(Баженова О.И.)
("Местное право", 2025, N 2)В другом случае Арбитражным судом Мурманской области принято решение о взыскании с сельского поселения Тулома 629 тыс. руб. расходов по содержанию животных без владельцев в приюте для животных, отловленных на территории поселения. Как указал суд, администрация обязана направлять заявки на предоставление соответствующих субвенций. Кроме того, в силу ч. 1 ст. 14.1 Закона 131-ФЗ, ст. 6 Закона Мурманской области <5> "Об ответственном обращении с животными" финансовое обеспечение дополнительных расходов, необходимых для полного исполнения государственных полномочий, осуществляется органами местного самоуправления за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита местного бюджета (решение от 24 января 2023 г. по делу N А42-9657/2022; Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 29 августа 2023 г. N Ф07-10383/2023 по делу N А42-9657/2022, Определение Верховного Суда РФ от 11 декабря 2023 г. N 307-ЭС23-24294).
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2016)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016)1. Наличие дефицита бюджета муниципального образования само по себе не может являться основанием для признания недействующим полностью нормативного правового акта, которым на основании соответствующих норм федерального законодательства определены условия, порядок назначения и выплаты муниципальной пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности муниципального образования.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016)1. Наличие дефицита бюджета муниципального образования само по себе не может являться основанием для признания недействующим полностью нормативного правового акта, которым на основании соответствующих норм федерального законодательства определены условия, порядок назначения и выплаты муниципальной пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности муниципального образования.
"Обзор судебной практики по спорам, связанным с прохождением службы государственными гражданскими служащими и муниципальными служащими"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.06.2016)Статьей 86 БК РФ установлено, что расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления. В таком случае расходные обязательства устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.06.2016)Статьей 86 БК РФ установлено, что расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления. В таком случае расходные обязательства устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.
Статья: Оценка эффективности использования бюджетных средств муниципальными образованиями
(Коновалов Р.В.)
("Финансовое право", 2023, N 5)Таким образом, в условиях постоянного дефицита местных бюджетов оценка эффективности расходования бюджетных средств необходима в качестве средства оптимизации бюджетных расходов, повышения качества жизни населения, стабилизации социально-экономической ситуации в муниципалитете и в государстве в целом.
(Коновалов Р.В.)
("Финансовое право", 2023, N 5)Таким образом, в условиях постоянного дефицита местных бюджетов оценка эффективности расходования бюджетных средств необходима в качестве средства оптимизации бюджетных расходов, повышения качества жизни населения, стабилизации социально-экономической ситуации в муниципалитете и в государстве в целом.
Статья: Отражение в бухгалтерском учете расчетов по НДС при получении субсидий в сельском хозяйстве
(Клычова Г.С., Мухамедзянов К.З., Парфенова К.А., Камалова Г.И.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, N 11)<5> Иволгин А. Бюджеты городов России: доходы, расходы, дефицит и дотации: Рейтинг городов России по расходам и доходам местных бюджетов // Тинькофф-журнал. Статистика. 22.02.2024. URL: https://journal.tinkoff.ru/city-budget-2024/.
(Клычова Г.С., Мухамедзянов К.З., Парфенова К.А., Камалова Г.И.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, N 11)<5> Иволгин А. Бюджеты городов России: доходы, расходы, дефицит и дотации: Рейтинг городов России по расходам и доходам местных бюджетов // Тинькофф-журнал. Статистика. 22.02.2024. URL: https://journal.tinkoff.ru/city-budget-2024/.
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Дефицит местного бюджета не должен превышать 10 процентов утвержденного общего годового объема доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Дефицит местного бюджета не должен превышать 10 процентов утвержденного общего годового объема доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.
Статья: Формирование единой системы публичной власти в России как вектор новой конституционности
(Аристов Е.В., Щепетильников В.Н.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2023, N 2)Принципиально важной теперь становится возможность передавать полномочия внутри системы публичной власти. И хотя подобная практика была и ранее, когда органы местного самоуправления наделялись отдельными государственными полномочиями, в нынешних условиях гарантируется их необходимое финансовое обеспечение, что в условиях тотального дефицита местных бюджетов является важным для муниципалитетов, входящих теперь в единую систему. Органы местного самоуправления принимают участие в осуществлении имеющих государственное значение публичных функций на соответствующей территории как в порядке наделения названных органов отдельными государственными полномочиями, так и в ином порядке в соответствии с федеральным законом. Региональными законами между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации может осуществляться перераспределение полномочий. Примечательно, что при разграничении полномочий между органами местного самоуправления, если в границах территории одного муниципального образования имеются другие муниципальные образования, компетенция соответствующего органа местного самоуправления должна определяться исходя из интересов населения. В подтверждение справедливости вышесказанного в зарубежных исследованиях отмечается, что смысл децентрализации состоит не только в ослаблении центральной власти и предпочтении местных элит центральной власти, но и в том, чтобы управление на местном уровне было более чутким к потребностям большинства населения [16, с. 185 - 205].
