Что относится к социальной сфере
Подборка наиболее важных документов по запросу Что относится к социальной сфере (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: О некоторых конституционно-правовых проблемах взаимосвязи государственной власти и местного самоуправления в социальной сфере
(Атабекова Н.К.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 6)В КР исполнительную власть в районах осуществляет местная государственная администрация. Ее взаимодействие с органами местного самоуправления осуществляется в соответствии с Законом КР "О местной государственной администрации и органах местного самоуправления", согласно ч. 1 ст. 5 которого оно нацелено на создание условий для реализации гражданами права на участие в управлении вопросами государственного и местного значения <8>. Такое взаимодействие осуществляется в процессе разработки местной государственной администрацией программы социально-экономического развития и социальной защиты населения при участии исполнительных органов местного самоуправления и внесении на одобрение коллегии (п. 3 ст. 7), что указывает на необходимость их тесного взаимодействия. Более того, согласно подп. 12 ст. 7 данного Закона местная государственная администрация заслушивает отчеты глав исполнительных органов местного самоуправления в части делегированных им государственных полномочий, что предусмотрено в соответствии с п. 2 ст. 114 Конституции КР для более эффективного использования средств республиканского бюджета. В части 6 ст. 29 данного Закона закреплены основные государственные полномочия, которые могут быть делегированы органам местного самоуправления, среди которых 32% относится к социальной сфере.
(Атабекова Н.К.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 6)В КР исполнительную власть в районах осуществляет местная государственная администрация. Ее взаимодействие с органами местного самоуправления осуществляется в соответствии с Законом КР "О местной государственной администрации и органах местного самоуправления", согласно ч. 1 ст. 5 которого оно нацелено на создание условий для реализации гражданами права на участие в управлении вопросами государственного и местного значения <8>. Такое взаимодействие осуществляется в процессе разработки местной государственной администрацией программы социально-экономического развития и социальной защиты населения при участии исполнительных органов местного самоуправления и внесении на одобрение коллегии (п. 3 ст. 7), что указывает на необходимость их тесного взаимодействия. Более того, согласно подп. 12 ст. 7 данного Закона местная государственная администрация заслушивает отчеты глав исполнительных органов местного самоуправления в части делегированных им государственных полномочий, что предусмотрено в соответствии с п. 2 ст. 114 Конституции КР для более эффективного использования средств республиканского бюджета. В части 6 ст. 29 данного Закона закреплены основные государственные полномочия, которые могут быть делегированы органам местного самоуправления, среди которых 32% относится к социальной сфере.
Статья: Управленческий учет и отчетность как инструмент повышения эффективности функционирования образовательных организаций
(Вахрушина М.А.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, N 12)Образование относится к социальной сфере. С годами сформировалось мнение о чрезмерной затратности образовательной деятельности, в связи с чем неизбежна ее поддержка со стороны государства. Однако современная практика демонстрирует обратное. Так, по данным портала "ТестФирм" рентабельность продаж в образовательной деятельности составила 6%, рентабельность продаж по EBIT - 4,5%, а рентабельность собственного капитала - 15,5% <1>. При этом, как следует из статистического сборника "Образование в цифрах", наибольший удельный вес (69,9%) среди российских образовательных организаций занимают именно государственные бюджетные учреждения <2>.
(Вахрушина М.А.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, N 12)Образование относится к социальной сфере. С годами сформировалось мнение о чрезмерной затратности образовательной деятельности, в связи с чем неизбежна ее поддержка со стороны государства. Однако современная практика демонстрирует обратное. Так, по данным портала "ТестФирм" рентабельность продаж в образовательной деятельности составила 6%, рентабельность продаж по EBIT - 4,5%, а рентабельность собственного капитала - 15,5% <1>. При этом, как следует из статистического сборника "Образование в цифрах", наибольший удельный вес (69,9%) среди российских образовательных организаций занимают именно государственные бюджетные учреждения <2>.
