Цифровое неравенство
Подборка наиболее важных документов по запросу Цифровое неравенство (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Цифровое неравенство и цифровая трансформация в публичном управлении: эволюция понятия и критериев
(Липчанская М.А., Паламарчук С.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 2)"Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 2
(Липчанская М.А., Паламарчук С.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 2)"Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 2
Статья: Цифровое неравенство и его преодоление как гарантия равного доступа к образованию в Российской Федерации
(Пибаева Е.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 10)"Актуальные проблемы российского права", 2024, N 10
(Пибаева Е.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 10)"Актуальные проблемы российского права", 2024, N 10
Нормативные акты
"Основные направления повышения доступности финансовых услуг в Российской Федерации на период 2025 - 2027 годов"
(утв. Советом директоров Банка России 24.12.2024)2. Мониторинг групп населения и бизнеса, которые могут находиться в зоне риска цифрового неравенства
(утв. Советом директоров Банка России 24.12.2024)2. Мониторинг групп населения и бизнеса, которые могут находиться в зоне риска цифрового неравенства
Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 313
(ред. от 14.11.2025)
"Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Информационное общество"Развитие и модернизация современной инфраструктуры создадут условия для обеспечения доступности услуг электросвязи для всех слоев населения на территории Российской Федерации, предоставят равные возможности доступа к информационным сетям городскому и сельскому населению, приведут к снижению цифрового неравенства в регионах Российской Федерации. Развитие информационно-телекоммуникационной инфраструктуры позволит расширить возможности использования средств электросвязи, радиочастотного спектра для повышения эффективности государственного управления, нужд обороноспособности и безопасности государства и обеспечения правопорядка.
(ред. от 14.11.2025)
"Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Информационное общество"Развитие и модернизация современной инфраструктуры создадут условия для обеспечения доступности услуг электросвязи для всех слоев населения на территории Российской Федерации, предоставят равные возможности доступа к информационным сетям городскому и сельскому населению, приведут к снижению цифрового неравенства в регионах Российской Федерации. Развитие информационно-телекоммуникационной инфраструктуры позволит расширить возможности использования средств электросвязи, радиочастотного спектра для повышения эффективности государственного управления, нужд обороноспособности и безопасности государства и обеспечения правопорядка.
"Правовые проблемы жизни и работы граждан в районах с неблагоприятными климатическими условиями: монография"
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова, С.В. Каменская)
("КОНТРАКТ", 2024)Проблема цифрового разрыва является ключевой для Арктической зоны. Исследования показывают недостаточную оперативность в технологическом оснащении цифровой инфраструктурой данного региона <1>. Так, в Государственной программе Республики Саха (Якутия) "Развитие Арктической зоны Республики Саха (Якутия) и коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия)" <2> акцентируется внимание на том, что ввиду малой плотности населения качественная интернет-связь для большинства граждан недоступна. В результате сохраняется состояние "цифрового неравенства" Арктической зоны Республики Саха (Якутия), остаются недоступными электронные услуги мобильной связи.
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова, С.В. Каменская)
("КОНТРАКТ", 2024)Проблема цифрового разрыва является ключевой для Арктической зоны. Исследования показывают недостаточную оперативность в технологическом оснащении цифровой инфраструктурой данного региона <1>. Так, в Государственной программе Республики Саха (Якутия) "Развитие Арктической зоны Республики Саха (Якутия) и коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия)" <2> акцентируется внимание на том, что ввиду малой плотности населения качественная интернет-связь для большинства граждан недоступна. В результате сохраняется состояние "цифрового неравенства" Арктической зоны Республики Саха (Якутия), остаются недоступными электронные услуги мобильной связи.
Статья: Обеспечение и защита активного избирательного права в процедурах электронного голосования
(Гриценко Е.В.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2025, N 2)Наряду с проблемой доступа к голосованию без использования цифровых технологий и проблемой цифрового неравенства граждан, трудности возникают и в процессе реализации их права на участие в электронном голосовании. Так, требования, предъявляемые к гражданам, которые вправе использовать цифровые сервисы для голосования дистанционно (цифровым дистанционным избирателям), являются более жесткими по сравнению с требованиями к избирателям, осуществляющим голосование на избирательном участке. Согласно пункту 1.3 Порядка ДЭГ с использованием федеральных ГИС для участия в таком голосовании гражданин Российской Федерации не только должен обладать активным избирательным правом на соответствующих выборах, но и иметь действующую подтвержденную учетную запись пользователя федеральной ГИС "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)", используемой в качестве федеральной информационной системы ДЭГ. При этом данные избирателя в этой системе должны соответствовать его данным в Регистре избирателей, участников референдума ГАС РФ "Выборы" на комплексе средств автоматизации ЦИК России, кроме того, он должен быть зарегистрированным по месту жительства на территории, где проводится дистанционное электронное голосование.
