Цифровое произведение
Подборка наиболее важных документов по запросу Цифровое произведение (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Электронные библиотеки и авторские права. Возможно ли исчерпание прав на цифровые копии произведений?
(Ворожевич А.С.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2020, N 11)"ИС. Авторское право и смежные права", 2020, N 11
(Ворожевич А.С.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2020, N 11)"ИС. Авторское право и смежные права", 2020, N 11
Статья: Особенности охраны произведений в условиях цифровой экономики
(Цитович Л.В.)
("Право и цифровая экономика", 2024, N 4)"Право и цифровая экономика", 2024, N 4
(Цитович Л.В.)
("Право и цифровая экономика", 2024, N 4)"Право и цифровая экономика", 2024, N 4
Нормативные акты
"Обзор судебной практики рассмотрения гражданских дел, связанных с нарушением авторских и смежных прав в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 29.05.2024)В доказательство своего авторства на фотографическое произведение Ц. представила исходный цифровой файл фотографии, данные о серийном номере фотокамеры, на которую произведена съемка. На использованной ответчиком фотографии изображена конкретная квитанция, оригинал которой находится у истца и представлялся суду для обозрения.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 29.05.2024)В доказательство своего авторства на фотографическое произведение Ц. представила исходный цифровой файл фотографии, данные о серийном номере фотокамеры, на которую произведена съемка. На использованной ответчиком фотографии изображена конкретная квитанция, оригинал которой находится у истца и представлялся суду для обозрения.
"Правовые аспекты разработки и коммерциализации программного обеспечения"
(Савельев А.И.)
("Статут", 2024)Согласно существующей судебной практике хранение компьютерной программы как особого объекта авторского права в памяти компьютера само по себе при отсутствии доказательств правомерности хранения также является способом неправомерного использования программы для ЭВМ как произведения <1>. При этом суды делают ссылку на Договор ВОИС по авторскому праву 1996 г. Согласно ст. 1 Согласованных заявлений к данному Договору хранение (в английском аутентичном варианте - storage) охраняемого произведения в цифровой форме в электронном средстве является воспроизведением в смысле ст. 9 Бернской конвенции. Появление компьютерной программы на жестком диске компьютера возможно лишь в результате ее записи. Подобно тому, как не бывает дыма без огня, не может быть хранения без предшествующего ему акта воспроизведения. Об этом, в частности, говорит и ст. 4 Директивы ЕС "О защите компьютерных программ" 2009 г., на которую сослался Верховный Суд РФ и в которой сказано, что, "поскольку такие действия, как загрузка в память компьютера, отображение на экране, эксплуатация, передача или хранение компьютерной программы в памяти устройства, влекут за собой воспроизведение, совершение таких действий возможно только с согласия правообладателя" <2>. Поэтому хранение программы не является самостоятельным правомочием, а рассматривается, по сути, в качестве индикатора реализации права на воспроизведение программы <3>. Подобный подход позволяет избежать необходимости получения отдельного согласия на совершение действий по хранению программы в памяти ЭВМ, что было бы необходимо в случае квалификации хранения как самостоятельного правомочия в составе исключительного права. Как справедливо отмечает В.О. Калятин, "хранение в большинстве случаев не имеет самостоятельного значения, а обеспечивает совершение иных действий, в отношении которых ГК РФ уже устанавливает соответствующие правила" <4>.
(Савельев А.И.)
("Статут", 2024)Согласно существующей судебной практике хранение компьютерной программы как особого объекта авторского права в памяти компьютера само по себе при отсутствии доказательств правомерности хранения также является способом неправомерного использования программы для ЭВМ как произведения <1>. При этом суды делают ссылку на Договор ВОИС по авторскому праву 1996 г. Согласно ст. 1 Согласованных заявлений к данному Договору хранение (в английском аутентичном варианте - storage) охраняемого произведения в цифровой форме в электронном средстве является воспроизведением в смысле ст. 9 Бернской конвенции. Появление компьютерной программы на жестком диске компьютера возможно лишь в результате ее записи. Подобно тому, как не бывает дыма без огня, не может быть хранения без предшествующего ему акта воспроизведения. Об этом, в частности, говорит и ст. 4 Директивы ЕС "О защите компьютерных программ" 2009 г., на которую сослался Верховный Суд РФ и в которой сказано, что, "поскольку такие действия, как загрузка в память компьютера, отображение на экране, эксплуатация, передача или хранение компьютерной программы в памяти устройства, влекут за собой воспроизведение, совершение таких действий возможно только с согласия правообладателя" <2>. Поэтому хранение программы не является самостоятельным правомочием, а рассматривается, по сути, в качестве индикатора реализации права на воспроизведение программы <3>. Подобный подход позволяет избежать необходимости получения отдельного согласия на совершение действий по хранению программы в памяти ЭВМ, что было бы необходимо в случае квалификации хранения как самостоятельного правомочия в составе исключительного права. Как справедливо отмечает В.О. Калятин, "хранение в большинстве случаев не имеет самостоятельного значения, а обеспечивает совершение иных действий, в отношении которых ГК РФ уже устанавливает соответствующие правила" <4>.