Нормативные акты
Распоряжение Правительства РФ от 20.02.2021 N 431-р
(ред. от 21.10.2024)
<Об утверждении Концепции цифровой и функциональной трансформации социальной сферы, относящейся к сфере деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, на период до 2025 года>ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(ред. от 21.10.2024)
<Об утверждении Концепции цифровой и функциональной трансформации социальной сферы, относящейся к сфере деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, на период до 2025 года>ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
"Правовая норма в системе социальных регуляторов"
(Носов С.И.)
("Статут", 2024)Среди объективных пределов выделяют естественно-природные и социальные пределы правового воздействия. К социально-природным пределам относят законы природы, определяющие биологические, физиологические, геологические, климатические и иные процессы, половозрастную, расовую дифференциацию людей. К числу социальных относят сферы, не требующие юридического воздействия. В этих сферах действуют иные регулятивные системы: религиозная, нравственная, эстетическая <2>.
(Носов С.И.)
("Статут", 2024)Среди объективных пределов выделяют естественно-природные и социальные пределы правового воздействия. К социально-природным пределам относят законы природы, определяющие биологические, физиологические, геологические, климатические и иные процессы, половозрастную, расовую дифференциацию людей. К числу социальных относят сферы, не требующие юридического воздействия. В этих сферах действуют иные регулятивные системы: религиозная, нравственная, эстетическая <2>.
Статья: Правовые особенности цифровизации туризма в России как фактор продвижения конкурентоспособного продукта на мировом рынке
(Вильская Н.В., Малахова В.Ю.)
("Современное право", 2025, N 6)Например, распоряжением Правительства РФ от 20.02.2021 N 431-р "Об утверждении Концепции цифровой и функциональной трансформации социальной сферы, относящейся к сфере деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, на период до 2025 года" <8> закреплены основные направления трансформации данной сферы, порядок реализации необходимых мероприятий и создание единой цифровой платформы, структурные изменения, ожидаемые результаты и этапы реализации этого документа.
(Вильская Н.В., Малахова В.Ю.)
("Современное право", 2025, N 6)Например, распоряжением Правительства РФ от 20.02.2021 N 431-р "Об утверждении Концепции цифровой и функциональной трансформации социальной сферы, относящейся к сфере деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, на период до 2025 года" <8> закреплены основные направления трансформации данной сферы, порядок реализации необходимых мероприятий и создание единой цифровой платформы, структурные изменения, ожидаемые результаты и этапы реализации этого документа.
Информация: Утвержден перечень нежилых объектов, налог на которые в 2025 году будет рассчитываться исходя из кадастровой стоимости
("Официальный сайт Мэра Москвы", 2024)"В Москве создана сбалансированная система льгот для объектов, которые включены в перечень и относятся к социально значимым либо производственным сферам деятельности, так как такие объекты имеют более низкую доходность по сравнению с коммерческой недвижимостью. Общая сумма льгот по налогу на имущество, предоставленных бизнесу в 2023 году, составила около 85 миллиардов рублей", - отметила заммэра.
("Официальный сайт Мэра Москвы", 2024)"В Москве создана сбалансированная система льгот для объектов, которые включены в перечень и относятся к социально значимым либо производственным сферам деятельности, так как такие объекты имеют более низкую доходность по сравнению с коммерческой недвижимостью. Общая сумма льгот по налогу на имущество, предоставленных бизнесу в 2023 году, составила около 85 миллиардов рублей", - отметила заммэра.
"Образование и занятость: правовые вопросы новой цифровой реальности: монография"
(отв. ред. Н.С. Волкова, Н.В. Путило)
("Юриспруденция", 2025)Однако сегодня все большую трансформацию в связи с внедрением умных инструментов испытывают отрасли, традиционно относимые к социальной сфере: образование, здравоохранение, наука, занятость, труд и т.д. Новые технологии, упрощая ряд процессов и облегчая доступ к общественным благам, опосредованным в том числе социальными услугами, видоизменяют и форматы предоставления таких благ, и их содержание. Поиск баланса между неизбежностью технологической оккупации социальной сферы, включая образование, и необходимостью сохранения уникальности процессов, лежащих в основе познания человеком свойств и законов окружающего мира и реализации им своей социальной роли, составляет актуальную повестку развития общества.
