Что включает в себя понятие противодействие коррупции
Подборка наиболее важных документов по запросу Что включает в себя понятие противодействие коррупции (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Основные направления по повышению эффективности противодействия коррупции в органах государственной власти Российской Федерации
(Гончарук Н.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 3)Начать необходимо с определения "коррупция", которое фигурирует в Федеральном законе "О противодействии коррупции". В настоящее время данное понятие включает в себя только использование служебного положения вопреки интересам службы или получение материальных благ. О таких понятиях, как выполнение какой-то просьбы или услуги (например, незаконное устройство ребенка в детский сад, школу, просьба или обещание взятки, услуги прочего характера и т.д.), в определении нет и речи. В этой связи стоит упомянуть ряд мнений, которые неоднократно высказываются в научной общественности по данному вопросу с предложением изменить определение "коррупция" в ст. 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" в части, касающейся взяточничества, а также статьи УК РФ в части взяток и коммерческого подкупа (ст. 184, 200.5, 204, 290), добавив в них неимущественный характер взятки, а также просьбу, обещание и предложение взятки независимо от тяжести состава преступления. Полагаем, что с учетом существующих тенденций в обществе допустимо дополнить определение взятки, включив в него выгоды неимущественного характера. Такой подход позволит расширить возможности при расследовании и наказании лиц за преступления коррупционной направленности.
(Гончарук Н.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 3)Начать необходимо с определения "коррупция", которое фигурирует в Федеральном законе "О противодействии коррупции". В настоящее время данное понятие включает в себя только использование служебного положения вопреки интересам службы или получение материальных благ. О таких понятиях, как выполнение какой-то просьбы или услуги (например, незаконное устройство ребенка в детский сад, школу, просьба или обещание взятки, услуги прочего характера и т.д.), в определении нет и речи. В этой связи стоит упомянуть ряд мнений, которые неоднократно высказываются в научной общественности по данному вопросу с предложением изменить определение "коррупция" в ст. 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" в части, касающейся взяточничества, а также статьи УК РФ в части взяток и коммерческого подкупа (ст. 184, 200.5, 204, 290), добавив в них неимущественный характер взятки, а также просьбу, обещание и предложение взятки независимо от тяжести состава преступления. Полагаем, что с учетом существующих тенденций в обществе допустимо дополнить определение взятки, включив в него выгоды неимущественного характера. Такой подход позволит расширить возможности при расследовании и наказании лиц за преступления коррупционной направленности.
Статья: Административно-правовые вопросы формирования антикоррупционного механизма в сфере миграции
(Жеребцов А.Н., Очередько В.П., Малышев Е.А.)
("Административное право и процесс", 2023, N 11)Профилактика и борьба с коррупцией включают в себя наиболее важную и сложную составляющую деятельности по противодействию коррупции в сфере миграции - ее предупреждение. Категорию "предупреждение" в структуре понятия "борьба" следует толковать в узком понимании в контексте конкретного коррупционного деяния <7>, т.е. предупреждение выступает общепревентивной и частнопревентивной мерами профилактики, которые реализуются на различных стадиях антикоррупционного механизма.
(Жеребцов А.Н., Очередько В.П., Малышев Е.А.)
("Административное право и процесс", 2023, N 11)Профилактика и борьба с коррупцией включают в себя наиболее важную и сложную составляющую деятельности по противодействию коррупции в сфере миграции - ее предупреждение. Категорию "предупреждение" в структуре понятия "борьба" следует толковать в узком понимании в контексте конкретного коррупционного деяния <7>, т.е. предупреждение выступает общепревентивной и частнопревентивной мерами профилактики, которые реализуются на различных стадиях антикоррупционного механизма.
Нормативные акты
<Письмо> Минобрнауки России от 03.08.2015 N 08-1189
"О направлении информации"
(вместе с "Методическими рекомендациями по воспитанию антикоррупционного мировоззрения у школьников и студентов")В соответствии с положениями Федерального закона "О противодействии коррупции" <3>, понятие коррупции включает в себя: злоупотребление служебным положением, дачу взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование гражданином своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды для себя или для третьих лиц (в том числе в интересах организаций).
