Что относится к служебной тайне
Подборка наиболее важных документов по запросу Что относится к служебной тайне (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
Указ Президента РФ от 06.03.1997 N 188
(ред. от 13.07.2015)
"Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера"3. Служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами (служебная тайна).
(ред. от 13.07.2015)
"Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера"3. Служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами (служебная тайна).
Постановление Правительства РФ от 03.11.1994 N 1233
(ред. от 09.10.2024)
"Об утверждении Положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти, уполномоченном органе управления использованием атомной энергии и уполномоченном органе по космической деятельности"2. Установить, что служебная информация, содержащаяся в подготавливаемых в федеральных органах исполнительной власти проектах указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, других служебных документов, не подлежит разглашению (распространению).
(ред. от 09.10.2024)
"Об утверждении Положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти, уполномоченном органе управления использованием атомной энергии и уполномоченном органе по космической деятельности"2. Установить, что служебная информация, содержащаяся в подготавливаемых в федеральных органах исполнительной власти проектах указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, других служебных документов, не подлежит разглашению (распространению).
"Комментарий к Федеральному закону от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"
(постатейный)
(Чурилов А.Ю.)
("Юстицинформ", 2024)Формально-юридически профессиональная тайная также включает в себя и служебную тайну, но последнюю традиционно и в науке, и в законодательстве выделяют в отдельную категорию. Существенным недостатком комментируемого Федерального закона является то, что режимы тайны могут пересекаться (к примеру, в соответствии со ст. 7 Закона "О государственной тайне" сведения о состоянии здоровья высших должностных лиц Российской Федерации не могут относиться к государственной тайне, но они при этом могут подпадать под категорию тайны врачебной), а некоторые, в частности, служебную и профессиональную, так и вообще разграничить может быть крайне проблематично (например, информация, составляющая коммерческую тайну, может также быть отнесена и к служебной тайне).
(постатейный)
(Чурилов А.Ю.)
("Юстицинформ", 2024)Формально-юридически профессиональная тайная также включает в себя и служебную тайну, но последнюю традиционно и в науке, и в законодательстве выделяют в отдельную категорию. Существенным недостатком комментируемого Федерального закона является то, что режимы тайны могут пересекаться (к примеру, в соответствии со ст. 7 Закона "О государственной тайне" сведения о состоянии здоровья высших должностных лиц Российской Федерации не могут относиться к государственной тайне, но они при этом могут подпадать под категорию тайны врачебной), а некоторые, в частности, служебную и профессиональную, так и вообще разграничить может быть крайне проблематично (например, информация, составляющая коммерческую тайну, может также быть отнесена и к служебной тайне).
Статья: Служебная тайна как элемент обеспечения национальной безопасности России
(Фатьянов А.А.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2023, N 4)И вот, наконец, Федеральным законом от 11 июня 2021 г. N 172-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обороне" вводится новое понятие "служебная тайна в области обороны". К данной категории должны относиться "сведения, которые образуются при осуществлении полномочий органами государственной власти Российской Федерации, функций органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями по организации и выполнению мероприятий в области обороны, распространение которых может нанести вред при выполнении указанных мероприятий". Закрепляется также, что "перечень сведений, отнесенных к служебной тайне в области обороны, содержит не отнесенные в установленном порядке к государственной тайне и не являющиеся общедоступными сведения о мероприятиях в области обороны" <4>.
(Фатьянов А.А.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2023, N 4)И вот, наконец, Федеральным законом от 11 июня 2021 г. N 172-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обороне" вводится новое понятие "служебная тайна в области обороны". К данной категории должны относиться "сведения, которые образуются при осуществлении полномочий органами государственной власти Российской Федерации, функций органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями по организации и выполнению мероприятий в области обороны, распространение которых может нанести вред при выполнении указанных мероприятий". Закрепляется также, что "перечень сведений, отнесенных к служебной тайне в области обороны, содержит не отнесенные в установленном порядке к государственной тайне и не являющиеся общедоступными сведения о мероприятиях в области обороны" <4>.
Статья: Доказать обязан работодатель
(Александров Ю.)
("Делопроизводство", 2025, N 2)В п. 43 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" указывается, что при увольнении по указанному основанию (за разглашение тайны) работодатель обязан представить доказательства, свидетельствующие о том, что сведения, которые работник разгласил, в соответствии с действующим законодательством относятся к государственной, служебной, коммерческой или иной охраняемой законом тайне либо к персональным данным другого работника, эти сведения стали известны работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей и он обязывался не разглашать такие сведения. Соответственно, в целях применения меры дисциплинарного взыскания к работнику, в том числе и увольнения, работодатель должен доказать одновременное наличие следующих обстоятельств:
(Александров Ю.)
("Делопроизводство", 2025, N 2)В п. 43 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" указывается, что при увольнении по указанному основанию (за разглашение тайны) работодатель обязан представить доказательства, свидетельствующие о том, что сведения, которые работник разгласил, в соответствии с действующим законодательством относятся к государственной, служебной, коммерческой или иной охраняемой законом тайне либо к персональным данным другого работника, эти сведения стали известны работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей и он обязывался не разглашать такие сведения. Соответственно, в целях применения меры дисциплинарного взыскания к работнику, в том числе и увольнения, работодатель должен доказать одновременное наличие следующих обстоятельств:
Статья: Защита служебной тайны в сфере деятельности Росгвардии
(Стоноженко К.А., Фаисханов Р.Р., Кибалин Д.С.)
("Право в Вооруженных Силах", 2022, N 3)Следует отметить, что в достижение целей устранения указанного правового пробела в стратегически важной - оборонной сфере государства законодателем решен вопрос о регламентации служебной тайны в области обороны и 11 июня 2021 г. Президентом Российской Федерации подписан Федеральный закон N 172-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обороне". В соответствии с указанными изменениями сведения, которые образуются при осуществлении полномочий органами государственной власти Российской Федерации, функций органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями по организации и выполнению мероприятий в области обороны, распространение которых может нанести вред при выполнении указанных мероприятий, относятся к служебной тайне в области обороны.
(Стоноженко К.А., Фаисханов Р.Р., Кибалин Д.С.)
("Право в Вооруженных Силах", 2022, N 3)Следует отметить, что в достижение целей устранения указанного правового пробела в стратегически важной - оборонной сфере государства законодателем решен вопрос о регламентации служебной тайны в области обороны и 11 июня 2021 г. Президентом Российской Федерации подписан Федеральный закон N 172-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обороне". В соответствии с указанными изменениями сведения, которые образуются при осуществлении полномочий органами государственной власти Российской Федерации, функций органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями по организации и выполнению мероприятий в области обороны, распространение которых может нанести вред при выполнении указанных мероприятий, относятся к служебной тайне в области обороны.
Статья: Какие отметки ставятся на приказах с грифом "ДСП"
(Иритикова В.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2024, N 9)Поясним. Согласно п. 3 Перечня сведений конфиденциального характера, утвержденного Указом Президента РФ от 06.03.1997 N 188 (на дату публикации действует редакция от 13.07.2015), к служебной тайне относятся те сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом РФ и иными федеральными законами. В силу ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" условия отнесения информации к сведениям, составляющим служебную тайну, обязательность соблюдения конфиденциальности такой информации, а также ответственность за ее разглашение устанавливается федеральными законами.
(Иритикова В.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2024, N 9)Поясним. Согласно п. 3 Перечня сведений конфиденциального характера, утвержденного Указом Президента РФ от 06.03.1997 N 188 (на дату публикации действует редакция от 13.07.2015), к служебной тайне относятся те сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом РФ и иными федеральными законами. В силу ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" условия отнесения информации к сведениям, составляющим служебную тайну, обязательность соблюдения конфиденциальности такой информации, а также ответственность за ее разглашение устанавливается федеральными законами.
Готовое решение: Как уволить работника за разглашение охраняемой законом тайны, в том числе персональных данных
(КонсультантПлюс, 2025)разглашенные сведения относятся к государственной, служебной, коммерческой или иной охраняемой законом тайне либо к персональным данным другого работника;
(КонсультантПлюс, 2025)разглашенные сведения относятся к государственной, служебной, коммерческой или иной охраняемой законом тайне либо к персональным данным другого работника;
Статья: Существенные (обязательные) условия государственного контракта на выполнение подрядных работ для нужд органов внутренних дел
(Абдуллаев Р.Р.)
("Хозяйство и право", 2023, N 8)Кроме того, технические требования к служебным помещениям, строениям, зданиям ОВД различного назначения содержатся в ведомственных нормативных актах ограниченного доступа, относятся к служебной тайне. Данные требования необходимо рассматривать как существенные (обязательные) условия государственного контракта на выполнение подрядных работ для нужд ОВД, поскольку при соблюдении режима секретности будут использоваться для описания физических характеристик объектов закупки, выступающих предметом контракта.
(Абдуллаев Р.Р.)
("Хозяйство и право", 2023, N 8)Кроме того, технические требования к служебным помещениям, строениям, зданиям ОВД различного назначения содержатся в ведомственных нормативных актах ограниченного доступа, относятся к служебной тайне. Данные требования необходимо рассматривать как существенные (обязательные) условия государственного контракта на выполнение подрядных работ для нужд ОВД, поскольку при соблюдении режима секретности будут использоваться для описания физических характеристик объектов закупки, выступающих предметом контракта.
Статья: Некоторые вопросы дисциплинарной ответственности военнослужащих за нарушения в сфере защиты информации
(Кириченко Н.С., Александрова Н.Г.)
("Право в Вооруженных Силах", 2024, N 3)В соответствии со ст. 3.1 Федерального закона "Об обороне" служебную тайну в области обороны составляют сведения, которые образуются при осуществлении полномочий органами государственной власти Российской Федерации, функций органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями по организации и выполнению мероприятий в области обороны, распространение которых может нанести вред при выполнении указанных мероприятий. Перечень сведений, отнесенных к служебной тайне в области обороны, содержит не отнесенные в установленном порядке к государственной тайне и не являющиеся общедоступными сведения о мероприятиях в области обороны, определенные ст. 2 указанного Федерального закона. Право на отнесение информации к сведениям, составляющим служебную тайну в области обороны, и определение перечней сведений, подлежащих отнесению к служебной тайне в области обороны, а также их утверждение принадлежит руководителям федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (при наличии такой информации). Указанные перечни подлежат опубликованию в открытом доступе. Основанием для отнесения сведений к служебной тайне в области обороны является их соответствие перечням сведений, подлежащих отнесению к служебной тайне в области обороны, утвержденным руководителями федеральных органов исполнительной власти или федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
(Кириченко Н.С., Александрова Н.Г.)
