Цитирование музыкального произведения
Подборка наиболее важных документов по запросу Цитирование музыкального произведения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Свободное использование музыкальных произведений в праве России и Германии
(Волкова А.А.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2021, N 2)В случае с музыкальными произведениями возникает несколько вопросов: допустимость цитирования музыкальных произведений в принципе, форма цитируемого и цитирующего произведений, соблюдение формальностей свободного цитирования. Рассмотрим их последовательно.
(Волкова А.А.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2021, N 2)В случае с музыкальными произведениями возникает несколько вопросов: допустимость цитирования музыкальных произведений в принципе, форма цитируемого и цитирующего произведений, соблюдение формальностей свободного цитирования. Рассмотрим их последовательно.
Статья: Арбитраж в сфере интеллектуальных прав: теория вопроса
(Забелова Л.Б.)
("Третейский суд", 2022, N 1)3) нарушение имеет договорный или внедоговорный характер, связаны ли стороны договорным обязательством (например, превышен тираж переданной на опубликование монографии - нарушение договорного характера; или стороны не состояли в договорных отношениях и, например, неоправданное цитирование музыкального произведения);
(Забелова Л.Б.)
("Третейский суд", 2022, N 1)3) нарушение имеет договорный или внедоговорный характер, связаны ли стороны договорным обязательством (например, превышен тираж переданной на опубликование монографии - нарушение договорного характера; или стороны не состояли в договорных отношениях и, например, неоправданное цитирование музыкального произведения);
Нормативные акты
Статья: Защита авторских прав композитора в современном обществе
(Моргунова Е.А.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2025, N 5)<4> Близнец И.А., Балашова А.И., Богатырева К.О., Гринь Е.С. и др. Авторские и смежные права в музыкальной индустрии / Учебник под ред. И.А. Близнеца (автор цитаты - Е.С. Гринь). М., 2025. С. 10.
(Моргунова Е.А.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2025, N 5)<4> Близнец И.А., Балашова А.И., Богатырева К.О., Гринь Е.С. и др. Авторские и смежные права в музыкальной индустрии / Учебник под ред. И.А. Близнеца (автор цитаты - Е.С. Гринь). М., 2025. С. 10.
Статья: Охраняемые и неохраняемые элементы произведения
(Копылов А.Ю.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 2)Следует заметить, что такая систематизация была проведена В.Я. Ионасом в отношении прежде всего произведений литературы, которые обладают достаточно сложной структурой, поддающейся анализу, позволяющему выделить указанные элементы. При этом в отношении иных произведений искусства (музыкальных, архитектурных произведений, произведений изобразительного искусства и пр.) ученый уже не высказывался так однозначно, поскольку не считал возможным построить единую классификацию структурных элементов для всех произведений искусства, ограничиваясь замечанием, что во всех случаях юридически значимыми являются по крайней мере их внутренняя и внешняя форма <13>.
(Копылов А.Ю.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 2)Следует заметить, что такая систематизация была проведена В.Я. Ионасом в отношении прежде всего произведений литературы, которые обладают достаточно сложной структурой, поддающейся анализу, позволяющему выделить указанные элементы. При этом в отношении иных произведений искусства (музыкальных, архитектурных произведений, произведений изобразительного искусства и пр.) ученый уже не высказывался так однозначно, поскольку не считал возможным построить единую классификацию структурных элементов для всех произведений искусства, ограничиваясь замечанием, что во всех случаях юридически значимыми являются по крайней мере их внутренняя и внешняя форма <13>.
Статья: О конституционности права композитора на вознаграждение, установленного в п. 3 ст. 1263 Гражданского кодекса РФ
(Матвеев А.Г.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2023, N 2)1) авторы музыкальных произведений имеют экономически не обоснованную возможность дважды получать вознаграждение, а определенные пользователи аудиовизуальных произведений обязаны дважды выплачивать вознаграждение;
(Матвеев А.Г.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2023, N 2)1) авторы музыкальных произведений имеют экономически не обоснованную возможность дважды получать вознаграждение, а определенные пользователи аудиовизуальных произведений обязаны дважды выплачивать вознаграждение;
Статья: Правовая охрана части произведения
(Иванов Н.В.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2021, N 1)Уместность широкого подхода к цитированию можно подкрепить ссылкой на давно сформировавшееся зарубежное регулирование по этому вопросу. Так, в силу прямого указания § 51 Закона Германии об авторском праве и смежных правах от 09.09.1965 объектом цитирования может быть вышедшее в свет музыкальное произведение, фрагменты которого могут быть перенесены в другое музыкальное произведение без согласия правообладателя при условии, что объем цитирования соответствует целям, которые оно преследует <13>.
(Иванов Н.В.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2021, N 1)Уместность широкого подхода к цитированию можно подкрепить ссылкой на давно сформировавшееся зарубежное регулирование по этому вопросу. Так, в силу прямого указания § 51 Закона Германии об авторском праве и смежных правах от 09.09.1965 объектом цитирования может быть вышедшее в свет музыкальное произведение, фрагменты которого могут быть перенесены в другое музыкальное произведение без согласия правообладателя при условии, что объем цитирования соответствует целям, которые оно преследует <13>.
"Защита авторских и смежных прав"
(Братусь Д.А.)
(под общ. ред. Б.М. Гонгало)
("Статут", 2024)С опытом доктрины согласуется судебная практика: "Кредитор не вправе также требовать по суду исполнения в натуре обязательства, исполнение которого настолько связано с личностью должника, что его принудительное исполнение будет нарушать принцип уважения чести и достоинства гражданина. Например, не подлежат удовлетворению требования о понуждении физического лица к исполнению в натуре обязательства по исполнению музыкального произведения на концерте" <1>. По мнению А.Г. Карапетова, "причины такого ограничения... имеют сугубо этическую природу" <2>.
(Братусь Д.А.)
(под общ. ред. Б.М. Гонгало)
("Статут", 2024)С опытом доктрины согласуется судебная практика: "Кредитор не вправе также требовать по суду исполнения в натуре обязательства, исполнение которого настолько связано с личностью должника, что его принудительное исполнение будет нарушать принцип уважения чести и достоинства гражданина. Например, не подлежат удовлетворению требования о понуждении физического лица к исполнению в натуре обязательства по исполнению музыкального произведения на концерте" <1>. По мнению А.Г. Карапетова, "причины такого ограничения... имеют сугубо этическую природу" <2>.
Статья: На пути к балансу между охраной имущественных прав и свободой творчества (исторический анализ зарубежного развития института производных произведений)
(Никифоров А.А.)
("Вестник гражданского права", 2025, NN 3, 4)Bearbeitung (адаптация, зависимая переработка). Под Bearbeitung понимается творческая переработка произведения, в которой сохраняется узнаваемая индивидуальность оригинала. К классическим примерам зависимой переработки относятся перевод литературного произведения, аранжировка музыкального произведения, экранизация литературного сюжета, драматизация романа и т.п. В каждом из этих случаев новый авторский труд явно опирается на исходное произведение: сюжет, образы, композиция и др. Важно, что зависимая переработка предполагает наличие самостоятельного творческого вклада переработчика - простое изменение формы без оригинального вклада не считается охраняемой зависимой переработкой. Так, перевод охраняется, если он передает содержание оригинала своими творчески индивидуальными средствами языка; музыкальная аранжировка - если аранжировщик привносит новую творческую интерпретацию мелодии (например, переработка классической пьесы в джазовом стиле). Напротив, изменение масштаба или материала без творческого выбора (например, простое увеличение рисунка, копирование картины в иной технике без художественных новшеств и т.д.) не образует зависимую переработку из-за отсутствия лично-духовного творчества.
(Никифоров А.А.)
("Вестник гражданского права", 2025, NN 3, 4)Bearbeitung (адаптация, зависимая переработка). Под Bearbeitung понимается творческая переработка произведения, в которой сохраняется узнаваемая индивидуальность оригинала. К классическим примерам зависимой переработки относятся перевод литературного произведения, аранжировка музыкального произведения, экранизация литературного сюжета, драматизация романа и т.п. В каждом из этих случаев новый авторский труд явно опирается на исходное произведение: сюжет, образы, композиция и др. Важно, что зависимая переработка предполагает наличие самостоятельного творческого вклада переработчика - простое изменение формы без оригинального вклада не считается охраняемой зависимой переработкой. Так, перевод охраняется, если он передает содержание оригинала своими творчески индивидуальными средствами языка; музыкальная аранжировка - если аранжировщик привносит новую творческую интерпретацию мелодии (например, переработка классической пьесы в джазовом стиле). Напротив, изменение масштаба или материала без творческого выбора (например, простое увеличение рисунка, копирование картины в иной технике без художественных новшеств и т.д.) не образует зависимую переработку из-за отсутствия лично-духовного творчества.
"Комментарий практики рассмотрения экономических споров (судебно-арбитражной практики). Выпуск 31"
(отв. ред. О.В. Гутников, С.А. Синицын)
("Инфотропик Медиа", 2025)Раскрывая сущность цитирования, можно определить его как способ использования чужих результатов интеллектуальной деятельности, при этом некоторая часть используемого произведения добавляется в другое (создаваемое) произведение, причем принадлежность используемого произведения другому автору должна быть оформлена таким образом, чтобы это было очевидным: в создаваемое произведение добавляется указание на автора цитируемого произведения и источник заимствования, а цитируемый текст заключается в кавычки. Несоблюдение данного правила представляет собой нарушение авторских прав создателя используемого произведения.
(отв. ред. О.В. Гутников, С.А. Синицын)
("Инфотропик Медиа", 2025)Раскрывая сущность цитирования, можно определить его как способ использования чужих результатов интеллектуальной деятельности, при этом некоторая часть используемого произведения добавляется в другое (создаваемое) произведение, причем принадлежность используемого произведения другому автору должна быть оформлена таким образом, чтобы это было очевидным: в создаваемое произведение добавляется указание на автора цитируемого произведения и источник заимствования, а цитируемый текст заключается в кавычки. Несоблюдение данного правила представляет собой нарушение авторских прав создателя используемого произведения.
Статья: Критерии охраноспособности музыкального произведения в праве России и Германии в свете цифровизации
(Волкова А.А., Власенко Э.В.)
("Право и экономика", 2021, N 3)Далее следует также упомянуть прием семплирования (от англ. sample - модель, образец), когда отдельные части уже существующего произведения используются при создании нового. Хоть семплирование может быть теоретически рассмотрено как цитирование, излишняя либерализация этого процесса не способствует законному использованию контента [15]. Этот процесс ставит вопрос о нарушении смежных прав правообладателя фонограммы (продюсера), а не авторских прав на произведение - такие короткие отрывки музыкального произведения обычно не обладают охраноспособностью как часть произведения, ведь речь может идти даже об одном ударе по барабану (так называемый one shot).
(Волкова А.А., Власенко Э.В.)
("Право и экономика", 2021, N 3)Далее следует также упомянуть прием семплирования (от англ. sample - модель, образец), когда отдельные части уже существующего произведения используются при создании нового. Хоть семплирование может быть теоретически рассмотрено как цитирование, излишняя либерализация этого процесса не способствует законному использованию контента [15]. Этот процесс ставит вопрос о нарушении смежных прав правообладателя фонограммы (продюсера), а не авторских прав на произведение - такие короткие отрывки музыкального произведения обычно не обладают охраноспособностью как часть произведения, ведь речь может идти даже об одном ударе по барабану (так называемый one shot).
Статья: О правомерном объеме цитирования произведений науки, литературы и искусства
(Витко В.С.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2022, N 5)Представляет интерес позиция, выработанная А.С. Ворожевич, согласно которой "критерии правомерного цитирования должны быть скорректированы судебной практикой с учетом особенностей различных объектов авторского права. Для текстовых произведений ключевое значение имеет соотношение объемов (количества знаков) оригинального текста, заимствованного отрывка и текста, в котором размещена цитата. Для музыкальных произведений - соотношение продолжительности оригинального музыкального произведения и используемого отрывка. Для фотографических и художественных - размер и качество изображения. А при использовании фоторепортажей - также количество заимствованных произведений от общего числа работ, вошедших в репортаж" <9>.
(Витко В.С.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2022, N 5)Представляет интерес позиция, выработанная А.С. Ворожевич, согласно которой "критерии правомерного цитирования должны быть скорректированы судебной практикой с учетом особенностей различных объектов авторского права. Для текстовых произведений ключевое значение имеет соотношение объемов (количества знаков) оригинального текста, заимствованного отрывка и текста, в котором размещена цитата. Для музыкальных произведений - соотношение продолжительности оригинального музыкального произведения и используемого отрывка. Для фотографических и художественных - размер и качество изображения. А при использовании фоторепортажей - также количество заимствованных произведений от общего числа работ, вошедших в репортаж" <9>.
Статья: Авторское право и смежные права в государствах БРИКС
(Еременко В.И.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2020, NN 9, 10)Кроме того, авторское право на литературное или музыкальное произведение не считается нарушенным:
(Еременко В.И.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2020, NN 9, 10)Кроме того, авторское право на литературное или музыкальное произведение не считается нарушенным: