Дача письменных разъяснений
Подборка наиболее важных документов по запросу Дача письменных разъяснений (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Финансовые органы муниципальных образований
(КонсультантПлюс, 2025)"...Заместитель прокурора... обратился в Арбитражный суд... с заявлением о признании бездействия администрации, выразившегося в непринятии мер по разработке и утверждению правового акта, регламентирующего предоставление муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах... незаконным.
(КонсультантПлюс, 2025)"...Заместитель прокурора... обратился в Арбитражный суд... с заявлением о признании бездействия администрации, выразившегося в непринятии мер по разработке и утверждению правового акта, регламентирующего предоставление муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах... незаконным.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 21 "Права налогоплательщиков (плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов)" НК РФ"Из смысла и содержания положений пунктов 2, 3 статьи 34.2, подпункта 2 пункта 1 статьи 21 НК РФ следует, что финансовые органы муниципальных образований обязаны предоставлять услугу по даче письменных разъяснений по вопросам применения нормативных правовых актов органа местного самоуправления о местных налогах и сборах, а налогоплательщик вправе требовать от финансового органа соответствующие разъяснения."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: К вопросу о правовом регулировании права налогоплательщика на информирование в условиях развития информационных технологий
(Бит-Шабо И.В.)
("Безопасность бизнеса", 2025, N 3)При этом отдельные муниципальные образования такие регламенты приняли. Так, согласно утвержденному администрацией Среднешунского сельского поселения Вятскополянского района Кировской области Административному регламенту предоставления муниципальной услуги, заключающейся в даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения муниципальных правовых актов о местных налогах и сборах <11>, можно обратиться за получением информации о предоставлении услуги любыми способами, в том числе устно (по телефону), на официальном сайте и посредством электронной почты (п. 1.3.1 Административного регламента N 12).
(Бит-Шабо И.В.)
("Безопасность бизнеса", 2025, N 3)При этом отдельные муниципальные образования такие регламенты приняли. Так, согласно утвержденному администрацией Среднешунского сельского поселения Вятскополянского района Кировской области Административному регламенту предоставления муниципальной услуги, заключающейся в даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения муниципальных правовых актов о местных налогах и сборах <11>, можно обратиться за получением информации о предоставлении услуги любыми способами, в том числе устно (по телефону), на официальном сайте и посредством электронной почты (п. 1.3.1 Административного регламента N 12).
Статья: Принцип поддержания разумных ожиданий налогоплательщика в Российской Федерации
(Бикмаев Б.Р.)
("Налоги" (журнал), 2024, N 4)Изучая судебную практику и законодательство, можно отметить, что разумные ожидания формируют как действия, так и бездействие. К первой группе действий можно отнести действия в виде дачи письменных разъяснений финансовыми, налоговыми или другими уполномоченными органами государственной власти в пределах их компетенции. Руководство такими разъяснениями освобождает налогоплательщика от ответственности на основании п. 3 ст. 111 НК РФ, а также на основании подп. 3 п. 7 ст. 75 НК РФ от начисления пени.
(Бикмаев Б.Р.)
("Налоги" (журнал), 2024, N 4)Изучая судебную практику и законодательство, можно отметить, что разумные ожидания формируют как действия, так и бездействие. К первой группе действий можно отнести действия в виде дачи письменных разъяснений финансовыми, налоговыми или другими уполномоченными органами государственной власти в пределах их компетенции. Руководство такими разъяснениями освобождает налогоплательщика от ответственности на основании п. 3 ст. 111 НК РФ, а также на основании подп. 3 п. 7 ст. 75 НК РФ от начисления пени.
Нормативные акты
Решение Конституционного Суда РФ от 13.02.2018
"Об утверждении Обзора практики Конституционного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2017 года"Спорные нормы пункта 8 статьи 75 и подпункта 3 пункта 1 статьи 111 Налогового кодекса Российской Федерации также были признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации, поскольку они не предполагают уклонение от дачи по запросам налогоплательщиков письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах органов государственной власти, уполномоченных на дачу таких разъяснений, и исходят из необходимости обращения самих уполномоченных органов в иные государственные органы за получением дополнительных сведений по отдельным вопросам осуществления хозяйствования в тех или иных отраслях экономики, если эти сведения могут повлиять на исчисление размера налоговых обязательств налогоплательщиков.
"Об утверждении Обзора практики Конституционного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2017 года"Спорные нормы пункта 8 статьи 75 и подпункта 3 пункта 1 статьи 111 Налогового кодекса Российской Федерации также были признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации, поскольку они не предполагают уклонение от дачи по запросам налогоплательщиков письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах органов государственной власти, уполномоченных на дачу таких разъяснений, и исходят из необходимости обращения самих уполномоченных органов в иные государственные органы за получением дополнительных сведений по отдельным вопросам осуществления хозяйствования в тех или иных отраслях экономики, если эти сведения могут повлиять на исчисление размера налоговых обязательств налогоплательщиков.
