Цифровизация промышленного законодательства
Подборка наиболее важных документов по запросу Цифровизация промышленного законодательства (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Правовые аспекты внедрения цифровых технологий в промышленный сектор экономики: вызовы и перспективы
(Белова Ю.Н.)
("Хозяйство и право", 2025, N 3)В основу исследования положено изучение правовых особенностей вовлечения в промышленный оборот цифровых технологий, исследованы подходы к нормативному регулированию цифровизации в российском законодательстве. В статье дается правовая оценка цифровым процессам на отраслевом уровне, перечисляются источники правового регулирования цифровых технологий, отмечаются недостатки рецепции технических терминов при отсутствии их взвешенной межотраслевой оценки. Автор обращает внимание на наиболее проблемные правовые вопросы использования цифровых технологий в промышленном секторе.
(Белова Ю.Н.)
("Хозяйство и право", 2025, N 3)В основу исследования положено изучение правовых особенностей вовлечения в промышленный оборот цифровых технологий, исследованы подходы к нормативному регулированию цифровизации в российском законодательстве. В статье дается правовая оценка цифровым процессам на отраслевом уровне, перечисляются источники правового регулирования цифровых технологий, отмечаются недостатки рецепции технических терминов при отсутствии их взвешенной межотраслевой оценки. Автор обращает внимание на наиболее проблемные правовые вопросы использования цифровых технологий в промышленном секторе.
Статья: Товарный знак в составе "цифрового продукта": правовые проблемы использования
(Пшенова А.В.)
("Право и бизнес", 2021, N 3)Авторы утверждают, что такая ситуация на практике может стать достаточно редкой, а соответственно, в эпоху цифровизации законодательство о товарных знаках будет применяться существенно реже, в то время как законодательство о промышленных образцах и авторских правах выйдет на передний план <6>. Видится, что нет причин не согласиться с подобным утверждением.
(Пшенова А.В.)
("Право и бизнес", 2021, N 3)Авторы утверждают, что такая ситуация на практике может стать достаточно редкой, а соответственно, в эпоху цифровизации законодательство о товарных знаках будет применяться существенно реже, в то время как законодательство о промышленных образцах и авторских правах выйдет на передний план <6>. Видится, что нет причин не согласиться с подобным утверждением.
Нормативные акты
Приказ Минпромторга России от 23.06.2016 N 2091
(ред. от 12.08.2021)
"Об утверждении Концепции развития государственной информационной системы промышленности"рост аудитории и интенсивности использования сервисов ГИСП в условиях роста интереса государства к цифровизации, выраженного в утверждении национальных целей, реализации концепции "государство как платформа", стимулировании предоставления цифровых сервисов для бизнеса, развитии новых ГИС и развитии законодательства, регулирующего вопросы предоставления цифровых сервисов и применения новых информационных технологий;
(ред. от 12.08.2021)
"Об утверждении Концепции развития государственной информационной системы промышленности"рост аудитории и интенсивности использования сервисов ГИСП в условиях роста интереса государства к цифровизации, выраженного в утверждении национальных целей, реализации концепции "государство как платформа", стимулировании предоставления цифровых сервисов для бизнеса, развитии новых ГИС и развитии законодательства, регулирующего вопросы предоставления цифровых сервисов и применения новых информационных технологий;
Статья: Вопросы обеспечения национальной безопасности государства в условиях цифровизации
(Колоткина О.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 7)Пока государство не обеспечит эффективную политику в сфере цифровых технологий, не закрепит законодательно базовые категории, связанные с цифровой деятельностью и видами национальной безопасности, данные инновации будут работать против государства. Правовое регулирование цифровизации должно направить технологизацию во благо государства и иных субъектов, ибо процессы цифровизации и национальная безопасность находятся в тесной взаимосвязи.
(Колоткина О.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 7)Пока государство не обеспечит эффективную политику в сфере цифровых технологий, не закрепит законодательно базовые категории, связанные с цифровой деятельностью и видами национальной безопасности, данные инновации будут работать против государства. Правовое регулирование цифровизации должно направить технологизацию во благо государства и иных субъектов, ибо процессы цифровизации и национальная безопасность находятся в тесной взаимосвязи.
Статья: Модель формирования национальной системы профессионального оказания юридической помощи в России в контексте глобальной и корпоративной информатизации (цифровизации)
(Гаврилов С.Н.)
("Адвокатская практика", 2021, N 1)Использование экспертного потенциала адвокатуры в законотворческом процессе и оценке результатов реализации права путем создания корпоративных (в адвокатуре), интегрированных с общенациональной систем (механизмов, процедур), включающих проведение правовых экспертиз законопроектов, анализ действующего законодательства, мониторинг процесса и результатов реализации права и др., позволило бы повысить качество законодательства, а также совершенствовать систему правоприменения.
(Гаврилов С.Н.)
("Адвокатская практика", 2021, N 1)Использование экспертного потенциала адвокатуры в законотворческом процессе и оценке результатов реализации права путем создания корпоративных (в адвокатуре), интегрированных с общенациональной систем (механизмов, процедур), включающих проведение правовых экспертиз законопроектов, анализ действующего законодательства, мониторинг процесса и результатов реализации права и др., позволило бы повысить качество законодательства, а также совершенствовать систему правоприменения.
Статья: Доменное имя как объект гражданских прав: проблемы правовой охраны
(Сальникова А.В., Куренкова Е.И.)
("ИС. Промышленная собственность", 2025, N 1)Следующая проблема может быть обозначена как несоответствие национального и наднационального законодательства современным реалиям. Процесс цифровизации настолько стремителен, что современное законодательство не всегда успевает за всеми его изменениями. Чтобы подтвердить этот факт, достаточно привести законы, которыми регулируется сфера интеллектуальной собственности (ИС). Речь идет прежде всего о международных правовых актах - это Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений от 9 сентября 1886 года, Парижская конвенция по охране промышленной собственности от 20 марта 1883 года, Женевская конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм от 29 октября 1971 года, на положения которых опираются многие российские нормативные правовые акты, регулирующие вопросы в сфере использования ОИС. Но так как эти Конвенции были созданы еще в прошлом и даже позапрошлом веках, то эффективно отвечать на современные вызовы они уже не могут. Кроме того, еще одним доказательством того, что законодательство часто не успевает за всеми изменениями, служит то, что суды, исходя из аналогии права и аналогии закона, вырабатывают временный подход при разрешении споров, то есть формируется судебная практика, которая в условиях отсутствия законов работает над толкованием того, что есть. В качестве примера можно привести криптовалюту - биткоин. До его официального закрепления в российском законодательстве, а именно в Федеральном законе от 31.07.2020 N 259-ФЗ "О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", биткоин прямо признавался судебной практикой как имущество. Федеральным законом N 259-ФЗ "цифровой валютой признается совокупность электронных данных (цифрового кода или обозначения), содержащихся в информационной системе".
(Сальникова А.В., Куренкова Е.И.)
("ИС. Промышленная собственность", 2025, N 1)Следующая проблема может быть обозначена как несоответствие национального и наднационального законодательства современным реалиям. Процесс цифровизации настолько стремителен, что современное законодательство не всегда успевает за всеми его изменениями. Чтобы подтвердить этот факт, достаточно привести законы, которыми регулируется сфера интеллектуальной собственности (ИС). Речь идет прежде всего о международных правовых актах - это Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений от 9 сентября 1886 года, Парижская конвенция по охране промышленной собственности от 20 марта 1883 года, Женевская конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм от 29 октября 1971 года, на положения которых опираются многие российские нормативные правовые акты, регулирующие вопросы в сфере использования ОИС. Но так как эти Конвенции были созданы еще в прошлом и даже позапрошлом веках, то эффективно отвечать на современные вызовы они уже не могут. Кроме того, еще одним доказательством того, что законодательство часто не успевает за всеми изменениями, служит то, что суды, исходя из аналогии права и аналогии закона, вырабатывают временный подход при разрешении споров, то есть формируется судебная практика, которая в условиях отсутствия законов работает над толкованием того, что есть. В качестве примера можно привести криптовалюту - биткоин. До его официального закрепления в российском законодательстве, а именно в Федеральном законе от 31.07.2020 N 259-ФЗ "О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", биткоин прямо признавался судебной практикой как имущество. Федеральным законом N 259-ФЗ "цифровой валютой признается совокупность электронных данных (цифрового кода или обозначения), содержащихся в информационной системе".