(Гриценко Е.В.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2025, N 2)Наряду с проблемой доступа к голосованию без использования цифровых технологий и проблемой цифрового неравенства граждан, трудности возникают и в процессе реализации их права на участие в электронном голосовании. Так, требования, предъявляемые к гражданам, которые вправе использовать цифровые сервисы для голосования дистанционно (цифровым дистанционным избирателям), являются более жесткими по сравнению с требованиями к избирателям, осуществляющим голосование на избирательном участке. Согласно пункту 1.3 Порядка ДЭГ с использованием федеральных ГИС для участия в таком голосовании гражданин Российской Федерации не только должен обладать активным избирательным правом на соответствующих выборах, но и иметь действующую подтвержденную учетную запись пользователя федеральной ГИС "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)", используемой в качестве федеральной информационной системы ДЭГ. При этом данные избирателя в этой системе должны соответствовать его данным в Регистре избирателей, участников референдума ГАС РФ "Выборы" на комплексе средств автоматизации ЦИК России, кроме того, он должен быть зарегистрированным по месту жительства на территории, где проводится дистанционное электронное голосование.
Статья: Цифровые архивы: в поиск перспективной модели развития
(Тюрин В.)
("Делопроизводство", 2025, N 2)Множество пользователей цифрового архива, как правило, не равно множеству пользователей системы, информация которой архивируется - в основном из-за разных решаемых ими задач. И если, например, содержимое цифрового архива публично доступно для значительно расширенного круга лиц, то в отношении информации, которую предполагается в такой архив помещать, должны быть определены соответствующие условия ее открытости. Вполне возможно предоставление доступа к архивированной информации не только лицам, которые ранее ее использовали (до помещения в цифровой архив), но и, например, сторонним пользователям: участникам отраслевых ассоциаций, работникам государственных и некоммерческих организаций, гражданским исследователям, независимым аналитикам, обучающимся и преподавателям вузов. Для каждой группы пользователей цифрового архива, безусловно, определяются своя ценность и свои персонализированные ценностные предложения.
(Тюрин В.)
("Делопроизводство", 2025, N 2)Множество пользователей цифрового архива, как правило, не равно множеству пользователей системы, информация которой архивируется - в основном из-за разных решаемых ими задач. И если, например, содержимое цифрового архива публично доступно для значительно расширенного круга лиц, то в отношении информации, которую предполагается в такой архив помещать, должны быть определены соответствующие условия ее открытости. Вполне возможно предоставление доступа к архивированной информации не только лицам, которые ранее ее использовали (до помещения в цифровой архив), но и, например, сторонним пользователям: участникам отраслевых ассоциаций, работникам государственных и некоммерческих организаций, гражданским исследователям, независимым аналитикам, обучающимся и преподавателям вузов. Для каждой группы пользователей цифрового архива, безусловно, определяются своя ценность и свои персонализированные ценностные предложения.
Статья: Право на умный город и механизмы его поддержки в странах современного мира
(Черкасов А.И.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2025, N 4)Как отмечают индийские исследователи Я. Бхатт и Дж. Ройчоудхури, "учитывая ограниченность ресурсов, с которой сталкивается развивающаяся экономика с быстрорастущим населением, SCM не ставила своей целью дать единое определение умного города, предоставив городам возможность определять его так, как они считают нужным" <13>. Важнейшей задачей SCM стало "предоставление частному сектору возможности участия в городском развитии и наращивание потенциала городских органов власти", и поэтому неудивительно, что "цели и стремления SCM немного не укладываются в то общее понимание, которое может иметь читатель относительно технологически продвинутого городского пространства" <14>. Как отмечают М. Муллик и А. Патнаик, "Индия, с ее социально-экономическим, культурным и цифровым неравенством, фокусируется на использовании инициатив умного города для удовлетворения основных социально-экономических потребностей и сокращения неравенства" <15>. Как и в других развивающихся странах, весомым препятствием для развития умных городов в Индии (с ее многочисленными трущобами) стало "отсутствие необходимой базовой инфраструктуры и системы ее обслуживания" <16>.