(отв. ред. Н.С. Волкова, Н.В. Путило)
("Юриспруденция", 2025)Однако сегодня все большую трансформацию в связи с внедрением умных инструментов испытывают отрасли, традиционно относимые к социальной сфере: образование, здравоохранение, наука, занятость, труд и т.д. Новые технологии, упрощая ряд процессов и облегчая доступ к общественным благам, опосредованным в том числе социальными услугами, видоизменяют и форматы предоставления таких благ, и их содержание. Поиск баланса между неизбежностью технологической оккупации социальной сферы, включая образование, и необходимостью сохранения уникальности процессов, лежащих в основе познания человеком свойств и законов окружающего мира и реализации им своей социальной роли, составляет актуальную повестку развития общества.
Статья: Особенности взаимодействия Социального фонда России с обязанными субъектами в условиях цифровизации государственного управления
(Бит-Шабо И.В.)
("Финансовое право", 2024, N 12)В апреле 2024 г. Правительством РФ для достижения обозначенных целей было издано Распоряжение, касающееся цифровой трансформации социальной сферы, относящейся к деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации <5>, где в качестве основополагающей цели обозначено достижение "цифровой зрелости" в рамках пенсионного и социального страхования, а именно достижение органами (организациями), являющимися субъектами общественных отношений в области пенсионного и социального страхования, необходимого уровня цифрового развития, в первую очередь за счет информатизации процессов взаимодействия с гражданами, формирования внутри этих органов (организаций) соответствующей корпоративной культуры, предопределяющей уровень цифровых компетенций каждого из сотрудников, и т.д.
(Бит-Шабо И.В.)
("Финансовое право", 2024, N 12)В апреле 2024 г. Правительством РФ для достижения обозначенных целей было издано Распоряжение, касающееся цифровой трансформации социальной сферы, относящейся к деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации <5>, где в качестве основополагающей цели обозначено достижение "цифровой зрелости" в рамках пенсионного и социального страхования, а именно достижение органами (организациями), являющимися субъектами общественных отношений в области пенсионного и социального страхования, необходимого уровня цифрового развития, в первую очередь за счет информатизации процессов взаимодействия с гражданами, формирования внутри этих органов (организаций) соответствующей корпоративной культуры, предопределяющей уровень цифровых компетенций каждого из сотрудников, и т.д.
"Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации"
(постатейный)
(Андриченко Л.В., Арзамасов Ю.Г., Емельянов А.С. и др.)
(отв. ред. А.С. Емельянов, С.М. Зырянов, А.В. Калмыкова)
("КОНТРАКТ", 2024)Субъекты Российской Федерации устанавливают обязательные требования к видам деятельности, регулирование которых отнесено к их полномочиям, например: медицинская и фармацевтическая деятельность; деятельность в области оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров; образовательная деятельность и другие виды деятельности, относящиеся к социальной сфере <2>.
(постатейный)
(Андриченко Л.В., Арзамасов Ю.Г., Емельянов А.С. и др.)
(отв. ред. А.С. Емельянов, С.М. Зырянов, А.В. Калмыкова)
("КОНТРАКТ", 2024)Субъекты Российской Федерации устанавливают обязательные требования к видам деятельности, регулирование которых отнесено к их полномочиям, например: медицинская и фармацевтическая деятельность; деятельность в области оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров; образовательная деятельность и другие виды деятельности, относящиеся к социальной сфере <2>.
"Налогообложение в области спорта: Учебное пособие для магистратуры"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. д. ю. н. Е.Ю. Грачевой)
("Норма", "ИНФРА-М", 2024)Согласно ст. 275.1 НК РФ к объектам социально-культурной сферы относятся и объекты физкультуры и спорта (в том числе треки, ипподромы, конюшни, теннисные корты, площадки для игры в гольф, бадминтон, оздоровительные центры) - объекты спорта.
