Чс Амурская область
Подборка наиболее важных документов по запросу Чс Амурская область (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2024 N 06АП-1500/2024 по делу N А73-15577/2023
Требование: О взыскании пени за просрочку доставки груза по железнодорожным накладным.
Решение: Требование удовлетворено.В апелляционной жалобе ООО "РЖД" указывает, что вагоны по спорным отправкам были задержаны на станциях Нерюнгри-Грузовая, Нерюнгри-Пассажирская, Беркакит Дальневосточной железной дороги по причине действия непреодолимой силы - введением на территории Тындинского муниципального округа и территории Амурской области чрезвычайной ситуации.
Требование: О взыскании пени за просрочку доставки груза по железнодорожным накладным.
Решение: Требование удовлетворено.В апелляционной жалобе ООО "РЖД" указывает, что вагоны по спорным отправкам были задержаны на станциях Нерюнгри-Грузовая, Нерюнгри-Пассажирская, Беркакит Дальневосточной железной дороги по причине действия непреодолимой силы - введением на территории Тындинского муниципального округа и территории Амурской области чрезвычайной ситуации.
Апелляционное определение Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 22.03.2023 по делу N 66а-454/2023 (УИД 28OS0000-01-2022-000005-87)
Об оставлении без изменения решения Амурского областного суда от 05.12.2022 об отказе в оспаривании распоряжения губернатора Амурской области от 27.01.2020 N 10-р "О введении режима повышенной готовности".Установив имеющиеся обстоятельства, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что введенные губернатором Амурской области требования о предъявлении гражданами, проживающими и временно находящимися на территории Амурской области, QR-кодов при посещении определенных помещений (объектов) являются соразмерными, не носят произвольный характер, соответствуют принципам разумности, направлены на соблюдение баланса публичных и частных интересов, поскольку направлены на защиту конституционно значимых ценностей - жизни и здоровью населения, обусловлены необходимостью предупреждения возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, ограничения эпидемиологического распространения заболеваемости короновирусной инфекцией на территории Амурской области, и тем самым на обеспечение реализации и защиты гарантированных Конституцией Российской Федерации и иными федеральными законами прав неопределенного круга лиц, проживающих (пребывающих) на его территории.
Об оставлении без изменения решения Амурского областного суда от 05.12.2022 об отказе в оспаривании распоряжения губернатора Амурской области от 27.01.2020 N 10-р "О введении режима повышенной готовности".Установив имеющиеся обстоятельства, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что введенные губернатором Амурской области требования о предъявлении гражданами, проживающими и временно находящимися на территории Амурской области, QR-кодов при посещении определенных помещений (объектов) являются соразмерными, не носят произвольный характер, соответствуют принципам разумности, направлены на соблюдение баланса публичных и частных интересов, поскольку направлены на защиту конституционно значимых ценностей - жизни и здоровью населения, обусловлены необходимостью предупреждения возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, ограничения эпидемиологического распространения заболеваемости короновирусной инфекцией на территории Амурской области, и тем самым на обеспечение реализации и защиты гарантированных Конституцией Российской Федерации и иными федеральными законами прав неопределенного круга лиц, проживающих (пребывающих) на его территории.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: О повышении устойчивости функционирования организаций в военное время, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера
(Шеншин В.М., Силуянова Н.М.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2022, N 9)Постановлением Правительства Амурской области от 29 июля 2021 г. N 536 определены состав, структура, основные задачи и порядок создания, задействования системы оповещения и информирования населения Амурской области об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера на территории Амурской области <11>.
(Шеншин В.М., Силуянова Н.М.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2022, N 9)Постановлением Правительства Амурской области от 29 июля 2021 г. N 536 определены состав, структура, основные задачи и порядок создания, задействования системы оповещения и информирования населения Амурской области об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера на территории Амурской области <11>.
Статья: Проблемы и перспективы развития массового рынка страхования жилья в России
(Цыганов А.А.)
("Финансы", 2024, N 10)Паводок весны 2024 г. в Оренбургской и ряде соседних областей России и Казахстана обострил внимание на повторяющуюся годами ситуацию, когда дома и имущество граждан не застрахованы, а пострадавшие надеются и получают государственную поддержку. За последние несколько лет можно легко вспомнить несколько значимых чрезвычайных ситуаций, повлекших многомиллионные убытки у граждан, предприятий, муниципалитетов и государства в целом, произошедших в Забайкальском и Приморском краях, Амурской, Иркутской и Московских областях, Республике Якутия, причем это не только наводнения и паводки, но и лесные пожары, ураганы и т.д. В определенной степени последующие выплаты компенсаций пострадавшим и предоставление нового жилья взамен утраченного внушают людям уверенность, что во всех сложных ситуациях так и будет, что способствует сохранению патернализма в российском обществе. Однако бремя содержания собственности лежит на самом собственнике, и в обычных случаях, когда не объявляется режим чрезвычайной ситуации, собственнику имущества, понесшему ущерб в связи с пожаром, заливом или иными проявлениями стихийных бедствий и техногенных аварий, необходимо будет ликвидировать негативные последствия самостоятельно.
(Цыганов А.А.)
("Финансы", 2024, N 10)Паводок весны 2024 г. в Оренбургской и ряде соседних областей России и Казахстана обострил внимание на повторяющуюся годами ситуацию, когда дома и имущество граждан не застрахованы, а пострадавшие надеются и получают государственную поддержку. За последние несколько лет можно легко вспомнить несколько значимых чрезвычайных ситуаций, повлекших многомиллионные убытки у граждан, предприятий, муниципалитетов и государства в целом, произошедших в Забайкальском и Приморском краях, Амурской, Иркутской и Московских областях, Республике Якутия, причем это не только наводнения и паводки, но и лесные пожары, ураганы и т.д. В определенной степени последующие выплаты компенсаций пострадавшим и предоставление нового жилья взамен утраченного внушают людям уверенность, что во всех сложных ситуациях так и будет, что способствует сохранению патернализма в российском обществе. Однако бремя содержания собственности лежит на самом собственнике, и в обычных случаях, когда не объявляется режим чрезвычайной ситуации, собственнику имущества, понесшему ущерб в связи с пожаром, заливом или иными проявлениями стихийных бедствий и техногенных аварий, необходимо будет ликвидировать негативные последствия самостоятельно.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2025)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 18.06.2025)
(ред. от 19.11.2025)Из положений подлежащего применению к спорным отношениям правового регулирования, в том числе Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Закона Амурской области от 6 марта 1997 г. N 151-ОЗ "О защите населения и территорий области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", статей 15 - 17 ЖК РФ, следует, что выплата на приобретение или строительство жилого помещения, являясь мерой социальной поддержки для граждан, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, направлена на обеспечение жильем тех граждан, чье единственное пригодное для проживания жилое помещение было утрачено в результате такой чрезвычайной ситуации. Одним из критериев отнесения помещения - дома, квартиры, комнаты - к жилым является его пригодность для постоянного проживания граждан.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 18.06.2025)
(ред. от 19.11.2025)Из положений подлежащего применению к спорным отношениям правового регулирования, в том числе Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Закона Амурской области от 6 марта 1997 г. N 151-ОЗ "О защите населения и территорий области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", статей 15 - 17 ЖК РФ, следует, что выплата на приобретение или строительство жилого помещения, являясь мерой социальной поддержки для граждан, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, направлена на обеспечение жильем тех граждан, чье единственное пригодное для проживания жилое помещение было утрачено в результате такой чрезвычайной ситуации. Одним из критериев отнесения помещения - дома, квартиры, комнаты - к жилым является его пригодность для постоянного проживания граждан.
"Обзор судебной практики по делам, связанным с реализацией гражданами, лишившимися жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, права на получение государственного жилищного сертификата, рассмотренным в 2009 - 2014 годах"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 21.10.2015)В 2009 - 2014 годах на территории 22 субъектов Российской Федерации происходили чрезвычайные ситуации, в связи с которыми выпускались государственные жилищные сертификаты для предоставления гражданам, утратившим жилые помещения. Из указанного выше числа в 14 субъектах Российской Федерации чрезвычайные ситуации были вызваны стихийными бедствиями. К таким субъектам относятся: Республика Адыгея, Республика Дагестан, Республика Мордовия, Республика Саха (Якутия), Республика Тыва, Чеченская Республика, Камчатский край, Краснодарский край, Ставропольский край, Амурская область, Кемеровская область, Оренбургская область, Сахалинская область.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 21.10.2015)В 2009 - 2014 годах на территории 22 субъектов Российской Федерации происходили чрезвычайные ситуации, в связи с которыми выпускались государственные жилищные сертификаты для предоставления гражданам, утратившим жилые помещения. Из указанного выше числа в 14 субъектах Российской Федерации чрезвычайные ситуации были вызваны стихийными бедствиями. К таким субъектам относятся: Республика Адыгея, Республика Дагестан, Республика Мордовия, Республика Саха (Якутия), Республика Тыва, Чеченская Республика, Камчатский край, Краснодарский край, Ставропольский край, Амурская область, Кемеровская область, Оренбургская область, Сахалинская область.
Статья: Судебные споры о взыскании стоимости выполненных работ или услуг без заключения договора
(Пустовалова И.Н., Сидорова С.А.)
("Безопасность бизнеса", 2024, N 3)Положительное решение в пользу ООО "Строительно-монтажное управление" (исполнитель работ) было принято Арбитражным судом Амурской области. Исследовав материалы дела, суд установил, что аварийно-ремонтные работы обществом выполнялись на основании принятого КЧСиОПБ администрации г. Райчихинска решения в целях устранения последствий чрезвычайной ситуации природного характера. Заключение контракта по обоюдному согласию сторон было отложено на будущее. Однако в дальнейшем администрация отказалась принимать и оплачивать ремонтно-восстановительные работы, ссылаясь на отсутствие контракта. Апелляционная и кассационная инстанции поддержали выводы, сделанные Арбитражным судом Амурской области, о наличии неосновательного обогащения на стороне администрации, указав, что незаключение муниципального контракта не является в данном конкретном случае основанием к освобождению администрации города от обязательств по оплате произведенных работ. Заявленные обществом требования о взыскании стоимости выполненных работ были удовлетворены. В основу принятого судебного решения положены нормы Гражданского кодекса РФ и Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" <10>.
(Пустовалова И.Н., Сидорова С.А.)
("Безопасность бизнеса", 2024, N 3)Положительное решение в пользу ООО "Строительно-монтажное управление" (исполнитель работ) было принято Арбитражным судом Амурской области. Исследовав материалы дела, суд установил, что аварийно-ремонтные работы обществом выполнялись на основании принятого КЧСиОПБ администрации г. Райчихинска решения в целях устранения последствий чрезвычайной ситуации природного характера. Заключение контракта по обоюдному согласию сторон было отложено на будущее. Однако в дальнейшем администрация отказалась принимать и оплачивать ремонтно-восстановительные работы, ссылаясь на отсутствие контракта. Апелляционная и кассационная инстанции поддержали выводы, сделанные Арбитражным судом Амурской области, о наличии неосновательного обогащения на стороне администрации, указав, что незаключение муниципального контракта не является в данном конкретном случае основанием к освобождению администрации города от обязательств по оплате произведенных работ. Заявленные обществом требования о взыскании стоимости выполненных работ были удовлетворены. В основу принятого судебного решения положены нормы Гражданского кодекса РФ и Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" <10>.
Статья: К вопросу обеспечения безопасности бизнеса с использованием цифровых двойников городов
(Грищенко Л.Л., Щукин В.М., Синодов И.А.)
("Безопасность бизнеса", 2021, N 3)К наиболее резонансным чрезвычайным ситуациям техногенного характера в России за последние годы следует отнести: катастрофу на Саяно-Шушенской ГЭС в 2009 г., взрыв на шахте "Распадская" в 2010 г., крупные пожары в Амурской области в 2016 г., взрыв в городе Ухте на НПЗ "ЛУКОЙЛ-Ухтанефтепереработка" и аварию на предприятии "Норникель", в результате которой произошел разлив нефтепродуктов. Существенные потери бизнес в 2020 - 2021 годах несет от пандемии COVID-19, при этом наибольший ущерб получили авиакомпании, гостиничный и ресторанный бизнес, фитнес-клубы, торговые центры <5>.
(Грищенко Л.Л., Щукин В.М., Синодов И.А.)
("Безопасность бизнеса", 2021, N 3)К наиболее резонансным чрезвычайным ситуациям техногенного характера в России за последние годы следует отнести: катастрофу на Саяно-Шушенской ГЭС в 2009 г., взрыв на шахте "Распадская" в 2010 г., крупные пожары в Амурской области в 2016 г., взрыв в городе Ухте на НПЗ "ЛУКОЙЛ-Ухтанефтепереработка" и аварию на предприятии "Норникель", в результате которой произошел разлив нефтепродуктов. Существенные потери бизнес в 2020 - 2021 годах несет от пандемии COVID-19, при этом наибольший ущерб получили авиакомпании, гостиничный и ресторанный бизнес, фитнес-клубы, торговые центры <5>.
Статья: Проблема "антиковидных" правоограничений в решениях Конституционного Суда Российской Федерации
(Брежнев О.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 2)В итоге практика пошла по пути введения региональными нормативными правовыми актами предусмотренного Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" <6> (пп. "б" п. 6 ст. 4.1) режима повышенной готовности, несмотря на то что к моменту начала пандемии этот Федеральный закон (ч. 1 ст. 1) прямо не связывал возникновение чрезвычайной ситуации с распространением заболеваний, представляющих опасность для окружающих <7>. Режим повышенной готовности вводился в субъектах РФ в различной правовой форме: в соответствии с указами (город Москва, Архангельская, Владимирская, Магаданская, Свердловская, Смоленская области и др.), постановлениями (Белгородская, Волгоградская, Курганская, Тверская области и др.) или распоряжениями (Республики Карелия, Татарстан, Амурская, Астраханская, Кемеровская, Костромская, Курская, Омская области и др.) высшего должностного лица субъекта РФ, постановлениями (город Санкт-Петербург, Ленинградская область, Республика Хакасия, Алтайский край и др.) или распоряжениями (Республики Алтай, Калмыкия, Тыва, Томская, Челябинская области и др.) высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ.
(Брежнев О.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 2)В итоге практика пошла по пути введения региональными нормативными правовыми актами предусмотренного Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" <6> (пп. "б" п. 6 ст. 4.1) режима повышенной готовности, несмотря на то что к моменту начала пандемии этот Федеральный закон (ч. 1 ст. 1) прямо не связывал возникновение чрезвычайной ситуации с распространением заболеваний, представляющих опасность для окружающих <7>. Режим повышенной готовности вводился в субъектах РФ в различной правовой форме: в соответствии с указами (город Москва, Архангельская, Владимирская, Магаданская, Свердловская, Смоленская области и др.), постановлениями (Белгородская, Волгоградская, Курганская, Тверская области и др.) или распоряжениями (Республики Карелия, Татарстан, Амурская, Астраханская, Кемеровская, Костромская, Курская, Омская области и др.) высшего должностного лица субъекта РФ, постановлениями (город Санкт-Петербург, Ленинградская область, Республика Хакасия, Алтайский край и др.) или распоряжениями (Республики Алтай, Калмыкия, Тыва, Томская, Челябинская области и др.) высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ.
Статья: Возмещение ущерба, причиненного недвижимому имуществу при чрезвычайных ситуациях
(Летута Т.В.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2024, N 2)<8> См.: решение Шимановского районного суда Амурской области от 11 мая 2017 г. по гражданскому делу N 2-155/2017 по иску о взыскании полученного и понесенного ущерба, причиненного имуществу в результате преступления. URL: https://sudact.ru/regular/doc/mX2SeaDRSUr0/ (дата обращения: 12.04.2024).
(Летута Т.В.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2024, N 2)<8> См.: решение Шимановского районного суда Амурской области от 11 мая 2017 г. по гражданскому делу N 2-155/2017 по иску о взыскании полученного и понесенного ущерба, причиненного имуществу в результате преступления. URL: https://sudact.ru/regular/doc/mX2SeaDRSUr0/ (дата обращения: 12.04.2024).