Дефицит медицинских кадров
Подборка наиболее важных документов по запросу Дефицит медицинских кадров (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Административно-правовые инструменты повышения доступности и качества медицинской помощи на малых и удаленных территориях
(Даунгли А.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 8)В целях устранения указанных барьеров представляется целесообразным системное переосмысление административно-правовых подходов к организации медицинской помощи на малых и удаленных территориях. Необходимо ввести отдельное положение в Закон об охране здоровья граждан, где определить такие территории на основании совокупности критериев: географической изолированности, низкой плотности населения, отсутствия круглогодичного транспортного сообщения, дефицита медицинских кадров.
(Даунгли А.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 8)В целях устранения указанных барьеров представляется целесообразным системное переосмысление административно-правовых подходов к организации медицинской помощи на малых и удаленных территориях. Необходимо ввести отдельное положение в Закон об охране здоровья граждан, где определить такие территории на основании совокупности критериев: географической изолированности, низкой плотности населения, отсутствия круглогодичного транспортного сообщения, дефицита медицинских кадров.
Статья: Совершенствование законодательства в сфере здравоохранения: путь к решению проблем или их образованию
(Шалберкина М.Н.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 4)Еще инициативой исследуемого законопроекта является запрет на реализацию основных образовательных программ среднего, высшего медицинского и фармацевтического образования, в том числе дополнительных профессиональных программ, предусматривающих практическую подготовку обучающихся в форме электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Безусловно, что приведенная в настоящей статье законодательная инициатива оправдана. Государство заинтересовано в подготовке практических медицинских кадров, переход на электронный формат обучения не позволяет в равной степени достичь целей системы непрерывного медицинского образования. Остро ощущается дефицит медицинских кадров. По официальным данным Росстата, численность врачей всех специальностей (имеется в виду практикующих) составляет на 2022 г. 744,1 тыс. человек <16>, при общей численности населения 147,0 млн человек <17>, следовательно, на 100 тыс. населения приходится 508 врача. Для сравнения: в Греции на 100 тыс. населения - 616 врачей, в Австрии на 100 тыс. населения - 541 врачей, Беларуси - 464 врача <18>. Довольно интересные показатели, особенно в контексте территориальных различий. Здесь же хотелось отметить вопрос о дополнительном образовании, что в соответствии со ст. 100 Закона N 323-ФЗ до 1 января 2026 г. право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют лица, получившие медицинское или иное образование в Российской Федерации и имеющие сертификат специалиста. С 1 января 2016 г. по 31 декабря 2025 г. установлен переходный период к процедуре аккредитации специалистов, суть которого заключается в проверке соответствия лица (медицинского работника) требованиям к осуществлению медицинской деятельности. Аккредитация специалиста проводится аккредитационной комиссией, сформированной Минздравом России, с участием профессиональных некоммерческих организаций не реже одного раза в пять лет <19>. Таким образом устанавливается трехзвенная последовательность действий для занятия медицинской деятельностью: получение высшего образования, сертификата специалиста и прохождение аккредитации. С авторской точки зрения предлагаемые ограничения на использование определенных форм обучения нецелесообразны и противоречат положениям ч. 2 ст. 13 Закона N 273-ФЗ, регламентирующего принцип свободы выбора формы обучения.
(Шалберкина М.Н.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 4)Еще инициативой исследуемого законопроекта является запрет на реализацию основных образовательных программ среднего, высшего медицинского и фармацевтического образования, в том числе дополнительных профессиональных программ, предусматривающих практическую подготовку обучающихся в форме электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Безусловно, что приведенная в настоящей статье законодательная инициатива оправдана. Государство заинтересовано в подготовке практических медицинских кадров, переход на электронный формат обучения не позволяет в равной степени достичь целей системы непрерывного медицинского образования. Остро ощущается дефицит медицинских кадров. По официальным данным Росстата, численность врачей всех специальностей (имеется в виду практикующих) составляет на 2022 г. 744,1 тыс. человек <16>, при общей численности населения 147,0 млн человек <17>, следовательно, на 100 тыс. населения приходится 508 врача. Для сравнения: в Греции на 100 тыс. населения - 616 врачей, в Австрии на 100 тыс. населения - 541 врачей, Беларуси - 464 врача <18>. Довольно интересные показатели, особенно в контексте территориальных различий. Здесь же хотелось отметить вопрос о дополнительном образовании, что в соответствии со ст. 100 Закона N 323-ФЗ до 1 января 2026 г. право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют лица, получившие медицинское или иное образование в Российской Федерации и имеющие сертификат специалиста. С 1 января 2016 г. по 31 декабря 2025 г. установлен переходный период к процедуре аккредитации специалистов, суть которого заключается в проверке соответствия лица (медицинского работника) требованиям к осуществлению медицинской деятельности. Аккредитация специалиста проводится аккредитационной комиссией, сформированной Минздравом России, с участием профессиональных некоммерческих организаций не реже одного раза в пять лет <19>. Таким образом устанавливается трехзвенная последовательность действий для занятия медицинской деятельностью: получение высшего образования, сертификата специалиста и прохождение аккредитации. С авторской точки зрения предлагаемые ограничения на использование определенных форм обучения нецелесообразны и противоречат положениям ч. 2 ст. 13 Закона N 273-ФЗ, регламентирующего принцип свободы выбора формы обучения.