"О направлении информации"
(вместе с "Методическими рекомендациями по воспитанию антикоррупционного мировоззрения у школьников и студентов")В соответствии с положениями Федерального закона "О противодействии коррупции" <3>, понятие коррупции включает в себя: злоупотребление служебным положением, дачу взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование гражданином своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды для себя или для третьих лиц (в том числе в интересах организаций).
Решение Верховного Суда РФ от 01.03.2021 N АКПИ20-1046
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим письма Минтруда России от 15.10.2012 N 18-2/10/1-2088>Вопреки доводам административного истца участие государственного служащего в осуществлении оперативно-розыскной деятельности, а также деятельности, связанной с предварительным следствием и дознанием по уголовным делам, может порождать коррупционные риски в связи с принятием обязательных решений, включающих в себя как дозволение совершать определенные действия, так и запрет на их совершение, что в целях противодействия коррупции квалифицируется в качестве осуществления функции государственного управления.
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим письма Минтруда России от 15.10.2012 N 18-2/10/1-2088>Вопреки доводам административного истца участие государственного служащего в осуществлении оперативно-розыскной деятельности, а также деятельности, связанной с предварительным следствием и дознанием по уголовным делам, может порождать коррупционные риски в связи с принятием обязательных решений, включающих в себя как дозволение совершать определенные действия, так и запрет на их совершение, что в целях противодействия коррупции квалифицируется в качестве осуществления функции государственного управления.
"Комментарий к Федеральному закону от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)Основанием дисциплинарной ответственности являются нарушение сотрудником служебной дисциплины, а также другие случаи, предусмотренные Законом о службе в органах принудительного исполнения, иными федеральными законами. Например, это несоблюдение сотрудником ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции Законом о службе в органах принудительного исполнения и Федеральным законом от 25.12.2008 N 273 "О противодействии коррупции".
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)Основанием дисциплинарной ответственности являются нарушение сотрудником служебной дисциплины, а также другие случаи, предусмотренные Законом о службе в органах принудительного исполнения, иными федеральными законами. Например, это несоблюдение сотрудником ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции Законом о службе в органах принудительного исполнения и Федеральным законом от 25.12.2008 N 273 "О противодействии коррупции".
Статья: Обязанность уведомления о склонении к коррупционным правонарушениям: квест для чиновника
(Чаннов С.Е.)
("Административное право и процесс", 2025, N 10)Во-вторых, в Федеральном законе "О противодействии коррупции" говорится все же о коррупционных правонарушениях, а не преступлениях. Между тем понятие "правонарушение" в принципе более широкое, чем "преступление", и включает в себя как минимум коррупционные административные правонарушения, гражданско-правовые деликты и коррупционные дисциплинарные проступки (последние, кстати, в законодательстве о государственной и муниципальной службе прямо и недвусмысленно называются коррупционными правонарушениями). Обязанные лица, далеко не все из которых имеют юридическое образование, редко вникают в разграничение между данными юридическими категориями и на практике чаще всего воспринимают рассматриваемую обязанность исключительно в контексте необходимости сообщать о склонении их только к совершению преступных деяний (получение взятки, злоупотребление полномочиями и др.). В результате, с одной стороны, государство не получает полную информацию о противоправных действиях третьих лиц, с другой - обязанные лица, не сообщившие о попытке склонения их, например, нарушить антикоррупционный запрет, привлекаются к ответственности, по сути именно из-за непонимания необходимости исполнения рассматриваемой обязанности в данном случае.
(Чаннов С.Е.)
("Административное право и процесс", 2025, N 10)Во-вторых, в Федеральном законе "О противодействии коррупции" говорится все же о коррупционных правонарушениях, а не преступлениях. Между тем понятие "правонарушение" в принципе более широкое, чем "преступление", и включает в себя как минимум коррупционные административные правонарушения, гражданско-правовые деликты и коррупционные дисциплинарные проступки (последние, кстати, в законодательстве о государственной и муниципальной службе прямо и недвусмысленно называются коррупционными правонарушениями). Обязанные лица, далеко не все из которых имеют юридическое образование, редко вникают в разграничение между данными юридическими категориями и на практике чаще всего воспринимают рассматриваемую обязанность исключительно в контексте необходимости сообщать о склонении их только к совершению преступных деяний (получение взятки, злоупотребление полномочиями и др.). В результате, с одной стороны, государство не получает полную информацию о противоправных действиях третьих лиц, с другой - обязанные лица, не сообщившие о попытке склонения их, например, нарушить антикоррупционный запрет, привлекаются к ответственности, по сути именно из-за непонимания необходимости исполнения рассматриваемой обязанности в данном случае.
