Чем подтверждается право собственности на вагон



Подборка наиболее важных документов по запросу Чем подтверждается право собственности на вагон (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.05.2024 N 12АП-2617/2024, 12АП-2892/2024 по делу N А57-1517/2023
Требование: О признании недействительным договора поставки и применении последствий недействительности сделки.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
Однако, судом первой инстанции было установлено, что факт учета 185 вагонов в базе данных РЖД не подтверждает право собственности или владения имуществом ответчиком, поскольку фактически правообладателем является ООО "Альфа-лизинг" на основании договора лизинга.
Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2024 N 08АП-11222/2024 по делу N А46-6887/2023
Требование: О признании отсутствующим права собственности на железнодорожные пути.
Встречное требование: О признании отсутствующим права собственности на имущество.
Решение: Требование удовлетворено в части.
При этом, вопреки позиции апеллянта, договор на подачу и уборку вагонов от 18.11.2019 N 1/15 не подтверждает ни право собственности, ни эксплуатацию спорных объектов ОАО "РЖД", поскольку из параграфа первого договора следует, что договор заключен в целях эксплуатации железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего совместно перевозчику и пользователю, находящемуся на продолжении пути N 17 ст. Мариановка Западно-Сибирской железной дороги, локомотивом пользователя.
показать больше документов

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Основания для взыскания операторами подвижного состава штрафа за задержку вагона под погрузкой или выгрузкой на путях необщего пользования в соответствии с частью 6 статьи 62 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации
(Малькова С.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)
В рамках настоящей статьи следует обратить внимание еще на одну особенность предъявления оператором подвижного состава иска о взыскании штрафа за задержку принадлежащего ему вагона под погрузкой или выгрузкой в соответствии со ст. 62 Устава ЖДТ. В отличие от иска о взыскании штрафа за задержку вагонов под погрузкой или выгрузкой в соответствии с условиями договора, в иске о взыскании штрафа за задержку вагонов под погрузкой или выгрузкой в соответствии со ст. 62 Устава ЖДТ оператор подвижного состава должен доказать, что он является оператором подвижного состава. Определение оператора имеется в ст. 2 Устава ЖДТ: оператор железнодорожного подвижного состава, контейнеров - это юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие железнодорожный подвижной состав, контейнеры на праве собственности или ином праве и оказывающие юридическим или физическим лицам услуги по предоставлению железнодорожного подвижного состава, контейнеров для перевозок железнодорожным транспортом. Основополагающим условием является "владение вагонами", что и должен в исковом заявлении подтвердить истец. Документами, подтверждающими владение вагонами, могут являться договоры купли-продажи, договоры аренды, договоры финансовой аренды, справки ГВЦ. Отсутствие документов, подтверждающих право оператора подвижного состава владения вагонами, влечет отказ в удовлетворении его требований. Так, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в Постановлении от 31.08.2021 по делу N А19-814/2019 отказал в удовлетворении кассационной жалобы оператора подвижного состава о взыскании штрафа за задержку принадлежащего ему вагона под погрузкой или выгрузкой, указав, что истец не доказал наличие статуса оператора подвижного состава по смыслу ст. 2 Устава ЖДТ, хотя в части транспортных железнодорожных накладных стояла отметка о принадлежности используемых вагонов истцу.
Путеводитель по судебной практике: Общие положения о купле-продаже.
Является ли акт приема-передачи доказательством передачи товара по договору купли-продажи
(КонсультантПлюс, 2025)
Кроме того, как правильно указал ответчик, из локальных актов ОАО "РЖД" не следует, что акт ВУ-70М является единственным документом, подтверждающим фактическую передачу вагонов. При этом локальные акты ОАО "РЖД" не должны противоречить нормам гражданского законодательства. На отношения сторон кроме положений договора N 277/ндц от 13.12.2005 г. распространяются также и общие нормы гражданского права, в том числе нормы о возникновении права собственности на приобретенное по договору имущество (ст. 218, 223 ГК РФ). Из актов приема-передачи от 03.03.2006 г., 02.05.2006 г., 14.08.2006 г., 07.11.2006 г. следует, что перечисленные в них вагоны переходят в собственность ООО "Восток Запад" (ст. 431 ГК РФ). Из материалов дела усматривается, что такой способ передачи вагонов в собственность истца как оформление акта приема-передачи использовался сторонами и при передаче других 42 вагонов по договору, факт получения которых истец не оспаривает. При этом само по себе неоформление спорных вагонов по форме ВУ-70М при наличии подписанных сторонами актов приема-передачи с учетом п. 3.4 договора не свидетельствует о неисполнении ответчиком обязанности по передаче спорных вагонов. Иные обстоятельства, на которые истец ссылается в качестве доказательств неисполнения ответчиком обязанности по передаче вагонов, в том числе "предварительно, заблаговременно за 10 календарных дней уведомить истца о дате передачи каждого вагона", также, при наличии имеющихся в деле надлежащих доказательств передачи спорных вагонов истцу, не свидетельствуют о неисполнении обязанности ответчика по передаче оставшихся 20 вагонов. Из условий договора N 277ндц от 13.12.2006 г. не следует, что несоблюдение порядка передачи вагона, неоформление в собственность переданных вагонов путем составления формы ВУ-70 влечет признание стороны, нарушившей согласованные в договоре условия, лицом, неисполнившим обязательство по передаче вагонов. Более того, доказательств того, что истцом не получены вагоны, истребуемые по настоящему иску, ООО "Восток Запад" в порядке ст. 65 АПК РФ не представлено..."
показать больше документов

Нормативные акты

Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 02.09.2025)
6) документы, подтверждающие наличие у организации в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде вагона-ресторана (вагона-кафе, вагона-буфета, вагона-бара), водного судна, воздушного судна и (или) права организации оказывать в них услуги общественного питания (при выдаче лицензии, предусматривающей право на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания на железнодорожном и водном транспорте общего пользования междугороднего и международного сообщения, а также на железнодорожном и водном транспорте, не относящемся к транспорту общего пользования, вместо места нахождения обособленного подразделения указываются регистрационные данные вагона-ресторана (вагона-кафе, вагона-буфета, вагона-бара), водного судна, присвоенные им в установленном порядке для соответствующих транспортных средств);
Распоряжение ОАО "РЖД" от 01.07.2022 N 1731р
(ред. от 13.05.2025)
"Об актуализации типовой формы договора на предоставление во временное пользование ОАО "РЖД" грузовых вагонов, следующих в международном сообщении (в ред. Распоряжения ОАО "РЖД" от 04.10.2023 г. N 2505/р)"
2.1.3. Подтверждает, что передаваемые ОАО "РЖД" грузовые вагоны, принадлежащие ей на праве собственности или любом другом законном основании, не имеют ограничений, препятствующих их передаче и использованию ОАО "РЖД", отсутствуют таможенные ограничения в пользовании и техническом обслуживании передаваемых грузовых вагонов. "Компания" обязана предупредить ОАО "РЖД" о правах третьих лиц на передаваемые ОАО "РЖД" грузовые вагоны.
показать больше документов