Цифровая зрелость
Подборка наиболее важных документов по запросу Цифровая зрелость (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Право на умный город и механизмы его поддержки в странах современного мира
(Черкасов А.И.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2025, N 4)Аналогичным образом в г. Стокгольме в апреле 2017 г. городским советом была принята Стратегия умного города <21>, нацеленная на то, чтобы повысить качество жизни горожан, улучшить предпринимательский климат, а к 2040 г. сделать Стокгольм одним из самых умных городов мира. Большое значение указанная стратегия придает устойчивости городского развития, утверждая в качестве основных характеристик умного города "подключенность, открытость и инновационность". В Стратегии утверждается, что в шведской столице имеются необходимые условия для того, чтобы сделать жизнь проще и лучше для всех, кто живет, находится или работает в г. Стокгольме: развитое гендерное равенство, передовая ИТ-инфраструктура, цифровая зрелость, относительно высокий уровень доходов и множество возможностей для цифровизации. Одной из целей города является отказ от ископаемого топлива к 2040 г. в целях сокращения выбросов парниковых газов.
(Черкасов А.И.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2025, N 4)Аналогичным образом в г. Стокгольме в апреле 2017 г. городским советом была принята Стратегия умного города <21>, нацеленная на то, чтобы повысить качество жизни горожан, улучшить предпринимательский климат, а к 2040 г. сделать Стокгольм одним из самых умных городов мира. Большое значение указанная стратегия придает устойчивости городского развития, утверждая в качестве основных характеристик умного города "подключенность, открытость и инновационность". В Стратегии утверждается, что в шведской столице имеются необходимые условия для того, чтобы сделать жизнь проще и лучше для всех, кто живет, находится или работает в г. Стокгольме: развитое гендерное равенство, передовая ИТ-инфраструктура, цифровая зрелость, относительно высокий уровень доходов и множество возможностей для цифровизации. Одной из целей города является отказ от ископаемого топлива к 2040 г. в целях сокращения выбросов парниковых газов.
Статья: Документирование инженерных проектов, переход на ЭДО
(Сухоруких П.)
("Делопроизводство", 2025, N 3)Если завтра к вам придет запрос от Ростехнадзора на представление полного комплекта исполнительной документации по объекту, сданному три года назад, сколько времени потребуется вашей компании на его выполнение? Неделя? День? Час? Ответ на этот вопрос с предельной точностью определяет уровень цифровой зрелости вашего бизнеса и в конечном счете его операционную устойчивость.
(Сухоруких П.)
("Делопроизводство", 2025, N 3)Если завтра к вам придет запрос от Ростехнадзора на представление полного комплекта исполнительной документации по объекту, сданному три года назад, сколько времени потребуется вашей компании на его выполнение? Неделя? День? Час? Ответ на этот вопрос с предельной точностью определяет уровень цифровой зрелости вашего бизнеса и в конечном счете его операционную устойчивость.
Нормативные акты
Статья: Оценка использования цифровых технологий промышленными предприятиями
(Шешукова Т.Г., Овчинников С.О.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, N 8)Выводы. Обоснование необходимости цифровой трансформации в промышленности должно основываться на объективных данных, позволяющих дать адекватную оценку уровня цифровизации отрасли и отдельного предприятия. Однако существующие модели, позволяющие оценить цифровую зрелость предприятия, не учитывают принцип учета затрат, связанных с проведением цифровой трансформации, и не определяют результативность деятельности по реализации инноваций достоверно, что возможно решить с помощью представленного в статье алгоритма формирования универсального комплексного показателя с учетом индикаторов как внешней, так и внутренней среды предприятия.
(Шешукова Т.Г., Овчинников С.О.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, N 8)Выводы. Обоснование необходимости цифровой трансформации в промышленности должно основываться на объективных данных, позволяющих дать адекватную оценку уровня цифровизации отрасли и отдельного предприятия. Однако существующие модели, позволяющие оценить цифровую зрелость предприятия, не учитывают принцип учета затрат, связанных с проведением цифровой трансформации, и не определяют результативность деятельности по реализации инноваций достоверно, что возможно решить с помощью представленного в статье алгоритма формирования универсального комплексного показателя с учетом индикаторов как внешней, так и внутренней среды предприятия.
Статья: Государственное стимулирование разработки и производства высокотехнологичной продукции как фактор развития модели "умных территорий" в условиях цифровизации управления
(Воронова Е.И.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 7)Умный город - это комплексная система, включающая передовые решения в сфере городского планирования, энергетики, транспорта, экологии и общественной безопасности. Развитие цифровой платформы "Умный город" является одной из первостепенных задач в рамках достижения к 2030 г. "цифровой зрелости" государственного и муниципального управления, ключевых отраслей экономики и социальной сферы <1>. Спрос на технологическое, информационное и материальное обеспечение развития умных городов ежегодно возрастает. Особую важность в современных условиях приобретает стимулирование развития отечественных технологий и производство высокотехнологичной продукции как один из способов реализации модели "умных территорий".
(Воронова Е.И.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 7)Умный город - это комплексная система, включающая передовые решения в сфере городского планирования, энергетики, транспорта, экологии и общественной безопасности. Развитие цифровой платформы "Умный город" является одной из первостепенных задач в рамках достижения к 2030 г. "цифровой зрелости" государственного и муниципального управления, ключевых отраслей экономики и социальной сферы <1>. Спрос на технологическое, информационное и материальное обеспечение развития умных городов ежегодно возрастает. Особую важность в современных условиях приобретает стимулирование развития отечественных технологий и производство высокотехнологичной продукции как один из способов реализации модели "умных территорий".
Статья: Использование информационных технологий при осуществлении публичной власти: правовое регулирование, современное состояние и влияние на организацию прокурорской деятельности
(Ступаченко Е.В.)
("Право и цифровая экономика", 2024, N 3)Так, в качестве одной из таких национальных целей пп. "д" п. 1 Указа Президента РФ от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" <63> определена цифровая трансформация, которая направлена на достижение "цифровой зрелости" государственного управления до 2030 г.
(Ступаченко Е.В.)
("Право и цифровая экономика", 2024, N 3)Так, в качестве одной из таких национальных целей пп. "д" п. 1 Указа Президента РФ от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" <63> определена цифровая трансформация, которая направлена на достижение "цифровой зрелости" государственного управления до 2030 г.
Статья: Цифровое неравенство и цифровая трансформация в публичном управлении: эволюция понятия и критериев
(Липчанская М.А., Паламарчук С.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 2)В статье представлен анализ цифрового неравенства регионов и муниципальных образований, выделены три ключевых уровня такого неравенства. Уделено внимание критериям, определяющим рейтинг цифровой трансформации российских регионов, и предложено избирательно распространить данный опыт на муниципальные образования. Предложен авторский подход к содержанию такого критерия, как "цифровая зрелость". Показана важность таких показателей, как цифровая культура органа управления и его кадровая политика, и рекомендовано учитывать их при определении "цифровой зрелости".
(Липчанская М.А., Паламарчук С.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 2)В статье представлен анализ цифрового неравенства регионов и муниципальных образований, выделены три ключевых уровня такого неравенства. Уделено внимание критериям, определяющим рейтинг цифровой трансформации российских регионов, и предложено избирательно распространить данный опыт на муниципальные образования. Предложен авторский подход к содержанию такого критерия, как "цифровая зрелость". Показана важность таких показателей, как цифровая культура органа управления и его кадровая политика, и рекомендовано учитывать их при определении "цифровой зрелости".
Статья: Роль административного права в обеспечении благополучия человека
(Иванова М.А.)
("Административное право и процесс", 2025, N 5)В соответствии с Единым планом по достижению национальных целей развития Российской Федерации <10> к 2030 г. планируется достижение "цифровой зрелости" государственного и муниципального управления, ключевых отраслей экономики и социальной сферы; увеличение к 2030 г. до 99% доли предоставления массовых социально значимых государственных и муниципальных услуг в электронной форме, в том числе внедрение системы поддержки принятия решений в рамках предоставления не менее чем 100 массовых социально значимых государственных услуг в электронной форме в проактивном режиме или при непосредственном обращении заявителя за счет внедрения в деятельность органов государственной власти единой цифровой платформы; обеспечение к 2030 г. повышения уровня удовлетворенности граждан качеством работы государственных и муниципальных служащих и работников организаций социальной сферы не менее чем на 50%.
(Иванова М.А.)
("Административное право и процесс", 2025, N 5)В соответствии с Единым планом по достижению национальных целей развития Российской Федерации <10> к 2030 г. планируется достижение "цифровой зрелости" государственного и муниципального управления, ключевых отраслей экономики и социальной сферы; увеличение к 2030 г. до 99% доли предоставления массовых социально значимых государственных и муниципальных услуг в электронной форме, в том числе внедрение системы поддержки принятия решений в рамках предоставления не менее чем 100 массовых социально значимых государственных услуг в электронной форме в проактивном режиме или при непосредственном обращении заявителя за счет внедрения в деятельность органов государственной власти единой цифровой платформы; обеспечение к 2030 г. повышения уровня удовлетворенности граждан качеством работы государственных и муниципальных служащих и работников организаций социальной сферы не менее чем на 50%.
Статья: Пространственные базы данных как инструмент интеллектуализации и цифровой трансформации промышленного производства
(Лосева О.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 5)Необходимость успешной интеллектуализации и цифровой трансформации промышленности возрастает в свете реализации Концепции технологического развития на период до 2030 года <1>, призванной обеспечить технологический суверенитет России. Несмотря на широкий спектр уже действующих мер государственной поддержки процессов цифровой трансформации национальной экономики, в том числе в интересах технологического суверенитета Российской Федерации, следует отметить пока их недостаточную результативность применительно к промышленности, поскольку "цифровая зрелость" большинства российских промышленных предприятий остается на низком уровне (порядка 45 процентов) <2>.
(Лосева О.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 5)Необходимость успешной интеллектуализации и цифровой трансформации промышленности возрастает в свете реализации Концепции технологического развития на период до 2030 года <1>, призванной обеспечить технологический суверенитет России. Несмотря на широкий спектр уже действующих мер государственной поддержки процессов цифровой трансформации национальной экономики, в том числе в интересах технологического суверенитета Российской Федерации, следует отметить пока их недостаточную результативность применительно к промышленности, поскольку "цифровая зрелость" большинства российских промышленных предприятий остается на низком уровне (порядка 45 процентов) <2>.
"Цифровая сущность финансового права: прошлое, настоящее, будущее: монография"
(под ред. И.И. Кучерова, Н.А. Поветкиной)
("ИЗиСП", "Юриспруденция", 2022)В рамках национальной цели "цифровая трансформация, определенной Указом Президента РФ от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", определено, что к 2030 г. необходимо выйти на достижение "цифровой зрелости" ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, а также государственного управления. К 2030 г. доля массовых социально значимых услуг, доступных в электронном виде, должна составлять до 95%.
(под ред. И.И. Кучерова, Н.А. Поветкиной)
("ИЗиСП", "Юриспруденция", 2022)В рамках национальной цели "цифровая трансформация, определенной Указом Президента РФ от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", определено, что к 2030 г. необходимо выйти на достижение "цифровой зрелости" ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, а также государственного управления. К 2030 г. доля массовых социально значимых услуг, доступных в электронном виде, должна составлять до 95%.
Статья: Цифровые архивы: в поиск перспективной модели развития
(Тюрин В.)
("Делопроизводство", 2025, N 2)В бурном информационном потоке экспертных публикаций, конференций, обсуждений и аналитических докладов, посвященных цифровой экономике и цифровой трансформации бизнеса, архивы не представляются чем-то особенно значимым и актуальным. И если о них упоминают, то в основном разбирают два аспекта: первый - оцифровка архивных документов на физических носителях; второй - системы хранения оцифрованных и электронных документов (обычно в формате файлов с метаданными). Однако именно цифровая трансформация архивной деятельности - то, как она воспринимается, понимается, концептуально описывается и реализуется в виде стратегии (ее части) - является интегральным, хоть и не прямым, но весьма характерным маркером уровня цифровой зрелости.
(Тюрин В.)
("Делопроизводство", 2025, N 2)В бурном информационном потоке экспертных публикаций, конференций, обсуждений и аналитических докладов, посвященных цифровой экономике и цифровой трансформации бизнеса, архивы не представляются чем-то особенно значимым и актуальным. И если о них упоминают, то в основном разбирают два аспекта: первый - оцифровка архивных документов на физических носителях; второй - системы хранения оцифрованных и электронных документов (обычно в формате файлов с метаданными). Однако именно цифровая трансформация архивной деятельности - то, как она воспринимается, понимается, концептуально описывается и реализуется в виде стратегии (ее части) - является интегральным, хоть и не прямым, но весьма характерным маркером уровня цифровой зрелости.
Статья: Особенности взаимодействия Социального фонда России с обязанными субъектами в условиях цифровизации государственного управления
(Бит-Шабо И.В.)
("Финансовое право", 2024, N 12)В апреле 2024 г. Правительством РФ для достижения обозначенных целей было издано Распоряжение, касающееся цифровой трансформации социальной сферы, относящейся к деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации <5>, где в качестве основополагающей цели обозначено достижение "цифровой зрелости" в рамках пенсионного и социального страхования, а именно достижение органами (организациями), являющимися субъектами общественных отношений в области пенсионного и социального страхования, необходимого уровня цифрового развития, в первую очередь за счет информатизации процессов взаимодействия с гражданами, формирования внутри этих органов (организаций) соответствующей корпоративной культуры, предопределяющей уровень цифровых компетенций каждого из сотрудников, и т.д.
(Бит-Шабо И.В.)
("Финансовое право", 2024, N 12)В апреле 2024 г. Правительством РФ для достижения обозначенных целей было издано Распоряжение, касающееся цифровой трансформации социальной сферы, относящейся к деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации <5>, где в качестве основополагающей цели обозначено достижение "цифровой зрелости" в рамках пенсионного и социального страхования, а именно достижение органами (организациями), являющимися субъектами общественных отношений в области пенсионного и социального страхования, необходимого уровня цифрового развития, в первую очередь за счет информатизации процессов взаимодействия с гражданами, формирования внутри этих органов (организаций) соответствующей корпоративной культуры, предопределяющей уровень цифровых компетенций каждого из сотрудников, и т.д.
Статья: Правовое регулирование цифровизации контрольно-надзорной деятельности в сфере природопользования
(Иксанов Р.А., Владимиров И.А., Токолов А.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 9)В практике контрольно-надзорной деятельности возникают ситуации, когда в разных информационных системах содержится противоречивая информация. Это также является проблемой контрольно-надзорной деятельности. Бумажный сбор и обработка информации снижают эффективность контрольно-надзорной деятельности. Решением проблемы видится переход к повсеместному внедрению цифровых технологий, информационных технологий контрольно-надзорной деятельности. Ситуация, когда одни контрольно-надзорные органы применяют информационные технологии, другие работают на бумаге, влияет на эффективность взаимодействия. Недостаточная цифровая зрелость обусловливает запрос работников контрольно-надзорных органов на обучение в работе с информационными системами в КНД. Решение проблем контрольно-надзорной деятельности видим в осуществлении перехода к проведению большинства внеплановых проверок на основании индикаторов риска. Считаем необходимым установить меры ответственности за неправильный ввод данных должностными лицами контрольно-надзорных органов. Следует изучать положительный, в том числе и зарубежный, опыт внедрения технологии искусственного интеллекта, технологии компьютерного зрения, технологии интернета вещей в контрольно-надзорную деятельность. В частности, Е.В. Гриценко отмечает, что цифровизацию нужно рассматривать как этап информатизации, связанный с использованием искусственного интеллекта <11>. В Российской Федерации частными компаниями разработаны компьютерные программы, предназначенные для распознавания свыше 150 видов сорняков на сельскохозяйственных землях, эта система способна распознавать засорение сорными растениями земель сельскохозяйственного назначения при помощи беспилотных летательных аппаратов, которые осматривают поля, выявляют сорные растения. Данные наработки могут быть использованы контрольно-надзорными органами при выявлении признаков нецелевого использования или неиспользования земель сельскохозяйственного назначения. Еще одним положительным опытом внедрения информационных систем является разработанная система мониторинга промышленных отходов, когда на предприятии, осуществляющем выброс вредных веществ в атмосферный воздух, на дымоходные трубы устанавливается контрольно-измерительное оборудование, данные датчиков которого передаются в режиме реального времени прямо в контрольно-надзорные органы. В информационных системах КНД часто используется программное обеспечение иностранного происхождения, существует зависимость от иностранного программного обеспечения. Это ограничивает развитие отечественных цифровых решений в области контрольно-надзорной деятельности. Также актуальным и острым вопросом остается необходимость обеспечения информационной безопасности, безопасности персональных данных подконтрольных лиц при использовании информационных систем в контрольно-надзорной деятельности.
(Иксанов Р.А., Владимиров И.А., Токолов А.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 9)В практике контрольно-надзорной деятельности возникают ситуации, когда в разных информационных системах содержится противоречивая информация. Это также является проблемой контрольно-надзорной деятельности. Бумажный сбор и обработка информации снижают эффективность контрольно-надзорной деятельности. Решением проблемы видится переход к повсеместному внедрению цифровых технологий, информационных технологий контрольно-надзорной деятельности. Ситуация, когда одни контрольно-надзорные органы применяют информационные технологии, другие работают на бумаге, влияет на эффективность взаимодействия. Недостаточная цифровая зрелость обусловливает запрос работников контрольно-надзорных органов на обучение в работе с информационными системами в КНД. Решение проблем контрольно-надзорной деятельности видим в осуществлении перехода к проведению большинства внеплановых проверок на основании индикаторов риска. Считаем необходимым установить меры ответственности за неправильный ввод данных должностными лицами контрольно-надзорных органов. Следует изучать положительный, в том числе и зарубежный, опыт внедрения технологии искусственного интеллекта, технологии компьютерного зрения, технологии интернета вещей в контрольно-надзорную деятельность. В частности, Е.В. Гриценко отмечает, что цифровизацию нужно рассматривать как этап информатизации, связанный с использованием искусственного интеллекта <11>. В Российской Федерации частными компаниями разработаны компьютерные программы, предназначенные для распознавания свыше 150 видов сорняков на сельскохозяйственных землях, эта система способна распознавать засорение сорными растениями земель сельскохозяйственного назначения при помощи беспилотных летательных аппаратов, которые осматривают поля, выявляют сорные растения. Данные наработки могут быть использованы контрольно-надзорными органами при выявлении признаков нецелевого использования или неиспользования земель сельскохозяйственного назначения. Еще одним положительным опытом внедрения информационных систем является разработанная система мониторинга промышленных отходов, когда на предприятии, осуществляющем выброс вредных веществ в атмосферный воздух, на дымоходные трубы устанавливается контрольно-измерительное оборудование, данные датчиков которого передаются в режиме реального времени прямо в контрольно-надзорные органы. В информационных системах КНД часто используется программное обеспечение иностранного происхождения, существует зависимость от иностранного программного обеспечения. Это ограничивает развитие отечественных цифровых решений в области контрольно-надзорной деятельности. Также актуальным и острым вопросом остается необходимость обеспечения информационной безопасности, безопасности персональных данных подконтрольных лиц при использовании информационных систем в контрольно-надзорной деятельности.