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. д. ю. н. Е.Ю. Грачевой)
("Норма", "ИНФРА-М", 2024)Согласно ст. 275.1 НК РФ к объектам социально-культурной сферы относятся и объекты физкультуры и спорта (в том числе треки, ипподромы, конюшни, теннисные корты, площадки для игры в гольф, бадминтон, оздоровительные центры) - объекты спорта.
Статья: Проблемы правового обеспечения социально значимых услуг в Российской Федерации в условиях цифровизации
(Громаков С.М.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 1)Исходя из вышесказанного соответствующий уровень развития предоставления социально значимых услуг учитывает и организацию упрощенного доступа граждан к административным услугам. В Российской Федерации отдельные аспекты цифровизации системы предоставления социально значимых услуг указаны в Национальной программе "Цифровая экономика Российской Федерации", рассчитанной до 2024 г. <17>. В 2019 г. было внесено дополнение в Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" <18> в виде ст. 5.2 "Информирование граждан о мерах социальной защиты (поддержки), социальных услугах, иных социальных гарантиях и выплатах", наделяющей граждан Российской Федерации правом получать информацию о таких мерах и услугах через портал Госуслуг посредством уведомлений. А в 2021 г. в Российской Федерации была утверждена Концепция цифровой и функциональной трансформации социальной сферы, относящейся к сфере деятельности Министерства труда и социальной защиты РФ, на период до 2025 г., определяющая направления совершенствования процессов предоставления мер социальной поддержки на базе цифровых технологий <19>. Несмотря на то что данные нормативно-правовые акты содержат нормы, которые регулируют одну сферу, между ними есть несогласованность между перечнем услуг, которые должны быть в первую очередь цифровизированы, и сроками ее осуществления. Это является следствием несогласованности государственной политики в данной сфере. Путаница на уровне программных документов может привести к замедлению внедрения мер в жизнь, сделать невозможным осуществление последовательной государственной политики в сфере электронного управления. Таким образом, на сегодняшний день является важным согласование нормативной базы, которая регламентирует предоставление электронных социально значимых услуг.
(Громаков С.М.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 1)Исходя из вышесказанного соответствующий уровень развития предоставления социально значимых услуг учитывает и организацию упрощенного доступа граждан к административным услугам. В Российской Федерации отдельные аспекты цифровизации системы предоставления социально значимых услуг указаны в Национальной программе "Цифровая экономика Российской Федерации", рассчитанной до 2024 г. <17>. В 2019 г. было внесено дополнение в Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" <18> в виде ст. 5.2 "Информирование граждан о мерах социальной защиты (поддержки), социальных услугах, иных социальных гарантиях и выплатах", наделяющей граждан Российской Федерации правом получать информацию о таких мерах и услугах через портал Госуслуг посредством уведомлений. А в 2021 г. в Российской Федерации была утверждена Концепция цифровой и функциональной трансформации социальной сферы, относящейся к сфере деятельности Министерства труда и социальной защиты РФ, на период до 2025 г., определяющая направления совершенствования процессов предоставления мер социальной поддержки на базе цифровых технологий <19>. Несмотря на то что данные нормативно-правовые акты содержат нормы, которые регулируют одну сферу, между ними есть несогласованность между перечнем услуг, которые должны быть в первую очередь цифровизированы, и сроками ее осуществления. Это является следствием несогласованности государственной политики в данной сфере. Путаница на уровне программных документов может привести к замедлению внедрения мер в жизнь, сделать невозможным осуществление последовательной государственной политики в сфере электронного управления. Таким образом, на сегодняшний день является важным согласование нормативной базы, которая регламентирует предоставление электронных социально значимых услуг.
Тематический выпуск: Актуальные вопросы применения ФСБУ 14/2022 из практики нашего консалтинга
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 6)ДОЛ в силу абз. 4 ст. 275.1 НК РФ относится к объектам социально-культурной сферы. Следовательно, налоговый учет доходов и расходов по деятельности ДОЛ следует вести обособленно от других видов деятельности организации.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 6)ДОЛ в силу абз. 4 ст. 275.1 НК РФ относится к объектам социально-культурной сферы. Следовательно, налоговый учет доходов и расходов по деятельности ДОЛ следует вести обособленно от других видов деятельности организации.