("Право в Вооруженных Силах", 2024, N 3)В соответствии со ст. 3.1 Федерального закона "Об обороне" служебную тайну в области обороны составляют сведения, которые образуются при осуществлении полномочий органами государственной власти Российской Федерации, функций органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями по организации и выполнению мероприятий в области обороны, распространение которых может нанести вред при выполнении указанных мероприятий. Перечень сведений, отнесенных к служебной тайне в области обороны, содержит не отнесенные в установленном порядке к государственной тайне и не являющиеся общедоступными сведения о мероприятиях в области обороны, определенные ст. 2 указанного Федерального закона. Право на отнесение информации к сведениям, составляющим служебную тайну в области обороны, и определение перечней сведений, подлежащих отнесению к служебной тайне в области обороны, а также их утверждение принадлежит руководителям федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (при наличии такой информации). Указанные перечни подлежат опубликованию в открытом доступе. Основанием для отнесения сведений к служебной тайне в области обороны является их соответствие перечням сведений, подлежащих отнесению к служебной тайне в области обороны, утвержденным руководителями федеральных органов исполнительной власти или федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
"Комментарий к Федеральному закону от 19 июля 2007 г. N 196-ФЗ "О ломбардах"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)В отношении дисциплинарной ответственности следует отметить, что в подп. "в" п. 6 ч. 1 ст. 81 ТрК РФ разглашение охраняемой законом тайны, ставшей известной работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей, определено в качестве одного из случаев однократного грубого нарушения работником трудовых обязанностей, в которых трудовой договор может быть расторгнут по инициативе работодателя. Согласно разъяснению, данному в п. 43 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" (в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 декабря 2006 г. N 63 <117>), в случае оспаривания работником увольнения по указанному основанию работодатель обязан представить доказательства, свидетельствующие о том, что сведения, которые работник разгласил, в соответствии с действующим законодательством относятся к государственной, служебной, коммерческой или иной охраняемой законом тайне, эти сведения стали известны работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей и он обязывался не разглашать такие сведения.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)В отношении дисциплинарной ответственности следует отметить, что в подп. "в" п. 6 ч. 1 ст. 81 ТрК РФ разглашение охраняемой законом тайны, ставшей известной работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей, определено в качестве одного из случаев однократного грубого нарушения работником трудовых обязанностей, в которых трудовой договор может быть расторгнут по инициативе работодателя. Согласно разъяснению, данному в п. 43 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" (в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 декабря 2006 г. N 63 <117>), в случае оспаривания работником увольнения по указанному основанию работодатель обязан представить доказательства, свидетельствующие о том, что сведения, которые работник разгласил, в соответствии с действующим законодательством относятся к государственной, служебной, коммерческой или иной охраняемой законом тайне, эти сведения стали известны работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей и он обязывался не разглашать такие сведения.
"Государство, общество и личность: пути преодоления вызовов и угроз в информационной сфере: монография"
(отв. ред. Л.К. Терещенко)
("Инфотропик Медиа", 2024)Краеугольным камнем применения технологий ИИ является проблема защиты информации. С одной стороны, для "обучения" алгоритмов необходимы большие объемы доступных и достоверных данных, при этом они не ограничиваются "большими данными", открытыми данными, с другой - возникает вопрос о соблюдении режима конфиденциальности информации. В данном случае речь идет не только о персональных данных, но и об иной информации ограниченного доступа, отнесенной к категориям служебной, профессиональной, личной тайны и иных видов тайн. При использовании технологий ИИ в государственном управлении, в частности при осуществлении функции по оказанию государственных и муниципальных услуг, недостаточно только обезличенных данных даже для разработки и обучения алгоритма, не говоря уже о принятии управленческого решения с помощью технологий ИИ в конкретной ситуации.
(отв. ред. Л.К. Терещенко)
("Инфотропик Медиа", 2024)Краеугольным камнем применения технологий ИИ является проблема защиты информации. С одной стороны, для "обучения" алгоритмов необходимы большие объемы доступных и достоверных данных, при этом они не ограничиваются "большими данными", открытыми данными, с другой - возникает вопрос о соблюдении режима конфиденциальности информации. В данном случае речь идет не только о персональных данных, но и об иной информации ограниченного доступа, отнесенной к категориям служебной, профессиональной, личной тайны и иных видов тайн. При использовании технологий ИИ в государственном управлении, в частности при осуществлении функции по оказанию государственных и муниципальных услуг, недостаточно только обезличенных данных даже для разработки и обучения алгоритма, не говоря уже о принятии управленческого решения с помощью технологий ИИ в конкретной ситуации.