(Черкасов А.И.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2025, N 4)Как отмечают индийские исследователи Я. Бхатт и Дж. Ройчоудхури, "учитывая ограниченность ресурсов, с которой сталкивается развивающаяся экономика с быстрорастущим населением, SCM не ставила своей целью дать единое определение умного города, предоставив городам возможность определять его так, как они считают нужным" <13>. Важнейшей задачей SCM стало "предоставление частному сектору возможности участия в городском развитии и наращивание потенциала городских органов власти", и поэтому неудивительно, что "цели и стремления SCM немного не укладываются в то общее понимание, которое может иметь читатель относительно технологически продвинутого городского пространства" <14>. Как отмечают М. Муллик и А. Патнаик, "Индия, с ее социально-экономическим, культурным и цифровым неравенством, фокусируется на использовании инициатив умного города для удовлетворения основных социально-экономических потребностей и сокращения неравенства" <15>. Как и в других развивающихся странах, весомым препятствием для развития умных городов в Индии (с ее многочисленными трущобами) стало "отсутствие необходимой базовой инфраструктуры и системы ее обслуживания" <16>.
Статья: Обеспечение равенства при алгоритмическом правоприменении: анализ и перспективы развития
(Майборода В.А.)
("Нотариус", 2025, N 3)Ключевые слова: алгоритмическое принятие решений, цифровое неравенство, автономия воли, искусственный интеллект, защита слабой стороны, автоматизация правоприменения.
(Майборода В.А.)
("Нотариус", 2025, N 3)Ключевые слова: алгоритмическое принятие решений, цифровое неравенство, автономия воли, искусственный интеллект, защита слабой стороны, автоматизация правоприменения.
Статья: Цифровой разрыв в странах современного мира: причины и механизмы преодоления
(Черкасов А.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 5)Статья посвящена проблемам цифрового разрыва и неравенства в сфере использования современных информационных и коммуникационных технологий. Причинами такого разрыва могут быть врожденная технофобия отдельных граждан, их плохое здоровье, пожилой возраст, опасение кражи персональных данных, недостаточность финансовых средств, языковой барьер. Граждане, не способные должным образом пользоваться современными технологиями, фактически лишаются возможности принимать полноценное участие в общественной и политической жизни. Предлагаемые механизмы преодоления цифрового разрыва предусматривают разработку единых стандартов, которые бы обеспечивали равный доступ граждан к Интернету независимо от их технологических знаний и возможностей. Внедрение подобных стандартов представляется особенно важным применительно к гражданам с невысоким уровнем доходов, пожилым, бездомным, а также людям с ограниченными возможностями и слабыми языковыми знаниями. Последствия цифрового разрыва могут быть также смягчены с помощью продуманной политики на рынке труда, соответствующего обучения сотрудников и улучшения системы образования на всех уровнях. Цифровой разрыв является одним из проявлений социального неравенства, и его преодоление в конечном счете вряд ли возможно без сокращения других видов неравенства.
(Черкасов А.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 5)Статья посвящена проблемам цифрового разрыва и неравенства в сфере использования современных информационных и коммуникационных технологий. Причинами такого разрыва могут быть врожденная технофобия отдельных граждан, их плохое здоровье, пожилой возраст, опасение кражи персональных данных, недостаточность финансовых средств, языковой барьер. Граждане, не способные должным образом пользоваться современными технологиями, фактически лишаются возможности принимать полноценное участие в общественной и политической жизни. Предлагаемые механизмы преодоления цифрового разрыва предусматривают разработку единых стандартов, которые бы обеспечивали равный доступ граждан к Интернету независимо от их технологических знаний и возможностей. Внедрение подобных стандартов представляется особенно важным применительно к гражданам с невысоким уровнем доходов, пожилым, бездомным, а также людям с ограниченными возможностями и слабыми языковыми знаниями. Последствия цифрового разрыва могут быть также смягчены с помощью продуманной политики на рынке труда, соответствующего обучения сотрудников и улучшения системы образования на всех уровнях. Цифровой разрыв является одним из проявлений социального неравенства, и его преодоление в конечном счете вряд ли возможно без сокращения других видов неравенства.
Статья: Правовое содержание мошенничества в сфере потребительского кредитования
(Пятов М.Л., Ковалев В.В., Татаренко Т.Г.)
("Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Право", 2024, N 2; 2025, N 1)Безусловно, в настоящее время заинтересованным гражданам доступна информация, предупреждающая о потенциальной возможности воздействия на них мошенников. Так, специальный опрос, проведенный в 2022 г. специалистами ЦБ РФ, показал, что чаще всего информацию о возможном мошенничестве граждане получали: из сюжетов по ТВ и радио - 25,1%; видеороликов - 21,3%; брошюр - 11,8%; печатных СМИ - 10,3%; плакатов - 10,2%; листовок - 8,0%. Однако в условиях постоянного технического совершенствования и технологического обеспечения мошенников и используемых ими методов обмана становящиеся жертвами граждане, даже будучи формально проинформированы о существующих угрозах, оказываются не готовы к воздействию профессиональных преступников, изначально находясь в ситуации "цифрового неравенства" (Соловяненко 2023, 189) по отношению как к преступникам, так и к профессиональным участникам финансовых рынков.
(Пятов М.Л., Ковалев В.В., Татаренко Т.Г.)
("Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Право", 2024, N 2; 2025, N 1)Безусловно, в настоящее время заинтересованным гражданам доступна информация, предупреждающая о потенциальной возможности воздействия на них мошенников. Так, специальный опрос, проведенный в 2022 г. специалистами ЦБ РФ, показал, что чаще всего информацию о возможном мошенничестве граждане получали: из сюжетов по ТВ и радио - 25,1%; видеороликов - 21,3%; брошюр - 11,8%; печатных СМИ - 10,3%; плакатов - 10,2%; листовок - 8,0%. Однако в условиях постоянного технического совершенствования и технологического обеспечения мошенников и используемых ими методов обмана становящиеся жертвами граждане, даже будучи формально проинформированы о существующих угрозах, оказываются не готовы к воздействию профессиональных преступников, изначально находясь в ситуации "цифрового неравенства" (Соловяненко 2023, 189) по отношению как к преступникам, так и к профессиональным участникам финансовых рынков.
Статья: Цифровизация деятельности органов единой системы публичной власти (на примере Курской области)
(Гаврилов А.А.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2025, N 2)Прямое общение представителей органов единой системы публичной власти с населением Курской области осуществляется и через официальные страницы в социальных сетях ("Одноклассники", "ВКонтакте"). Создание и ведение данных страниц, несмотря на очевидные преимущества коммуникации с гражданами, могут иметь ряд негативных последствий. Например, хакерские атаки могут приводить к взлому аккаунтов и утечке конфиденциальной информации или публикации ложных данных от имени представителя органа власти. Возникает проблема перегрузки каналов связи, что может приводить к снижению качества и формализации ответов на запросы жителей. Важным остается и вопрос решения так называемого цифрового неравенства. Так, пожилые люди, жители сельских районов или районов без должной технической оснащенности часто неактивны на данных платформах, что исключает их из диалога с властью.
(Гаврилов А.А.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2025, N 2)Прямое общение представителей органов единой системы публичной власти с населением Курской области осуществляется и через официальные страницы в социальных сетях ("Одноклассники", "ВКонтакте"). Создание и ведение данных страниц, несмотря на очевидные преимущества коммуникации с гражданами, могут иметь ряд негативных последствий. Например, хакерские атаки могут приводить к взлому аккаунтов и утечке конфиденциальной информации или публикации ложных данных от имени представителя органа власти. Возникает проблема перегрузки каналов связи, что может приводить к снижению качества и формализации ответов на запросы жителей. Важным остается и вопрос решения так называемого цифрового неравенства. Так, пожилые люди, жители сельских районов или районов без должной технической оснащенности часто неактивны на данных платформах, что исключает их из диалога с властью.
Статья: Проблема субъектности в информационном праве
(Ефремов А.А.)
("Журнал российского права", 2025, N 8)Ключевыми пробелами законодательного регулирования были указаны неопределенность статуса децентрализованных субъектов (например, блокчейн-сети), а также этические аспекты (дискриминация алгоритмов, цифровое неравенство). Для решения указанных проблем системой ИИ было предложено введение специальных правовых статутов ("электронная личность"), закрепление в национальном праве понятий "цифровой агент", "алгоритмическая система", а также разработка отдельного закона о правовом статусе ИИ и платформ.
(Ефремов А.А.)
("Журнал российского права", 2025, N 8)Ключевыми пробелами законодательного регулирования были указаны неопределенность статуса децентрализованных субъектов (например, блокчейн-сети), а также этические аспекты (дискриминация алгоритмов, цифровое неравенство). Для решения указанных проблем системой ИИ было предложено введение специальных правовых статутов ("электронная личность"), закрепление в национальном праве понятий "цифровой агент", "алгоритмическая система", а также разработка отдельного закона о правовом статусе ИИ и платформ.