"Обзор судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017)Арбитражный суд первой инстанции, соглашаясь с доводом заказчика, удовлетворил заявленные требования, указав, что в соответствии с частью 7 статьи 50 Закона о контрактной системе любой участник открытого конкурса при наличии необходимости вправе направить в письменной форме заказчику запрос о даче разъяснений положений конкурсной документации.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017)Арбитражный суд первой инстанции, соглашаясь с доводом заказчика, удовлетворил заявленные требования, указав, что в соответствии с частью 7 статьи 50 Закона о контрактной системе любой участник открытого конкурса при наличии необходимости вправе направить в письменной форме заказчику запрос о даче разъяснений положений конкурсной документации.
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Важно отметить, что в соответствии с позицией Конституционного Суда РФ п. 8 ст. 75 и подп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования не предполагают уклонение финансовых, налоговых органов и других уполномоченных органов государственной власти от дачи по запросам налогоплательщиков письменных разъяснений о порядке применения законодательства о налогах и сборах и не предполагают переадресацию налогоплательщиков за разъяснениями в иные государственные органы, если вопрос требует специальных знаний по отдельным вопросам осуществления хозяйствования в тех или иных отраслях экономики, влияющим на размер налоговых обязательств налогоплательщиков, поскольку юридически значимые разъяснения для налоговых целей в любом случае должны исходить от финансовых, налоговых и других уполномоченных органов государственной власти, которые правомочны получить дополнительные сведения от иных государственных органов в порядке межведомственного взаимодействия <236>.
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Важно отметить, что в соответствии с позицией Конституционного Суда РФ п. 8 ст. 75 и подп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования не предполагают уклонение финансовых, налоговых органов и других уполномоченных органов государственной власти от дачи по запросам налогоплательщиков письменных разъяснений о порядке применения законодательства о налогах и сборах и не предполагают переадресацию налогоплательщиков за разъяснениями в иные государственные органы, если вопрос требует специальных знаний по отдельным вопросам осуществления хозяйствования в тех или иных отраслях экономики, влияющим на размер налоговых обязательств налогоплательщиков, поскольку юридически значимые разъяснения для налоговых целей в любом случае должны исходить от финансовых, налоговых и других уполномоченных органов государственной власти, которые правомочны получить дополнительные сведения от иных государственных органов в порядке межведомственного взаимодействия <236>.
Статья: Толковательная функция нормотворческих органов
(Василевич Г.А.)
("Журнал российского права", 2023, N 5)Однако в указанной статье Закона о НПА без ответа остался вопрос о юридических последствиях индивидуальных обращений граждан и юридических лиц с просьбой дать разъяснение о порядке применения того или иного акта. Как указано в рассматриваемой статье, нормотворческие органы (должностные лица), реализующие государственную политику, осуществляющие правовое регулирование и управление в определенной отрасли (сфере деятельности) или к компетенции которых отнесено решение соответствующих вопросов, либо другие уполномоченные государственные органы (организации) при необходимости подготавливают письменные разъяснения применения нормативных правовых актов. Дача письменных разъяснений нормативных правовых актов указанными государственными органами (организациями) по обращениям граждан и юридических лиц осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством об обращениях граждан и юридических лиц (вопрос об обязательности для исполнения данного разъяснения и попытках его разрешения рассмотрим ниже).
(Василевич Г.А.)
("Журнал российского права", 2023, N 5)Однако в указанной статье Закона о НПА без ответа остался вопрос о юридических последствиях индивидуальных обращений граждан и юридических лиц с просьбой дать разъяснение о порядке применения того или иного акта. Как указано в рассматриваемой статье, нормотворческие органы (должностные лица), реализующие государственную политику, осуществляющие правовое регулирование и управление в определенной отрасли (сфере деятельности) или к компетенции которых отнесено решение соответствующих вопросов, либо другие уполномоченные государственные органы (организации) при необходимости подготавливают письменные разъяснения применения нормативных правовых актов. Дача письменных разъяснений нормативных правовых актов указанными государственными органами (организациями) по обращениям граждан и юридических лиц осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством об обращениях граждан и юридических лиц (вопрос об обязательности для исполнения данного разъяснения и попытках его разрешения рассмотрим ниже).
Готовое решение: В каком порядке провести закрытый аукцион по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Участник закупки, получивший приглашение, вправе направить вам в письменной форме запрос о даче разъяснений положений документации о закупке.
(КонсультантПлюс, 2025)Участник закупки, получивший приглашение, вправе направить вам в письменной форме запрос о даче разъяснений положений документации о закупке.