Нормативные акты
Указ Президента РФ от 26.10.2020 N 645
(ред. от 27.02.2023)
"О Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года"и) обеспечение социальной поддержки медицинских работников в целях устранения дефицита кадров;
(ред. от 27.02.2023)
"О Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года"и) обеспечение социальной поддержки медицинских работников в целях устранения дефицита кадров;
Статья: О тенденциях судебной практики по делам о компенсации государственными бюджетными учреждениями здравоохранения морального вреда, причиненного при оказании медицинской помощи или услуг
(Борисова Л.В.)
("Российский судья", 2025, N 5)Одной из важнейших составляющих охраны здоровья является повышение доступности и качества медицинской помощи и медицинских услуг <3>, которые в настоящее время в России преимущественно оказываются <4> государственными бюджетными учреждениями здравоохранения (далее - ГБУЗ) <5>, финансируемыми за счет федерального и консолидированного бюджетов, государственных внебюджетных фондов и самофинансирования (в том числе оказания платных услуг). Вместе с тем, как показывают результаты социологических исследований, удовлетворенность граждан качеством оказываемой такими учреждениями медицинской помощи (услуг) остается в целом невысокой <6>, что связано не только с непрофессиональными действиями медицинских работников, но и недостаточным материально-техническим оснащением таких учреждений, дефицитом медицинских кадров и другими объективными причинами <7>. При этом заметим, что действующее законодательство не ставит оснащение ГБУЗ в зависимость от наличия (отсутствия) необходимого финансирования <8>. Поэтому для защиты их интересов по делам об обеспечении учреждения необходимым оборудованием считаем правильным в обязательном порядке привлекать представителя органа, осуществляющего полномочия учредителя, для возможного возложения на него обязанности по финансированию мероприятий по оснащению ГБУЗ <9>.
(Борисова Л.В.)
("Российский судья", 2025, N 5)Одной из важнейших составляющих охраны здоровья является повышение доступности и качества медицинской помощи и медицинских услуг <3>, которые в настоящее время в России преимущественно оказываются <4> государственными бюджетными учреждениями здравоохранения (далее - ГБУЗ) <5>, финансируемыми за счет федерального и консолидированного бюджетов, государственных внебюджетных фондов и самофинансирования (в том числе оказания платных услуг). Вместе с тем, как показывают результаты социологических исследований, удовлетворенность граждан качеством оказываемой такими учреждениями медицинской помощи (услуг) остается в целом невысокой <6>, что связано не только с непрофессиональными действиями медицинских работников, но и недостаточным материально-техническим оснащением таких учреждений, дефицитом медицинских кадров и другими объективными причинами <7>. При этом заметим, что действующее законодательство не ставит оснащение ГБУЗ в зависимость от наличия (отсутствия) необходимого финансирования <8>. Поэтому для защиты их интересов по делам об обеспечении учреждения необходимым оборудованием считаем правильным в обязательном порядке привлекать представителя органа, осуществляющего полномочия учредителя, для возможного возложения на него обязанности по финансированию мероприятий по оснащению ГБУЗ <9>.
