Что относится к социальному обеспечению
Подборка наиболее важных документов по запросу Что относится к социальному обеспечению (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 7 Конституции РФ"Конституция Российской Федерации, гарантирует каждому в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1), в том числе социальное обеспечение по возрасту, относит определение механизма реализации данного конструктивного права к компетенции законодателя."
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 7 Конституции РФ"Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) в том числе социальное обеспечение по возрасту, относит определение механизма реализации данного конституционного права к компетенции законодателя."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан в системе социально-обеспечительного законодательства
(Башурова Е.В.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2025, N 3)Отнеся социальную защиту, включая социальное обеспечение, к предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации), законодатель определил, что по предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (ч. 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации). В этой связи п. п. 49 - 53, 134 ч. 1 ст. 44 Федерального закона от 21 декабря 2021 г. N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" <9> (далее - Федеральный закон N 414-ФЗ), сменившего Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" <10>, четко определен перечень вопросов в сфере социальной защиты, относимых к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета) (далее - основные полномочия).
(Башурова Е.В.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2025, N 3)Отнеся социальную защиту, включая социальное обеспечение, к предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации), законодатель определил, что по предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (ч. 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации). В этой связи п. п. 49 - 53, 134 ч. 1 ст. 44 Федерального закона от 21 декабря 2021 г. N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" <9> (далее - Федеральный закон N 414-ФЗ), сменившего Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" <10>, четко определен перечень вопросов в сфере социальной защиты, относимых к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета) (далее - основные полномочия).
Статья: Реформирование института наследования в России: ретроспектива законодательства (в конце XIX - начале XX в.)
(Мандрыка Е.В., Мандрыка Н.Н.)
("Наследственное право", 2024, N 3)Понятие "наследство" не употреблялось, вместо него использовалась синтагма "имущество умершего". Размер содержания для родственников и супруга из имущества умершего определялся государственным учреждением, к ведению которого относились вопросы социального обеспечения. В случае если к наследству относились усадьба, предметы домашнего обихода, средства производства трудового хозяйства в городе или деревне и их стоимость не превышала 10 тыс. руб., то они поступали в управление и распоряжение родственников и супруга. Постановление Народного комиссариата юстиции от 21 мая 1919 г. разъяснило в дальнейшем, что трудовые хозяйства переходят в управление и распоряжение родственников и супруга, независимо от стоимости имущества, относящегося к трудовому хозяйству. Декрет об отмене наследования действовал на протяжении почти десяти лет, несмотря на фактическое возрождение, пусть и в усеченном виде, в 1922 г. института наследования, и утратил силу только после принятия Постановления ВЦИК, СНК РСФСР от 25 января 1928 г. "Об утверждении перечня узаконений Правительства РСФСР, утративших силу, но не отмененных до сего времени особыми постановлениями". Декрет ВЦИК РСФСР от 22 мая 1922 г. "Об основных частных имущественных правах, признаваемых РСФСР, охраняемых ее законами и защищаемых судами РСФСР" <5> предоставил всем правоспособным гражданам РСФСР право наследования имущества общей стоимостью 10 тыс. золотых рублей супругам и прямым нисходящим потомкам (подп. 6 п. А ч. II), а также право защиты фактически возрожденного права наследования в суде. Таким образом, на законодательном уровне впервые после установления советской власти был легализован термин "наследование", без каких-либо дефиниций, что такое наследование.
(Мандрыка Е.В., Мандрыка Н.Н.)
("Наследственное право", 2024, N 3)Понятие "наследство" не употреблялось, вместо него использовалась синтагма "имущество умершего". Размер содержания для родственников и супруга из имущества умершего определялся государственным учреждением, к ведению которого относились вопросы социального обеспечения. В случае если к наследству относились усадьба, предметы домашнего обихода, средства производства трудового хозяйства в городе или деревне и их стоимость не превышала 10 тыс. руб., то они поступали в управление и распоряжение родственников и супруга. Постановление Народного комиссариата юстиции от 21 мая 1919 г. разъяснило в дальнейшем, что трудовые хозяйства переходят в управление и распоряжение родственников и супруга, независимо от стоимости имущества, относящегося к трудовому хозяйству. Декрет об отмене наследования действовал на протяжении почти десяти лет, несмотря на фактическое возрождение, пусть и в усеченном виде, в 1922 г. института наследования, и утратил силу только после принятия Постановления ВЦИК, СНК РСФСР от 25 января 1928 г. "Об утверждении перечня узаконений Правительства РСФСР, утративших силу, но не отмененных до сего времени особыми постановлениями". Декрет ВЦИК РСФСР от 22 мая 1922 г. "Об основных частных имущественных правах, признаваемых РСФСР, охраняемых ее законами и защищаемых судами РСФСР" <5> предоставил всем правоспособным гражданам РСФСР право наследования имущества общей стоимостью 10 тыс. золотых рублей супругам и прямым нисходящим потомкам (подп. 6 п. А ч. II), а также право защиты фактически возрожденного права наследования в суде. Таким образом, на законодательном уровне впервые после установления советской власти был легализован термин "наследование", без каких-либо дефиниций, что такое наследование.