(Аристов Е.В., Щепетильников В.Н.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2023, N 2)Принципиально важной теперь становится возможность передавать полномочия внутри системы публичной власти. И хотя подобная практика была и ранее, когда органы местного самоуправления наделялись отдельными государственными полномочиями, в нынешних условиях гарантируется их необходимое финансовое обеспечение, что в условиях тотального дефицита местных бюджетов является важным для муниципалитетов, входящих теперь в единую систему. Органы местного самоуправления принимают участие в осуществлении имеющих государственное значение публичных функций на соответствующей территории как в порядке наделения названных органов отдельными государственными полномочиями, так и в ином порядке в соответствии с федеральным законом. Региональными законами между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации может осуществляться перераспределение полномочий. Примечательно, что при разграничении полномочий между органами местного самоуправления, если в границах территории одного муниципального образования имеются другие муниципальные образования, компетенция соответствующего органа местного самоуправления должна определяться исходя из интересов населения. В подтверждение справедливости вышесказанного в зарубежных исследованиях отмечается, что смысл децентрализации состоит не только в ослаблении центральной власти и предпочтении местных элит центральной власти, но и в том, чтобы управление на местном уровне было более чутким к потребностям большинства населения [16, с. 185 - 205].
Статья: Финансирование расходов на содержание бездомных домашних животных - право или обязанность муниципальных образований?
(Поветкина Н.А., Леднева Ю.В.)
("Финансовое право", 2023, N 6)На основе анализа законодательства РФ, судебной практики, научной литературы делаются выводы: 1) об отсутствии законодательных пробелов, противоречий и коллизий между федеральными законами, регулирующими отношения по владению, пользованию и распоряжению безнадзорными домашними животными, включая обязанность муниципального образования по осуществлению расходов на их содержание за счет средств местного бюджета; 2) о наличии законодательно закрепленной обязанности муниципального образования по финансированию расходов на содержание безнадзорных домашних животных, если в течение шести месяцев с момента заявления о задержании безнадзорных домашних животных их собственник не будет обнаружен или сам не заявит о своем праве на них и если лицо, у которого животные находились на содержании и в пользовании, откажется от приобретения в собственность содержавшихся у него животных, за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита местного бюджета.
(Поветкина Н.А., Леднева Ю.В.)
("Финансовое право", 2023, N 6)На основе анализа законодательства РФ, судебной практики, научной литературы делаются выводы: 1) об отсутствии законодательных пробелов, противоречий и коллизий между федеральными законами, регулирующими отношения по владению, пользованию и распоряжению безнадзорными домашними животными, включая обязанность муниципального образования по осуществлению расходов на их содержание за счет средств местного бюджета; 2) о наличии законодательно закрепленной обязанности муниципального образования по финансированию расходов на содержание безнадзорных домашних животных, если в течение шести месяцев с момента заявления о задержании безнадзорных домашних животных их собственник не будет обнаружен или сам не заявит о своем праве на них и если лицо, у которого животные находились на содержании и в пользовании, откажется от приобретения в собственность содержавшихся у него животных, за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита местного бюджета.
"Нормативно-правовая регламентация бюджетного процесса в России: учебное пособие"
(Гуринович А.Г.)
("Юстицинформ", 2023)Перечень главных администраторов источников финансирования дефицита местного бюджета утверждается местной администрацией в соответствии с общими требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.
(Гуринович А.Г.)
("Юстицинформ", 2023)Перечень главных администраторов источников финансирования дефицита местного бюджета утверждается местной администрацией в соответствии с общими требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.
"Бюджетное право: учебное пособие для магистратуры"
(4-е издание, пересмотренное)
(Болтинова О.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)Органы местного самоуправления обеспечивают сбалансированность местных бюджетов и соблюдение установленных федеральными законами требований к регулированию бюджетных правоотношений, осуществлению бюджетного процесса, размерам дефицита местных бюджетов, уровню и составу муниципального долга, исполнению бюджетных и долговых обязательств муниципальных образований.
(4-е издание, пересмотренное)
(Болтинова О.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)Органы местного самоуправления обеспечивают сбалансированность местных бюджетов и соблюдение установленных федеральными законами требований к регулированию бюджетных правоотношений, осуществлению бюджетного процесса, размерам дефицита местных бюджетов, уровню и составу муниципального долга, исполнению бюджетных и долговых обязательств муниципальных образований.