Статья: Правовые аспекты цифровизации лесной отрасли
(Жаворонкова Н.Г., Шпаковский Ю.Г.)
("Право и цифровая экономика", 2021, N 4)На успех цифровизации лесной отрасли будут влиять следующие факторы:
(Жаворонкова Н.Г., Шпаковский Ю.Г.)
("Право и цифровая экономика", 2021, N 4)На успех цифровизации лесной отрасли будут влиять следующие факторы:
"Право интеллектуальной собственности в условиях развития новых технологий: монография"
(Моргунова Е.А., Шахназаров Б.А.)
("Норма", "ИНФРА-М", 2023)§ 1. Тенденции законодательства об интеллектуальной
(Моргунова Е.А., Шахназаров Б.А.)
("Норма", "ИНФРА-М", 2023)§ 1. Тенденции законодательства об интеллектуальной
Статья: Цифровизация и коллективные трудовые права в отдельных странах Европейского союза
(Избиенова Т.А.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2023, N 3)Цифровизация экономики стала новой реальностью, которая не только значительно автоматизировала труд работников, но и вынудила посмотреть на базовые трудовые права работников под другим углом и задуматься о перспективах их развития и, возможно, дальнейшего существования. Распространение нестандартных форм занятости, рост которых отчасти был вызван цифровизацией труда в промышленно развитых и развивающихся странах за последние десятилетия, вызвало дискуссии о наличии потенциальных рисков разрушения социальных связей между субъектами трудовых отношений и создании предпосылок для искусственного избавления бизнеса от социальной ответственности <1>, что закономерно инициировало дебаты о том, как изменить трудовое законодательство, чтобы приспособиться к этим новым форматам <2>.
(Избиенова Т.А.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2023, N 3)Цифровизация экономики стала новой реальностью, которая не только значительно автоматизировала труд работников, но и вынудила посмотреть на базовые трудовые права работников под другим углом и задуматься о перспективах их развития и, возможно, дальнейшего существования. Распространение нестандартных форм занятости, рост которых отчасти был вызван цифровизацией труда в промышленно развитых и развивающихся странах за последние десятилетия, вызвало дискуссии о наличии потенциальных рисков разрушения социальных связей между субъектами трудовых отношений и создании предпосылок для искусственного избавления бизнеса от социальной ответственности <1>, что закономерно инициировало дебаты о том, как изменить трудовое законодательство, чтобы приспособиться к этим новым форматам <2>.
Статья: Влияние процесса цифровизации на социальную среду в России
(Тикиджи А.Э.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 8)Тикиджи Александр Эдемович, аспирант кафедры фундаментальных юридических и социально-гуманитарных дисциплин Московского финансово-промышленного университета "Синергия".
(Тикиджи А.Э.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 8)Тикиджи Александр Эдемович, аспирант кафедры фундаментальных юридических и социально-гуманитарных дисциплин Московского финансово-промышленного университета "Синергия".
Статья: О роли специальных и экспериментальных режимов в развитии конкурентоспособных цифровых технологий
(Громова Е.А.)
("Юрист", 2021, N 11)Цифровые технологии создаются и внедряются в границах ряда территорий со специальным режимом предпринимательской деятельности. Так, создание инновационных технологий в условиях специального режима напрямую предусматривается законодательством об особых экономических зонах, например для резидентов особых экономических зон промышленно-производственного и технико-внедренческого типов, а также особой экономической зоны Калининградской области. Например, резидентом технико-внедренческой ОЭЗ г. Томска осуществляются разработки в области цифровизации промышленной безопасности и производства; ОЭЗ "Иннополис" - создание распределенного облачного хранилища данных; ОЭЗ в Калининградской области - разработка программного обеспечения "умных городов" и каршеринговых систем.
(Громова Е.А.)
("Юрист", 2021, N 11)Цифровые технологии создаются и внедряются в границах ряда территорий со специальным режимом предпринимательской деятельности. Так, создание инновационных технологий в условиях специального режима напрямую предусматривается законодательством об особых экономических зонах, например для резидентов особых экономических зон промышленно-производственного и технико-внедренческого типов, а также особой экономической зоны Калининградской области. Например, резидентом технико-внедренческой ОЭЗ г. Томска осуществляются разработки в области цифровизации промышленной безопасности и производства; ОЭЗ "Иннополис" - создание распределенного облачного хранилища данных; ОЭЗ в Калининградской области - разработка программного обеспечения "умных городов" и каршеринговых систем.
"Доказывание и принятие решений в состязательном уголовном судопроизводстве: монография"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(отв. ред. Л.Н. Масленникова)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2022)<867> См.: Воскобитова Л.А. Основы уголовного судопроизводства и цифровизация // Российская правовая система в условиях четвертой промышленной революции: XVI Междунар. науч.-практ. конф. (Кутафинские чтения): матер. конф.: в 3 ч. Ч. 3. С. 75 - 86; Вилкова Т.Ю., Масленникова Л.Н. Указ. соч. С. 728 - 751.
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(отв. ред. Л.Н. Масленникова)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2022)<867> См.: Воскобитова Л.А. Основы уголовного судопроизводства и цифровизация // Российская правовая система в условиях четвертой промышленной революции: XVI Междунар. науч.-практ. конф. (Кутафинские чтения): матер. конф.: в 3 ч. Ч. 3. С. 75 - 86; Вилкова Т.Ю., Масленникова Л.Н. Указ. соч. С. 728 - 751.
Статья: К вопросу о реализации принципов контрактной системы: современный взгляд
(Лайченкова Н.Н.)
("Безопасность бизнеса", 2024, N 2)В настоящее время Российская Федерация ориентирована на инновационное развитие, внедрение цифровых технологий во все сферы жизнедеятельности, что подтверждается не только озвучиваемой органами власти позицией <15>, но и принятием соответствующего данным целям законодательства. Так, Федеральным законом от 31 декабря 2014 г. N 488-ФЗ "О промышленной политике" <16> обеспечивается поддержка научно-технической деятельности и инновационной деятельности при осуществлении промышленной политики, Стратегия национальной безопасности <17> говорит об "обеспечении приоритетного использования в информационной инфраструктуре Российской Федерации российских информационных технологий и оборудования, отвечающих требованиям информационной безопасности, в том числе при реализации национальных проектов (программ) и решении задач в области цифровизации экономики и государственного управления" и т.д.
(Лайченкова Н.Н.)
("Безопасность бизнеса", 2024, N 2)В настоящее время Российская Федерация ориентирована на инновационное развитие, внедрение цифровых технологий во все сферы жизнедеятельности, что подтверждается не только озвучиваемой органами власти позицией <15>, но и принятием соответствующего данным целям законодательства. Так, Федеральным законом от 31 декабря 2014 г. N 488-ФЗ "О промышленной политике" <16> обеспечивается поддержка научно-технической деятельности и инновационной деятельности при осуществлении промышленной политики, Стратегия национальной безопасности <17> говорит об "обеспечении приоритетного использования в информационной инфраструктуре Российской Федерации российских информационных технологий и оборудования, отвечающих требованиям информационной безопасности, в том числе при реализации национальных проектов (программ) и решении задач в области цифровизации экономики и государственного управления" и т.д.