Нормативные акты
"Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.11.2013)Статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация провозглашена социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (пункт "ж" части 1 статьи 72), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.11.2013)Статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация провозглашена социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (пункт "ж" части 1 статьи 72), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Статья: Сочетание страховых и бюджетных механизмов в пенсионном обеспечении военнослужащих и приравненных к ним лиц: дефекты российской модели пенсионного страхования
(Антонова Н.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2024, N 3)<6> К таким лицам российское законодательство о социальной защите и социальном обеспечении относит сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, войск национальной гвардии Российской Федерации, органов принудительного исполнения Российской Федерации (см., в частности: Закон РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" (далее - Закон РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1) // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1993. N 9. Ст. 328).
(Антонова Н.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2024, N 3)<6> К таким лицам российское законодательство о социальной защите и социальном обеспечении относит сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, войск национальной гвардии Российской Федерации, органов принудительного исполнения Российской Федерации (см., в частности: Закон РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" (далее - Закон РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1) // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1993. N 9. Ст. 328).
"Комментарий к Федеральному закону от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)Это приравнивание относится к вопросам материального, социального, пенсионного обеспечения сотрудников и их семей, взаимосвязи прохождения службы в указанных органах (учреждениях), специального правового режима, например, для содержания под стражей или отбывания административного наказания в виде административного штрафа.
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)Это приравнивание относится к вопросам материального, социального, пенсионного обеспечения сотрудников и их семей, взаимосвязи прохождения службы в указанных органах (учреждениях), специального правового режима, например, для содержания под стражей или отбывания административного наказания в виде административного штрафа.
Статья: Подготовка отраслевого перечня документов Минтруда России
(Попова Е.Н.)
("Делопроизводство", 2023, N 2)Отличительной особенностью отраслевого перечня является определенный дисбаланс статей в пользу типовых разделов, что объясняется объективными причинами. Большинство профильных разделов (3 из 5) базируются исключительно на документах Минтруда России. Реализация функций в сфере управления государственной службой, социальной защиты и социального обеспечения населения, пенсионного обеспечения государственных гражданских служащих не относится к компетенции подведомственных организаций.
(Попова Е.Н.)
("Делопроизводство", 2023, N 2)Отличительной особенностью отраслевого перечня является определенный дисбаланс статей в пользу типовых разделов, что объясняется объективными причинами. Большинство профильных разделов (3 из 5) базируются исключительно на документах Минтруда России. Реализация функций в сфере управления государственной службой, социальной защиты и социального обеспечения населения, пенсионного обеспечения государственных гражданских служащих не относится к компетенции подведомственных организаций.
Статья: Особенности защиты прав ветеранов труда при назначении им отдельных социальных выплат
(Летова Н.В.)
("Закон", 2024, N 6)Указанные выплаты являются базовыми, гарантированными каждому ветерану труда вне зависимости от места его проживания и должны быть ему назначены в каждом регионе, что не лишает субъекты РФ права устанавливать дополнительные меры поддержки таким гражданам за счет региональных бюджетов <3>, поскольку социальное обеспечение отнесено к вопросам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (ч. 1 ст. 11) <4>.
(Летова Н.В.)
("Закон", 2024, N 6)Указанные выплаты являются базовыми, гарантированными каждому ветерану труда вне зависимости от места его проживания и должны быть ему назначены в каждом регионе, что не лишает субъекты РФ права устанавливать дополнительные меры поддержки таким гражданам за счет региональных бюджетов <3>, поскольку социальное обеспечение отнесено к вопросам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (ч. 1 ст. 11) <4>.
Тематический выпуск: Актуальные вопросы бухгалтерского учета: из практики консультирования
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 11)Согласно МСФО 19 к текущим вознаграждениям работников относятся, в частности, заработная плата и взносы на социальное обеспечение, ежегодный оплачиваемый отпуск и оплачиваемый больничный лист, участие в прибыли и премии, выплачиваемые в течение двенадцати месяцев. Если работник оказал услуги в течение отчетного периода, компания должна признать недисконтированную величину текущих вознаграждений работникам, подлежащую выплате в обмен на эти услуги:
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 11)Согласно МСФО 19 к текущим вознаграждениям работников относятся, в частности, заработная плата и взносы на социальное обеспечение, ежегодный оплачиваемый отпуск и оплачиваемый больничный лист, участие в прибыли и премии, выплачиваемые в течение двенадцати месяцев. Если работник оказал услуги в течение отчетного периода, компания должна признать недисконтированную величину текущих вознаграждений работникам, подлежащую выплате в обмен на эти услуги:
"Глобальный атлас регулирования искусственного интеллекта. Вектор БРИКС"
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. А.В. Незнамова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В Нидерландах регистрация медицинских изделий отнесена к компетенции Министерства здравоохранения, социального обеспечения и спорта (the Ministry of Health, Welfare and Sport Agency, CIBG) [859].
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. А.В. Незнамова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В Нидерландах регистрация медицинских изделий отнесена к компетенции Министерства здравоохранения, социального обеспечения и спорта (the Ministry of Health, Welfare and Sport Agency, CIBG) [859].
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)К объектам социальной инфраструктуры относятся объекты образования, здравоохранения, социального обеспечения, торгово-бытового назначения, физической культуры и массового спорта, культуры.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)К объектам социальной инфраструктуры относятся объекты образования, здравоохранения, социального обеспечения, торгово-бытового назначения, физической культуры и массового спорта, культуры.
Готовое решение: Как заполнить и представить Приложение к форме N 7-травматизм за 2025 г.
(КонсультантПлюс, 2025)Приложение к форме N 7-травматизм представляют юрлица (кроме микропредприятий), осуществляющие все виды экономической деятельности, за некоторыми исключениями. Например, его не подают юрлица, которые ведут финансовую и страховую деятельность. Подавайте Приложение вместе с формой N 7-травматизм каждый третий год при наличии наблюдаемого события (за 2025 г. - в 2026 г., за 2028 г. - в 2029 г. и т.д.) (п. 1 Указаний).
(КонсультантПлюс, 2025)Приложение к форме N 7-травматизм представляют юрлица (кроме микропредприятий), осуществляющие все виды экономической деятельности, за некоторыми исключениями. Например, его не подают юрлица, которые ведут финансовую и страховую деятельность. Подавайте Приложение вместе с формой N 7-травматизм каждый третий год при наличии наблюдаемого события (за 2025 г. - в 2026 г., за 2028 г. - в 2029 г. и т.д.) (п. 1 Указаний).
Тематический выпуск: Налогообложение доходов физических лиц и страховые взносы: сложные вопросы исчисления и уплаты
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 9)Согласно п. 5 ст. 96 Договора о ЕАЭС к социальному обеспечению (социальному страхованию) относятся обязательное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и обязательное медицинское страхование.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 9)Согласно п. 5 ст. 96 Договора о ЕАЭС к социальному обеспечению (социальному страхованию) относятся обязательное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и обязательное медицинское страхование.
Готовое решение: Как заполнить форму N 7-травматизм
(КонсультантПлюс, 2025)В форме N 7-травматизм нужно указать данные о вашей организации, информацию о несчастных случаях на производстве, рабочих человеко-днях нетрудоспособности, числе пострадавших, частично утративших трудоспособность и переведенных с основной работы на другую на один рабочий день и более в соответствии с медзаключением, о численности лиц с впервые установленным профессиональным заболеванием, расходах на мероприятия по охране труда, средней численности работников, наличии (отсутствии) здравпункта.
(КонсультантПлюс, 2025)В форме N 7-травматизм нужно указать данные о вашей организации, информацию о несчастных случаях на производстве, рабочих человеко-днях нетрудоспособности, числе пострадавших, частично утративших трудоспособность и переведенных с основной работы на другую на один рабочий день и более в соответствии с медзаключением, о численности лиц с впервые установленным профессиональным заболеванием, расходах на мероприятия по охране труда, средней численности работников, наличии (отсутствии) здравпункта.