Численность при УСН
Подборка наиболее важных документов по запросу Численность при УСН (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 54.1 "Пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Кроме того, отсутствие надлежащего оформления трудоустройства фактических исполнителей позволило налогоплательщику формально соблюдать критерий о средней численности и применять УСН.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Кроме того, отсутствие надлежащего оформления трудоустройства фактических исполнителей позволило налогоплательщику формально соблюдать критерий о средней численности и применять УСН.
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 346.13 "Порядок и условия начала и прекращения применения упрощенной системы налогообложения" главы 26.2 "Упрощенная система налогообложения" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган доначислил индивидуальному предпринимателю НДС, так как посчитал, что налогоплательщик превысил показатели, установленные п. 4 ст. 346.13 НК РФ, и, следовательно, утратил право применять УСН. Налоговый орган указал на наличие признаков схемы "дробления" бизнеса, организованной предпринимателем и взаимосвязанным обществом. В частности, отмечался факт превышения общей численности работников, допустимой для применения УСН. Суд отметил, что налоговый орган не использовал информацию, предоставленную налогоплательщиком для расчета численности сотрудников. Расчет числа работников, предоставленный налогоплательщиком, обществом, а также приведенный судом, указывает на отсутствие превышения численности при их объединении. Учитывая данные обстоятельства, суд признал, что расчет, проведенный инспекцией, не отвечает требованиям законодательства и выполнен в противоречии с фактическими данными. Суд также отклонил иные доводы налогового органа о недобросовестности налогоплательщика. В частности, суд учел факты наличия самостоятельной инфраструктуры у контрагентов, ведения отдельной и самостоятельной хозяйственной деятельности, наличия независимого самостоятельного руководства, наличия контрольно-кассовой техники, персонала, транспорта и оборудования, расчетных счетов с действительным отображением движения денежных средств. Учитывая совокупность представленных в дело доказательств, суд пришел к выводу, что налоговым органом не доказана вся совокупность обстоятельств направленности действий предпринимателя и взаимосвязанного общества исключительно на минимизацию налогового бремени путем дробления бизнеса, предполагающая обязательное наличие одного из квалифицирующих признаков необоснованной налоговой выгоды, перечисленных в п. 5 Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды", получение налоговой выгоды вне связи с осуществлением реальной предпринимательской или иной экономической деятельности. Напротив, налогоплательщики фактически и самостоятельно осуществляли каждый свою деятельность в соответствии с деловой целью и видом экономической деятельности, для которых они были созданы. Суд признал решение налогового органа незаконным.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган доначислил индивидуальному предпринимателю НДС, так как посчитал, что налогоплательщик превысил показатели, установленные п. 4 ст. 346.13 НК РФ, и, следовательно, утратил право применять УСН. Налоговый орган указал на наличие признаков схемы "дробления" бизнеса, организованной предпринимателем и взаимосвязанным обществом. В частности, отмечался факт превышения общей численности работников, допустимой для применения УСН. Суд отметил, что налоговый орган не использовал информацию, предоставленную налогоплательщиком для расчета численности сотрудников. Расчет числа работников, предоставленный налогоплательщиком, обществом, а также приведенный судом, указывает на отсутствие превышения численности при их объединении. Учитывая данные обстоятельства, суд признал, что расчет, проведенный инспекцией, не отвечает требованиям законодательства и выполнен в противоречии с фактическими данными. Суд также отклонил иные доводы налогового органа о недобросовестности налогоплательщика. В частности, суд учел факты наличия самостоятельной инфраструктуры у контрагентов, ведения отдельной и самостоятельной хозяйственной деятельности, наличия независимого самостоятельного руководства, наличия контрольно-кассовой техники, персонала, транспорта и оборудования, расчетных счетов с действительным отображением движения денежных средств. Учитывая совокупность представленных в дело доказательств, суд пришел к выводу, что налоговым органом не доказана вся совокупность обстоятельств направленности действий предпринимателя и взаимосвязанного общества исключительно на минимизацию налогового бремени путем дробления бизнеса, предполагающая обязательное наличие одного из квалифицирующих признаков необоснованной налоговой выгоды, перечисленных в п. 5 Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды", получение налоговой выгоды вне связи с осуществлением реальной предпринимательской или иной экономической деятельности. Напротив, налогоплательщики фактически и самостоятельно осуществляли каждый свою деятельность в соответствии с деловой целью и видом экономической деятельности, для которых они были созданы. Суд признал решение налогового органа незаконным.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Типовая ситуация: УСН: условия перехода и применения
(Издательство "Главная книга", 2025)Средняя численность работников - не более 130 человек.
(Издательство "Главная книга", 2025)Средняя численность работников - не более 130 человек.
Нормативные акты
"Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ
(ред. от 17.11.2025)15) организации и индивидуальные предприниматели, средняя численность работников которых за налоговый (отчетный) период, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, превышает 130 человек.
(ред. от 17.11.2025)15) организации и индивидуальные предприниматели, средняя численность работников которых за налоговый (отчетный) период, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, превышает 130 человек.
Готовое решение: Как заполнить расчет по страховым взносам за отчетные (расчетный) периоды
(КонсультантПлюс, 2025)При применении УСН поле "Среднесписочная численность (чел.)" титульного листа расчета по страховым взносам заполните в общем порядке, описанном в разд. 2 этого материала (п. 2.11 Порядка заполнения расчета по страховым взносам).
(КонсультантПлюс, 2025)При применении УСН поле "Среднесписочная численность (чел.)" титульного листа расчета по страховым взносам заполните в общем порядке, описанном в разд. 2 этого материала (п. 2.11 Порядка заполнения расчета по страховым взносам).
Статья: Комментарий к Письму Федеральной налоговой службы от 02.06.2025 N СД-17-3/1482@ <Средняя численность работников для применения АУСН>
(Фатахова Н.Ю.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2025, N 12)Письмо ФНС России от 02.06.2025 N СД-17-3/1482@ посвящено вопросу средней численности работников для применения автоматизированной упрощенной системы налогообложения (АУСН).
(Фатахова Н.Ю.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2025, N 12)Письмо ФНС России от 02.06.2025 N СД-17-3/1482@ посвящено вопросу средней численности работников для применения автоматизированной упрощенной системы налогообложения (АУСН).
Статья: Налоговое регулирование малого и среднего предпринимательства: опыт применения упрощенной системы налогообложения
(Пьянова М.В.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 4)- количество субъектов МСП в целом сократилось в 2021 г. по сравнению с 2017 г. на 3,3%, при этом сокращение не имело устойчивого тренда: в 2018 г. по сравнению с 2017 г. наблюдался прирост, затем до 2020 г. - постепенная убыль, а в 2021 г. снова незначительный прирост. При этом численность налогоплательщиков УСН увеличилась опережающими темпами - на 15,7%;
(Пьянова М.В.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 4)- количество субъектов МСП в целом сократилось в 2021 г. по сравнению с 2017 г. на 3,3%, при этом сокращение не имело устойчивого тренда: в 2018 г. по сравнению с 2017 г. наблюдался прирост, затем до 2020 г. - постепенная убыль, а в 2021 г. снова незначительный прирост. При этом численность налогоплательщиков УСН увеличилась опережающими темпами - на 15,7%;
Статья: Легитимное налоговое планирование: оптимизация налоговой нагрузки без рисков дробления бизнеса
(Воробьев В.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 3)При переходе на УСН необходимо действовать осторожно, чтобы налоговые органы не предъявили обвинение в незаконном дроблении бизнеса. Зачастую такой соблазн возникает, когда бизнес активно растет и может быстро перешагнуть пороговые критерии УСН (дохода, численности персонала, стоимости основных средств и т.д.). Многие налогоплательщики стремятся снизить вероятность перехода на общую систему налогообложения (далее - ОСНО) и увеличивают количество компаний, таким образом регулируя соответствие критериям "упрощенки".
(Воробьев В.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 3)При переходе на УСН необходимо действовать осторожно, чтобы налоговые органы не предъявили обвинение в незаконном дроблении бизнеса. Зачастую такой соблазн возникает, когда бизнес активно растет и может быстро перешагнуть пороговые критерии УСН (дохода, численности персонала, стоимости основных средств и т.д.). Многие налогоплательщики стремятся снизить вероятность перехода на общую систему налогообложения (далее - ОСНО) и увеличивают количество компаний, таким образом регулируя соответствие критериям "упрощенки".
Готовое решение: Как совмещать УСН и патентную систему налогообложения
(КонсультантПлюс, 2025)1.4. Как при совмещении УСН и ПСН определять предельную численность работников
(КонсультантПлюс, 2025)1.4. Как при совмещении УСН и ПСН определять предельную численность работников
Готовое решение: Как некоммерческие организации применяют УСН
(КонсультантПлюс, 2025)средняя численность работников при УСН по общему правилу не должна превышать 130 человек. Исключение предусмотрено, в частности, для организаций потребительской кооперации (пп. 15 п. 3 ст. 346.12 НК РФ);
(КонсультантПлюс, 2025)средняя численность работников при УСН по общему правилу не должна превышать 130 человек. Исключение предусмотрено, в частности, для организаций потребительской кооперации (пп. 15 п. 3 ст. 346.12 НК РФ);
Статья: Что ждет упрощенцев в 2025 году, помимо уплаты НДС
(Никитин А.Ю.)
("Главная книга", 2024, N 17)Предельная численность УСН-работников остается прежней
(Никитин А.Ю.)
("Главная книга", 2024, N 17)Предельная численность УСН-работников остается прежней
Готовое решение: В каком порядке организации и ИП представляют декларации по УСН
(КонсультантПлюс, 2025)Учитывая ограничение по численности работников для УСН, большинство "упрощенцев" не попадают в категорию тех, кому обязательно сдавать декларацию в электронном виде по ТКС, и могут самостоятельно выбрать способ подачи.
(КонсультантПлюс, 2025)Учитывая ограничение по численности работников для УСН, большинство "упрощенцев" не попадают в категорию тех, кому обязательно сдавать декларацию в электронном виде по ТКС, и могут самостоятельно выбрать способ подачи.
Готовое решение: Какой режим выбрать ИП: ПСН или УСН
(КонсультантПлюс, 2025)средняя численность работников при УСН не должна превышать 130 человек (пп. 15 п. 3 ст. 346.12 НК РФ);
(КонсультантПлюс, 2025)средняя численность работников при УСН не должна превышать 130 человек (пп. 15 п. 3 ст. 346.12 НК РФ);
Готовое решение: Как применяет УСН индивидуальный предприниматель
(КонсультантПлюс, 2025)средняя численность работников при УСН не должна превышать 130 человек (пп. 15 п. 3 ст. 346.12 НК РФ);
(КонсультантПлюс, 2025)средняя численность работников при УСН не должна превышать 130 человек (пп. 15 п. 3 ст. 346.12 НК РФ);