Чем отличается внутренний контроль от внутреннего аудита
Подборка наиболее важных документов по запросу Чем отличается внутренний контроль от внутреннего аудита (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Каковы обязанности оператора персональных данных
(КонсультантПлюс, 2025)На практике отличие внутреннего контроля от аудита в том, что внутренний контроль обычно проводится силами самой организации, поскольку его проведение - это обязанность лица, ответственного за организацию обработки персональных данных в организации (п. 1 ч. 4 ст. 22.1 Закона о персональных данных). Для проведения аудита, как правило, привлекают специализированную организацию. Для этого необходимо заключить с этой организацией договор оказания услуг.
(КонсультантПлюс, 2025)На практике отличие внутреннего контроля от аудита в том, что внутренний контроль обычно проводится силами самой организации, поскольку его проведение - это обязанность лица, ответственного за организацию обработки персональных данных в организации (п. 1 ч. 4 ст. 22.1 Закона о персональных данных). Для проведения аудита, как правило, привлекают специализированную организацию. Для этого необходимо заключить с этой организацией договор оказания услуг.
"Контроль за деятельностью акционерного общества: правовое регулирование: монография"
(Патенкова В.Ю.)
("Юстицинформ", 2023)На федеральном уровне внутренний контроль закреплен в пункте 1 статьи 19 Федерального закона N 402-ФЗ от 06.12.2011 "О бухгалтерском учете" (далее - Закон о бухгалтерском учете) <201>, согласно которой экономический субъект обязан организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни. В Информации Минфина России от 26.12.2013 N ПЗ-11/2013 "Организация и осуществление экономическим субъектом внутреннего контроля фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности" (далее - Информация Минфина N ПЗ-11/2013) <202> указано, что внутренний контроль - это процесс, направленный на получение достаточной уверенности в том, что экономический субъект эффективен и результативен в своей деятельности, своевременно предоставляет достоверную бухгалтерскую отчетность, а также соблюдает применимое законодательство; он должен обеспечивать предотвращение или выявление отклонений от установленных правил и процедур, а также искажений данных бухгалтерского учета и отчетности <203>. По мнению С.Н. Поленовой, в данном определении происходит смешение понятий "внутренний контроль деятельности организации" и "внутренний контроль в сфере бухгалтерского учета", поскольку не уточнено, о каких именно отклонениях от правил и процедур идет речь <204>. Исходя из Положения об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах (утв. Банком России 16.12.2003 N 242-П) <205> внутренний контроль представляет собой деятельность, осуществляемую кредитной организацией (ее органами управления, подразделениями и служащими) и направленную на достижение определенных целей, а именно: эффективности и результативности ведения хозяйственной деятельности, в том числе при управлении банковскими рисками; достоверности, полноты, объективности и своевременности составления и представления различных видов отчетности, а также информационной безопасности; соблюдения нормативных правовых актов, стандартов саморегулируемых организаций, учредительных и внутренних документов кредитной организации; исключения вовлечения кредитной организации и участия ее служащих в осуществлении противоправной деятельности, в том числе легализации (отмывании) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, а также своевременного представления в соответствии с законодательством РФ сведений в органы государственной власти и Банк России. В 2014 году в указанное Положение Банк России внес изменения: обязал все кредитные организации иметь два подразделения, осуществляющих контроль, - службу внутреннего контроля и службу внутреннего аудита <206>. Система внутреннего контроля больше нацелена на анализ нарушений законодательства, выявление различных несоответствий, а также их устранение. Служба внутреннего аудита занимается выявлением и прогнозированием рисков, минимизацией их последствий. Из этого следует, что работа указанных служб во времени также отличается: внутренний контроль осуществляется в режиме реального времени, а внутренний аудит нацелен на будущее. Рассматривая понятие эффективности осуществления внутреннего контроля в банках, мы презюмируем, что такими же критериями следует руководствоваться и иным формам организации хозяйственной деятельности, поскольку банки являются коммерческими юридическими лицами. Так, эффективность осуществления внутреннего контроля - это постоянный элемент деятельности банка по всем направлениям, включающий различные формы оптимизации затрат на ключевых элементах бизнес-модели при помощи различных технологий, в том числе банковских информационных технологий и технологий менеджмента, когда оптимизация затрат является условием дальнейшего развития организации <207>. Таким образом, оптимизация затрат является одним из условий успешного развития бизнеса.
(Патенкова В.Ю.)
("Юстицинформ", 2023)На федеральном уровне внутренний контроль закреплен в пункте 1 статьи 19 Федерального закона N 402-ФЗ от 06.12.2011 "О бухгалтерском учете" (далее - Закон о бухгалтерском учете) <201>, согласно которой экономический субъект обязан организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни. В Информации Минфина России от 26.12.2013 N ПЗ-11/2013 "Организация и осуществление экономическим субъектом внутреннего контроля фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности" (далее - Информация Минфина N ПЗ-11/2013) <202> указано, что внутренний контроль - это процесс, направленный на получение достаточной уверенности в том, что экономический субъект эффективен и результативен в своей деятельности, своевременно предоставляет достоверную бухгалтерскую отчетность, а также соблюдает применимое законодательство; он должен обеспечивать предотвращение или выявление отклонений от установленных правил и процедур, а также искажений данных бухгалтерского учета и отчетности <203>. По мнению С.Н. Поленовой, в данном определении происходит смешение понятий "внутренний контроль деятельности организации" и "внутренний контроль в сфере бухгалтерского учета", поскольку не уточнено, о каких именно отклонениях от правил и процедур идет речь <204>. Исходя из Положения об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах (утв. Банком России 16.12.2003 N 242-П) <205> внутренний контроль представляет собой деятельность, осуществляемую кредитной организацией (ее органами управления, подразделениями и служащими) и направленную на достижение определенных целей, а именно: эффективности и результативности ведения хозяйственной деятельности, в том числе при управлении банковскими рисками; достоверности, полноты, объективности и своевременности составления и представления различных видов отчетности, а также информационной безопасности; соблюдения нормативных правовых актов, стандартов саморегулируемых организаций, учредительных и внутренних документов кредитной организации; исключения вовлечения кредитной организации и участия ее служащих в осуществлении противоправной деятельности, в том числе легализации (отмывании) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, а также своевременного представления в соответствии с законодательством РФ сведений в органы государственной власти и Банк России. В 2014 году в указанное Положение Банк России внес изменения: обязал все кредитные организации иметь два подразделения, осуществляющих контроль, - службу внутреннего контроля и службу внутреннего аудита <206>. Система внутреннего контроля больше нацелена на анализ нарушений законодательства, выявление различных несоответствий, а также их устранение. Служба внутреннего аудита занимается выявлением и прогнозированием рисков, минимизацией их последствий. Из этого следует, что работа указанных служб во времени также отличается: внутренний контроль осуществляется в режиме реального времени, а внутренний аудит нацелен на будущее. Рассматривая понятие эффективности осуществления внутреннего контроля в банках, мы презюмируем, что такими же критериями следует руководствоваться и иным формам организации хозяйственной деятельности, поскольку банки являются коммерческими юридическими лицами. Так, эффективность осуществления внутреннего контроля - это постоянный элемент деятельности банка по всем направлениям, включающий различные формы оптимизации затрат на ключевых элементах бизнес-модели при помощи различных технологий, в том числе банковских информационных технологий и технологий менеджмента, когда оптимизация затрат является условием дальнейшего развития организации <207>. Таким образом, оптимизация затрат является одним из условий успешного развития бизнеса.
Нормативные акты
Указ Президента РФ от 31.12.2017 N 651
(ред. от 19.08.2021)
"Вопросы Главного управления специальных программ Президента Российской Федерации"
(вместе с "Положением о Главном управлении специальных программ Президента Российской Федерации")27) организует проведение в установленном порядке в ГУСПе внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита;
(ред. от 19.08.2021)
"Вопросы Главного управления специальных программ Президента Российской Федерации"
(вместе с "Положением о Главном управлении специальных программ Президента Российской Федерации")27) организует проведение в установленном порядке в ГУСПе внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита;
Информационное письмо Банка России от 01.10.2020 N ИН-06-28/143
"О рекомендациях по организации управления рисками, внутреннего контроля, внутреннего аудита, работы комитета совета директоров (наблюдательного совета) по аудиту в публичных акционерных обществах"Заключение внутреннего аудита отличается от выводов по итогам выполнения внутренних аудиторских проверок тем, что формулируется в отношении системы управления рисками и внутреннего контроля, а также корпоративного управления Общества в целом за период времени, выводы же относятся к итогам выполнения отдельной внутренней аудиторской проверки.
"О рекомендациях по организации управления рисками, внутреннего контроля, внутреннего аудита, работы комитета совета директоров (наблюдательного совета) по аудиту в публичных акционерных обществах"Заключение внутреннего аудита отличается от выводов по итогам выполнения внутренних аудиторских проверок тем, что формулируется в отношении системы управления рисками и внутреннего контроля, а также корпоративного управления Общества в целом за период времени, выводы же относятся к итогам выполнения отдельной внутренней аудиторской проверки.
Статья: Принципы организации и осуществления внутреннего финансового контроля государственных (муниципальных) учреждений
(Ендовицкий Д.А., Пожидаева Т.А., Спиридонова Н.Э.)