Статья: Реализация плана по снижению смертности в учреждениях уголовно-исполнительной системы на 2021 - 2022 годы: итоги, вызовы, предложения
(Дюжева Е.В., Сандалов И.Ю.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2023, N 3)Так, одной из основных проблем в оказании медицинской помощи является дефицит медицинских кадров. Анализ штатной укомплектованности МСЧ ФСИН России к началу 2023 г. выявил кадровый дефицит медработников - фактическая укомплектованность средним медперсоналом по УИС составила 87,0%, врачебным - 77,1%.
(Дюжева Е.В., Сандалов И.Ю.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2023, N 3)Так, одной из основных проблем в оказании медицинской помощи является дефицит медицинских кадров. Анализ штатной укомплектованности МСЧ ФСИН России к началу 2023 г. выявил кадровый дефицит медработников - фактическая укомплектованность средним медперсоналом по УИС составила 87,0%, врачебным - 77,1%.
Статья: Стандартные операционные процедуры в неонатальных отделениях перинатального центра
(Миткинов О.Э., Горбачев В.И.)
("Медицинское право", 2025, N 1)Дополнительные сложности могут возникать вследствие следующих факторов: неудовлетворительного состояния инфраструктуры и износа медицинского оборудования; дефицита медицинских кадров; дефицита цифровых и дистанционных технологий. Все это ведет к неудовлетворенности жителей регионов системой здравоохранения и усилению социальной напряженности по линии "медработник - пациент - власть". Растет юридическая грамотность пациентов.
(Миткинов О.Э., Горбачев В.И.)
("Медицинское право", 2025, N 1)Дополнительные сложности могут возникать вследствие следующих факторов: неудовлетворительного состояния инфраструктуры и износа медицинского оборудования; дефицита медицинских кадров; дефицита цифровых и дистанционных технологий. Все это ведет к неудовлетворенности жителей регионов системой здравоохранения и усилению социальной напряженности по линии "медработник - пациент - власть". Растет юридическая грамотность пациентов.
Статья: Актуальные вопросы кредитной политики в сфере здравоохранения
(Рузанова В.Д., Крюкова Е.С.)
("Банковское право", 2025, N 1)Применительно к кредитованию граждан можно выделить несколько проблемных блоков. Так, в последнее время большое внимание в науке, законодательстве и правоприменительной деятельности уделяется вопросам льготного кредитования в целом, развивающегося в русле специальных программ <3>. Применительно же к медицинской отрасли остро встают сразу несколько вопросов. Так, пациент, получая платные медицинские услуги, в настоящее время не всегда имеет возможность воспользоваться целевым кредитом, который предоставляется для дорогостоящих операций, стоматологии, приобретения лекарственных препаратов, поскольку не все кредитные организации готовы предложить указанный банковский продукт. Названные кредиты отличаются сниженной процентной ставкой и лояльными требованиями к получателю средств. Считаем, что усиление и расширение банковского сегмента, сопровождающего кредитование образовательных услуг на особых условиях, помогло бы частично разрешить проблему дефицита медицинских кадров.
(Рузанова В.Д., Крюкова Е.С.)
("Банковское право", 2025, N 1)Применительно к кредитованию граждан можно выделить несколько проблемных блоков. Так, в последнее время большое внимание в науке, законодательстве и правоприменительной деятельности уделяется вопросам льготного кредитования в целом, развивающегося в русле специальных программ <3>. Применительно же к медицинской отрасли остро встают сразу несколько вопросов. Так, пациент, получая платные медицинские услуги, в настоящее время не всегда имеет возможность воспользоваться целевым кредитом, который предоставляется для дорогостоящих операций, стоматологии, приобретения лекарственных препаратов, поскольку не все кредитные организации готовы предложить указанный банковский продукт. Названные кредиты отличаются сниженной процентной ставкой и лояльными требованиями к получателю средств. Считаем, что усиление и расширение банковского сегмента, сопровождающего кредитование образовательных услуг на особых условиях, помогло бы частично разрешить проблему дефицита медицинских кадров.
"Научно-практический комментарий судебной практики по спорам в сфере труда и социального обеспечения медицинских работников"
(под ред. М.А. Жильцова)
("Проспект", 2024)Полагаем, что если та или иная должность медицинского работника внесена в программный реестр должностей на определенный год и остается вакантной на следующий год, то заключивший трудовой договор по данной должности работник имеет право на выплату ему единовременной компенсационной выплаты независимо от даты заключения трудового договора, вида оказываемой им медицинской помощи, включения или невключения указанной должности в программный реестр должностей на следующий год. Подобное истолкование содержания программных реестров должностей и их применения отвечает интересам медицинских работников, полностью соответствует определенным Указом Президента РФ от 07.05.2012 N 598 "О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения" задачам по устранению дефицита медицинских кадров, исключит неравное положение медицинских работников в связи с годом заключения трудового договора и вида оказываемой медицинской помощи и не противоречит дискреционному (исключительному) характеру полномочий Минздрава России и Минздрава Свердловской области.
