Что такое нецелевое использование бюджетных средств
Подборка наиболее важных документов по запросу Что такое нецелевое использование бюджетных средств (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Нецелевое использование бюджетных средств
(КонсультантПлюс, 2025)2. Какие действия признаются нецелевым использованием бюджетных средств
(КонсультантПлюс, 2025)2. Какие действия признаются нецелевым использованием бюджетных средств
Вопрос: О применении бюджетной классификации в отношении расходов на оказание услуг (выполнение работ) по реализации основных программ профессионального обучения и нецелевом использовании бюджетных средств.
(Письмо Минфина России от 16.07.2025 N 02-05-10/69424)Согласно пункту 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств.
(Письмо Минфина России от 16.07.2025 N 02-05-10/69424)Согласно пункту 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств.
Нормативные акты
"Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)1. Нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств.
(ред. от 31.07.2025)1. Нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств.
"Цифровизация публичного финансового контроля: монография"
(Антропцева И.О.)
("Статут", 2024)С целью повышения и автоматизации внутреннего финансового контроля, обеспечения устойчивости, прозрачности финансовой системы государства, доступа к информации о состоянии общественных финансов внедрена информационно-аналитическая система Федерального казначейства. Данная система состоит из: информационно-аналитической системы мониторинга ключевых показателей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (КПЭ), системы мониторинга и анализа государственных и муниципальных закупок, витрины данных и мобильного решения. Внедрение информационной системы Федеральным казначейством решает две глобальные задачи публичного финансового контроля: повышение оперативности и эффективности принятия управленческих решений и мониторинга и контроля за реализацией таких решений, что также способствует рациональному использованию бюджетных средств и обеспечению удовлетворения публичного интереса при реализации стоящих перед государством, субъектами РФ и муниципальными образованиями задач; с другой стороны, осуществляется общественный публичный контроль за деятельностью органов государственной власти и местного самоуправления в связи с прозрачностью их деятельности. Системы КПЭ позволяют в автоматизированном режиме анализировать на предмет эффективности расходы бюджетов всех уровней бюджетной системы при размещении и исполнении государственного и муниципального заказа. КПЭ, реализуя бюджетный мониторинг и аудит эффективности проведения закупок, позволяет на стадии предварительного внутреннего финансового (бюджетного) контроля обеспечить обоснованный прогноз закупок, эффективнее их спланировать. Инновационные технологии дают возможность осуществлять комплексный подход при проведении бюджетного мониторинга, более эффективно исполнять бюджетные обязательства, предупреждать совершение сделок с аффилированными и заинтересованными лицами, сделать выбор контрагентов более прозрачным и объективным при заключении государственных контрактов. Автоматизация аналитических и статистических отчетов позволяет получать объективную информацию и своевременно реагировать путем проведения проверок для предотвращения нецелевого использования бюджетных средств.
(Антропцева И.О.)
("Статут", 2024)С целью повышения и автоматизации внутреннего финансового контроля, обеспечения устойчивости, прозрачности финансовой системы государства, доступа к информации о состоянии общественных финансов внедрена информационно-аналитическая система Федерального казначейства. Данная система состоит из: информационно-аналитической системы мониторинга ключевых показателей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (КПЭ), системы мониторинга и анализа государственных и муниципальных закупок, витрины данных и мобильного решения. Внедрение информационной системы Федеральным казначейством решает две глобальные задачи публичного финансового контроля: повышение оперативности и эффективности принятия управленческих решений и мониторинга и контроля за реализацией таких решений, что также способствует рациональному использованию бюджетных средств и обеспечению удовлетворения публичного интереса при реализации стоящих перед государством, субъектами РФ и муниципальными образованиями задач; с другой стороны, осуществляется общественный публичный контроль за деятельностью органов государственной власти и местного самоуправления в связи с прозрачностью их деятельности. Системы КПЭ позволяют в автоматизированном режиме анализировать на предмет эффективности расходы бюджетов всех уровней бюджетной системы при размещении и исполнении государственного и муниципального заказа. КПЭ, реализуя бюджетный мониторинг и аудит эффективности проведения закупок, позволяет на стадии предварительного внутреннего финансового (бюджетного) контроля обеспечить обоснованный прогноз закупок, эффективнее их спланировать. Инновационные технологии дают возможность осуществлять комплексный подход при проведении бюджетного мониторинга, более эффективно исполнять бюджетные обязательства, предупреждать совершение сделок с аффилированными и заинтересованными лицами, сделать выбор контрагентов более прозрачным и объективным при заключении государственных контрактов. Автоматизация аналитических и статистических отчетов позволяет получать объективную информацию и своевременно реагировать путем проведения проверок для предотвращения нецелевого использования бюджетных средств.
