Что нового в нма в 2021 году
Подборка наиболее важных документов по запросу Что нового в нма в 2021 году (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Вопросы теории правового регулирования предпринимательства в условиях цифровизации
(Андреев В.К.)
("Журнал российского права", 2022, N 2)Правовое регулирование новых отношений, в том числе связанных с применением информационных технологий, происходит за счет тех же объектов гражданских прав. Такие виды явлений, как энергия, электромагнитные колебания, световые лучи, алгоритмы создания, хранения и обновления информации, являются носителями информации, а также могут быть новыми видами деятельности, но не находят самостоятельного правового регулирования и по-прежнему трактуются как иное имущество, которое отталкивается от понимания вещи, выработанного в Древнем Риме, о чем свидетельствуют положения нового разд. II "Вещное право" ГК РФ в редакции законопроекта, принятого в первом чтении 27 апреля 2012 г. Государственной Думой. Вещь как "кусок неразумной природы", по образному выражению Виндшейда, практически исчезла из современного гражданского оборота, в нем присутствуют продукты, в той или иной степени обработанные трудом людей с применением технических средств. Более того, все больше появляется продуктов труда, создаваемых с применением систем искусственного интеллекта, в которых информация является не только сведениями, данными независимо от формы их предоставления, но и неотъемлемым элементом материального продукта. Председатель Правительства РФ М. Мишустин на просветительном марафоне "Новое знание" отметил, что "суть цифровой трансформации в том, что появляются новые формы создания добавленной стоимости, использования данных для принятия решений. При этом из экономики исчезают многие привычные процессы, товары заменяются виртуальными услугами, возрастает роль нематериальных активов" <7>.
(Андреев В.К.)
("Журнал российского права", 2022, N 2)Правовое регулирование новых отношений, в том числе связанных с применением информационных технологий, происходит за счет тех же объектов гражданских прав. Такие виды явлений, как энергия, электромагнитные колебания, световые лучи, алгоритмы создания, хранения и обновления информации, являются носителями информации, а также могут быть новыми видами деятельности, но не находят самостоятельного правового регулирования и по-прежнему трактуются как иное имущество, которое отталкивается от понимания вещи, выработанного в Древнем Риме, о чем свидетельствуют положения нового разд. II "Вещное право" ГК РФ в редакции законопроекта, принятого в первом чтении 27 апреля 2012 г. Государственной Думой. Вещь как "кусок неразумной природы", по образному выражению Виндшейда, практически исчезла из современного гражданского оборота, в нем присутствуют продукты, в той или иной степени обработанные трудом людей с применением технических средств. Более того, все больше появляется продуктов труда, создаваемых с применением систем искусственного интеллекта, в которых информация является не только сведениями, данными независимо от формы их предоставления, но и неотъемлемым элементом материального продукта. Председатель Правительства РФ М. Мишустин на просветительном марафоне "Новое знание" отметил, что "суть цифровой трансформации в том, что появляются новые формы создания добавленной стоимости, использования данных для принятия решений. При этом из экономики исчезают многие привычные процессы, товары заменяются виртуальными услугами, возрастает роль нематериальных активов" <7>.
"Учетная политика 2024: бухгалтерская и налоговая"
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2024)В связи с переходом на применение нового стандарта ФСБУ 14/2022 "Нематериальные активы" и обновленного ФСБУ 26/2020 "Капитальные вложения" (в редакции изменений, внесенных Приказом Минфина России от 30.05.2022 N 87н) приказываю с 1 января 2024 г. внести следующие изменения в Приказ об учетной политике от 24.12.2021 N 3:
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2024)В связи с переходом на применение нового стандарта ФСБУ 14/2022 "Нематериальные активы" и обновленного ФСБУ 26/2020 "Капитальные вложения" (в редакции изменений, внесенных Приказом Минфина России от 30.05.2022 N 87н) приказываю с 1 января 2024 г. внести следующие изменения в Приказ об учетной политике от 24.12.2021 N 3:
Нормативные акты
"Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ
(ред. от 17.11.2025)К работам по достройке, дооборудованию, модернизации относятся работы, вызванные изменением технологического или служебного назначения оборудования, здания, сооружения или иного объекта амортизируемых основных средств, нематериальных активов, повышенными нагрузками и (или) другими новыми качествами.
(ред. от 17.11.2025)К работам по достройке, дооборудованию, модернизации относятся работы, вызванные изменением технологического или служебного назначения оборудования, здания, сооружения или иного объекта амортизируемых основных средств, нематериальных активов, повышенными нагрузками и (или) другими новыми качествами.
Приказ Минтранса России от 30.04.2019 N 129
(ред. от 09.08.2021)
"Об утверждении Методики расчета показателей (индикаторов) государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы", транспортной части комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года и федеральных проектов, входящих в его состав"Протяженность законченных строительством новых главных путей в рамках федерального проекта "Высокоскоростное железнодорожное сообщение" транспортной части комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года
(ред. от 09.08.2021)
"Об утверждении Методики расчета показателей (индикаторов) государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы", транспортной части комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года и федеральных проектов, входящих в его состав"Протяженность законченных строительством новых главных путей в рамках федерального проекта "Высокоскоростное железнодорожное сообщение" транспортной части комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года
"Годовой отчет - 2024"
(под ред. В.И. Мещерякова)
("Агентство бухгалтерской информации", 2024)- введены новые виды НМА;
(под ред. В.И. Мещерякова)
("Агентство бухгалтерской информации", 2024)- введены новые виды НМА;
Готовое решение: Как учитывать расходы на сопровождение программного обеспечения
(КонсультантПлюс, 2025)Если увеличенная стоимость ПО превысит 100 тыс. руб., то отнесите ПО к амортизируемому имуществу. Такой подход к амортизации Минфин России предлагал в отношении ОС (Письмо от 17.06.2021 N 03-03-06/1/47706). По нашему мнению, его можно применить и в отношении НМА. В общем случае стоимость НМА погашается путем начисления амортизации. Поскольку часть стоимости ПО ранее уже была признана в расходах, через амортизацию в расходы включите только сумму модернизации. СПИ определите самостоятельно. Он должен быть не менее двух лет (п. 2 ст. 258 НК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Если увеличенная стоимость ПО превысит 100 тыс. руб., то отнесите ПО к амортизируемому имуществу. Такой подход к амортизации Минфин России предлагал в отношении ОС (Письмо от 17.06.2021 N 03-03-06/1/47706). По нашему мнению, его можно применить и в отношении НМА. В общем случае стоимость НМА погашается путем начисления амортизации. Поскольку часть стоимости ПО ранее уже была признана в расходах, через амортизацию в расходы включите только сумму модернизации. СПИ определите самостоятельно. Он должен быть не менее двух лет (п. 2 ст. 258 НК РФ).
Тематический выпуск: Учетная политика предприятия для целей бухгалтерского учета на 2023 год
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 3)В 2023 году отсутствуют стандарты бухгалтерского учета, начало применения которых в обязательном порядке приходится на этот год. Вместе с тем организация имеет право перейти на добровольное применение ФСБУ 14/2022 "Учет нематериальных активов". В случае добровольного применения организации необходимо выбрать способ перехода. Однако, поскольку применение Стандарта в 2023 году является добровольным, вопросы перехода и применения новых правил будут рассмотрены в отдельном разделе.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 3)В 2023 году отсутствуют стандарты бухгалтерского учета, начало применения которых в обязательном порядке приходится на этот год. Вместе с тем организация имеет право перейти на добровольное применение ФСБУ 14/2022 "Учет нематериальных активов". В случае добровольного применения организации необходимо выбрать способ перехода. Однако, поскольку применение Стандарта в 2023 году является добровольным, вопросы перехода и применения новых правил будут рассмотрены в отдельном разделе.
Статья: Отчет о результатах параллельного экспертно-аналитического мероприятия "Аудит реализации мер государственного стимулирования инвестиций в основных секторах российской экономики и оценка их влияния на инвестиционную активность предприятий за период 2021 - 2022 годов" (с Контрольно-счетной палатой Челябинской области)
(Зайцев Д.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2024, N 7)В среднем после заключения офсетного контракта получатели такой поддержки увеличили на 65 человек количество новых рабочих мест (то есть рост новых рабочих мест - от 52 до 81%) и ежегодно увеличивали нематериальные активы на 217,36 млн рублей <53> по сравнению с тем, если бы не заключили контракт. Однако в среднем после заключения офсетного контракта на счетах баланса получателей такой поддержки стоимость результатов исследований и разработок уменьшалась на 368,8 млн рублей относительно того, что можно было бы ожидать исходя из трендов в контрольной группе.
(Зайцев Д.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2024, N 7)В среднем после заключения офсетного контракта получатели такой поддержки увеличили на 65 человек количество новых рабочих мест (то есть рост новых рабочих мест - от 52 до 81%) и ежегодно увеличивали нематериальные активы на 217,36 млн рублей <53> по сравнению с тем, если бы не заключили контракт. Однако в среднем после заключения офсетного контракта на счетах баланса получателей такой поддержки стоимость результатов исследований и разработок уменьшалась на 368,8 млн рублей относительно того, что можно было бы ожидать исходя из трендов в контрольной группе.