Статья: Проблемные вопросы оценки интеллектуальной собственности и нематериальных активов в свете введения новых федеральных стандартов оценки и бухгалтерского учета
(Мамаджанов Х.А., Перепечко О.В., Малашенко Е.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, NN 5, 6)- цифровые права (виртуальные (цифровые) объекты (продукты), цифровые произведения и другие прочие цифровые активы);
(Мамаджанов Х.А., Перепечко О.В., Малашенко Е.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, NN 5, 6)- цифровые права (виртуальные (цифровые) объекты (продукты), цифровые произведения и другие прочие цифровые активы);
"Современное гражданское и семейное право: перспективы развития доктрины, законодательства и правоприменительной практики: монография"
(отв. ред. Е.В. Вавилин, О.М. Родионова)
("Статут", 2024)Достаточно часто при выполнении заказа на создание произведения живописи никакого отчуждения исключительного права заказчику или предоставления прав на использование произведения на условиях лицензии не происходит. Заказчику передается по акту материальный носитель, а если это произведение цифровой живописи, то магнитный носитель или передача происходит с использованием информационно-коммуникационной сети Интернет. Заинтересованность в отчуждении исключительного права или получении лицензии на использование произведения, как правило, возникает у юридических лиц, планирующих использовать произведение в дальнейшем, в том числе в коммерческих целях.
(отв. ред. Е.В. Вавилин, О.М. Родионова)
("Статут", 2024)Достаточно часто при выполнении заказа на создание произведения живописи никакого отчуждения исключительного права заказчику или предоставления прав на использование произведения на условиях лицензии не происходит. Заказчику передается по акту материальный носитель, а если это произведение цифровой живописи, то магнитный носитель или передача происходит с использованием информационно-коммуникационной сети Интернет. Заинтересованность в отчуждении исключительного права или получении лицензии на использование произведения, как правило, возникает у юридических лиц, планирующих использовать произведение в дальнейшем, в том числе в коммерческих целях.
"Доступ к цифровой информации: правовое регулирование: учебное пособие"
(Вершинин А.П.)
("ИНФРА-М", 2024)Благодаря переводу в цифровой формат произведения науки, литературы и искусства и другие результаты интеллектуальной деятельности могут быть широко доступны. Некоторые их разновидности (фотографические произведения, программы для ЭВМ, базы данных, фонограммы, сообщение в эфир или по кабелю радио- или телепередач) изначально существуют в электронной форме и могут фактически распространяться без "видимых" преград.
(Вершинин А.П.)
("ИНФРА-М", 2024)Благодаря переводу в цифровой формат произведения науки, литературы и искусства и другие результаты интеллектуальной деятельности могут быть широко доступны. Некоторые их разновидности (фотографические произведения, программы для ЭВМ, базы данных, фонограммы, сообщение в эфир или по кабелю радио- или телепередач) изначально существуют в электронной форме и могут фактически распространяться без "видимых" преград.
"Правовое регулирование внешней торговли услугами в цифровой экономике: монография"
(Ворникова Е.Д.)
("Юстицинформ", 2024)<378> Ворожевич А.С. Электронные библиотеки и авторские права. Возможно ли исчерпание прав на цифровые копии произведений? // ИС. Авторское право и смежные права. 2020. N 11. С. 18 - 25.
(Ворникова Е.Д.)
("Юстицинформ", 2024)<378> Ворожевич А.С. Электронные библиотеки и авторские права. Возможно ли исчерпание прав на цифровые копии произведений? // ИС. Авторское право и смежные права. 2020. N 11. С. 18 - 25.
Статья: Соотношение понятий "оригинальность" и "цифровая оригинальность" в авторском праве
(Рахматулина Р.Ш.)
("Гражданское право", 2025, N 5)Если при создании копии аналогового произведения изобразительного искусства оригинал неизменен, то копии цифрового произведения ничем не отличаются от цифрового оригинала, они равнозначны оригиналу.
(Рахматулина Р.Ш.)
("Гражданское право", 2025, N 5)Если при создании копии аналогового произведения изобразительного искусства оригинал неизменен, то копии цифрового произведения ничем не отличаются от цифрового оригинала, они равнозначны оригиналу.