Чрезвычайная ситуация это
Подборка наиболее важных документов по запросу Чрезвычайная ситуация это (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 1 "Основные понятия" Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера""Из содержания пункта 3 постановления Губернатора Белгородской области от 14 августа 2024 г. N 119 "О введении режима функционирования "Чрезвычайная ситуация" для органов управления и сил территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Белгородской области" следует, что режим функционирования "Чрезвычайная ситуация" введен с 8 часов 00 минут 14 августа 2024 года для органов управления и сил территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Белгородской области. Постановление принято в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", из содержания статьи 1 которого следует, что режим функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций - это определяемые в зависимости от обстановки, прогнозирования угрозы чрезвычайной ситуации и возникновения чрезвычайной ситуации порядок организации деятельности органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и основные мероприятия, проводимые указанными органами и силами в режиме повседневной деятельности, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 9 "Полномочия организаций в области гражданской обороны" Федерального закона "О гражданской обороне""При таких обстоятельства, и учитывая, что общество осуществляет эксплуатацию опасных производственных объектов I класса опасности, и то, что последствия возникновении аварий и чрезвычайных ситуаций на этих ОПО могут выходить за их пределы, создавая угрозу жизни и здоровью людей апелляционная коллегия согласилась с комиссией и заключила, что в силу подпункта "г" статьи 14 Закона N 68-ФЗ, пункта 3 статьи 9 Закона N 28-ФЗ, пункта 7 Положения N 578/365 на названных объектах требуется создание локальной системы оповещения.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Организация оповещения населения муниципального образования об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера
("Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях", 2024, N 7)"Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях", 2024, N 7
("Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях", 2024, N 7)"Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях", 2024, N 7
Статья: Организация аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера в муниципальном образовании
("Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях", 2024, N 10)"Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях", 2024, N 10
("Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях", 2024, N 10)"Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях", 2024, N 10
Нормативные акты
Федеральный закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
"О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 26.11.2024)Чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
(ред. от 08.08.2024)
"О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 26.11.2024)Чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
"ГОСТ Р 42.5.05-2025. Национальный стандарт Российской Федерации. Гражданская оборона. Восстановление и поддержание порядка в пострадавших районах. Общие требования"
(утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 12.08.2025 N 864-ст)3 Общие требования к мероприятиям по восстановлению и поддержанию порядка в районах, пострадавших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера
(утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 12.08.2025 N 864-ст)3 Общие требования к мероприятиям по восстановлению и поддержанию порядка в районах, пострадавших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера
Статья: Порядок создания и использования резервного фонда материальных ресурсов субъекта РФ для ликвидации чрезвычайных ситуаций
(Елисеев Д.Н.)
("Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях", 2024, N 12)ЧС - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей;
(Елисеев Д.Н.)
("Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях", 2024, N 12)ЧС - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей;
Готовое решение: Как организовать и провести вводный инструктаж по гражданской обороне
(КонсультантПлюс, 2025)Продолжительность вводного инструктажа по ЧС (количество отводимых на него часов) организация определяет сама в программе вводного инструктажа в зависимости от объема информации, которую необходимо донести. На это могут повлиять, например, особенности деятельности организации, ее месторасположение, положения плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС. Это следует из п. п. 2.4, 2.5 Примерного порядка реализации инструктажа по ЧС.
(КонсультантПлюс, 2025)Продолжительность вводного инструктажа по ЧС (количество отводимых на него часов) организация определяет сама в программе вводного инструктажа в зависимости от объема информации, которую необходимо донести. На это могут повлиять, например, особенности деятельности организации, ее месторасположение, положения плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС. Это следует из п. п. 2.4, 2.5 Примерного порядка реализации инструктажа по ЧС.
Статья: Актуальные вопросы работы финансовой системы
("Официальный сайт Банка России", 2025)Ответ: Обращаться необходимо к своему кредитору. Граждане обязаны сами предоставить документы, подтверждающие снижение их дохода или нарушение условий жизни из-за ЧС. Это может быть справка 2-НДФЛ, справка о состоянии расчетов (доходах) по налогу на профессиональный доход, книга учета доходов и расходов индивидуального предпринимателя. Точный перечень документов следует уточнить в банке.
("Официальный сайт Банка России", 2025)Ответ: Обращаться необходимо к своему кредитору. Граждане обязаны сами предоставить документы, подтверждающие снижение их дохода или нарушение условий жизни из-за ЧС. Это может быть справка 2-НДФЛ, справка о состоянии расчетов (доходах) по налогу на профессиональный доход, книга учета доходов и расходов индивидуального предпринимателя. Точный перечень документов следует уточнить в банке.
Статья: Порядок разработки и утверждения плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)План действий организации по предупреждению и ликвидации ЧС - это документ, в котором определены объемы, организация, порядок, способы и сроки выполнения мероприятий по предупреждению и (или) снижению негативных последствий ЧС, по защите работников организации и населения, материальных ценностей и проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ при возникновении ЧС на объектах организации, а также привлекаемые для этого силы и средства (п. 3.1.1 ГОСТ Р 22.2.14-2023).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)План действий организации по предупреждению и ликвидации ЧС - это документ, в котором определены объемы, организация, порядок, способы и сроки выполнения мероприятий по предупреждению и (или) снижению негативных последствий ЧС, по защите работников организации и населения, материальных ценностей и проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ при возникновении ЧС на объектах организации, а также привлекаемые для этого силы и средства (п. 3.1.1 ГОСТ Р 22.2.14-2023).
Статья: Правовое обеспечение экологической безопасности в чрезвычайных экологических ситуациях: роль и место правоохранительных органов
(Бурганова Г.В.)
("Экологическое право", 2025, N 4)Чрезвычайная экологическая ситуация - это сложный процесс, формирующийся на конкретной территории под влиянием разрушительных факторов природной среды (техногенные аварии, стихийные бедствия, промышленные катастрофы или иные негативные явления). Это может быть внезапный выброс токсичных веществ из аварийного предприятия, масштабное нефтяное загрязнение при крушении танкера, бесконтрольные лесные пожары, стихийные бедствия, оборачивающиеся техногенными катастрофами. Общим для всех этих сценариев остается одно: экологическая система оказывается неспособной к самовосстановлению, а ущерб затрагивает не только природу, но и экономику, инфраструктуру и здоровье людей. Загрязненные водоемы становятся непригодными для использования, отравленный воздух провоцирует вспышки заболеваний, нарушаются транспортные и энергосистемы. Разрушение биогеоценозов ведет к вымиранию видов, сокращению лесных массивов и потере плодородных земель, что усугубляет долгосрочные последствия таких событий.
(Бурганова Г.В.)
("Экологическое право", 2025, N 4)Чрезвычайная экологическая ситуация - это сложный процесс, формирующийся на конкретной территории под влиянием разрушительных факторов природной среды (техногенные аварии, стихийные бедствия, промышленные катастрофы или иные негативные явления). Это может быть внезапный выброс токсичных веществ из аварийного предприятия, масштабное нефтяное загрязнение при крушении танкера, бесконтрольные лесные пожары, стихийные бедствия, оборачивающиеся техногенными катастрофами. Общим для всех этих сценариев остается одно: экологическая система оказывается неспособной к самовосстановлению, а ущерб затрагивает не только природу, но и экономику, инфраструктуру и здоровье людей. Загрязненные водоемы становятся непригодными для использования, отравленный воздух провоцирует вспышки заболеваний, нарушаются транспортные и энергосистемы. Разрушение биогеоценозов ведет к вымиранию видов, сокращению лесных массивов и потере плодородных земель, что усугубляет долгосрочные последствия таких событий.
Готовое решение: Как провести срочную (экстренную) закупку по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)для предупреждения или ликвидации чрезвычайной ситуации. При этом закупку в целях предупреждения ЧС можно проводить, только если для вашего региона введен режим повышенной готовности. Такой режим может быть введен как на федеральном, так и на региональном и местном уровнях (п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, пп. "а.1" ст. 10, пп. "м" п. 1 ст. 11 Закона N 68-ФЗ).
(КонсультантПлюс, 2025)для предупреждения или ликвидации чрезвычайной ситуации. При этом закупку в целях предупреждения ЧС можно проводить, только если для вашего региона введен режим повышенной готовности. Такой режим может быть введен как на федеральном, так и на региональном и местном уровнях (п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, пп. "а.1" ст. 10, пп. "м" п. 1 ст. 11 Закона N 68-ФЗ).
Статья: О правотворческом усмотрении как психолого-юридическом истоке права
(Ромашов Р.А., Валиев Р.Г.)
("Журнал российского права", 2025, N 1)Исключительна роль правотворческого усмотрения в условиях чрезвычайной ситуации. Как отмечает Т.Н. Шмидт, "сама по себе чрезвычайная ситуация - это, в сущности, пробел в законе, вакуум, где необходимых средств правового регулирования оказывается недостаточно, и возрастает усмотрение и роль правоприменительного и государственного усмотрения" <22>. В таких условиях возрастает роль казуального регулирования. По словам Т.Н. Шмидт, "зачастую в кризисных ситуациях происходит перераспределение правовых средств из сферы частного в сферу публичного права. Резко сужаются диспозитивность и автономия, и расширяются императивность и авторитарность в правовом регулировании" <23>. Так называемое "чрезвычайное правовое регулирование снимает ограничения с государства и расширяет сферу применения дискреционных полномочий" <24>. "Чрезвычайное право можно рассматривать не только в объективном смысле - как правовой институт, но и в субъективном - как полномочие государства на применение экстраординарных и внеправовых мер для разрешения экстремальных ситуаций... как совокупность дискреционных полномочий государственной власти на применение чрезвычайных мер воздействия в кризисных ситуациях жизни общества" <25>. В связи с этим возрастают риски злоупотребления усмотренческими (дискреционными) полномочиями и, соответственно, чрезвычайным законодательством и чрезвычайным правом.
(Ромашов Р.А., Валиев Р.Г.)
("Журнал российского права", 2025, N 1)Исключительна роль правотворческого усмотрения в условиях чрезвычайной ситуации. Как отмечает Т.Н. Шмидт, "сама по себе чрезвычайная ситуация - это, в сущности, пробел в законе, вакуум, где необходимых средств правового регулирования оказывается недостаточно, и возрастает усмотрение и роль правоприменительного и государственного усмотрения" <22>. В таких условиях возрастает роль казуального регулирования. По словам Т.Н. Шмидт, "зачастую в кризисных ситуациях происходит перераспределение правовых средств из сферы частного в сферу публичного права. Резко сужаются диспозитивность и автономия, и расширяются императивность и авторитарность в правовом регулировании" <23>. Так называемое "чрезвычайное правовое регулирование снимает ограничения с государства и расширяет сферу применения дискреционных полномочий" <24>. "Чрезвычайное право можно рассматривать не только в объективном смысле - как правовой институт, но и в субъективном - как полномочие государства на применение экстраординарных и внеправовых мер для разрешения экстремальных ситуаций... как совокупность дискреционных полномочий государственной власти на применение чрезвычайных мер воздействия в кризисных ситуациях жизни общества" <25>. В связи с этим возрастают риски злоупотребления усмотренческими (дискреционными) полномочиями и, соответственно, чрезвычайным законодательством и чрезвычайным правом.
Готовое решение: Как создать комиссию по чрезвычайным ситуациям и обучить ее членов
(КонсультантПлюс, 2025)Вы должны создать комиссию по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организации (далее - комиссия по чрезвычайным ситуациям), если ваша организация входит в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Это следует из пп. "г" п. 2 ст. 4.1 Закона о защите от ЧС и п. 7 Положения о РСЧС. Такая комиссия является координационным органом единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на объектовом уровне, создается в организациях, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (пп. "г" п. 2 ст. 4.1 Закона о защите от ЧС и п. 7 Положения о РСЧС). Узнать, входите вы в эту систему или нет, вы можете в рекомендуемом порядке.
(КонсультантПлюс, 2025)Вы должны создать комиссию по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организации (далее - комиссия по чрезвычайным ситуациям), если ваша организация входит в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Это следует из пп. "г" п. 2 ст. 4.1 Закона о защите от ЧС и п. 7 Положения о РСЧС. Такая комиссия является координационным органом единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на объектовом уровне, создается в организациях, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (пп. "г" п. 2 ст. 4.1 Закона о защите от ЧС и п. 7 Положения о РСЧС). Узнать, входите вы в эту систему или нет, вы можете в рекомендуемом порядке.
"Научно-практический комментарий к Водному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)Согласно ст. 1 Закона о ЧС чрезвычайная ситуация - это обстановка, сложившаяся на определенной территории в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения.
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)Согласно ст. 1 Закона о ЧС чрезвычайная ситуация - это обстановка, сложившаяся на определенной территории в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения.
Готовое решение: Как оплачивается работа по графику "два через два"
(КонсультантПлюс, 2025)Если недоработка возникла не по вашей вине и не по вине работника, оплатите ее в размере минимум 2/3 оклада (тарифной ставки) (ч. 2 ст. 155 ТК РФ). При сдельной оплате полагаем, что нужно считать размер оплаты недоработки исходя из сдельной расценки. Перечень причин, не зависящих от вас и работника, нормативно не определен. На практике к ним относят, например, стихийные бедствия, аварии, другие чрезвычайные ситуации. Предлагаем вам рассчитать оплату недоработки в этом случае по следующей формуле:
(КонсультантПлюс, 2025)Если недоработка возникла не по вашей вине и не по вине работника, оплатите ее в размере минимум 2/3 оклада (тарифной ставки) (ч. 2 ст. 155 ТК РФ). При сдельной оплате полагаем, что нужно считать размер оплаты недоработки исходя из сдельной расценки. Перечень причин, не зависящих от вас и работника, нормативно не определен. На практике к ним относят, например, стихийные бедствия, аварии, другие чрезвычайные ситуации. Предлагаем вам рассчитать оплату недоработки в этом случае по следующей формуле: