ЦВСНП
Подборка наиболее важных документов по запросу ЦВСНП (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Вина должностного лица органа власти, учреждения, предприятия
(КонсультантПлюс, 2025)"...независимо от вины... должностных лиц [органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда - ред.] судом может быть взыскана компенсация морального вреда, причиненного гражданину незаконным применением любых... мер государственного принуждения, в том числе не обусловленных привлечением к уголовной или административной ответственности... Так, суд вправе взыскать компенсацию морального вреда, причиненного, например, в результате незаконного задержания в качестве подозреваемого в совершении преступления... или в результате незаконного административного задержания на срок не более 48 часов как меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении... или в результате признания незаконным помещения несовершеннолетнего в центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел... или в результате производства в жилище обыска или выемки, признанных незаконными... и др..."
(КонсультантПлюс, 2025)"...независимо от вины... должностных лиц [органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда - ред.] судом может быть взыскана компенсация морального вреда, причиненного гражданину незаконным применением любых... мер государственного принуждения, в том числе не обусловленных привлечением к уголовной или административной ответственности... Так, суд вправе взыскать компенсацию морального вреда, причиненного, например, в результате незаконного задержания в качестве подозреваемого в совершении преступления... или в результате незаконного административного задержания на срок не более 48 часов как меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении... или в результате признания незаконным помещения несовершеннолетнего в центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел... или в результате производства в жилище обыска или выемки, признанных незаконными... и др..."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Глава 31.2. ПРОИЗВОДСТВО ПО АДМИНИСТРАТИВНЫМ ДЕЛАМ,
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Глава 31.2. ПРОИЗВОДСТВО ПО АДМИНИСТРАТИВНЫМ ДЕЛАМ,
Нормативные акты
"Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации" от 08.03.2015 N 21-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)Глава 31.2. ПРОИЗВОДСТВО ПО АДМИНИСТРАТИВНЫМ ДЕЛАМ,
(ред. от 31.07.2025)Глава 31.2. ПРОИЗВОДСТВО ПО АДМИНИСТРАТИВНЫМ ДЕЛАМ,
Статья: Актуальные проблемы совершенствования административного судопроизводства при рассмотрении судами административных дел в условиях развития цифровых технологий
(Хисматуллин Р.С.)
("Администратор суда", 2025, N 1)Данный Кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении судами административных дел о защите прав, безопасности, состояния здоровья и свобод граждан, в том числе о защите интересов несовершеннолетнего, о помещении несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет в центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей, о продлении срока пребывания подростка в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет в центре временного содержания, о проведении медицинского освидетельствования несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет в недобровольном порядке для определения возможности его помещения в учебное учреждение закрытого типа и т.п. (см., например, п. 9, 10, 11 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
(Хисматуллин Р.С.)
("Администратор суда", 2025, N 1)Данный Кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении судами административных дел о защите прав, безопасности, состояния здоровья и свобод граждан, в том числе о защите интересов несовершеннолетнего, о помещении несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет в центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей, о продлении срока пребывания подростка в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет в центре временного содержания, о проведении медицинского освидетельствования несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет в недобровольном порядке для определения возможности его помещения в учебное учреждение закрытого типа и т.п. (см., например, п. 9, 10, 11 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Статья: Взгляд на уголовно-процессуальные отношения с позиций конфликтологического и антропологического подхода
(Машинникова Н.О.)
("Современное право", 2025, N 1)В случае установления на определенной стадии уголовного судопроизводства отсутствия фактических или юридических признаков преступления, а следовательно, и отсутствия у государства права на стигматизацию лица либо применения к нему иной меры государственного принуждения (например, принудительной меры медицинского характера или направления в центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей) уголовно-правовой конфликт должен быть разрешен способом, предусматривающим реабилитацию лица, привлекаемого к уголовной ответственности.
(Машинникова Н.О.)
("Современное право", 2025, N 1)В случае установления на определенной стадии уголовного судопроизводства отсутствия фактических или юридических признаков преступления, а следовательно, и отсутствия у государства права на стигматизацию лица либо применения к нему иной меры государственного принуждения (например, принудительной меры медицинского характера или направления в центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей) уголовно-правовой конфликт должен быть разрешен способом, предусматривающим реабилитацию лица, привлекаемого к уголовной ответственности.
Статья: Доказательственное значение заключений органов, организаций и лиц, привлекаемых по административным делам
(Михайлов С.М.)
("Вестник гражданского процесса", 2025, N 1)Как разъяснено в п. 14 Постановления Пленума ВС РФ от 25 июня 2024 г. N 20 "О некоторых вопросах, возникающих в практике судов общей юрисдикции при рассмотрении административных дел, связанных с пребыванием несовершеннолетнего в центре временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органа внутренних дел, в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа (главы 31.2 и 31.3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации)" <28>, о приобретении уполномоченным по правам ребенка статуса лица, участвующего в процессе для дачи заключения по административному делу, свидетельствуют в том числе представление им в суд заключения, доказательств, заявление ходатайства. Из приведенного разъяснения следует, что доказательства могут представляться уполномоченными как в подтверждение сведений, содержащихся в заключении, так и наряду с ним.
(Михайлов С.М.)
("Вестник гражданского процесса", 2025, N 1)Как разъяснено в п. 14 Постановления Пленума ВС РФ от 25 июня 2024 г. N 20 "О некоторых вопросах, возникающих в практике судов общей юрисдикции при рассмотрении административных дел, связанных с пребыванием несовершеннолетнего в центре временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органа внутренних дел, в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа (главы 31.2 и 31.3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации)" <28>, о приобретении уполномоченным по правам ребенка статуса лица, участвующего в процессе для дачи заключения по административному делу, свидетельствуют в том числе представление им в суд заключения, доказательств, заявление ходатайства. Из приведенного разъяснения следует, что доказательства могут представляться уполномоченными как в подтверждение сведений, содержащихся в заключении, так и наряду с ним.
Статья: Рассмотрение административного дела как стадия административного процесса
(Спиридонов П.Е.)
("Административное право и процесс", 2024, N 12)- производство по административным делам, связанным с пребыванием несовершеннолетнего в центре временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органа внутренних дел;
(Спиридонов П.Е.)
("Административное право и процесс", 2024, N 12)- производство по административным делам, связанным с пребыванием несовершеннолетнего в центре временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органа внутренних дел;
Статья: Комментарий к ст. 151 ГК РФ (компенсация морального вреда)
(Громов А.А., Старцева Ю.В.)
("Вестник гражданского права", 2025, N 1)Так, вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного ареста или исправительных работ, возмещается за счет государства независимо от вины уполномоченных органов (п. 1 ст. 1070, ст. 1100 ГК РФ). К этой же группе относятся случаи незаконного применения любых иных мер государственного принуждения, в том числе не обусловленных привлечением к уголовной или административной ответственности (незаконное задержание в качестве подозреваемого в совершении преступления; незаконное административное задержание на срок не более 48 часов как мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении; незаконное помещение несовершеннолетнего в центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел; незаконное производство в жилище обыска или выемки) <105>.
(Громов А.А., Старцева Ю.В.)
("Вестник гражданского права", 2025, N 1)Так, вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного ареста или исправительных работ, возмещается за счет государства независимо от вины уполномоченных органов (п. 1 ст. 1070, ст. 1100 ГК РФ). К этой же группе относятся случаи незаконного применения любых иных мер государственного принуждения, в том числе не обусловленных привлечением к уголовной или административной ответственности (незаконное задержание в качестве подозреваемого в совершении преступления; незаконное административное задержание на срок не более 48 часов как мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении; незаконное помещение несовершеннолетнего в центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел; незаконное производство в жилище обыска или выемки) <105>.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)<2> Пункт 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.06.2024 N 20 "О некоторых вопросах, возникающих в практике судов общей юрисдикции при рассмотрении административных дел, связанных с пребыванием несовершеннолетнего в центре временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органа внутренних дел, в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа (главы 31.2 и 31.3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации)" // РГ. 2024. N 148.
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)<2> Пункт 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.06.2024 N 20 "О некоторых вопросах, возникающих в практике судов общей юрисдикции при рассмотрении административных дел, связанных с пребыванием несовершеннолетнего в центре временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органа внутренних дел, в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа (главы 31.2 и 31.3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации)" // РГ. 2024. N 148.
Статья: Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации: некоторые итоги 10-летнего правоприменения
(Августина И.Д.)
("Административное право и процесс", 2025, N 9)За 10 лет проделана большая работа по совершенствованию КАС РФ, в который внесено более 400 изменений: в частности, только в ст. 1 КАС РФ, определяющую предмет регулирования, внесено 12 дополнений и изменений; Федеральным законом от 21 ноября 2022 г. N 445-ФЗ в сферу регулирования КАС РФ включены дела, связанные с пребыванием несовершеннолетнего в центре временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей, а также дела, связанные с пребыванием несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа.
(Августина И.Д.)
("Административное право и процесс", 2025, N 9)За 10 лет проделана большая работа по совершенствованию КАС РФ, в который внесено более 400 изменений: в частности, только в ст. 1 КАС РФ, определяющую предмет регулирования, внесено 12 дополнений и изменений; Федеральным законом от 21 ноября 2022 г. N 445-ФЗ в сферу регулирования КАС РФ включены дела, связанные с пребыванием несовершеннолетнего в центре временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей, а также дела, связанные с пребыванием несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа.
Статья: Уголовно-процессуальные отношения: конфликтологический и антропологический подходы
(Машинникова Н.О.)
("Ex jure", 2025, N 1)Между тем не каждый, пусть даже реальный, уголовно-правовой конфликт представляет собой преступное деяние с точки зрения его обязательных юридически значимых признаков. Законодателем строго разделены фактическая часть преступного деяния (событие преступления) и его юридическая конструкция (состав преступления). Наступление уголовной ответственности возможно лишь при установлении совокупности фактической составляющей и юридической. А это означает, что только в результате уголовного судопроизводства можно выявить, обладает ли уголовно-правовой конфликт всеми признаками преступного деяния и имеется ли у государства право на наказание. Лишь при установлении указанных признаков в той степени достоверности, которая характерна для каждой из стадий уголовного процесса, участники уголовного судопроизводства, имеющие на то процессуальные права либо полномочия, могут избрать форму разрешения уголовно-правового конфликта, отличную от приговора суда. Если на определенной стадии уголовного судопроизводства будет установлено отсутствие фактических или юридических признаков преступления, а следовательно, и отсутствие у государства права на стигматизацию лица либо на применение к нему иных мер госпринуждения (например, принудительных мер медицинского характера или направления в центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей), уголовно-правовой конфликт должен быть разрешен способом, предусматривающим реабилитацию лица, привлекаемого к уголовной ответственности. Таким образом, уголовно-правовой конфликт может быть разрешен с последствиями стигматизации для лица, привлекаемого к уголовной ответственности, либо без таковых.
(Машинникова Н.О.)
("Ex jure", 2025, N 1)Между тем не каждый, пусть даже реальный, уголовно-правовой конфликт представляет собой преступное деяние с точки зрения его обязательных юридически значимых признаков. Законодателем строго разделены фактическая часть преступного деяния (событие преступления) и его юридическая конструкция (состав преступления). Наступление уголовной ответственности возможно лишь при установлении совокупности фактической составляющей и юридической. А это означает, что только в результате уголовного судопроизводства можно выявить, обладает ли уголовно-правовой конфликт всеми признаками преступного деяния и имеется ли у государства право на наказание. Лишь при установлении указанных признаков в той степени достоверности, которая характерна для каждой из стадий уголовного процесса, участники уголовного судопроизводства, имеющие на то процессуальные права либо полномочия, могут избрать форму разрешения уголовно-правового конфликта, отличную от приговора суда. Если на определенной стадии уголовного судопроизводства будет установлено отсутствие фактических или юридических признаков преступления, а следовательно, и отсутствие у государства права на стигматизацию лица либо на применение к нему иных мер госпринуждения (например, принудительных мер медицинского характера или направления в центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей), уголовно-правовой конфликт должен быть разрешен способом, предусматривающим реабилитацию лица, привлекаемого к уголовной ответственности. Таким образом, уголовно-правовой конфликт может быть разрешен с последствиями стигматизации для лица, привлекаемого к уголовной ответственности, либо без таковых.
Статья: Административное усмотрение - не "свое мнение", а правовое решение!
(Старилов Ю.Н.)
("Административное право и процесс", 2024, N 12)Как сам механизм правоотношения, состоящий из "не изменяемых ни при каких обстоятельствах постоянных элементов" <13>, так и усмотрение - это неотъемлемое звено (часть, элемент) в логической цепи правовых умозаключений, выраженных в реальных юридических документах, ставших результатами правоприменительной деятельности судей или должностных лиц. По мнению П.П. Серкова, пределы "правоприменительного усмотрения" сдерживаются правовыми показателями механизма правоотношения, показывая тем самым его реальную действенность <14>. Поэтому выглядит обоснованным и логичным утверждение ученого о том, что функционирование механизма правоотношений "приводит к стабильному и гармоничному оформлению компромисса субъективных интересов и публичных дозволений в интересах человека, общества и государства" <15>. В качестве логичного продолжения можно привести тезис, что "судебное усмотрение - это благо, дающее возможность определиться с тонкими гранями справедливости и законности" <16>. При этом ученые указывают на известные сложности при определении понятия "справедливость" и часто ограничиваются сопоставлением с иными, тесно взаимосвязанными с ней, терминами: равенство, целесообразность, обоснованность, гуманизм, правильность, добросовестность <17>. Сюда же, очевидно, относится и благополучие. Согласно п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 июня 2024 г. N 20 "О некоторых вопросах, возникающих в практике судов общей юрисдикции при рассмотрении административных дел, связанных с пребыванием несовершеннолетнего в центре временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органа внутренних дел, в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа (главы 31.2 и 31.3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации)", при рассмотрении административных дел данной категории в качестве определяющего фактора возникает вопрос благополучия несовершеннолетнего. Что же касается термина "законность", непосредственно взаимосвязанного с усмотрением, то он, как чрезвычайно сложное понятие, объясняется учеными с различных позиций (часто с точки зрения концепции всеобщности и единства законности <18>); законность точно закреплена в законодательстве и подлежит зачастую обширному толкованию в судебных решениях, правовых позициях Конституционного и Верховного судов Российской Федерации.
(Старилов Ю.Н.)
("Административное право и процесс", 2024, N 12)Как сам механизм правоотношения, состоящий из "не изменяемых ни при каких обстоятельствах постоянных элементов" <13>, так и усмотрение - это неотъемлемое звено (часть, элемент) в логической цепи правовых умозаключений, выраженных в реальных юридических документах, ставших результатами правоприменительной деятельности судей или должностных лиц. По мнению П.П. Серкова, пределы "правоприменительного усмотрения" сдерживаются правовыми показателями механизма правоотношения, показывая тем самым его реальную действенность <14>. Поэтому выглядит обоснованным и логичным утверждение ученого о том, что функционирование механизма правоотношений "приводит к стабильному и гармоничному оформлению компромисса субъективных интересов и публичных дозволений в интересах человека, общества и государства" <15>. В качестве логичного продолжения можно привести тезис, что "судебное усмотрение - это благо, дающее возможность определиться с тонкими гранями справедливости и законности" <16>. При этом ученые указывают на известные сложности при определении понятия "справедливость" и часто ограничиваются сопоставлением с иными, тесно взаимосвязанными с ней, терминами: равенство, целесообразность, обоснованность, гуманизм, правильность, добросовестность <17>. Сюда же, очевидно, относится и благополучие. Согласно п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 июня 2024 г. N 20 "О некоторых вопросах, возникающих в практике судов общей юрисдикции при рассмотрении административных дел, связанных с пребыванием несовершеннолетнего в центре временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органа внутренних дел, в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа (главы 31.2 и 31.3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации)", при рассмотрении административных дел данной категории в качестве определяющего фактора возникает вопрос благополучия несовершеннолетнего. Что же касается термина "законность", непосредственно взаимосвязанного с усмотрением, то он, как чрезвычайно сложное понятие, объясняется учеными с различных позиций (часто с точки зрения концепции всеобщности и единства законности <18>); законность точно закреплена в законодательстве и подлежит зачастую обширному толкованию в судебных решениях, правовых позициях Конституционного и Верховного судов Российской Федерации.
Статья: Теоретические и нормативные аспекты избрания меры пресечения в виде заключения под стражу в отношении несовершеннолетних
(Шатов Н.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 9)Ключевые слова: меры принуждения, меры пресечения, заключение под стражу, судебный порядок избрания мер пресечения, несовершеннолетний обвиняемый, несовершеннолетний подозреваемый, домашний арест, защита прав несовершеннолетних, оптимизация порядка избрания мер пресечения, центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей.
(Шатов Н.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 9)Ключевые слова: меры принуждения, меры пресечения, заключение под стражу, судебный порядок избрания мер пресечения, несовершеннолетний обвиняемый, несовершеннолетний подозреваемый, домашний арест, защита прав несовершеннолетних, оптимизация порядка избрания мер пресечения, центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей.