Цифровая железная дорога
Подборка наиболее важных документов по запросу Цифровая железная дорога (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Цифровые платформы: подходы к регулированию
(Терещенко Л.К.)
("Журнал российского права", 2024, N 9)Поставлена задача увеличения к 2030 г. до 99% доли предоставления массовых социально значимых государственных и муниципальных услуг в электронной форме за счет внедрения в деятельность органов государственной власти единой цифровой платформы. Как видим, цифровые платформы активно завоевывают и расширяют круг общественных отношений с их участием. Если совсем недавно правовые поисковые системы на запрос о платформах в законодательстве выдавали только данные о железнодорожных платформах, то теперь цифровые платформы обозначены в программных документах, определена их возрастающая значимость для государственного управления, для экономики страны. Отчасти цифровые платформы уже включены в действующее законодательство, но при этом общего понятия цифровых платформ до сих пор не выработано.
(Терещенко Л.К.)
("Журнал российского права", 2024, N 9)Поставлена задача увеличения к 2030 г. до 99% доли предоставления массовых социально значимых государственных и муниципальных услуг в электронной форме за счет внедрения в деятельность органов государственной власти единой цифровой платформы. Как видим, цифровые платформы активно завоевывают и расширяют круг общественных отношений с их участием. Если совсем недавно правовые поисковые системы на запрос о платформах в законодательстве выдавали только данные о железнодорожных платформах, то теперь цифровые платформы обозначены в программных документах, определена их возрастающая значимость для государственного управления, для экономики страны. Отчасти цифровые платформы уже включены в действующее законодательство, но при этом общего понятия цифровых платформ до сих пор не выработано.
Статья: Цифровизация экономики и ее влияние на реновацию институтов гражданского права
(Емельянцев В.П.)
("Журнал российского права", 2021, N 11)Активное внедрение цифровых платформ проходит в сфере перевозок грузов, пассажиров и багажа <57>. Еще одна пионерская новация с применением цифровых технологий - нормативная квалификация использования автономных (беспилотных) транспортных средств. В Воздушном кодексе РФ (ст. 32) уже закреплены нормативное определение понятий "беспилотное воздушное судно", "беспилотная авиационная система", а также порядок их использования. На повестке дня вопрос о разрешении проблем, препятствующих закреплению в законодательстве правил создания и эксплуатации автономного морского (речного) судна, грузовых перевозок без участия водителя, а также о создании цифровой платформы заказа контейнерных перевозок на железнодорожном транспорте.
(Емельянцев В.П.)
("Журнал российского права", 2021, N 11)Активное внедрение цифровых платформ проходит в сфере перевозок грузов, пассажиров и багажа <57>. Еще одна пионерская новация с применением цифровых технологий - нормативная квалификация использования автономных (беспилотных) транспортных средств. В Воздушном кодексе РФ (ст. 32) уже закреплены нормативное определение понятий "беспилотное воздушное судно", "беспилотная авиационная система", а также порядок их использования. На повестке дня вопрос о разрешении проблем, препятствующих закреплению в законодательстве правил создания и эксплуатации автономного морского (речного) судна, грузовых перевозок без участия водителя, а также о создании цифровой платформы заказа контейнерных перевозок на железнодорожном транспорте.
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 03.06.2019 N 710
(ред. от 17.11.2025)
"О проведении эксперимента по повышению качества и связанности данных, содержащихся в государственных информационных ресурсах"
(вместе с "Положением о проведении эксперимента по повышению качества и связанности данных, содержащихся в государственных информационных ресурсах")I. Сведения, необходимые для проведения эксперимента в части предоставления федеральными органами исполнительной власти, государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, иными органами и организациями, являющимися обладателями и (или) источником сведений, физическим лицам (гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам, лицам без гражданства), юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям доступа через единую систему идентификации и аутентификации к сведениям с возможностью их последующего предоставления кредитным организациям, страховым организациям, микрофинансовым организациям, операторам финансовых платформ, операторам связи и работодателям - юридическим лицам, профессиональным участникам рынка ценных бумаг, негосударственным пенсионным фондам, управляющим компаниям инвестиционных фондов, паевым инвестиционным фондам и негосударственным пенсионным фондам, государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов", бюро кредитных историй, акционерному обществу "Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства", Центральному Банку Российской Федерации, перевозчикам, осуществляющим воздушные и железнодорожные перевозки пассажиров в соответствии с законодательством Российской Федерации, и владельцам инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования с использованием инфраструктуры цифрового профиля, специализированным депозитариям инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, операторам инвестиционных платформ, операторам информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, и операторам обмена цифровых финансовых активов
(ред. от 17.11.2025)
"О проведении эксперимента по повышению качества и связанности данных, содержащихся в государственных информационных ресурсах"
(вместе с "Положением о проведении эксперимента по повышению качества и связанности данных, содержащихся в государственных информационных ресурсах")I. Сведения, необходимые для проведения эксперимента в части предоставления федеральными органами исполнительной власти, государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, иными органами и организациями, являющимися обладателями и (или) источником сведений, физическим лицам (гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам, лицам без гражданства), юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям доступа через единую систему идентификации и аутентификации к сведениям с возможностью их последующего предоставления кредитным организациям, страховым организациям, микрофинансовым организациям, операторам финансовых платформ, операторам связи и работодателям - юридическим лицам, профессиональным участникам рынка ценных бумаг, негосударственным пенсионным фондам, управляющим компаниям инвестиционных фондов, паевым инвестиционным фондам и негосударственным пенсионным фондам, государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов", бюро кредитных историй, акционерному обществу "Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства", Центральному Банку Российской Федерации, перевозчикам, осуществляющим воздушные и железнодорожные перевозки пассажиров в соответствии с законодательством Российской Федерации, и владельцам инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования с использованием инфраструктуры цифрового профиля, специализированным депозитариям инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, операторам инвестиционных платформ, операторам информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, и операторам обмена цифровых финансовых активов
Статья: Надзор за исполнением законодательства о безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта
(Рубцова М.В.)
("Законность", 2025, N 4)В 2023 г. аварийность на железнодорожном транспорте характеризуется следующими цифрами: 17 транспортных происшествий, 5 из них - по причине актов незаконного вмешательства, в том числе 13 крушений (в 2022 г. - 11), 4 аварии (6), 607 (610) сходов подвижного состава; на 18% увеличилось число ДТП на железнодорожных переездах (с 202 до 239). Прокуроры выявляли факты: ненадлежащего содержания железнодорожных переездов, путей, переходов, мостов, платформ; ненадлежащего технического обслуживания и ремонта; нарушения лицензионных требований при работе с опасными грузами; использования непригодных измерительных средств. Транспортные прокуроры продолжили добиваться соответствия Норильской железной дороги установленным требованиям. Генеральная прокуратура РФ по результатам проверок информировала Правительство РФ о проблемах при строительстве Восточного полигона, в том числе об отсутствии нормативного регулирования порядка примыкания строящихся, реконструируемых, восстановленных железнодорожных путей необщего пользования к действующей инфраструктуре <6>. Статистика показывает, что именно нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта приводит к крушениям и авариям на железнодорожном транспорте, а также другим тяжким последствиям. По результатам анализа транспортных происшествий и событий выделяются основные причины возникновения случаев нарушения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта. На путях общего пользования это нарушение технологии производства маневровой работы (84 схода, или 46% от общего количества), нарушение правил ремонта железнодорожного подвижного состава (43 схода, или 23% от общего количества), нарушение правил текущего содержания железнодорожного пути (38 сходов, или 21% от общего количества) <7>. В 2023 г. число ДТП на железнодорожных переездах в России выросло на 12%, в них пострадало 119 и погибло 54 человека. На железнодорожных переездах, так же как и на автомобильных дорогах, дисциплинировать безответственных водителей помогают комплексы фотовидеофиксации. С начала 2024 г. с помощью камер зафиксировано более 170 нарушений правил перехода, а количество нарушений на железнодорожной инфраструктуре снизилось на 50% <8>. Причины аварийности на переездах: нарушение правил водителями автотранспорта, ненадлежащее техническое состояние переездов. Отсутствует федеральный контроль за организациями - балансодержателями переездов. Органы местного самоуправления зачастую не выполняют обязанности, связанные с разметкой, установлением дорожных знаков, барьерных ограждений, дорожек для пешеходов, укомплектованием переездов специальными техническими средствами с функциями фото- и киносъемки, видеозаписи для фиксации нарушений Правил дорожного движения. Есть и несанкционированные переезды. В то же время неправомерно закрываются переезды, переезды делаются неохраняемыми в целях экономии <9>.
(Рубцова М.В.)
("Законность", 2025, N 4)В 2023 г. аварийность на железнодорожном транспорте характеризуется следующими цифрами: 17 транспортных происшествий, 5 из них - по причине актов незаконного вмешательства, в том числе 13 крушений (в 2022 г. - 11), 4 аварии (6), 607 (610) сходов подвижного состава; на 18% увеличилось число ДТП на железнодорожных переездах (с 202 до 239). Прокуроры выявляли факты: ненадлежащего содержания железнодорожных переездов, путей, переходов, мостов, платформ; ненадлежащего технического обслуживания и ремонта; нарушения лицензионных требований при работе с опасными грузами; использования непригодных измерительных средств. Транспортные прокуроры продолжили добиваться соответствия Норильской железной дороги установленным требованиям. Генеральная прокуратура РФ по результатам проверок информировала Правительство РФ о проблемах при строительстве Восточного полигона, в том числе об отсутствии нормативного регулирования порядка примыкания строящихся, реконструируемых, восстановленных железнодорожных путей необщего пользования к действующей инфраструктуре <6>. Статистика показывает, что именно нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта приводит к крушениям и авариям на железнодорожном транспорте, а также другим тяжким последствиям. По результатам анализа транспортных происшествий и событий выделяются основные причины возникновения случаев нарушения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта. На путях общего пользования это нарушение технологии производства маневровой работы (84 схода, или 46% от общего количества), нарушение правил ремонта железнодорожного подвижного состава (43 схода, или 23% от общего количества), нарушение правил текущего содержания железнодорожного пути (38 сходов, или 21% от общего количества) <7>. В 2023 г. число ДТП на железнодорожных переездах в России выросло на 12%, в них пострадало 119 и погибло 54 человека. На железнодорожных переездах, так же как и на автомобильных дорогах, дисциплинировать безответственных водителей помогают комплексы фотовидеофиксации. С начала 2024 г. с помощью камер зафиксировано более 170 нарушений правил перехода, а количество нарушений на железнодорожной инфраструктуре снизилось на 50% <8>. Причины аварийности на переездах: нарушение правил водителями автотранспорта, ненадлежащее техническое состояние переездов. Отсутствует федеральный контроль за организациями - балансодержателями переездов. Органы местного самоуправления зачастую не выполняют обязанности, связанные с разметкой, установлением дорожных знаков, барьерных ограждений, дорожек для пешеходов, укомплектованием переездов специальными техническими средствами с функциями фото- и киносъемки, видеозаписи для фиксации нарушений Правил дорожного движения. Есть и несанкционированные переезды. В то же время неправомерно закрываются переезды, переезды делаются неохраняемыми в целях экономии <9>.