Статья: Некоторые вопросы квалификации мелкого взяточничества
(Габдрахманов Р.Л.)
("Российский следователь", 2025, N 9)На современном этапе социально-экономического развития России важным направлением политики является обеспечение государственной и общественной безопасности, поскольку одной из угроз являются преступления, связанные с коррупцией и нецелевым использованием бюджетных средств и государственного имущества <1>.
(Габдрахманов Р.Л.)
("Российский следователь", 2025, N 9)На современном этапе социально-экономического развития России важным направлением политики является обеспечение государственной и общественной безопасности, поскольку одной из угроз являются преступления, связанные с коррупцией и нецелевым использованием бюджетных средств и государственного имущества <1>.
Готовое решение: Какая административная ответственность установлена за нарушения Закона N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)1.8. Ответственность за нецелевое использование бюджетных средств
(КонсультантПлюс, 2025)1.8. Ответственность за нецелевое использование бюджетных средств
Статья: Финансовая ответственность публично-правовых образований при невыполнении ими условий соглашений о предоставлении межбюджетных субсидий
(Башуров В.Б.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2025, N 3)Отсутствие же правила о сокращении межбюджетной субсидии в содержании правил (порядка) предоставления межбюджетных субсидий, впрочем, как и фикция его наличия, свидетельствует в целом о том, что рассматриваемая финансовая ответственность не обеспечена инструментами бюджетного регулирования (за исключением нецелевого использования бюджетных средств).
(Башуров В.Б.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2025, N 3)Отсутствие же правила о сокращении межбюджетной субсидии в содержании правил (порядка) предоставления межбюджетных субсидий, впрочем, как и фикция его наличия, свидетельствует в целом о том, что рассматриваемая финансовая ответственность не обеспечена инструментами бюджетного регулирования (за исключением нецелевого использования бюджетных средств).
Статья: Развитие системы внутреннего контроля в центрах бюджетного (бухгалтерского) учета
(Тюрина О.А.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 6)На текущий момент работа любого бюджетного учреждения на практике подлежит систематическому государственному финансовому контролю. В рамках актуального подхода к контролю хозяйственной деятельности подобных субъектов применяются такие инструменты финансового контроля, как регулярные ревизии, которые на практике сводятся к выявлению и регистрации нецелевого использования средств бюджета.
(Тюрина О.А.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 6)На текущий момент работа любого бюджетного учреждения на практике подлежит систематическому государственному финансовому контролю. В рамках актуального подхода к контролю хозяйственной деятельности подобных субъектов применяются такие инструменты финансового контроля, как регулярные ревизии, которые на практике сводятся к выявлению и регистрации нецелевого использования средств бюджета.
Готовое решение: Казначейское обеспечение обязательств при сопровождении контрактов по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Если поставщик (подрядчик, исполнитель) израсходует средства, полученные по контракту с казначейским сопровождением, с нарушением установленных ограничений, ему может грозить административная или уголовная ответственность за нецелевое использование бюджетных средств (п. 1 ст. 306.4 БК РФ). Это применимо в том числе к расходованию средств, полученных в рамках казначейского обеспечения обязательств. Средства, получаемые участниками казначейского сопровождения, именуются целевыми, например в Правилах казначейского сопровождения (утв. Постановлением Правительства РФ от 24.11.2021 N 2024). Также вывод об их целевом характере можно сделать исходя из ограничений на их расходование, которые устанавливаются в госконтракте.
(КонсультантПлюс, 2025)Если поставщик (подрядчик, исполнитель) израсходует средства, полученные по контракту с казначейским сопровождением, с нарушением установленных ограничений, ему может грозить административная или уголовная ответственность за нецелевое использование бюджетных средств (п. 1 ст. 306.4 БК РФ). Это применимо в том числе к расходованию средств, полученных в рамках казначейского обеспечения обязательств. Средства, получаемые участниками казначейского сопровождения, именуются целевыми, например в Правилах казначейского сопровождения (утв. Постановлением Правительства РФ от 24.11.2021 N 2024). Также вывод об их целевом характере можно сделать исходя из ограничений на их расходование, которые устанавливаются в госконтракте.
Статья: Актуальные вопросы применения законодательства об обязательном медицинском страховании
(Корабухина Л.И.)
("Арбитражные споры", 2024, N 3)Оспаривание медицинскими организациями актов и предписаний
(Корабухина Л.И.)
("Арбитражные споры", 2024, N 3)Оспаривание медицинскими организациями актов и предписаний
Готовое решение: Как считать и платить налог на УСН, если нет доходов
(КонсультантПлюс, 2025)Пробегитесь по списку доходов, которые нужно учитывать на УСН. Проверьте, возможно, у вас все-таки были доходы, которые входят в базу по УСН (п. п. 1, 2 ст. 248, п. 1 ст. 346.15 НК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Пробегитесь по списку доходов, которые нужно учитывать на УСН. Проверьте, возможно, у вас все-таки были доходы, которые входят в базу по УСН (п. п. 1, 2 ст. 248, п. 1 ст. 346.15 НК РФ).
"Руководство по рассмотрению заявок в соответствии с Законом N 44-ФЗ"
(Гурин О.Ю.)
("НОК", "Печатный Двор", 2024)Приказом Минздрава России от 06.06.2012 N 4н утверждена Номенклатурная классификация медицинских изделий по видам (далее - НКМИ). НКМИ имеет большое практическое значение: например, в перечнях оборудования для оснащения медицинских организаций указываются медицинские изделия с конкретными кодами, и заказчикам выделяются бюджетные средства на приобретение именно этих, а не каких-то других товаров. Приобретение медицинских изделий с иными кодами вида будет попросту нецелевым использованием бюджетных средств.
(Гурин О.Ю.)
("НОК", "Печатный Двор", 2024)Приказом Минздрава России от 06.06.2012 N 4н утверждена Номенклатурная классификация медицинских изделий по видам (далее - НКМИ). НКМИ имеет большое практическое значение: например, в перечнях оборудования для оснащения медицинских организаций указываются медицинские изделия с конкретными кодами, и заказчикам выделяются бюджетные средства на приобретение именно этих, а не каких-то других товаров. Приобретение медицинских изделий с иными кодами вида будет попросту нецелевым использованием бюджетных средств.
"Уголовно наказуемое ограничение конкуренции: закон, теория, практика: монография"
(Тесленко А.В.)
("Проспект", 2023)Приведенный пример, на наш взгляд, очень опосредованно связан с вопросами ограничения конкуренции, вместе с тем, учитывая, что контролирующие органы указывают на нецелевое использование бюджетных средств также в случаях оплаты расходов, не предусмотренных, например, соответствующими федеральными проектами, государственными программами, национальными проектами, соглашениями о предоставлении субсидии, в рамках которых выделялись бюджетные средства, а равно в случаях расходования таких средств сверх утвержденных сметных назначений <1>, полагаем, что в некоторых случаях ограничения конкуренции правоприменитель действительно может столкнуться с вопросом о необходимости квалификации соответствующих действий по совокупности статей 178 и 285.1 УК РФ, если действия по расходованию бюджетных средств должностным лицом получателя бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, осуществляются в рамках реализации антиконкурентного соглашения. Вместе с тем в настоящий момент примеров подобных судебных решений нами не обнаружено.
(Тесленко А.В.)
("Проспект", 2023)Приведенный пример, на наш взгляд, очень опосредованно связан с вопросами ограничения конкуренции, вместе с тем, учитывая, что контролирующие органы указывают на нецелевое использование бюджетных средств также в случаях оплаты расходов, не предусмотренных, например, соответствующими федеральными проектами, государственными программами, национальными проектами, соглашениями о предоставлении субсидии, в рамках которых выделялись бюджетные средства, а равно в случаях расходования таких средств сверх утвержденных сметных назначений <1>, полагаем, что в некоторых случаях ограничения конкуренции правоприменитель действительно может столкнуться с вопросом о необходимости квалификации соответствующих действий по совокупности статей 178 и 285.1 УК РФ, если действия по расходованию бюджетных средств должностным лицом получателя бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, осуществляются в рамках реализации антиконкурентного соглашения. Вместе с тем в настоящий момент примеров подобных судебных решений нами не обнаружено.