Цифровизация бюджетного процесса
Подборка наиболее важных документов по запросу Цифровизация бюджетного процесса (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Общие тенденции цифровизации бюджетного процесса в Российской Федерации
(Забралова О.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 11)"Актуальные проблемы российского права", 2024, N 11
(Забралова О.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 11)"Актуальные проблемы российского права", 2024, N 11
Статья: Цифровая трансформация как инструмент повышения эффективности бюджетных процессов
(Ильичева (Кошелева) И.А.)
("Финансовое право", 2021, N 10)Так, участники бюджетного процесса вступают во взаимодействие с информационной системой путем внесения в нее определенной информации и получения от информационной системы встречной информации. В то же время современные условия цифровизации предусматривают возможность интеграции различных информационных систем между собой <29>. В рамках данного процесса информационные системы в автоматическом режиме без непосредственного участия участников бюджетных правоотношений могут обмениваться содержащейся в них информацией, синхронизируя и объединяя ее <30>. Тем самым можно сделать вывод, что налицо дуализм роли информационных систем в процессе формирования, распределения и использования публичных фондов денежных средств. Поскольку, с одной стороны, информационные системы выполняют роль цифрового способа бюджетного процесса. С другой стороны, информационные системы являются составной частью процессов формирования, распределения и использования публичных фондов денежных средств <31>. При таких обстоятельствах ряд исследователей утверждают, что можно рассуждать о формировании нового вида финансовых правоотношений - правоотношений по управлению информационной системой, посредством которой организуются и обеспечиваются формирование, распределение и использование публичных фондов денежных средств по взаимодействию субъектов финансовой деятельности с операторами информационных систем так называемых финансово-информационных отношений <32>. Иными словами, использование цифровых инструментов в бюджетных отношениях приводит к формированию и в перспективе к модифицированию активно развивающихся информационных отношений <33>. При этом нельзя не отметить, что цифровизация бюджетного процесса прежде всего связана с технологическими изменениями в его осуществлении, а не с изменением сущности самого бюджетного процесса, содержанием его стадий и бюджетной правосубъектностью участников бюджетного процесса.
(Ильичева (Кошелева) И.А.)
("Финансовое право", 2021, N 10)Так, участники бюджетного процесса вступают во взаимодействие с информационной системой путем внесения в нее определенной информации и получения от информационной системы встречной информации. В то же время современные условия цифровизации предусматривают возможность интеграции различных информационных систем между собой <29>. В рамках данного процесса информационные системы в автоматическом режиме без непосредственного участия участников бюджетных правоотношений могут обмениваться содержащейся в них информацией, синхронизируя и объединяя ее <30>. Тем самым можно сделать вывод, что налицо дуализм роли информационных систем в процессе формирования, распределения и использования публичных фондов денежных средств. Поскольку, с одной стороны, информационные системы выполняют роль цифрового способа бюджетного процесса. С другой стороны, информационные системы являются составной частью процессов формирования, распределения и использования публичных фондов денежных средств <31>. При таких обстоятельствах ряд исследователей утверждают, что можно рассуждать о формировании нового вида финансовых правоотношений - правоотношений по управлению информационной системой, посредством которой организуются и обеспечиваются формирование, распределение и использование публичных фондов денежных средств по взаимодействию субъектов финансовой деятельности с операторами информационных систем так называемых финансово-информационных отношений <32>. Иными словами, использование цифровых инструментов в бюджетных отношениях приводит к формированию и в перспективе к модифицированию активно развивающихся информационных отношений <33>. При этом нельзя не отметить, что цифровизация бюджетного процесса прежде всего связана с технологическими изменениями в его осуществлении, а не с изменением сущности самого бюджетного процесса, содержанием его стадий и бюджетной правосубъектностью участников бюджетного процесса.
Статья: "Публичные расходы" в финансовом праве: проблемы систематизации
(Воробьев Н.С.)
("Финансовое право", 2025, N 3)Таким образом, систематизация публичных расходов требует комплексного подхода, сочетающего в себе закрепление в бюджетном законодательстве определения публичных расходов, их унификацию и внедрение цифровых инструментов государственного управления для осуществления эффективного контроля расходов. Ключевым критерием систематизации выступает публичный интерес, который должен стать основой для распределения средств, минимизации издержек и предотвращения конфликтов между частными и государственными целями. Цифровизация бюджетного процесса и внедрение современных методов управления, таких как планирование и прогнозирование, позволят адаптировать правовое регулирование к вызовам цифровой экономики, а также учесть внешнеэкономические и геополитические риски, что минимизирует вероятность возникновения негативных последствий. Решение поставленных задач станет важным шагом на пути к формированию более эффективной и справедливой бюджетной политики Российской Федерации, что позволит оптимизировать использование государственных ресурсов, повысить качество государственных услуг и обеспечить устойчивое развитие страны в долгосрочной перспективе.
(Воробьев Н.С.)
("Финансовое право", 2025, N 3)Таким образом, систематизация публичных расходов требует комплексного подхода, сочетающего в себе закрепление в бюджетном законодательстве определения публичных расходов, их унификацию и внедрение цифровых инструментов государственного управления для осуществления эффективного контроля расходов. Ключевым критерием систематизации выступает публичный интерес, который должен стать основой для распределения средств, минимизации издержек и предотвращения конфликтов между частными и государственными целями. Цифровизация бюджетного процесса и внедрение современных методов управления, таких как планирование и прогнозирование, позволят адаптировать правовое регулирование к вызовам цифровой экономики, а также учесть внешнеэкономические и геополитические риски, что минимизирует вероятность возникновения негативных последствий. Решение поставленных задач станет важным шагом на пути к формированию более эффективной и справедливой бюджетной политики Российской Федерации, что позволит оптимизировать использование государственных ресурсов, повысить качество государственных услуг и обеспечить устойчивое развитие страны в долгосрочной перспективе.
Статья: Пути повышения эффективности расходования бюджетных средств в таможенных органах на примере центрального таможенного управления
(Сычева А.Е.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 8)Ключевые слова: бюджетная классификация, эффективность и оптимизация расходования бюджетных средств, таможенные органы, Центральное таможенное управление, внутренний финансовый контроль, цифровизация бюджетного процесса, государственные закупки, ГИИС "Электронный бюджет".
(Сычева А.Е.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 8)Ключевые слова: бюджетная классификация, эффективность и оптимизация расходования бюджетных средств, таможенные органы, Центральное таможенное управление, внутренний финансовый контроль, цифровизация бюджетного процесса, государственные закупки, ГИИС "Электронный бюджет".
Статья: Субъекты бюджетного права: трансформация правового статуса на современном этапе развития общества и государства
(Леднева Ю.В.)
("Финансовое право", 2021, N 4)Новые приоритеты развития российского общества и государства на современном этапе повлекли трансформацию правового статуса субъектов бюджетного права по двум направлениям. Во-первых, в 2019 - 2020 годах появились новые субъекты бюджетного права: муниципальные округа, публично-правовая компания "Единый заказчик в сфере строительства". Во-вторых, произошли изменения в полномочиях действующих субъектов бюджетного права в таких сферах, как цифровизация бюджетного процесса и исполнение бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. И если цифровизация бюджетного процесса затронула всех субъектов бюджетного права, то изменение системы исполнения бюджетов главным образом отразилось на Федеральном казначействе, полномочия которого с 1 января 2021 года существенно расширились в связи с переходом к казначейскому обслуживанию бюджетов. На основе анализа положений действующего бюджетного законодательства Российской Федерации и проекта Бюджетного кодекса Российской Федерации делается вывод о перманентности процесса трансформации правового статуса субъектов бюджетного права и его обусловленности происходящими в жизни общества и государства изменениями, стоящими перед обществом и государством целями и задачами на каждом конкретном этапе их исторического развития.
(Леднева Ю.В.)
("Финансовое право", 2021, N 4)Новые приоритеты развития российского общества и государства на современном этапе повлекли трансформацию правового статуса субъектов бюджетного права по двум направлениям. Во-первых, в 2019 - 2020 годах появились новые субъекты бюджетного права: муниципальные округа, публично-правовая компания "Единый заказчик в сфере строительства". Во-вторых, произошли изменения в полномочиях действующих субъектов бюджетного права в таких сферах, как цифровизация бюджетного процесса и исполнение бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. И если цифровизация бюджетного процесса затронула всех субъектов бюджетного права, то изменение системы исполнения бюджетов главным образом отразилось на Федеральном казначействе, полномочия которого с 1 января 2021 года существенно расширились в связи с переходом к казначейскому обслуживанию бюджетов. На основе анализа положений действующего бюджетного законодательства Российской Федерации и проекта Бюджетного кодекса Российской Федерации делается вывод о перманентности процесса трансформации правового статуса субъектов бюджетного права и его обусловленности происходящими в жизни общества и государства изменениями, стоящими перед обществом и государством целями и задачами на каждом конкретном этапе их исторического развития.
"Цифровая сущность финансового права: прошлое, настоящее, будущее: монография"
(под ред. И.И. Кучерова, Н.А. Поветкиной)
("ИЗиСП", "Юриспруденция", 2022)Государственная интегрированная информационная система управления общественными финансами "Электронный бюджет" <1> (ГИИС "Электронный бюджет"), которая предназначена для оптимизации государственного финансового контроля в бюджетной сфере, а также обеспечения прозрачности, открытости и подотчетности деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, повышения качества их финансового менеджмента с применением современных информационных технологий. В целях цифровизации бюджетного процесса в ГИИС "Электронный бюджет" функционируют следующие подсистемы: планирования, управления расходами, управления доходами, управления денежными средствами, управления закупками, управления государственным долгом и финансовыми активами, управления нефинансовыми активами, управления оплатой труда, финансового контроля, ведения нормативной справочной информации, учета и отчетности, информационно-аналитического обеспечения, управления национальными проектами, управления государственными программами.
(под ред. И.И. Кучерова, Н.А. Поветкиной)
("ИЗиСП", "Юриспруденция", 2022)Государственная интегрированная информационная система управления общественными финансами "Электронный бюджет" <1> (ГИИС "Электронный бюджет"), которая предназначена для оптимизации государственного финансового контроля в бюджетной сфере, а также обеспечения прозрачности, открытости и подотчетности деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, повышения качества их финансового менеджмента с применением современных информационных технологий. В целях цифровизации бюджетного процесса в ГИИС "Электронный бюджет" функционируют следующие подсистемы: планирования, управления расходами, управления доходами, управления денежными средствами, управления закупками, управления государственным долгом и финансовыми активами, управления нефинансовыми активами, управления оплатой труда, финансового контроля, ведения нормативной справочной информации, учета и отчетности, информационно-аналитического обеспечения, управления национальными проектами, управления государственными программами.
"Финансовый контроль публичных закупок в Российской Федерации: монография"
(Кикавец В.В., Цареградская Ю.К.)
(под ред. В.В. Кикавца)
("Проспект", 2022)Полагаем, что взаимосвязанная и концептуально выдержанная цифровизация бюджетного процесса и публичных закупок будет способствовать оптимальной реализации государственного финансового контроля, помимо ревизии, проверки и обследования, путем применения цифрового бюджетного мониторинга.
(Кикавец В.В., Цареградская Ю.К.)
(под ред. В.В. Кикавца)
("Проспект", 2022)Полагаем, что взаимосвязанная и концептуально выдержанная цифровизация бюджетного процесса и публичных закупок будет способствовать оптимальной реализации государственного финансового контроля, помимо ревизии, проверки и обследования, путем применения цифрового бюджетного мониторинга.