("Международный бухгалтерский учет", 2023, N 9)В табл. 1 систематизированы принципы государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, внешнего государственного (муниципального) финансового контроля, внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, внутреннего финансового аудита, осуществляемого отдельными участниками бюджетного процесса.
(Ендовицкий Д.А., Пожидаева Т.А., Спиридонова Н.Э.)
("Международный бухгалтерский учет", 2023, N 9)В табл. 1 систематизированы принципы государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, внешнего государственного (муниципального) финансового контроля, внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, внутреннего финансового аудита, осуществляемого отдельными участниками бюджетного процесса.
"Правовое регулирование новых видов предпринимательской деятельности: практическое пособие"
(Абрамов В.Ю., Абрамов Ю.В.)
("Юстицинформ", 2023)Комплаенс-служба (служба внутреннего контроля) является линейной службой по осуществлению контроля за рисками наряду с главным управляющим рисками и службой внутреннего аудита. При этом функциональные задачи комплаенс-службы существенно отличаются от функционала главного управляющего рисками и службы внутреннего аудита. Основное отличие здесь заключается в целях и объеме задач, выполняемых данными различными контрольными подразделениями.
(Абрамов В.Ю., Абрамов Ю.В.)
("Юстицинформ", 2023)Комплаенс-служба (служба внутреннего контроля) является линейной службой по осуществлению контроля за рисками наряду с главным управляющим рисками и службой внутреннего аудита. При этом функциональные задачи комплаенс-службы существенно отличаются от функционала главного управляющего рисками и службы внутреннего аудита. Основное отличие здесь заключается в целях и объеме задач, выполняемых данными различными контрольными подразделениями.
Статья: Реформирование внутреннего государственного финансового контроля: цели, задачи и правовые вызовы
(Ялбулганов А.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2020, N 11)Одним из реальных шагов в реализации государственной программы Российской Федерации стало принятие Федерального закона от 26.07.2019 N 199-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части совершенствования государственного (муниципального) финансового контроля, внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита", которым были внесены изменения в ст. 160.2-1 "Бюджетные полномочия отдельных участников бюджетного процесса по организации и осуществлению внутреннего финансового аудита". В статье 160.2-1 БК РФ, которая, в отличие от всех методических рекомендаций Минфина России <14>, имеет обязательный характер, закреплены полномочия отдельных участников бюджетного процесса по организации и осуществлению внутреннего финансового аудита, а ВФА определяется как деятельность по формированию и предоставлению руководителю главного администратора бюджетных средств, руководителю распорядителя бюджетных средств, руководителю получателя бюджетных средств, руководителю администратора доходов бюджета, руководителю администратора источников финансирования дефицита бюджета:
(Ялбулганов А.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2020, N 11)Одним из реальных шагов в реализации государственной программы Российской Федерации стало принятие Федерального закона от 26.07.2019 N 199-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части совершенствования государственного (муниципального) финансового контроля, внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита", которым были внесены изменения в ст. 160.2-1 "Бюджетные полномочия отдельных участников бюджетного процесса по организации и осуществлению внутреннего финансового аудита". В статье 160.2-1 БК РФ, которая, в отличие от всех методических рекомендаций Минфина России <14>, имеет обязательный характер, закреплены полномочия отдельных участников бюджетного процесса по организации и осуществлению внутреннего финансового аудита, а ВФА определяется как деятельность по формированию и предоставлению руководителю главного администратора бюджетных средств, руководителю распорядителя бюджетных средств, руководителю получателя бюджетных средств, руководителю администратора доходов бюджета, руководителю администратора источников финансирования дефицита бюджета:
Статья: Концепции управленческого учета в контексте его определения и связи с бухгалтерской сущностью
(Серебрякова Т.Ю., Мельник Е.В.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, N 7)Далее в документе находим: "Управленческий учет... предоставляет сотрудникам данные, необходимые для принятия решений, тщательный анализ и обоснованные суждения для принятия более эффективных решений и их эффективного доведения до сведения" <8>. Таким образом, при помощи управленческого учета получают данные, проводится их тщательный анализ, формируются обоснованные суждения, и доводятся до сведения. Это очень сильно напоминает функции внутреннего контроля или аудита. Единственное, в чем состоит отличие - это в направленности: внутренний контроль действительно в большей степени ориентирован на свершившиеся факты и их нивелирование и исправление. А управленческий учет, по версии Глобальной инициативы, ориентирован на выработку решений по развитию организации, опирающиеся на имеющиеся достижения, установленные учетной и неучетной его составляющими. При этом в Стандарте уделяется внимание финансовому учету как источнику учетных данных, уточняется, что управленческий учет, используя сведения финансового учета, обеспечивает формирование стратегических и плановых управленческих решений.
(Серебрякова Т.Ю., Мельник Е.В.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, N 7)Далее в документе находим: "Управленческий учет... предоставляет сотрудникам данные, необходимые для принятия решений, тщательный анализ и обоснованные суждения для принятия более эффективных решений и их эффективного доведения до сведения" <8>. Таким образом, при помощи управленческого учета получают данные, проводится их тщательный анализ, формируются обоснованные суждения, и доводятся до сведения. Это очень сильно напоминает функции внутреннего контроля или аудита. Единственное, в чем состоит отличие - это в направленности: внутренний контроль действительно в большей степени ориентирован на свершившиеся факты и их нивелирование и исправление. А управленческий учет, по версии Глобальной инициативы, ориентирован на выработку решений по развитию организации, опирающиеся на имеющиеся достижения, установленные учетной и неучетной его составляющими. При этом в Стандарте уделяется внимание финансовому учету как источнику учетных данных, уточняется, что управленческий учет, используя сведения финансового учета, обеспечивает формирование стратегических и плановых управленческих решений.
Статья: Внутренний бюджетный контроль и внутренний бюджетный аудит публичных расходов: соотношение и особенности правового регулирования
(Бочкарева Е.А.)
("Финансовое право", 2023, N 3)<15> См. п. 3 раздела II Федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Определения, принципы и задачи внутреннего финансового аудита" (утв. Приказом Минфина России от 21 ноября 2019 г. N 196н) // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru (дата обращения: 23.12.2022).
(Бочкарева Е.А.)
("Финансовое право", 2023, N 3)<15> См. п. 3 раздела II Федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Определения, принципы и задачи внутреннего финансового аудита" (утв. Приказом Минфина России от 21 ноября 2019 г. N 196н) // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru (дата обращения: 23.12.2022).
"Контроль и ревизия в бюджетных учреждениях: Учебное пособие"
(2-е издание, переработанное)
(Маслова Т.С.)
("Магистр", "ИНФРА-М", 2023)Органы исполнительной власти (местной администрации) вправе создавать подразделения внутреннего финансового аудита (внутреннего контроля), разрабатывающие и контролирующие внутренние стандарты и процедуры составления и исполнения бюджета, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета, а также проводящие подготовку и организацию принятия мер, направленных на повышение результативности (эффективности и экономности) использования бюджетных средств.
(2-е издание, переработанное)
(Маслова Т.С.)
("Магистр", "ИНФРА-М", 2023)Органы исполнительной власти (местной администрации) вправе создавать подразделения внутреннего финансового аудита (внутреннего контроля), разрабатывающие и контролирующие внутренние стандарты и процедуры составления и исполнения бюджета, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета, а также проводящие подготовку и организацию принятия мер, направленных на повышение результативности (эффективности и экономности) использования бюджетных средств.
"Конфликт интересов в юридических лицах: монография"
(Малкина В.И.)
(под ред. О.А. Беляевой)
("Юстицинформ", 2022)В экономической теории комплаенс-контроль рассматривается в качестве основной технологии системы управления рисками и концепции стабильного развития экономической системы <274>. Как и любая система управления рисками, комплаенс включает в себя действия, связанные с выявлением, предупреждением и реагированием. Комплаенс помогает организации уйти от неосознанного принятия рисков и, в отличие от внутреннего аудита, работает не со свершившимися событиями, а в предупредительном режиме <275>.
(Малкина В.И.)
(под ред. О.А. Беляевой)
("Юстицинформ", 2022)В экономической теории комплаенс-контроль рассматривается в качестве основной технологии системы управления рисками и концепции стабильного развития экономической системы <274>. Как и любая система управления рисками, комплаенс включает в себя действия, связанные с выявлением, предупреждением и реагированием. Комплаенс помогает организации уйти от неосознанного принятия рисков и, в отличие от внутреннего аудита, работает не со свершившимися событиями, а в предупредительном режиме <275>.
"Предпринимательское право: учебник: в 2 т."
(том 2)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)Страховщик для оценки его эффективности и проверки соответствия деятельности законодательству РФ обязан вести бухгалтерский учет, составлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность, статистическую отчетность, а также иную отчетность, необходимую для осуществления контроля и надзора в сфере страховой деятельности, организовать систему внутреннего контроля и внутреннего аудита.
(том 2)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)Страховщик для оценки его эффективности и проверки соответствия деятельности законодательству РФ обязан вести бухгалтерский учет, составлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность, статистическую отчетность, а также иную отчетность, необходимую для осуществления контроля и надзора в сфере страховой деятельности, организовать систему внутреннего контроля и внутреннего аудита.