Чрезвычайное положение это
Подборка наиболее важных документов по запросу Чрезвычайное положение это (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Наследование по завещанию: проблемные вопросы толкования и применения отдельных норм
(Горелик А.П.)
("Наследственное право", 2022, N 2)Как отмечают в своей работе И.А. Старостина и М.И. Амара, "новый для всех государств мира опыт борьбы с распространением коронавирусной инфекции в 2020 г. показывает, что чрезвычайное положение - это не только война или стихийное бедствие, но, может быть, и эпидемия, и пандемия" <8>.
(Горелик А.П.)
("Наследственное право", 2022, N 2)Как отмечают в своей работе И.А. Старостина и М.И. Амара, "новый для всех государств мира опыт борьбы с распространением коронавирусной инфекции в 2020 г. показывает, что чрезвычайное положение - это не только война или стихийное бедствие, но, может быть, и эпидемия, и пандемия" <8>.
Статья: Современное конституционное реформирование Японии
(Старостина И.А., Амара М.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 8)Новый для всех государств мира опыт борьбы с распространением коронавирусной инфекции в 2020 г. показывает, что чрезвычайное положение - это не только война или стихийное бедствие, но может быть и эпидемия и пандемия.
(Старостина И.А., Амара М.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 8)Новый для всех государств мира опыт борьбы с распространением коронавирусной инфекции в 2020 г. показывает, что чрезвычайное положение - это не только война или стихийное бедствие, но может быть и эпидемия и пандемия.
Нормативные акты
Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 N 3-ФКЗ
(ред. от 02.11.2023)
"О чрезвычайном положении"1. Чрезвычайное положение означает вводимый в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях особый правовой режим деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их должностных лиц, общественных объединений, допускающий установленные настоящим Федеральным конституционным законом отдельные ограничения прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей.
(ред. от 02.11.2023)
"О чрезвычайном положении"1. Чрезвычайное положение означает вводимый в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях особый правовой режим деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их должностных лиц, общественных объединений, допускающий установленные настоящим Федеральным конституционным законом отдельные ограничения прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей.
"Частное право в странах бывшего СССР: итоги 30-летия: сборник статей"
(под ред. Л.Ю. Михеевой)
("Статут", 2022)Ситуация облегчается, когда в стране было объявлено чрезвычайное положение. Это, несомненно, форс-мажор, и, если из-за этого сторона договора не могла исполнить обязательство, она освобождается от ответственности.
(под ред. Л.Ю. Михеевой)
("Статут", 2022)Ситуация облегчается, когда в стране было объявлено чрезвычайное положение. Это, несомненно, форс-мажор, и, если из-за этого сторона договора не могла исполнить обязательство, она освобождается от ответственности.
"Актуальные проблемы административного права: учебник"
(Кононов П.И.)
("КНОРУС", 2023)2. Административно-ограничительные меры, как правило, применяются компетентными административно-публичными субъектами, в частности органами и должностными лицами полиции, Росгвардии, МЧС России, органами санитарно-эпидемиологического надзора, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (в пределах территории соответствующих субъектов). В случаях введения на территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях военного или чрезвычайного положения соответствующие этим режимам меры административного ограничения вводятся указами Президента РФ. Вместе с тем в случаях, предусмотренных федеральными законами, отдельные административно-ограничительные меры могут применяться судами общей юрисдикции. Так, в силу положений глав 30 - 31 КАС РФ суды вправе применять в отношении граждан меры по их госпитализации в недобровольном порядке в медицинские организации.
(Кононов П.И.)
("КНОРУС", 2023)2. Административно-ограничительные меры, как правило, применяются компетентными административно-публичными субъектами, в частности органами и должностными лицами полиции, Росгвардии, МЧС России, органами санитарно-эпидемиологического надзора, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (в пределах территории соответствующих субъектов). В случаях введения на территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях военного или чрезвычайного положения соответствующие этим режимам меры административного ограничения вводятся указами Президента РФ. Вместе с тем в случаях, предусмотренных федеральными законами, отдельные административно-ограничительные меры могут применяться судами общей юрисдикции. Так, в силу положений глав 30 - 31 КАС РФ суды вправе применять в отношении граждан меры по их госпитализации в недобровольном порядке в медицинские организации.
Статья: Пандемия COVID-19 как вызов конституционному правопорядку
(Варламова Н.В.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2020, N 6)Показательно, что школы были закрыты практически во всех странах (за незначительными исключениями) независимо от того, вводилось ли там чрезвычайное положение. Это свидетельствует о том, что, несмотря на свой "весьма травмирующий характер", данная мера рассматривается как абсолютно необходимая для снижения уровня заболеваемости. Применительно к иным ограничениям зависимость их использования от введения чрезвычайного положения просматривается. Так, строгое ограничение свободы передвижения и запрет собираться более двух человек были введены в 49% стран, где объявлялось чрезвычайное положение (лишь 4% из них не предусмотрели в этом отношении вообще никаких ограничений), и в 21% стран, где не было чрезвычайного положения (в 11% из них не устанавливалось никаких ограничений); полное закрытие церквей, храмов и других мест отправления религиозных культов фиксировалось соответственно в 42% стран первой группы (в 16% из них культовые сооружения работали в обычном режиме) и в 24% стран второй группы (в 37% этих стран отсутствовали какие-либо ограничения); рестораны, кафе и другие заведения подобного типа были закрыты в 55% стран первой группы (без ограничений они работали в 6% из этих стран), в то время как страны второй группы разделились в этом отношении примерно поровну. Однако автор оговаривается, что его анализ не позволяет сделать четкие и однозначные выводы, поскольку не учитываются другие факторы (прежде всего уровень заболеваемости), которые повлияли на выбор тех или иных способов борьбы с пандемией <13>.
(Варламова Н.В.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2020, N 6)Показательно, что школы были закрыты практически во всех странах (за незначительными исключениями) независимо от того, вводилось ли там чрезвычайное положение. Это свидетельствует о том, что, несмотря на свой "весьма травмирующий характер", данная мера рассматривается как абсолютно необходимая для снижения уровня заболеваемости. Применительно к иным ограничениям зависимость их использования от введения чрезвычайного положения просматривается. Так, строгое ограничение свободы передвижения и запрет собираться более двух человек были введены в 49% стран, где объявлялось чрезвычайное положение (лишь 4% из них не предусмотрели в этом отношении вообще никаких ограничений), и в 21% стран, где не было чрезвычайного положения (в 11% из них не устанавливалось никаких ограничений); полное закрытие церквей, храмов и других мест отправления религиозных культов фиксировалось соответственно в 42% стран первой группы (в 16% из них культовые сооружения работали в обычном режиме) и в 24% стран второй группы (в 37% этих стран отсутствовали какие-либо ограничения); рестораны, кафе и другие заведения подобного типа были закрыты в 55% стран первой группы (без ограничений они работали в 6% из этих стран), в то время как страны второй группы разделились в этом отношении примерно поровну. Однако автор оговаривается, что его анализ не позволяет сделать четкие и однозначные выводы, поскольку не учитываются другие факторы (прежде всего уровень заболеваемости), которые повлияли на выбор тех или иных способов борьбы с пандемией <13>.
Статья: Экстраординарные ситуации в гражданском процессуальном праве: место и значение
(Мордасова Е.А.)
("Цивилист", 2025, N 1)К таким ситуациям необходимо отнести: военное и чрезвычайное положения (хотя это, конечно, не сами ситуации, а обусловленные ими правовые режимы <26>), чрезвычайные ситуации различного характера: природного, техногенного, биологического, социального и др. <27>, возникающие как на федеральном, так и межрегиональном, региональном, межмуниципальном, муниципальном, локальном уровнях (в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21 мая 2007 г. N 304 "О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"), режим контртеррористической операции, а также иные ситуации, способные дестабилизировать работу судебной системы, например сообщения о минировании <28>, локальные коммунальные аварии, являющиеся причиной невозможности работы конкретного суда, и др.
(Мордасова Е.А.)
("Цивилист", 2025, N 1)К таким ситуациям необходимо отнести: военное и чрезвычайное положения (хотя это, конечно, не сами ситуации, а обусловленные ими правовые режимы <26>), чрезвычайные ситуации различного характера: природного, техногенного, биологического, социального и др. <27>, возникающие как на федеральном, так и межрегиональном, региональном, межмуниципальном, муниципальном, локальном уровнях (в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21 мая 2007 г. N 304 "О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"), режим контртеррористической операции, а также иные ситуации, способные дестабилизировать работу судебной системы, например сообщения о минировании <28>, локальные коммунальные аварии, являющиеся причиной невозможности работы конкретного суда, и др.
Статья: Конституционно-правовые основы ограничения прав человека в связи с пандемией новой коронавирусной инфекции
(Дорошенко Е.Н.)
("Актуальные проблемы российского права", 2020, N 12)Конституция РФ (ст. 56) допускает использование "экстренного" механизма реализации "отдельных" ограничений прав и свобод актами органов исполнительной и судебной власти для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя при введении чрезвычайного положения; это возможно только: а) в соответствии с положениями федерального конституционного закона; б) с указанием пределов и срока их действия <21>. Учитывая, что в качестве одного из оснований введения чрезвычайного положения указывается эпидемия, повлекшая (могущая повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения, использование данного правового режима было бы обоснованным. Между тем инициатива о введении чрезвычайного положения принадлежит исключительно Президенту РФ, и конституционно-правовые механизмы участия других органов государственной власти в принятии такого решения в случае бездействия Президента РФ отсутствуют <22>.
(Дорошенко Е.Н.)
("Актуальные проблемы российского права", 2020, N 12)Конституция РФ (ст. 56) допускает использование "экстренного" механизма реализации "отдельных" ограничений прав и свобод актами органов исполнительной и судебной власти для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя при введении чрезвычайного положения; это возможно только: а) в соответствии с положениями федерального конституционного закона; б) с указанием пределов и срока их действия <21>. Учитывая, что в качестве одного из оснований введения чрезвычайного положения указывается эпидемия, повлекшая (могущая повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения, использование данного правового режима было бы обоснованным. Между тем инициатива о введении чрезвычайного положения принадлежит исключительно Президенту РФ, и конституционно-правовые механизмы участия других органов государственной власти в принятии такого решения в случае бездействия Президента РФ отсутствуют <22>.
"Актуальные проблемы эффективности частного права: монография"
(отв. ред. А.Н. Левушкин, Э.Х. Надысева)
("Юстицинформ", 2022)Сокращение объема гражданского оборота привело к сокращению нотариальных актов в некоторых европейских странах более чем на 80%, что, в свою очередь, послужило причиной увольнения части сотрудников, либо их временного отстранения от работы <197>. Несмотря на единство экономического пространства, законодательство европейских государств не унифицировано. В Бельгии пандемия является форс-мажором, оправдывающим временное увольнение сотрудников. Во Франции уволить сотрудника можно, и в этом случае государство в период действия режима самоизоляции выплачивает пособие в размере 85% от зарплаты, а нотариусу компенсирует выплату аванса сотруднику. В Австрии можно отсутствовать на работе до трех месяцев при наличии отпусков, в том числе за предыдущие годы. В период отпуска, а также в течение месяца после его окончания работодатель не может уволить сотрудника. При этом в период карантина в Австрии никаких ограничений на работу нотариальных контор и сотрудников нотариальных контор не вводили. В Бельгии же вся нотариальная деятельность осуществлялась дистанционно из дома, в то время как во Франции дистанционный метод работы носил рекомендательный характер. В Испании королевским указом было объявлено чрезвычайное положение, при этом нотариальные услуги считались необходимыми услугами, поэтому нотариальные конторы оставались открытыми только для сторон нотариального акта, переводчиков и свидетелей. Министерство юстиции Германии в своем постановлении разъяснило значимость роли нотариата в гражданском обороте, в результате чего все нотариальные конторы были открыты, многие из них использовали возможность создания домашних офисов для своих сотрудников. Даже наиболее пострадавшая от COVID-19 Италия не запретила нотариусам осуществлять свою функцию, так как ст. 142 Нотариального закона гласит, что "Нотариус, который покидает нотариальную контору в период эпидемии или заразных болезней, наказывается увольнением..." <198>. Контакты с клиентами в Италии были сведены к минимуму, переговоры велись посредством телефонной и электронной связи, большинство сотрудников нотариальных контор работали удаленно.
(отв. ред. А.Н. Левушкин, Э.Х. Надысева)
("Юстицинформ", 2022)Сокращение объема гражданского оборота привело к сокращению нотариальных актов в некоторых европейских странах более чем на 80%, что, в свою очередь, послужило причиной увольнения части сотрудников, либо их временного отстранения от работы <197>. Несмотря на единство экономического пространства, законодательство европейских государств не унифицировано. В Бельгии пандемия является форс-мажором, оправдывающим временное увольнение сотрудников. Во Франции уволить сотрудника можно, и в этом случае государство в период действия режима самоизоляции выплачивает пособие в размере 85% от зарплаты, а нотариусу компенсирует выплату аванса сотруднику. В Австрии можно отсутствовать на работе до трех месяцев при наличии отпусков, в том числе за предыдущие годы. В период отпуска, а также в течение месяца после его окончания работодатель не может уволить сотрудника. При этом в период карантина в Австрии никаких ограничений на работу нотариальных контор и сотрудников нотариальных контор не вводили. В Бельгии же вся нотариальная деятельность осуществлялась дистанционно из дома, в то время как во Франции дистанционный метод работы носил рекомендательный характер. В Испании королевским указом было объявлено чрезвычайное положение, при этом нотариальные услуги считались необходимыми услугами, поэтому нотариальные конторы оставались открытыми только для сторон нотариального акта, переводчиков и свидетелей. Министерство юстиции Германии в своем постановлении разъяснило значимость роли нотариата в гражданском обороте, в результате чего все нотариальные конторы были открыты, многие из них использовали возможность создания домашних офисов для своих сотрудников. Даже наиболее пострадавшая от COVID-19 Италия не запретила нотариусам осуществлять свою функцию, так как ст. 142 Нотариального закона гласит, что "Нотариус, который покидает нотариальную контору в период эпидемии или заразных болезней, наказывается увольнением..." <198>. Контакты с клиентами в Италии были сведены к минимуму, переговоры велись посредством телефонной и электронной связи, большинство сотрудников нотариальных контор работали удаленно.