Цифровое здравоохранение
Подборка наиболее важных документов по запросу Цифровое здравоохранение (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Закупки автономными учреждениями
(КонсультантПлюс, 2025)"...Учреждением... размещено извещение о проведении конкурса в электронной форме на поставку автоматизированных рабочих мест для государственных медицинских организаций... который осуществлялся в соответствии с Федеральным проектом "Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ)", входящим в состав национального проекта "Здравоохранение"...
(КонсультантПлюс, 2025)"...Учреждением... размещено извещение о проведении конкурса в электронной форме на поставку автоматизированных рабочих мест для государственных медицинских организаций... который осуществлялся в соответствии с Федеральным проектом "Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ)", входящим в состав национального проекта "Здравоохранение"...
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Формирование цифрового здравоохранения как вызов времени
(Карцхия А.А.)
("Право и цифровая экономика", 2021, N 3)"Право и цифровая экономика", 2021, N 3
(Карцхия А.А.)
("Право и цифровая экономика", 2021, N 3)"Право и цифровая экономика", 2021, N 3
Нормативные акты
Статья: Право и 3D-биопечать: проблемы, риски, перспективы
(Романовский Г.Б., Романовская О.В.)
("Журнал российского права", 2024, N 12)Таким образом, в настоящее время правовой режим 3D-биопечати в Российской Федерации определяется правовыми актами общего характера. Принятые отдельные документы хотя и отмечают особенности аддитивного производства, но не выделяют те потенциальные проблемы, которые могут возникнуть в результате развития биопринтинга. Отметим, что подобная ситуация пока характерна для большинства стран. В этой части показательно мониторинговое исследование Digital Health Laws and Regulations 2024 <13>, посвященное цифровому здравоохранению, в рамках которого биопринтинг рассматривался как самостоятельный объект анализа. Представленный обзор охватывает 22 страны, имеющие знаковые достижения в области цифровизации оказания медицинской помощи. Основные выводы экспертов относительно 3D-биопечати по всем странам заключаются в следующем:
(Романовский Г.Б., Романовская О.В.)
("Журнал российского права", 2024, N 12)Таким образом, в настоящее время правовой режим 3D-биопечати в Российской Федерации определяется правовыми актами общего характера. Принятые отдельные документы хотя и отмечают особенности аддитивного производства, но не выделяют те потенциальные проблемы, которые могут возникнуть в результате развития биопринтинга. Отметим, что подобная ситуация пока характерна для большинства стран. В этой части показательно мониторинговое исследование Digital Health Laws and Regulations 2024 <13>, посвященное цифровому здравоохранению, в рамках которого биопринтинг рассматривался как самостоятельный объект анализа. Представленный обзор охватывает 22 страны, имеющие знаковые достижения в области цифровизации оказания медицинской помощи. Основные выводы экспертов относительно 3D-биопечати по всем странам заключаются в следующем:
Статья: Развитие законодательства о телемедицине: противоречия и тенденции
(Давыдова М.Л.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 7)Современный уровень цифровизации также не решает проблему полностью, но позволяет существенно продвинуться в этом направлении <13>. Наличие видеосвязи, возможность получения, передачи, обработки диагностических данных делают целый ряд медицинских услуг потенциально реализуемыми в дистанционном режиме, позволяя на техническом уровне преодолеть первоначальное глубинное противоречие. Неслучайно в настоящее время телемедицина рассматривается как один из важнейших и интенсивно развивающихся сегментов цифрового здравоохранения или медтеха <14>. По мере развития технологических возможностей расширяется сфера доступного (не противоречащего критериям качественной медицинской помощи) применения таких услуг, и, соответственно, возникает необходимость их правового регулирования.
(Давыдова М.Л.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 7)Современный уровень цифровизации также не решает проблему полностью, но позволяет существенно продвинуться в этом направлении <13>. Наличие видеосвязи, возможность получения, передачи, обработки диагностических данных делают целый ряд медицинских услуг потенциально реализуемыми в дистанционном режиме, позволяя на техническом уровне преодолеть первоначальное глубинное противоречие. Неслучайно в настоящее время телемедицина рассматривается как один из важнейших и интенсивно развивающихся сегментов цифрового здравоохранения или медтеха <14>. По мере развития технологических возможностей расширяется сфера доступного (не противоречащего критериям качественной медицинской помощи) применения таких услуг, и, соответственно, возникает необходимость их правового регулирования.
"Глобальный атлас регулирования искусственного интеллекта. Вектор БРИКС"
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. А.В. Незнамова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Также 15 февраля 2021 г. Национальная комиссия информационных технологий и свобод (National Commission On Informatics And Liberty) опубликовала законодательную инициативу, устанавливающую регуляторную "песочницу" в сфере цифрового здравоохранения с использованием персональных данных [885]. Данная "песочница", согласно проекту, предусматривает послабление крайне строгого правового режима оборота персональных данных, предусмотренного GDPR, для поддержки инновационных проектов в области цифрового здравоохранения.
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. А.В. Незнамова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Также 15 февраля 2021 г. Национальная комиссия информационных технологий и свобод (National Commission On Informatics And Liberty) опубликовала законодательную инициативу, устанавливающую регуляторную "песочницу" в сфере цифрового здравоохранения с использованием персональных данных [885]. Данная "песочница", согласно проекту, предусматривает послабление крайне строгого правового режима оборота персональных данных, предусмотренного GDPR, для поддержки инновационных проектов в области цифрового здравоохранения.
