Цифровые компетенции
Подборка наиболее важных документов по запросу Цифровые компетенции (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
Статья: Новое поколение выбирает (профессия документоведа глазами выпускников)
(Двоеносова Г.А.)
("Делопроизводство", 2023, N 3)Может ли в этих условиях профессия документоведа считаться устаревающей, на чем продолжают настаивать авторы "Атласа профессий будущего" <2>? Возможно, что устарело название профессии, но не ее содержание. В условиях цифровой трансформации жизнедеятельности общества управление документами и документированной информацией актуально как никогда ранее. Потребности в новых цифровых компетенциях нашли выражение в новом профессиональном стандарте специалиста цифровой трансформации документированных сфер деятельности организации <3>, в трудовые функции которого входит не только работа с документами, но и с данными, также представляющими собой документированную информацию.
(Двоеносова Г.А.)
("Делопроизводство", 2023, N 3)Может ли в этих условиях профессия документоведа считаться устаревающей, на чем продолжают настаивать авторы "Атласа профессий будущего" <2>? Возможно, что устарело название профессии, но не ее содержание. В условиях цифровой трансформации жизнедеятельности общества управление документами и документированной информацией актуально как никогда ранее. Потребности в новых цифровых компетенциях нашли выражение в новом профессиональном стандарте специалиста цифровой трансформации документированных сфер деятельности организации <3>, в трудовые функции которого входит не только работа с документами, но и с данными, также представляющими собой документированную информацию.
"Образование и занятость: правовые вопросы новой цифровой реальности: монография"
(отв. ред. Н.С. Волкова, Н.В. Путило)
("Юриспруденция", 2025)Следует констатировать, что цифровые технологии и ИИ с позиции сложившейся в настоящее время регулятивной модели имеют вспомогательную природу и являются образовательным инструментарием. Однако сила их обратного воздействия такова, что они трансформируют образовательное пространство, меняя его структуру, а также содержание и целевые ориентиры самого образования, существо права на которое под влиянием цифровой среды пополняется новыми элементами, отражающими технологические и социальные реалии. Понимание права на образование развивается, в него включаются цифровые компетенции и доступ к Интернету как необходимые средства реализации образовательных потребностей.
(отв. ред. Н.С. Волкова, Н.В. Путило)
("Юриспруденция", 2025)Следует констатировать, что цифровые технологии и ИИ с позиции сложившейся в настоящее время регулятивной модели имеют вспомогательную природу и являются образовательным инструментарием. Однако сила их обратного воздействия такова, что они трансформируют образовательное пространство, меняя его структуру, а также содержание и целевые ориентиры самого образования, существо права на которое под влиянием цифровой среды пополняется новыми элементами, отражающими технологические и социальные реалии. Понимание права на образование развивается, в него включаются цифровые компетенции и доступ к Интернету как необходимые средства реализации образовательных потребностей.
Статья: Оценка использования цифровых технологий промышленными предприятиями
(Шешукова Т.Г., Овчинников С.О.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, N 8)Кроме того, процессы цифровой трансформации не могут распространяться равномерно на все отрасли производства и нематериальную сферу. Также для того, чтобы начать цифровую трансформацию на предприятии, необходимо создать хотя бы минимальные требуемые для этого условия - разработать соответствующую информационную систему, создать цифровую культуру и привить сотрудникам минимальные цифровые компетенции [8, с. 1545].
(Шешукова Т.Г., Овчинников С.О.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, N 8)Кроме того, процессы цифровой трансформации не могут распространяться равномерно на все отрасли производства и нематериальную сферу. Также для того, чтобы начать цифровую трансформацию на предприятии, необходимо создать хотя бы минимальные требуемые для этого условия - разработать соответствующую информационную систему, создать цифровую культуру и привить сотрудникам минимальные цифровые компетенции [8, с. 1545].
Вопрос: Можно ли нашей организации вступить в Консорциум по развитию цифровой грамотности и компетенций цифровой экономики?
("Официальный сайт Минцифры России", 2021)"Официальный сайт Минцифры России digital.gov.ru", 2021
("Официальный сайт Минцифры России", 2021)"Официальный сайт Минцифры России digital.gov.ru", 2021
"Взаимодействие принципов адвокатской деятельности и гражданского процессуального права как фактор повышения эффективности судебной защиты: монография"
(Федина А.С.)
("Проспект", 2024)Актуализирует проблему обеспечения равенства всех перед законом и судом в гражданском процессе развитие информационных технологий. Не все граждане России имеют возможность пользоваться сетью Интернет <1>. Как результат, для одних внедрение информационных технологий в правосудие расширяет его доступность, для других, напротив, ограничивает. Выходом из сложившейся ситуации может стать обращение к адвокату за оказанием юридических услуг, деятельность которого в современном информационном мире немыслима без обладания цифровыми компетенциями в сфере правосудия.
(Федина А.С.)
("Проспект", 2024)Актуализирует проблему обеспечения равенства всех перед законом и судом в гражданском процессе развитие информационных технологий. Не все граждане России имеют возможность пользоваться сетью Интернет <1>. Как результат, для одних внедрение информационных технологий в правосудие расширяет его доступность, для других, напротив, ограничивает. Выходом из сложившейся ситуации может стать обращение к адвокату за оказанием юридических услуг, деятельность которого в современном информационном мире немыслима без обладания цифровыми компетенциями в сфере правосудия.
Статья: Компетенция нотариусов: некоторые проблемные вопросы
(Ярошенко Т.В.)
("Нотариус", 2020, N 8)Развитие компетенции нотариата в цифровой среде
(Ярошенко Т.В.)
("Нотариус", 2020, N 8)Развитие компетенции нотариата в цифровой среде
Статья: Теоретико-правовые основы финансового права в условиях цифровой трансформации
(Лукичев К.Е.)
("Финансовое право", 2025, N 9)В рамках Национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации" реализуется целый ряд проектов для развития цифровых компетенций, предусматривающих содействие гражданам в освоении цифровой грамотности и компетенций цифровой экономики через создание общедоступного бесплатного онлайн-сервиса по освоению цифровой грамотности, а также государственной системы персональных цифровых сертификатов на развитие компетенций цифровой экономики <41>. Так, уже несколько лет активно функционирует онлайн-сервис готовкцифре.рф, разработанный Минцифры России при участии организаций, входящих в Консорциум по развитию цифровой грамотности (в частности, ПАО "Сбербанк", НИУ ВШЭ, ПАО "Мегафон", ПАО "РЖД", ПАО "Ростелеком", ООО "Яндекс" и проч.). Основной целью проекта заявлено обеспечение доступа к достоверным и актуальным материалам, позволяющим обеспечить развитие цифровых навыков. По итогам 2023 г. индекс цифровой грамотности россиян составляет 71%, при этом Минцифры РФ продолжает работу по повышению данного показателя (к концу 2024 г. он должен составить 75%).
(Лукичев К.Е.)
("Финансовое право", 2025, N 9)В рамках Национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации" реализуется целый ряд проектов для развития цифровых компетенций, предусматривающих содействие гражданам в освоении цифровой грамотности и компетенций цифровой экономики через создание общедоступного бесплатного онлайн-сервиса по освоению цифровой грамотности, а также государственной системы персональных цифровых сертификатов на развитие компетенций цифровой экономики <41>. Так, уже несколько лет активно функционирует онлайн-сервис готовкцифре.рф, разработанный Минцифры России при участии организаций, входящих в Консорциум по развитию цифровой грамотности (в частности, ПАО "Сбербанк", НИУ ВШЭ, ПАО "Мегафон", ПАО "РЖД", ПАО "Ростелеком", ООО "Яндекс" и проч.). Основной целью проекта заявлено обеспечение доступа к достоверным и актуальным материалам, позволяющим обеспечить развитие цифровых навыков. По итогам 2023 г. индекс цифровой грамотности россиян составляет 71%, при этом Минцифры РФ продолжает работу по повышению данного показателя (к концу 2024 г. он должен составить 75%).
"Государство, общество и личность: пути преодоления вызовов и угроз в информационной сфере: монография"
(отв. ред. Л.К. Терещенко)
("Инфотропик Медиа", 2024)Все эти вызовы требуют широкого внедрения специальных образовательных программ и образовательных дисциплин, нацеленных на обучение основам поведения в киберпространстве. В настоящее время основы кибербезопасности в общеобразовательных организациях изучаются преимущественно в рамках предмета "Основы безопасности жизнедеятельности" и предполагают обучение базовому спектру знаний <451>. Отдельные элементы информационной безопасности изучаются в рамках предмета "Информатика", "Информационные технологии". Представляется, что государственная политика должна быть направлена на обеспечение безопасного доступа детей к информационно-телекоммуникационным сетям в образовательных целях, а также на поддержку обучающих программ (курсов, уроков), нацеленных на грамотное использование цифровых технологий в образовательных учреждениях, сообществах и дома. В конечном счете это должно способствовать повышению цифровых компетенций обучающихся, что напрямую предопределит их собственные возможности по обеспечению защищенности от негативного воздействия в информационной среде.
(отв. ред. Л.К. Терещенко)
("Инфотропик Медиа", 2024)Все эти вызовы требуют широкого внедрения специальных образовательных программ и образовательных дисциплин, нацеленных на обучение основам поведения в киберпространстве. В настоящее время основы кибербезопасности в общеобразовательных организациях изучаются преимущественно в рамках предмета "Основы безопасности жизнедеятельности" и предполагают обучение базовому спектру знаний <451>. Отдельные элементы информационной безопасности изучаются в рамках предмета "Информатика", "Информационные технологии". Представляется, что государственная политика должна быть направлена на обеспечение безопасного доступа детей к информационно-телекоммуникационным сетям в образовательных целях, а также на поддержку обучающих программ (курсов, уроков), нацеленных на грамотное использование цифровых технологий в образовательных учреждениях, сообществах и дома. В конечном счете это должно способствовать повышению цифровых компетенций обучающихся, что напрямую предопределит их собственные возможности по обеспечению защищенности от негативного воздействия в информационной среде.
Статья: Использование аналитических процедур и искусственного интеллекта в системе внутреннего контроля рисков финансовой безопасности компаний
(Казакова Н.А.)
("Аудитор", 2023, N 12)Цифровая трансформация расширяет возможности аналитических процедур контроля на основе искусственного интеллекта, который повышает эффективность и результативность внутреннего контроля за счет более глубокого анализа информации, повышения безопасности и конфиденциальности, а также риск-ориентированного подхода [3]. Однако анализ практик применения аналитических процедур контроля с участием искусственного интеллекта выявил целый комплекс проблем, связанных с сохранением целостности, достоверности и безопасности информационных массивов, что создает потенциальные угрозы бизнесу, новые риски для внутреннего контроля [4]. Кроме того, адаптация системы внутреннего контроля к постоянным изменениям в IT-сфере и соответствующих нормативных актах требует постоянного развития цифровых компетенций и навыков корректировки управленческих и организационных процедур [5]. Поэтому переход к цифровым системам контроля реализуется ступенчато с тем, чтобы избежать сбоев в операционной деятельности бизнеса [6], успевать своевременно обучать кадры новым методам проведения IT-контроля [7, 8], научиться учитывать непрерывные изменения в технологической сфере, информационных и коммуникационных технологиях, информационной безопасности, которые являются обязательными для эффективного IT-контроля в динамично меняющейся бизнес-среде [9, 10].
(Казакова Н.А.)
("Аудитор", 2023, N 12)Цифровая трансформация расширяет возможности аналитических процедур контроля на основе искусственного интеллекта, который повышает эффективность и результативность внутреннего контроля за счет более глубокого анализа информации, повышения безопасности и конфиденциальности, а также риск-ориентированного подхода [3]. Однако анализ практик применения аналитических процедур контроля с участием искусственного интеллекта выявил целый комплекс проблем, связанных с сохранением целостности, достоверности и безопасности информационных массивов, что создает потенциальные угрозы бизнесу, новые риски для внутреннего контроля [4]. Кроме того, адаптация системы внутреннего контроля к постоянным изменениям в IT-сфере и соответствующих нормативных актах требует постоянного развития цифровых компетенций и навыков корректировки управленческих и организационных процедур [5]. Поэтому переход к цифровым системам контроля реализуется ступенчато с тем, чтобы избежать сбоев в операционной деятельности бизнеса [6], успевать своевременно обучать кадры новым методам проведения IT-контроля [7, 8], научиться учитывать непрерывные изменения в технологической сфере, информационных и коммуникационных технологиях, информационной безопасности, которые являются обязательными для эффективного IT-контроля в динамично меняющейся бизнес-среде [9, 10].
Статья: Аудит информационной и кибербезопасности: нормативное регулирование и проблемы функционирования
(Сафонова М.Ф., Кривошей Д.Н.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, N 6)8. Соболева Г.В., Зуга Е.И., Попова И.Н. Наличие и востребованность цифровых компетенций в сфере аудита // Аудит. 2021. N 4. С. 17 - 21. URL: https://pureportal.spbu.ru/files/87479767/04_2021_site.pdf.
(Сафонова М.Ф., Кривошей Д.Н.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, N 6)8. Соболева Г.В., Зуга Е.И., Попова И.Н. Наличие и востребованность цифровых компетенций в сфере аудита // Аудит. 2021. N 4. С. 17 - 21. URL: https://pureportal.spbu.ru/files/87479767/04_2021_site.pdf.