Статья: Хищения чужого имущества, совершаемые с использованием служебного положения, как преступления коррупционной направленности
(Решняк М.Г.)
("Безопасность бизнеса", 2021, N 2)С нашей точки зрения, выделение последней группы преступлений с ограничением ее объема исключительно мошенническими посягательствами наряду с воспрепятствованием законной предпринимательской или иной деятельности (ст. 169 УК РФ), ограничением конкуренции (ст. 178 УК РФ) и принуждением к сделке или к отказу от нее (ст. 179 УК РФ) не имеет под собой какую-либо юридическую или социальную основу. Одновременно отметим, что отсутствие законодательного определения содержания и объема понятия коррупционных преступлений (преступлений коррупционной направленности) не способствует формированию четкого представления об особенностях и круге таких деяний, что, в свою очередь, снижает эффективность противодействия коррупции в целом и ее отдельным проявлениям, включая "служебные" хищения. Чтобы бороться с чем-то и рассчитывать на успех, нужно ясно понимать, на что именно направлена борьба. Имеющийся же межведомственный подход к утверждению перечня преступлений коррупционной направленности не обладает необходимой конкретностью и непротиворечивостью, при этом в силу своей природы он ни в коей мере не может восполнить выделенный пробел законодательства. Автор неоднократно обращался к проблемам пробельности уголовного законодательства <4>, однако изменений практически не видно.
(Решняк М.Г.)
("Безопасность бизнеса", 2021, N 2)С нашей точки зрения, выделение последней группы преступлений с ограничением ее объема исключительно мошенническими посягательствами наряду с воспрепятствованием законной предпринимательской или иной деятельности (ст. 169 УК РФ), ограничением конкуренции (ст. 178 УК РФ) и принуждением к сделке или к отказу от нее (ст. 179 УК РФ) не имеет под собой какую-либо юридическую или социальную основу. Одновременно отметим, что отсутствие законодательного определения содержания и объема понятия коррупционных преступлений (преступлений коррупционной направленности) не способствует формированию четкого представления об особенностях и круге таких деяний, что, в свою очередь, снижает эффективность противодействия коррупции в целом и ее отдельным проявлениям, включая "служебные" хищения. Чтобы бороться с чем-то и рассчитывать на успех, нужно ясно понимать, на что именно направлена борьба. Имеющийся же межведомственный подход к утверждению перечня преступлений коррупционной направленности не обладает необходимой конкретностью и непротиворечивостью, при этом в силу своей природы он ни в коей мере не может восполнить выделенный пробел законодательства. Автор неоднократно обращался к проблемам пробельности уголовного законодательства <4>, однако изменений практически не видно.
Статья: "Частные" механизмы противодействия коррупции: оптимизация и пределы экспансии антикоррупционных практик
(Пресняков М.В.)
("Административное право и процесс", 2022, N 9)"Compliance - это соблюдение не только законов и соответствующих им подзаконных актов. В отличие от законности это еще и соблюдение отраслевых стандартов, кодексов, локальных нормативных актов. То есть compliance в деятельности организаций фактически включает в себя понятие законности" <14>. Вот так: комплаенс - это нечто большее, чем законность, концепт, имманентно включающий в себя законность! Хотелось бы заметить, что само по себе расширение понятия законности за счет включения соблюдения корпоративных правил, деловой этики и прочих требований конкретных организаций уже размывает этот принцип и приводит к его "приватизации" частными компаниями: "...законность не может быть калужская и казанская, а должна быть единая всероссийская" (В.И. Ленин).
(Пресняков М.В.)