"Вред при медицинском вмешательстве: проблемы компенсации и предотвращения (сравнительно-правовое исследование)"
(Кратенко М.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)<1> См.: Акулин И.М., Нам И.Л., Пресняков Р.А. и др. Перспективы развития дополнительного медицинского страхования в рамках общей и цифровой системы здравоохранения Российской Федерации // Медицина и право в XXI веке: матер. XI ежегодной науч.-практ. конф. СПб., 2019. С. 10 - 11.
(Кратенко М.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)<1> См.: Акулин И.М., Нам И.Л., Пресняков Р.А. и др. Перспективы развития дополнительного медицинского страхования в рамках общей и цифровой системы здравоохранения Российской Федерации // Медицина и право в XXI веке: матер. XI ежегодной науч.-практ. конф. СПб., 2019. С. 10 - 11.
Информация: Заседание Совета по стратегическому развитию и национальным проектам
("Официальный сайт Президента РФ", 2022)Отмечу, что прорывного эффекта в системе здравоохранения можно добиться за счет использования новых технологий, мы об этом тоже много раз говорили. В этой связи прошу Министерство здравоохранения ускорить работу по созданию цифрового профиля здоровья гражданина, внедрять технологии искусственного интеллекта и телемедицины для улучшения качества медицинской помощи - так, как это реализовано в Москве, мы тоже об этом совсем недавно говорили, и ряде других регионов. И конечно, необходимо повышать мотивацию специалистов здравоохранения, завязывать ее на состояние и изменение здоровья граждан, на их собственные оценки работы поликлиник и больниц.
("Официальный сайт Президента РФ", 2022)Отмечу, что прорывного эффекта в системе здравоохранения можно добиться за счет использования новых технологий, мы об этом тоже много раз говорили. В этой связи прошу Министерство здравоохранения ускорить работу по созданию цифрового профиля здоровья гражданина, внедрять технологии искусственного интеллекта и телемедицины для улучшения качества медицинской помощи - так, как это реализовано в Москве, мы тоже об этом совсем недавно говорили, и ряде других регионов. И конечно, необходимо повышать мотивацию специалистов здравоохранения, завязывать ее на состояние и изменение здоровья граждан, на их собственные оценки работы поликлиник и больниц.
Статья: Перспективы правового регулирования общественных отношений в сфере здравоохранения в условиях применения искусственного интеллекта
(Киселев А.С.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2025, N 2)Тем не менее Е.Н. Афанасьева указывает на следующие опасения: "Многие алгоритмы цифрового здравоохранения уже работают в потребительских приложениях для смартфонов, а другие, вероятно, войдут в медицинскую практику в ближайшие годы. Тем не менее, юридические риски весьма существенны. Несмотря на колоссальную помощь "умных приложений", нельзя оставлять без внимания тот факт, что врачи не могут полностью понять все технологии, которые они используют, или выбор, который такие технологии помогают им сделать, когда им не предоставляется соответствующая информация" [3, с. 48].
(Киселев А.С.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2025, N 2)Тем не менее Е.Н. Афанасьева указывает на следующие опасения: "Многие алгоритмы цифрового здравоохранения уже работают в потребительских приложениях для смартфонов, а другие, вероятно, войдут в медицинскую практику в ближайшие годы. Тем не менее, юридические риски весьма существенны. Несмотря на колоссальную помощь "умных приложений", нельзя оставлять без внимания тот факт, что врачи не могут полностью понять все технологии, которые они используют, или выбор, который такие технологии помогают им сделать, когда им не предоставляется соответствующая информация" [3, с. 48].
Статья: ОМС и не только: новые траектории развития страховой медицины
(Кузнецов Д.)
("Современные страховые технологии", 2023, N 5)Я не говорю, что все сегодня идет легко и гладко, существует множество проблем - запускаются разные информационные системы, апробируются, определяются барьеры цифровизации, как нормативные, так и технологические, затем они устраняются, а ошибки анализируются. Но в целом наступает очень важная веха и в медицине, и в страховании. Все сервисы перетекают в единую экосистему, создаются цифровые профили пациентов, что в целом переводит здравоохранение на более высокий сервисный уровень, позволяя закрывать множество важнейших вопросов - профилактику, индивидуальный подход в лечении, контроль процесса назначения препаратов и динамики выздоровления каждого пациента.
(Кузнецов Д.)
("Современные страховые технологии", 2023, N 5)Я не говорю, что все сегодня идет легко и гладко, существует множество проблем - запускаются разные информационные системы, апробируются, определяются барьеры цифровизации, как нормативные, так и технологические, затем они устраняются, а ошибки анализируются. Но в целом наступает очень важная веха и в медицине, и в страховании. Все сервисы перетекают в единую экосистему, создаются цифровые профили пациентов, что в целом переводит здравоохранение на более высокий сервисный уровень, позволяя закрывать множество важнейших вопросов - профилактику, индивидуальный подход в лечении, контроль процесса назначения препаратов и динамики выздоровления каждого пациента.
Интервью: В медицину придут цифровые стандарты
("Современные страховые технологии", 2023, N 5)- Д.И.: В рамках инициативы создается структурированный электронный документооборот, и его невозможно сделать в отрыве от ОМС. Все разработки переиспользуются, потому что тратить дважды время и ресурсы участников процесса нецелесообразно. Необходимо, чтобы эта инициатива органично входила в единый цифровой контур здравоохранения, который сейчас выстраивается.
("Современные страховые технологии", 2023, N 5)- Д.И.: В рамках инициативы создается структурированный электронный документооборот, и его невозможно сделать в отрыве от ОМС. Все разработки переиспользуются, потому что тратить дважды время и ресурсы участников процесса нецелесообразно. Необходимо, чтобы эта инициатива органично входила в единый цифровой контур здравоохранения, который сейчас выстраивается.