Статья: Проблемные вопросы оценки интеллектуальной собственности и нематериальных активов в свете введения новых федеральных стандартов оценки и бухгалтерского учета
(Мамаджанов Х.А., Перепечко О.В., Малашенко Е.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, NN 5, 6)Как видно, нематериальные активы в оценке (в стоимостных измерениях) - более широкое понятие, чем только права на ИС. В условиях цифровизации появляются все более новые активы, обладающие признаками НМА, но не относящиеся к РИД в смысле положений статьи 1225 ГК РФ, в частности следующие НМА действующего предприятия (бизнеса), оценка стоимости которых не подпадает под действие ФСО XI, которые как минимум могли бы быть приравнены к результатам интеллектуальной деятельности:
(Мамаджанов Х.А., Перепечко О.В., Малашенко Е.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, NN 5, 6)Как видно, нематериальные активы в оценке (в стоимостных измерениях) - более широкое понятие, чем только права на ИС. В условиях цифровизации появляются все более новые активы, обладающие признаками НМА, но не относящиеся к РИД в смысле положений статьи 1225 ГК РФ, в частности следующие НМА действующего предприятия (бизнеса), оценка стоимости которых не подпадает под действие ФСО XI, которые как минимум могли бы быть приравнены к результатам интеллектуальной деятельности:
"Цифровая сущность финансового права: прошлое, настоящее, будущее: монография"
(под ред. И.И. Кучерова, Н.А. Поветкиной)
("ИЗиСП", "Юриспруденция", 2022)В Основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов отмечается, что в связи с глобальным развитием сектора цифровой экономики выработка новых подходов к налогообложению компаний данного сектора должна касаться того, чтобы налог на прибыль уплачивался в бюджеты тех юрисдикций, где генерируется прибыль. По мнению Министерства финансов Российской Федерации, для предотвращения бюджетных потерь следует тщательно проработать положения налогового законодательства, которые бы позволили декларировать для целей налогообложения прибыли в тех юрисдикциях, где находятся пользователи (клиенты) цифровых компаний, где прибыли образуются в результате привлечения, взаимодействия и вкладов пользователей, а также выработать новые правила распределения прибылей в странах использования нематериальных маркетинговых активов <2>. Актом предлагается учесть опыт иностранных государств, которые уже ввели такое правовое регулирование.
(под ред. И.И. Кучерова, Н.А. Поветкиной)
("ИЗиСП", "Юриспруденция", 2022)В Основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов отмечается, что в связи с глобальным развитием сектора цифровой экономики выработка новых подходов к налогообложению компаний данного сектора должна касаться того, чтобы налог на прибыль уплачивался в бюджеты тех юрисдикций, где генерируется прибыль. По мнению Министерства финансов Российской Федерации, для предотвращения бюджетных потерь следует тщательно проработать положения налогового законодательства, которые бы позволили декларировать для целей налогообложения прибыли в тех юрисдикциях, где находятся пользователи (клиенты) цифровых компаний, где прибыли образуются в результате привлечения, взаимодействия и вкладов пользователей, а также выработать новые правила распределения прибылей в странах использования нематериальных маркетинговых активов <2>. Актом предлагается учесть опыт иностранных государств, которые уже ввели такое правовое регулирование.
Статья: Реформирование подходов к начислению амортизации нематериальных активов как один из аспектов совершенствования методики их оценки после признания для коммерческих и некоммерческих организаций
(Дружиловская Э.С.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2023, N 17)7. Дружиловская Э.С. Модернизация плана счетов на основе новой системы объектов оценки в бухгалтерском учете и отчетности // Бухучет в здравоохранении. 2023. N 3. С. 5 - 13.
(Дружиловская Э.С.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2023, N 17)7. Дружиловская Э.С. Модернизация плана счетов на основе новой системы объектов оценки в бухгалтерском учете и отчетности // Бухучет в здравоохранении. 2023. N 3. С. 5 - 13.
Статья: ФСБУ 14/2022: последствия изменения учетной политики. Может ли это повлиять на проведение обязательного аудита
(Рабинович А.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 30)По мнению автора, сторонники такого подхода могут попытаться применить его в связи с отражением последствий изменения учетной политики в части НМА и при решении вопроса об обязательном аудите бухгалтерской отчетности за 2023 г.
(Рабинович А.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 30)По мнению автора, сторонники такого подхода могут попытаться применить его в связи с отражением последствий изменения учетной политики в части НМА и при решении вопроса об обязательном аудите бухгалтерской отчетности за 2023 г.
"Налоговые риски бизнеса"
(Мясников О.А.)
("АйСи Групп", 2024)Получение налогоплательщиком исключительных прав на использование зарегистрированного в России товарного знака в иностранном государстве не приводит к возникновению нового НМА, а является дополнительным основанием правовой охраны уже существующего НМА.
(Мясников О.А.)
("АйСи Групп", 2024)Получение налогоплательщиком исключительных прав на использование зарегистрированного в России товарного знака в иностранном государстве не приводит к возникновению нового НМА, а является дополнительным основанием правовой охраны уже существующего НМА.
"Учетная политика 2023: бухгалтерская и налоговая"
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2023)При формировании учетной политики на 2023 год нужно учесть, что с 2023 года вы можете перейти на новый порядок учета нематериальных активов, установленный ФСБУ 14/2022 "Нематериальные активы", утв. Приказом Минфина России от 30.05.2022 N 86н, и обновленным ФСБУ 26/2020 "Капитальные вложения", в который Приказом Минфина России от 30.05.2022 N 87н внесены изменения, связанные с учетом капитальных вложений в НМА.
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2023)При формировании учетной политики на 2023 год нужно учесть, что с 2023 года вы можете перейти на новый порядок учета нематериальных активов, установленный ФСБУ 14/2022 "Нематериальные активы", утв. Приказом Минфина России от 30.05.2022 N 86н, и обновленным ФСБУ 26/2020 "Капитальные вложения", в который Приказом Минфина России от 30.05.2022 N 87н внесены изменения, связанные с учетом капитальных вложений в НМА.