("Административное право и процесс", 2022, N 9)"Compliance - это соблюдение не только законов и соответствующих им подзаконных актов. В отличие от законности это еще и соблюдение отраслевых стандартов, кодексов, локальных нормативных актов. То есть compliance в деятельности организаций фактически включает в себя понятие законности" <14>. Вот так: комплаенс - это нечто большее, чем законность, концепт, имманентно включающий в себя законность! Хотелось бы заметить, что само по себе расширение понятия законности за счет включения соблюдения корпоративных правил, деловой этики и прочих требований конкретных организаций уже размывает этот принцип и приводит к его "приватизации" частными компаниями: "...законность не может быть калужская и казанская, а должна быть единая всероссийская" (В.И. Ленин).
Статья: Доктринальные основы определения понятия "коррупционные преступления" с позиций междисциплинарного подхода
(Михайлов В.И.)
("Российский следователь", 2022, N 7)Также нет оснований для отражения понятия "коррупционное правонарушение", представляющего собой совокупность уголовных коррупционных преступлений, административных, дисциплинарных и гражданско-правовых коррупционных деликтов, в Федеральном законе "О противодействии коррупции".
(Михайлов В.И.)
("Российский следователь", 2022, N 7)Также нет оснований для отражения понятия "коррупционное правонарушение", представляющего собой совокупность уголовных коррупционных преступлений, административных, дисциплинарных и гражданско-правовых коррупционных деликтов, в Федеральном законе "О противодействии коррупции".
Статья: О понятии деловой коррупции
(Галлямов О.О.)
("Юрист", 2024, N 12)Деловая коррупция является однонаправленным каналом от юридического лица в сторону муниципального или государственного служащего для ускорения необходимого процесса в решении необходимых для бизнесмена задач <15>. Многие исследователи отмечают, что деловая коррупция охватывает экономическую сферу общественных отношений, пронизывая предпринимательскую деятельность и препятствуя честной конкуренции и эффективному функционированию рынка, с помощью злоупотреблений в рамках работы компаний, включая незаконные сделки между коммерческими организациями и должностными лицами, взятки, взаимные уступки и другие формы неэтичного поведения, которые могут включать в себя предоставление имущественных благ или иных неправомерных преимуществ чиновника <16>. Мы же предлагаем обратить внимание на необходимость расширения понятия деловой коррупции, выходящего за рамки взаимоотношений между бизнесом и государством, так как коррупционные явления могут возникать и внутри негосударственного сектора, в отношениях, где субъектами являются частные организации.
(Галлямов О.О.)
("Юрист", 2024, N 12)Деловая коррупция является однонаправленным каналом от юридического лица в сторону муниципального или государственного служащего для ускорения необходимого процесса в решении необходимых для бизнесмена задач <15>. Многие исследователи отмечают, что деловая коррупция охватывает экономическую сферу общественных отношений, пронизывая предпринимательскую деятельность и препятствуя честной конкуренции и эффективному функционированию рынка, с помощью злоупотреблений в рамках работы компаний, включая незаконные сделки между коммерческими организациями и должностными лицами, взятки, взаимные уступки и другие формы неэтичного поведения, которые могут включать в себя предоставление имущественных благ или иных неправомерных преимуществ чиновника <16>. Мы же предлагаем обратить внимание на необходимость расширения понятия деловой коррупции, выходящего за рамки взаимоотношений между бизнесом и государством, так как коррупционные явления могут возникать и внутри негосударственного сектора, в отношениях, где субъектами являются частные организации.
"Утрата доверия по законодательству Российской Федерации: научно-практическое пособие"
(Трунцевский Ю.В., Цирин А.М. и др.)
(отв. ред. И.И. Кучеров)
("Инфотропик Медиа", 2022)Роль и место института утраты доверия в трудовом законодательстве, а также в рамках законодательства о противодействии коррупции рассматриваются в третьей и в четвертой главах пособия соответственно.
(Трунцевский Ю.В., Цирин А.М. и др.)
(отв. ред. И.И. Кучеров)
("Инфотропик Медиа", 2022)Роль и место института утраты доверия в трудовом законодательстве, а также в рамках законодательства о противодействии коррупции рассматриваются в третьей и в четвертой главах пособия соответственно.