Чрезвычайно высокий риск
Подборка наиболее важных документов по запросу Чрезвычайно высокий риск (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Проверка Роспотребнадзора и порядок ее проведения
(КонсультантПлюс, 2025)Роспотребнадзор не вправе проводить плановую выездную проверку раз в год из-за того, что отдельные объекты организации имеют чрезвычайно высокий риск, в то время как в отношении самой организации единый класс опасности не установлен
(КонсультантПлюс, 2025)Роспотребнадзор не вправе проводить плановую выездную проверку раз в год из-за того, что отдельные объекты организации имеют чрезвычайно высокий риск, в то время как в отношении самой организации единый класс опасности не установлен
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как МЧС России контролирует соблюдение организациями требований пожарной безопасности
(КонсультантПлюс, 2025)Такие мероприятия проводятся в соответствии с ежегодным планом, который согласовывается с органами прокуратуры (ч. 1 ст. 61 Закона N 248-ФЗ). Какие именно мероприятия и как часто проводятся, зависит от того, к какой категории отнесен ваш объект (здание, сооружение и т.д.). Рейдовый осмотр или выездная проверка проводятся один раз в год на объектах чрезвычайно высокого риска и один раз в два года на объектах высокого риска (п. п. 1, 2 ч. 2, ч. 4 ст. 25 Закона N 248-ФЗ, п. 41 Положения о пожарном надзоре).
(КонсультантПлюс, 2025)Такие мероприятия проводятся в соответствии с ежегодным планом, который согласовывается с органами прокуратуры (ч. 1 ст. 61 Закона N 248-ФЗ). Какие именно мероприятия и как часто проводятся, зависит от того, к какой категории отнесен ваш объект (здание, сооружение и т.д.). Рейдовый осмотр или выездная проверка проводятся один раз в год на объектах чрезвычайно высокого риска и один раз в два года на объектах высокого риска (п. п. 1, 2 ч. 2, ч. 4 ст. 25 Закона N 248-ФЗ, п. 41 Положения о пожарном надзоре).
Готовое решение: Как проводится государственный земельный надзор в отношении организаций и ИП
(КонсультантПлюс, 2025)если участок отнесен к категории чрезвычайно высокого риска - одно мероприятие в год;
(КонсультантПлюс, 2025)если участок отнесен к категории чрезвычайно высокого риска - одно мероприятие в год;
Нормативные акты
Справочная информация: "Правовой календарь на IV квартал 2025 года"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Скорректирована периодичность проведения отдельных плановых контрольных (надзорных) мероприятий для категории чрезвычайно высокого риска. При этом установлено, что в отношении объектов контроля, отнесенных к категориям значительного, среднего, умеренного и низкого риска, плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Скорректирована периодичность проведения отдельных плановых контрольных (надзорных) мероприятий для категории чрезвычайно высокого риска. При этом установлено, что в отношении объектов контроля, отнесенных к категориям значительного, среднего, умеренного и низкого риска, плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.
"Комментарий к Федеральному закону от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)для целей управления рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении государственного контроля объекты контроля относятся к следующим категориям риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (при этом в юридико-технических целях введено обозначение "категории риска"): чрезвычайно высокий риск; высокий риск; средний риск; низкий риск (п. 8);
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)для целей управления рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении государственного контроля объекты контроля относятся к следующим категориям риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (при этом в юридико-технических целях введено обозначение "категории риска"): чрезвычайно высокий риск; высокий риск; средний риск; низкий риск (п. 8);
Статья: Контрольные мероприятия ГИТ: к чему должен быть готов кадровик
(Маслова А.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2024, N 7)Важно помнить, что проведение проверки, не внесенной в единый реестр, является незаконным действием. В 2024 году приостановлены плановые проверки всех компаний с категориями низкого, умеренного, среднего и значительного риска. Таким образом, в план разрешено включать только объекты высокого и чрезвычайно высокого риска. Правда, и тут есть исключения. В частности, в план проверок не попадут следующие организации указанного риска <18>:
(Маслова А.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2024, N 7)Важно помнить, что проведение проверки, не внесенной в единый реестр, является незаконным действием. В 2024 году приостановлены плановые проверки всех компаний с категориями низкого, умеренного, среднего и значительного риска. Таким образом, в план разрешено включать только объекты высокого и чрезвычайно высокого риска. Правда, и тут есть исключения. В частности, в план проверок не попадут следующие организации указанного риска <18>:
Статья: Плановые проверки юридических лиц
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)1) не менее 1, но не более 2 плановых контрольных (надзорных) мероприятий в год - для объектов контроля, отнесенных к категории чрезвычайно высокого риска;
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)1) не менее 1, но не более 2 плановых контрольных (надзорных) мероприятий в год - для объектов контроля, отнесенных к категории чрезвычайно высокого риска;
Информация: Совещание с членами Правительства
("Официальный сайт Президента РФ", 2025)Суть моратория сводилась к тому, что действовал запрет на проведение всех проверок, за исключением проверок по риск-ориентированному подходу, о котором я только что сказал, и за исключением проверок объектов чрезвычайно высокого риска - это электростанции, химическая промышленность и так далее. Проверки можно было проводить, естественно, только по согласованию с прокуратурой.
("Официальный сайт Президента РФ", 2025)Суть моратория сводилась к тому, что действовал запрет на проведение всех проверок, за исключением проверок по риск-ориентированному подходу, о котором я только что сказал, и за исключением проверок объектов чрезвычайно высокого риска - это электростанции, химическая промышленность и так далее. Проверки можно было проводить, естественно, только по согласованию с прокуратурой.
"Административно-предупредительные меры в области безопасности дорожного движения: монография"
(Баканов К.С., Антонов С.Н., Исаев М.М.)
("ФКУ "НЦ БДД МВД России", 2023)В сопоставлении с выданными предписаниями дела об административных правонарушениях наиболее часто возбуждались в отношении объектов надзора, отнесенных к категории низкого риска (одно предписание в среднем пришлось на 3 дела). Обратным образом характеризовалась контрольно-надзорная деятельность в отношении объектов, отнесенных к категории чрезвычайно высокого риска, для которых одно возбужденное дело об административном правонарушении пришлось в среднем на 5 выданных предписаний <217> (рис. 5).
(Баканов К.С., Антонов С.Н., Исаев М.М.)
("ФКУ "НЦ БДД МВД России", 2023)В сопоставлении с выданными предписаниями дела об административных правонарушениях наиболее часто возбуждались в отношении объектов надзора, отнесенных к категории низкого риска (одно предписание в среднем пришлось на 3 дела). Обратным образом характеризовалась контрольно-надзорная деятельность в отношении объектов, отнесенных к категории чрезвычайно высокого риска, для которых одно возбужденное дело об административном правонарушении пришлось в среднем на 5 выданных предписаний <217> (рис. 5).
Готовое решение: Как проводится земельный контроль
(КонсультантПлюс, 2025)Законом N 248-ФЗ предусмотрена следующая периодичность плановых мероприятий: для объектов чрезвычайно высокого риска - не менее одного, но не более двух мероприятий в год, для объектов высокого риска - одно мероприятие в два года (п. п. 1, 2 ч. 2 ст. 25 Закона N 248-ФЗ).
(КонсультантПлюс, 2025)Законом N 248-ФЗ предусмотрена следующая периодичность плановых мероприятий: для объектов чрезвычайно высокого риска - не менее одного, но не более двух мероприятий в год, для объектов высокого риска - одно мероприятие в два года (п. п. 1, 2 ч. 2 ст. 25 Закона N 248-ФЗ).
Статья: Оценка рисков в аудиторской организации в соответствии с Международным стандартом управления качеством (МСК) 1
(Кочинев Ю.Ю.)
("Аудитор", 2023, N 8)В соответствии с Положением о внешнем контроле качества работы (федеральном государственном контроле (надзоре)) аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 3 ст. 5 Федерального закона "Об аудиторской деятельности", утвержденным Постановлением Правительства РФ N 1009 от 25.06.2021, Федеральное казначейство осуществляет внешний контроль качества работы на основании отнесения деятельности аудиторских организаций к следующим категориям риска: чрезвычайно высокий, высокий, средний и низкий риски. Критерием отнесения аудиторской фирмы к определенной категории риска является общественная значимость аудируемых ею организаций. От установленной категории риска зависит периодичность плановых проверок, проводимых Федеральным казначейством: аудиторская организация подвергается внешнему контролю качества работы при чрезвычайно высоком риске ежегодно; при высоком риске - один раз в два года; при среднем риске - один раз в три года; при низком риске контроль не осуществляется.
(Кочинев Ю.Ю.)
("Аудитор", 2023, N 8)В соответствии с Положением о внешнем контроле качества работы (федеральном государственном контроле (надзоре)) аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 3 ст. 5 Федерального закона "Об аудиторской деятельности", утвержденным Постановлением Правительства РФ N 1009 от 25.06.2021, Федеральное казначейство осуществляет внешний контроль качества работы на основании отнесения деятельности аудиторских организаций к следующим категориям риска: чрезвычайно высокий, высокий, средний и низкий риски. Критерием отнесения аудиторской фирмы к определенной категории риска является общественная значимость аудируемых ею организаций. От установленной категории риска зависит периодичность плановых проверок, проводимых Федеральным казначейством: аудиторская организация подвергается внешнему контролю качества работы при чрезвычайно высоком риске ежегодно; при высоком риске - один раз в два года; при среднем риске - один раз в три года; при низком риске контроль не осуществляется.
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Правительством РФ установлен порядок отнесения деятельности подконтрольных субъектов и используемых ими объектов контроля к определенной категории риска или классу опасности <1>. Для управления рисками контрольный орган должен отнести объекты контроля к одной из следующих категорий риска: 1) чрезвычайно высокий риск; 2) высокий риск; 3) значительный риск; 4) средний риск; 5) умеренный риск; 6) низкий риск (ч. 1 ст. 23 Закона N 248-ФЗ). При этом контрольный орган соотносит объект контроля на основе сопоставления его характеристик с утвержденными критериями риска (ст. 24). Представляется, что на муниципальном уровне востребованы могут быть три последние категории риска - средний, умеренный и низкий. К каждой категории риска необходимо установить критерии (ст. 23). Например, в земельном муниципальном контроле это может быть вид разрешенного использования земельного участка или вид деятельности юридического лица или что-то подобное. Кроме того, критерием может выступать поведение лица, например если лицо привлекли к административной ответственности - это тоже критерий отнесения к определенной категории риска.
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Правительством РФ установлен порядок отнесения деятельности подконтрольных субъектов и используемых ими объектов контроля к определенной категории риска или классу опасности <1>. Для управления рисками контрольный орган должен отнести объекты контроля к одной из следующих категорий риска: 1) чрезвычайно высокий риск; 2) высокий риск; 3) значительный риск; 4) средний риск; 5) умеренный риск; 6) низкий риск (ч. 1 ст. 23 Закона N 248-ФЗ). При этом контрольный орган соотносит объект контроля на основе сопоставления его характеристик с утвержденными критериями риска (ст. 24). Представляется, что на муниципальном уровне востребованы могут быть три последние категории риска - средний, умеренный и низкий. К каждой категории риска необходимо установить критерии (ст. 23). Например, в земельном муниципальном контроле это может быть вид разрешенного использования земельного участка или вид деятельности юридического лица или что-то подобное. Кроме того, критерием может выступать поведение лица, например если лицо привлекли к административной ответственности - это тоже критерий отнесения к определенной категории риска.
"Государственный контроль (надзор): монография"
(Зырянов С.М.)
("КОНТРАКТ", 2023)Основанные на эмпирических данных выводы показывают, что эта форма работы внедряется в практику деятельности контрольно-надзорных органов с большим трудом и судить о ее эффективности пока нет оснований <1>. Однако, как следует из последних сообщений в средствах массовой информации, Минэкономразвития России разрабатывает повестку реформ до 2024 г., суть которых заключается в дальнейшем замещении контрольных (надзорных) мероприятий профилактическими. Для этого планируется сформировать карты рисков для отдельных видов контроля (надзора) и проводить плановые проверки только для объектов высокого и чрезвычайно высокого риска, что позволит сократить количество плановых проверок в два с половиной раза, а дальнейшее внедрение метода организации внеплановых проверок на основе индикаторов риска даст возможность резко уменьшить долю необоснованных проверок, проводимых по жалобам.
(Зырянов С.М.)
("КОНТРАКТ", 2023)Основанные на эмпирических данных выводы показывают, что эта форма работы внедряется в практику деятельности контрольно-надзорных органов с большим трудом и судить о ее эффективности пока нет оснований <1>. Однако, как следует из последних сообщений в средствах массовой информации, Минэкономразвития России разрабатывает повестку реформ до 2024 г., суть которых заключается в дальнейшем замещении контрольных (надзорных) мероприятий профилактическими. Для этого планируется сформировать карты рисков для отдельных видов контроля (надзора) и проводить плановые проверки только для объектов высокого и чрезвычайно высокого риска, что позволит сократить количество плановых проверок в два с половиной раза, а дальнейшее внедрение метода организации внеплановых проверок на основе индикаторов риска даст возможность резко уменьшить долю необоснованных проверок, проводимых по жалобам.