(под ред. М.А. Жильцова)
("Проспект", 2024)Полагаем, что если та или иная должность медицинского работника внесена в программный реестр должностей на определенный год и остается вакантной на следующий год, то заключивший трудовой договор по данной должности работник имеет право на выплату ему единовременной компенсационной выплаты независимо от даты заключения трудового договора, вида оказываемой им медицинской помощи, включения или невключения указанной должности в программный реестр должностей на следующий год. Подобное истолкование содержания программных реестров должностей и их применения отвечает интересам медицинских работников, полностью соответствует определенным Указом Президента РФ от 07.05.2012 N 598 "О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения" задачам по устранению дефицита медицинских кадров, исключит неравное положение медицинских работников в связи с годом заключения трудового договора и вида оказываемой медицинской помощи и не противоречит дискреционному (исключительному) характеру полномочий Минздрава России и Минздрава Свердловской области.
"Правовые проблемы жизни и работы граждан в районах с неблагоприятными климатическими условиями: монография"
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова, С.В. Каменская)
("КОНТРАКТ", 2024)В целях привлечения работников в отдельные отрасли экономики, характеризующиеся нехваткой квалифицированных кадров определенных профессий, им предоставляются дополнительные гарантии. Так, в сфере здравоохранения Дальнего Востока отмечается дефицит медицинских кадров. В связи с этим в рамках Национальной программы социально-экономического развития Дальнего Востока на период до 2024 года и на перспективу до 2035 года осуществляется мероприятие по предоставлению единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек, которые в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30 ноября 2019 г. N 1569 "О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации "Развитие здравоохранения" <1> увеличены в 2 раза.
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова, С.В. Каменская)
("КОНТРАКТ", 2024)В целях привлечения работников в отдельные отрасли экономики, характеризующиеся нехваткой квалифицированных кадров определенных профессий, им предоставляются дополнительные гарантии. Так, в сфере здравоохранения Дальнего Востока отмечается дефицит медицинских кадров. В связи с этим в рамках Национальной программы социально-экономического развития Дальнего Востока на период до 2024 года и на перспективу до 2035 года осуществляется мероприятие по предоставлению единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек, которые в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30 ноября 2019 г. N 1569 "О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации "Развитие здравоохранения" <1> увеличены в 2 раза.
Статья: Опыт работы Фонда защиты медицинских работников в профсоюзе Удмуртской Республики
(Поздеев А.Р., Попова О.П., Швецова З.Г.)
("Медицинское право", 2024, N 3)Одна из серьезных проблем здравоохранения связана с дефицитом квалифицированных медицинских кадров. Мотивацией к уходу из профессии медицинского работника может выступать вероятное уголовное преследование врачей за медицинские осложнения, связанные с ятрогенными преступлениями. Поэтому правозащитная деятельность профессиональных союзов медицинских работников является востребованной и проявляется в деятельной помощи своим членам, попавшим под уголовное преследование. Созданный в Удмуртской Республике в 2019 году Фонд защиты медицинских работников в Республиканской профсоюзной организации медицинских работников за пять лет деятельности накопил опыт работы, которому и посвящена настоящая статья.
(Поздеев А.Р., Попова О.П., Швецова З.Г.)
("Медицинское право", 2024, N 3)Одна из серьезных проблем здравоохранения связана с дефицитом квалифицированных медицинских кадров. Мотивацией к уходу из профессии медицинского работника может выступать вероятное уголовное преследование врачей за медицинские осложнения, связанные с ятрогенными преступлениями. Поэтому правозащитная деятельность профессиональных союзов медицинских работников является востребованной и проявляется в деятельной помощи своим членам, попавшим под уголовное преследование. Созданный в Удмуртской Республике в 2019 году Фонд защиты медицинских работников в Республиканской профсоюзной организации медицинских работников за пять лет деятельности накопил опыт работы, которому и посвящена настоящая статья.